Деятельность учителя и обучающихся.
|
1.Оргмомент. 2. Тема. Цели урока. Что это за слово, которое определяется в Большом энциклопедическом словаре вот так: «Замена одного математического объекта аналогичным объектом, полученным из первого по определенным правилам»? (преобразование) С какими выражениями мы работаем на уроках? (рациональными) Подскажите тему урока. «Преобразование рациональных выражений». Запишите дату и тему в тетрадь. Как вы думаете 1)Что мы будем делать на уроке? (учиться преобразовывать рациональные выражения) 2) Как мы будем это делать? Какие действия мы можем выполнять с рациональными дробями? (Сложение и вычитание дробей, произведение и деление дробей, возведение в степень) 3. Актуализация опорных знаний Какие тождественные преобразования мы знаем? К тождественным преобразованиям относятся: • приведение подобных членов; • раскрытие скобок; • разложение на множители; • приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. 3) Для чего?
|
Открываю кроссворд Угадав все слова вы прочтете одно замечательное слово. ![](https://lh6.googleusercontent.com/N-xBbhxgFVK6lgHwVYnVwc7LQu5xZtC-Uw_WUYAIo-AzrAVUVbeEz0pBTlVdg3411PGw1SLsXSCiGNye4UJaciYLUH4mDxjAo6Gj0k3svQX8vtFCvfb6oqMKCWwKf5Zb-79JP-uWr_FuEFL3SA)
1. Зачем нужны тождественные преобразования? Чтобы____________ сложное выражение. (Решение сделать более удобным, выражение нужно …, а одним математическим словом) 2. Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их _________ а знаменатель оставить прежним. 3. Равенство, верное при всех допустимых значениях входящих в него переменных называется ___________ . 4. Частное двух дробей равно произведению делимого на дробь, обратную ___________. 5. Как называются слагаемые многочлена, которые отличаются друг от друга только коэффициентом? 6. Что можно сделать с алгебраической дробью, если в состав числителя и знаменателя одновременно входит общий множитель? (Разгадав кроссворд, в выделенном вертикальном столбце ученики читают слово «истина») Почему мне захотелось выделить это слово? Потому что мы сегодня познакомимся с фрагментами биографии одной известной женщины-математика, у которой девизом всей жизни было: «служить истине, служить справедливости». Но знакомиться мы будем в результате выполнения учебных заданий по теме сегодняшнего урока.
|
4. Закрепление знаний и способов действий Устные упражнения Кто же эта женщина? Выберите её портрет из четырёх портретов известных женщин, для этого выполните задания устно. Задание 1: Назовите наименьший общий знаменатель дробей и дополнительные множители. ![](https://lh3.googleusercontent.com/ijRvVbv4OPUvNDd9xhtM6Nd7raG_ille3_4I92mV4e71zf79OfpiHAV89ksD6rt2C7RQCpqOY_x8QNV9-Vz3yaaju4GR3LgcK2NBNTV2mxnCRA6voDe3Xkzx07V_cqpojIiwFiNtVixqz2CUTg) ![](https://lh4.googleusercontent.com/xlM_48i81Zte3njpF_-xXkZ-f5A-VddUeMNGKTSt_dkno56yaz9AAgoBgIwVdHCAzPwCnVtvK550TqFrI2_5qk8p5ppnSUihPY2VsZVZPMtINXF5MmmoXKobtmr29jJMyAiRVs8vTM9pRlgOaQ) ![](https://lh6.googleusercontent.com/kjOOavYCH7d4VMtxbdZBsGxNm2gPkua4NH9SKasvgRRjopOTfVEakDDjq4aQcKDFVt0Nt17_4f0tlX20k7RKMGmOyEGQzK3c2Mzh6GdBuD4CFqZ-UXFpSrpuLWYdJfbiZLIFcFb_0efPmsI9Pg) ![](https://lh3.googleusercontent.com/Bc9wkQxe13SAHAWbRcIL-_XIfaK3-SSXFqRBLAJuPX3juhIvwZi2eS9SFCUnbBhELElW5zk9gkvP3nnSHU-ZstuoLW-iv_LskkGIeP4nhV_h8zDB6qw1V87hac3CYrL7F-OQTz051a785asEKA)
Ответы: X2-9, (y+1)2, 6-2у, b2-a2 (Верные ответы наименьших общих знаменателей скрыты) Какая пара дробей здесь «лишняя»? Она укажет на имя женщины-математика. Ответ: 3 . Ковалевская Софья Васильевна. (Во всех парах дробей применяются формулы сокращенного умножения, а в этой нет - вынесение общего множителя за скобки) |
Задание 2: Устно. Назовите количество верных равенств среди следующих. Число, записанное под годом рождения С.В. Ковалевской, равно количеству верных равенств среди следующих. (Индивидуальная работа по карточкам со слабыми учениками с последующей проверкой- карточку сдать. ) У каждого из вас на партах лежат карточки зелёного и красного цвета. Если вы считаете, что равенство верное, то поднимите карточку зелёного цвета, если – неверное, то красного. Проверяем первое равенство (карточки красного и зеленого цвета или верно-неверно), Узнаем правильный ответ. Попробуем перетащить равенство в карман с «верно».) если все ответы правильные идем дальше, если есть ответ неправильный объясняем решение) Проверяем второе равенство Проверяем третье равенство Проверяем четвертое равенство Ответ: Верных равенств 3, равенство под цифрой 4) неверное, нарушено правило возведения дроби в степень. Ответ:1850 год
|
Сообщение 1.
|
Задание 3. Устно. Найдите ошибку в решении. Количество ошибок укажет на название имения Круковских.
![](https://lh4.googleusercontent.com/nWw4zvGinzFSPgz3eOB3FfayuVX1Q8Xz_2tcWMo2aJB3tbumjtJeRg-MIavDwDB2QEFcfB_RHSxBl2fS46Ylq3-sWkkAHB7r9acnx5db9ZyT-zlROTutfVg0Nhy1oUiVxc3pbXmh2prun9l_0g)
|
Сообщение 2
|
Самостоятельная работа в тетрадях и на доске, с последующей самопроверкой. ЦОР «Преобразование выражений» Верно выполненное задание даст вам право узнать имя первого учителя Ковалевской С.В. (Гиперссылка на ЦОР) Сцена 1 из модуля Прочитайте задание. (Упростить выражение) Спишите выражение 1 из сцены первой. Прочитайте задание. (Упростить выражение) Сцена 2 из модуля Спишите выражение 2 из сцены второй. Решаем самостоятельно с последующей самопроверкой. К доске 2 ученика. _____________________________________________ Проверка: После решения ответ забить в модуль. Открыть подсказку. Сравните свое решение с верным. Если нужно, исправьте ошибки. Получить верный ответ. Сцена 1. Упростите выражение. ![](https://lh5.googleusercontent.com/gs2UeqZW18f0GC51uvujKwt_QIMW2Ir6mPU11jH_cY738Edstl1MwhYwgjNEvw3dCEzDgPXe86pcMGLPxFw9Uh--ko3zsSeSi-o8CD9mwdHqEt9iL6V4eK6dGFvlG3xrU7dAO-cvXShWGjdjsw)
![](https://lh4.googleusercontent.com/pEzf8TdU0y2GQcniZe-lQxE8syMu51lqirJ0eEWY6xfvFeTtqZqrwRIF4PzF1790OTWGYc5B3XIRR6dMXfIaNjL0yHCN2smyGgnKsr541iCzI9vldhn2htmpfUeRS8BXsWaw5OKGlP2yVvt92A)
Задание 2: Упростите выражение Сцена 2. Упростите выражение. ![](https://lh3.googleusercontent.com/9GHcqiOQo4dYPycumLXHX1YGSGzjLkyr7Db9yr6PzwCg3EhXYsWFC8coeRsFRZlLKFI-dnz5TozrXJlqnPaypfrX_HaRaAXz_bEfO53SsGDTMgzeJYwhRM_sblqnYTaCoX0eyEMH1XMvYruWwg)
![](https://lh5.googleusercontent.com/bWQ-MPLOcIzYDR31jivS0ZmKZzA-j7EdlcfVK_9YVsUD6OzNo2m0NRc_FXnJu1SKm1wMDrJIy9dpB_0a2SUReIm2eplym5Ly5GVxzxd4y1uiyZkfA0X7IIxzS7zY4A1x9JxdTyrZN2VJMNbErw)
После выполнения задания, работы над ошибками на слайде можно открыть имя первого учителя- Иосив Игнатьевич Малевич.![](https://lh5.googleusercontent.com/btLmAvVwYT2dROlXS5aVMy3eSinDadUJac7ZJ65lqr5POmTjsOCc9qpYJe1ZOBt_OaOKFcHeYS5jnecEhk6UU3BgEM56aOC91ne8wvX9tI5DTNoQgYRSosL8DWI4c5Nb9xRGsLiitnZfckUPUg)
Сообщение 3
|
Задание 3. Решите каждый по одному действию (с последующей проверкой) и составьте выражение. Ответ укажет на имя знаменитого немецкого математика, ставшего научным руководителем С. Ковалевской. (Раздаточный материал. Карточки с разно уровневым заданием)
Карточка №1 Решение: ![](https://lh6.googleusercontent.com/Z_eNpZNuLcBS_mT7hamx5nr33iRxvUkXJf43HCs0RPuXxx9LwFN-0DnYj8IRayDPfK_oYsINuNYzrDRJy2ZMt8zil9zEjGG53DLm1wDozFOmtrqM_MI8YHYPzouhLAr4s4TkKPLd8c7FA64qwg)
Карточка №2 ![](https://lh5.googleusercontent.com/g2xrTKPcUcbvVWZ4DLqSJIyrNexYMq_1eTC6r3GfWI8071ko7cIFKXA1IO_b9ja6o86ChfjPqz7S-hFVnbyOGd148qZgIqO6SwryY5TCOsGTTz8lCbCj193LnDpKYhW8-TaOQgux9XYahlFIqg)
Карточка №3 ![](https://lh3.googleusercontent.com/TO9YutSVCrtnt9yjbfXPauHJQh-Njkhk0gtpguyFnTtJgRjgY-hhKBviCZ6T8PyRtWKe8ddwb32EYF0lkcaWFIUpkMujgTx_Aj5oqrPDVPdLI39XFHPl5OpRIjkXWwkEldEhcPXq2p9B0FJ6ZA)
Проверяем. Ответы скрыты справа от выражения (инструмент Ластик). Учитель заполняет пробелы. Результат от 1 действия: (слушаю несколько ответов, открываю правильный ответ, если у ученика ошибка - комментирует свое решение, исправляет ошибки). Результат от 2 действия: Результат от 3 действия: Составляем выражение. Перетаскиваем фрагменты выражения. Сравним выражение с правильно составленным выражением. ![](https://lh4.googleusercontent.com/qtaWphBDw07-N-Kg3PcOwcx9MgVeMZXhFc0XR8koEpHp3vq1Y6thz2JEWO8q13FD8uzHMz3PtEniOkw5KIoNifyKmH96qV3Ezp0GetqvAjp4ZKOqUkZ7blvF3CI9oFcAQ-BCJ5Bj0qXhUamyrQ)
Ответ укажет на имя знаменитого немецкого математика, ставшего научным руководителем С. Ковалевской.- К.Вейерштрасс. Сообщение 4
|
Слайд 10 Задание 4. Устно: Подберите числа и запишите их в квадратных скобках так, чтобы получилось тождество. Вы сможете узнать в каком университете читала лекции и заведовала кафедрой С. Ковалевская. ![](https://lh5.googleusercontent.com/s7ZNQNXtvKpS76W1sv-F7HGMK_sVcNZYivU_8Udk-bliSyftv0KohQGmR7E3JuHoCkrnDisJ_MbtKfb50IhsvPFhXI8HMSbtR5MM8s5I70rnCmHl_D2LTss1ssydzLPFpL69bDSEFkZhs88MXg)
Выберите верный набор чисел, он вам укажет в каком университете читала лекции и заведовала кафедрой С. Ковалевская. Сравним с правильным ответом: ![](https://lh4.googleusercontent.com/5rdxCLl8VfF2QliFkIK9FULhsNWMru8NcQGrA3pQeHZH3rwWTpwdZeGnyCyO-YFpoYx3_pE4m2ummS2sqTq072-7dhc2Q4X6KePdMcG0bbDYC-2smy2R7QwSBDxK9GM0s9JsTP32oOZ8WxLntg)
Разберем ошибки. Объясняем свое решение. Какой набор чисел подходит? Ответ: 8, 5,13. Перетащим этот набор к тождеству. Сравним с правильным ответом. Если есть ошибки-комментируем решение. Прочитаем название университета: Стокгольмский. Сообщение 5
|
Самостоятельная работа разно уровневая с самооценкой Раздаточный материал разно уровневый. Вариант * Упростите выражения а) = б) = в) = Вариант ** Упростите выражения а) =
б) = в) = Критерии оценки: «5»- 3 верно решенных задания; «4» - 2 верно решенных задания; «3» - 1 верно решенное задание. После того как дети решили: Проверяем, ставим себе оценку. Поднимите руку у кого «5» Поднимите руку у кого «4» Поднимите руку у кого «3» |
Итоги урока. Рефлексия. Перед вами картинка с изображением горы. Если вы считаете, что тема урока была интересна, что хорошо и с пользой потрудились на уроке, узнали что-то новое, то поставьте себя (изображенного человечка) на вершину высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже. Что вам было особенно интересно? Чему научился? Что не получается? Оценки за урок. На вершине горы ________ человек и я им ставлю оценку «5» Чуть ниже-и я ставлю «4» - __________________ Оценка «3»- ____________________________
|
Домашнее задание на слайде (вариативное, воспроизводящий и конструктивный). Упростить выражения из модуля (сцена 3, 4, 5) ![](https://lh3.googleusercontent.com/LWJ4-BewBlEIx8rBhG8wj5PCrnF0Lq1gXJNQXiYvZml3rfUAmQLXq4iYftuB7Tpky8Th2JS96-i_V1lpa3A0OlEf9vqkC_SjOEqldFndQDF4fSJ6NYC7uzNS7xAMEmmjz0uAlCQIxh769juXjw)
![](https://lh4.googleusercontent.com/XU6Oj6hhBAhk-D8i7TvaXM5qtrhWbCVicOw1zbZVHH4AQgJzRrvLl3tLdMAsD5qFquNAd9HCVEs9psMWQge8melXhNG-J_qI20OK2EDCSDHhehSCqaxpTLtVGBZrinxEbE3SjHX3B3Ghw2aIUQ)
![](https://lh3.googleusercontent.com/veK0BJm6HLAggOufKAlp-Z-mHOI_9WJLrOI_iH-0fab0pRSRT6Ox1y-A081Kr7FmC-otKYTvG5PrECo8adVroj7Qswu_APqjdIir3W2h-_mgNT7LSL5Ff5u0pmB-I0DlrhRFjEyS6lxydloUHA)
Учебник № Дополнительное задание: сообщение о знаменитых математиках. |
Спасибо за работу и за внимание!
|