ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «СЛОЖЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»
презентация к уроку по алгебре (6 класс)

Тимохина Вера Александровна

- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел;
- познакомить учащихся с историей математики.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slozhenie_otr_chisel.ppt254.5 КБ
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_plan-konspekt.doc519 КБ
Microsoft Office document icon teh_karta_uroka.doc454 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 - 4 = О Ж И Л Е С -18 0 9 18 Н - 3 - 18 + 0 = - 9 + 0 = - 10 +10 = │ -6 │+ │-3│ = - 9 │ -18 + 0│ = 20 │ -10 │+ │10│ = С О Е И Л Е Н 20 9 - 9 - 9 - 3 Ж 0 -18 18

Слайд 2

С О Е И Л Ж Н Е ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

Слайд 3

Заполните таблицу a b │ a │ │ b │ -1 -3 -2 -4 -6 -1 -5 -5 -9 0 -4 1 3 4 4 2 -6 6 -7 6 1 7 -10 -5 -5 10 -9 0 9 9 a+b │ a │ + │ b │

Слайд 4

Правило сложения отрицательных чисел Чтобы сложить отрицательные числа, надо: Сложить модули этих чисел Поставить перед суммой знак минус - a + (-b) = - ( │-a │ + │-b │)

Слайд 5

Брахмагупта - индийский математик и астроном, первый сформулировал правила действий с отрицатель-ными числами. Эти правила он составил в _628_ году .

Слайд 6

Из книги Брахмагупты: «Имущество и имущество есть имущество» «Сумма двух долгов есть долг» «Сумма долга и нуля есть долг» «Сумма имущества и нуля есть имущество» «Сумма двух нулей есть _____» ноль

Слайд 7

Математический диктант 1 - 18 5 - 8 2 - 9 6 Нет 3 0 7 Да 4 - 14 8 Да



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«СЛОЖЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»

ФИО (полностью):

  Тимохина Вера Александровна

Место работы:

  МБОУ «Глуховская СОШ»

Должность:

учитель

Предмет:

математика

Класс:

6

Тема и номер урока в теме:

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел, урок №3

Базовый учебник:

Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2017.

  1. Цель и задачи урока

Цель: 

- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел;
- познакомить учащихся с историей математики.
Задачи:

         - обучающие: способствовать усвоению правила сложения отрицательных чисел, сформировать навык действия с отрицательными

                                 числами;

-развивающие: учить логически мыслить, делать правильные выводы;

         -воспитательные: воспитывать познавательный интерес к математике. 

  1. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

         10. Формы работы  учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

  1. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран, компьютерная презентация.
  2. Структура и ход  урока:
  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Историческая справка.
  6. Физкультминутка.
  7. Первичное закрепление полученных знаний.
  8. Первичный контроль.
  9.  Рефлексия.
  10. Домашнее задание.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент.

Учитель обеспечивает благоприятный настрой на работу

Учащиеся 6 класса встают, приветствуя учителя, садятся за свои рабочие места.

1 мин.

2.

Мотивация.

Слайд 1сложение отр чисел.ppt

На прошлых уроках мы познакомились с новыми числами.

- Какими?

 - Какие числа вы теперь знаете?

- А какие действия вы умеете выполнять с числами?

- Со всеми числами вы умеете выполнять эти действия? С какими числами мы еще не умеем работать?

- Мы научились работать с этими числами с помощью координатной прямой. Это удобный способ?

- Значит, чему нам следует научиться?

 - А какое действие с числами изучается в первую очередь? Устно решим несколько примеров и узнаем тему сегодняшнего урока (демонстрация слайда 1, ответы учеников учитель записывает на доске )

(демонстрация ответы  учеников учитель записывает на доске).

- Отрицательными

- Натуральные, целые, дробные (десятичные и обыкновенные), отрицательные.

- Сложение, вычитание, умножение, деление.

- С отрицательными, мы умеем их только сравнивать.

- Нет.

- Действиям с отрицательными числами.

Устно ученики решают примеры на слайде 1 .

3 мин.

3.

Актуализация опорных знаний.

Слайд 2.сложение отр чисел.ppt

- Итак, тема сегодняшнего урока: «Сложение отрицательных чисел», давайте запишем тему урока (демонстрация слайда 2).

- Составим план урока, который будем дополнять по ходу работы (учитель записывает план на доске):

- повторение понятий, связанных с отрицательными числами;
- модуль числа (определение, вычисление);
- сложение чисел с помощью координатной прямой;
- применение в математике;
- применение в жизни.

- Обсудите с соседом понятия, связанные с отрицательными числами. Кто готов задать вопросы, связанные с прошлой темой?

Ученики в тетрадях записывают тему урока «Сложение отрицательных чисел»

Вместе с учителем ученики составляют план повторения.

Ученики с места задают вопросы , опираясь на пункты плана:

- Какие числа называются отрицательными?
- Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?
- Какие числа называются противоположными?
- Что такое модуль числа?
- Как сравнить отрицательные числа?
- Как складывают числа с помощью координатной прямой?

Они противоположные

Найти число, противоположное сумме модулей этих чисел

После самостоятельных попыток, учащиеся проверяют свою версию по учебнику (стр.176)

 

Ученики записывают формулу в тетрадь.

- В какой стране появились отрицательные числа?
- Как появился знак отрицательных чисел?
- Как раньше называли положительные и отрицательные числа?

Убыток,

 проигрыш,

долг,

расход,

 глубина,

мороз. 

Они помогут нам при изучении новой темы. 

5 мин.

4.

Изучение нового материала

Слайд 3сложение отр чисел.ppt

Слайд 4сложение отр чисел.ppt

- Используя координатную прямую, заполните таблицу в карточке №1. Проверьте свои результаты  (демонстрация слайда 3).

- Обратите внимание на третий и последний столбцы. Что вы можете сказать о числах, расположенных в этих столбцах ?

- Как можно вычислить сумму отрицательных чисел?         

-Глядя на таблицу, попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел.

- Запишем это правило в виде формулы (демонстрация слайда 4).

Ученики заполняют таблицу на индивидуальных карточках №1, проверяют ответы.

- Они противоположные

- Найти число, противоположное сумме модулей этих чисел

После самостоятельных попыток, учащиеся проверяют свою версию по учебнику (стр.176)

Ученики записывают формулу в тетрадь.

14 мин.

5.

Историческая справка

Слайд 5

Слайд 6

сложение отр чисел.ppt

- Какие еще вопросы по этой теме можно задать?

Коротко ответы на ваши вопросы можно узнать из исторической справки (демонстрация слайдов5,6)

- Придумайте слова, которые являются синонимами понятия отрицательных чисел, которые встречаются в жизни (учитель записывает слова на доске).

Эти слова помогут нам при закреплении новой темы.

- В какой стране появились отрицательные числа?
- Как раньше называли положительные и отрицательные числа?

Ученики называют слова, которые являются синонимами понятия отрицательных чисел:

убыток, проигрыш, долг, расход, глубина,

мороз.

3 мин.

6.

Физкультминутка

Ребята слушаем и выполняем команды ведущего!

Учащиеся выполняют команды

1 мин.

7.

Первичное закрепление полученных знаний

- Вернемся к синонимам, записанным на доске. Придумайте задачи на сложение отрицательных чисел, используя данные слова.
- А теперь примените сформулированное нами правило и найдите сумму чисел на индивидуальных карточках №2.

Ученики устно составляют задачи с предложенными словами.

Ученики выполняют задания с комментарием.

10 мин.

8.

Первичный контроль.

Слайд 7сложение отр чисел.ppt

- А теперь проверим себя, самостоятельно ответив на вопросы математического диктанта.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, как вы справились (демонстрация слайда 7). Поставьте карандашом отметки (критерии отметок записаны на доске)

Ученики самостоятельно отвечают на вопросы диктанта в тетрадях.

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют ответы с помощью слайда, выставляют отметки.

5 мин.

9.

Рефлексия.

- Подведем итог сегодняшнего урока. Продолжите предложение:

- Сегодня на уроке я научился....

- Сегодня на уроке мне понравилось...

- Сегодня на уроке я закрепил...

- Сегодня на уроке я получил оценку..

- В каких знаниях уверен...

- Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету?

Ребята продолжают предложения.

3 мин.

10

Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание к следующему уроку: П.32, №№1056(1 ст.), 1057 (а) (задание записано на доске).

Записывают домашнее задание в дневник.

1 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: «СЛОЖЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Слайд 1

Контролирующий

Авторская презентация

сложение отр чисел.ppt

2.

Слайд 2

Информационный

Авторская презентация

сложение отр чисел.ppt

3.

Слайд 3

Контролирующий

Авторская презентация

сложение отр чисел.ppt

4.

Слайд 4

Информационный

Авторская презентация

сложение отр чисел.ppt

5.

Слайд 5

Информационный

Авторская презентация

сложение отр чисел.ppt

6.

Слайд 6

Информационный

Авторская презентация

сложение отр чисел.ppt

7.

Слайд 7

Контролирующий

Авторская презентация

сложение отр чисел.ppt

       

Слайд 1                                               Слайд 2                                                   Слайд 3                                           Слайд 4

                    

Слайд 5                                               Слайд 6                                                 Слайд 7                                          

             

Карточка №1                                                                              

Карточка №2                                                                          

a

b

a+b

│a│

│b│

│a│+│b│

-1

-3

-4

1

3

4

-2

-4

-6

2

4

6

-6

-1

-7

6

1

7

-5

-5

-10

5

5

10

-9

0

-9

9

0

9

      Найдите сумму отрицательных чисел

-11+(-24)=

-75+(-24)=

-12+(-13)=

-62+(-36)=

-28+(-27)=

-4,2+(-5,3)=

-34+(-49)=

-1,7+(-1,8)=

Математический диктант

  1. Найдите сумму: минус восемнадцати и нуля
  2. Найдите сумму: минус шести и минус трех
  3. Найдите сумму: минус десяти и десяти
  4. Число минус восемь изменили на минус шесть. Какое число получили?
  5. Какое число нужно прибавить к минус семи, чтобы получить минус пятнадцать?
  6. Верно ли высказывание: Любое число от прибавления отрицательного числа увеличивается?
  7. Верно ли высказывание: Модуль суммы минус трех и минус четырех равен семи?
  8. Верно ли высказывание: Сумма двух отрицательных чисел меньше каждого из слагаемых.

       

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

по теме «Сложение отрицательных чисел».

Класс: 6

Учитель: Тимохина Вера Александровна

Количество часов по теме 3часа

Место урока в данной теме: 1-ый урок.

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел;
- познакомить учащихся с историей математики.
Задачи урока:

обучающие : способствовать усвоению правила сложения отрицательных чисел, сформировать навык действия с отрицательными числами

развивающие: учить логически мыслить, делать правильные выводы

воспитательные: воспитывать познавательный интерес к математике.

Оснащение урока:

1. Компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран, компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (приложение 1)

2. Карточки для индивидуальной работы( приложение 2)

3. Кроссворд (приложение 3)

Этапы урока

Время

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Использование ИКТ

1.Организационный момент

цель: обеспечить психологическую подготовку учащихся к уроку, активизировать умственную деятельность учеников

1 мин

Учитель обеспечивает благоприятный настрой на работу

Учащиеся 6 класса встают, приветствуя учителя. Учащиеся садятся за свои рабочие места.

2.Актуализация опорных знаний.

Цель: подготовить учащихся к активному и сознательному восприятию учебного материала

7мин

На прошлых уроках мы познакомились с новыми числами.

- Какими?

 - Какие числа вы теперь знаете?

- А какие действия вы умеете выполнять с числами?

- Со всеми числами вы умеете выполнять эти действия?

 С какими числами мы еще не умеем работать?

- Мы научились работать с этими числами с помощью координатной прямой. Это удобный способ?

- Значит, чему нам следует научиться?

- А какое действие с числами изучается в первую очередь? Обсудите это с соседом! Готовы? Проверим это на экране! Решите несколько примеров, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Отрицательными

Натуральные, целые, дробные (десятичные и обыкновенные), отрицательные.

Сложение, вычитание, умножение, деление.

С отрицательными, мы умеем их только сравнивать.

Нет.

Действиям с отрицательными числами.

Устно ученики решают примеры на слайде 1 презентации, записывая ответы в тетради

Слайд 1 презентации

3.Изучение нового материала

цель: учить исследовательской работе, краткой рациональной записи, отрабатывать умения делать выводы, обобщения.

15мин

1. Итак, тема сегодняшнего урока: Сложение отрицательных чисел. Давайте запишем тему урока.

2. Составим план урока, который будем дополнять по ходу работы (учитель записывает план на доске):

- повторение понятий, связанных с отрицательными числами
- модуль числа (определение, вычисление)
- сложение чисел с помощью координатной прямой
- применение в математике
- применение в жизни

 

3. Обсудите с соседом понятия, связанные с отрицательными числами.
- Кто готов задать вопросы, связанные с прошлой темой?

- Используя координатную прямую, заполните таблицу.

- Обратите внимание на третий и последний столбцы. Что вы можете сказать о числах, расположенных в этих столбцах ?

- Как можно вычислить сумму отрицательных чисел?

 

-Глядя на таблицу, попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел.

- Запишем это правило в виде формулы.

- Какие еще вопросы по этой теме можно задать?

- Придумайте слова, которые являются синонимами понятия отрицательных чисел, которые встречаются в жизни.

-  Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия?

Все в тетрадях записывают тему урока «Сложение отрицательных чисел»

Вместе с учителем ученики составляют план

Ученики с места задают вопросы , опираясь на пункты плана.

- Какие числа называется отрицательными?
- Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?
- Какие числа называются противоположными?
- Какие числа называются неотрицательными?
- Какие числа называются неположительными?
- Какие числа называются целыми?
- Что такое модуль числа?
- Свойства модуля.
- Где используется модуль числа?
- Как сравнить отрицательные числа?
- Как складывают числа с помощью координатной прямой?

Ученики заполняют таблицу

Они противоположные

Найти число, противоположное сумме модулей этих чисел

После самостоятельных попыток, учащиеся проверяют свою версию по учебнику (стр.176)

 

Ученики записывают формулу в тетрадь.

- В какой стране появились отрицательные числа?
- Как появился знак отрицательных чисел?
- Как раньше называли положительные и отрицательные числа?

Убыток,

 проигрыш,

долг,

расход,

 глубина,

мороз. 

Они помогут нам при изучении новой темы. 

Слайд 2 презентации

 

Слайд 3 презентации

Слайд 4презентации

4.Физкультминутка

цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность

2мин

Один ученик перед классом проводит физкультминутку. Остальные по его команде выполняют физ.упражнения.

5.Закрепление полученных знаний.

Цель:закрепить полученные знания при решении примеров

10мин

Вернемся к синонимам, записанным на доске. Придумайте задачи на сложение отрицательных чисел, используя данные слова.
убыток,
проигрыш,
долг,
расход,
глубина,
мороз 

Найдите сумму следующих чисел на индивидуальных карточках.

Ученики устно составляют задачи с предложенными словами.

Ученики выполняют работу с комментарием

Слайд 5,6 презентации

6. Первичный контроль. Тест.

Цель: учить детей работать самостоятельно, опираясь на полученные знания.

5 мин

Математический диктант

.

Ученики самостоятельно отвечают на вопросы. Свои ответы проверяют с помощьюслайда 7презентации

Слайд 7презентации

7. Итог урока.

Рефлексия.

3 мин

А теперь продолжите предложение:

Сегодня на уроке я научился....

Сегодня на уроке мне понравилось...

Сегодня на уроке я закрепил...

Сегодня на уроке я поставил себе оценку..

В каких знаниях уверен...

Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету..

Ребята продолжают предложения.

8.Домашнее задание к следующему уроку

цель: проверить усвоение материала урока

2 мин.

П.32, №№1056(1 ст.), 1057 (а), кроссворд.

Записывают домашнее задание в дневник.

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3 
Заполните таблицу (при сложении отрицательных чисел учащиеся пользуются координатной прямой):

a

b

a+b

│a│

│b│

│a│+│b│

-1

-3

-4

1

3

4

-2

-4

-6

2

4

6

-6

-1

-7

6

1

7

-5

-5

-10

5

5

10

-7

0

-7

7

0

7

СЛАЙД 4


СЛАЙД 5


СЛАЙД 6

Индивидуальные карточки

Найдите сумму отрицательных чисел

-11+(-24)=

-75+(-24)=

-12+(-13)=

-62+(-36)=

-28+(-27)=

-4,2+(-5,3)=

-34+(-49)=

-1,7+(-1,8)=

-13+(-44)=

-22,5+(-3,7)=

-59+(-27)=

-27,6+(-4)=

Математический диктант

  1. Найдите сумму: минус восемнадцати и нуля
  2. Найдите сумму: минус шести и минус трех
  3. Найдите сумму: минус десяти и десяти
  4. Число минус восемь изменили на минус шесть. Какое число получили?
  5. Какое число нужно прибавить к минус семи, чтобы получить минус пятнадцать?
  6. Верно ли высказывание: Любое число от прибавления отрицательного числа увеличивается?
  7. Верно ли высказывание: Модуль суммы минус трех и минус четырех равен семи?
  8. Верно ли высказывание: Сумма двух отрицательных чисел меньше каждого из слагаемых.

СЛАЙД 7

Кроссворд по теме «Отрицательные числа»

2

4

2

5

1

3

7

4

6

7

1

3

8

8

9

5

6

По горизонтали:

  1. Сумма всех чисел.
  2. Страна, в которой впервые научились выполнять действия с отрицательными числами.
  3. Из двух отрицательных чисел больше то, чей модуль …
  4. Французский математик, предложивший геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел
  5. Знак, которым обозначают отрицательные числа.
  6. Как  называют все отрицательные числа и число 0?
  7. Число, показывающее положение точки на прямой.
  8. Как раньше называли отрицательные числа?
  9. Числа положительным.

По вертикали:

  1. Расстояние от начала координат до точки на координатной прямой.
  2. Чешский математик, который  предложил знаки «+» и «-» для обозначения положительных и отрицательных чисел.
  3. Индийский математик и астроном, изложивший правила действий с отрицательными числами.
  4. Как раньше называли положительные числа?
  5. Еще одно название отрицательных чисел (устар.).
  6. Название двух чисел, сумма которых равна 0.
  7. В какой стране впервые появились отрицательные числа.
  8. Натуральные числа, им противоположные и ноль - … числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Сложение и вычитание чисел с разными знаками.

Сложение и вычитание чисел с разными знаками. 6 класс....

План - конспект урока "Положительные и отрицательные числа" 6 класс.

План - конспект урока "Положительные и отрицательные числа" с использованием проблемно - диалогической технологии....

Урок "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд"

Конспект  урока  математики  в  5  классе  специальной  (коррекционной)  школы  VIII  вида"...

Урок "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"

Конспект  урока  математики  в  5  классе  специальной (коррекционной)  школы  VIII  вида"...

Урок "Сложение и вычитание чисел с разными знаками" 6 класс

Урок "Сложение и вычитание чисел с разными знаками" 6 класс к учебнику Виленкина Н. Я. Тип урока: урок повторения и обобщения....

Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд

Закрепить умение складывать и вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд....

Конспект урока "Сложение и вычитание чисел на координатном луче"

Конспект урока в 5 классе на тему "Сложение и вычитание натуральных чисел на координатном луче.Тип урока: урок изучения нового материалаЦели и задачи урока. Образовательные:   изучение ...