Статья Использование игр и игровых форм на уроках математики
учебно-методический материал по алгебре (7 класс)

Домнина Екатерина Игоревна

В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие - важные психологические показатели игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Домнина Екатерина Игоревна,
учитель математики

ГБОУ ШКОЛА №643 Санкт- Петербурга

«Использование игр и игровых форм на уроках математики»

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

(В.А. Сухомлинский).

В современной школе немаловажная роль отводится дидактическим играм, формирующим умение решать. Игра обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.

Игра будит мотивацию ребёнка к достижению желаемого учителем результата. Игра формирует навыки, доводит действия до автоматизма, развивает творческие способности. В процессе игры ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, то есть развивают творческие способности.

В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие - важные психологические показатели игры.

 создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры(даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит учащегося, как к учению, так и к труду, сама,  являясь одновременно и учением, и трудом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Организация игровой формы урока

При организации игровой формы урока  необходимо придерживаться  следующих положений:

1. Правила игры  должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого  материала - доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае  она не будет содействовать выполнению  педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и  внимание.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть  удобен в использовании, иначе игра не даст должного  эффекта.

4.  При проведении игры, связанной с  соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль над  её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования  должен быть открытым, ясным и справедливым.

5.  Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание  своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к игре.

6. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры  может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.

7. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их  должна быть правильной, чёткой, краткой.

Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организованную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и кружок красного с другой) или разрезные цифры, или математическое лото. Все это служит средством активизации детей в игре.

В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике.

На каждом уроке необходимо создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат.

        На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры.

Методические требования к проведению урока – игры.
При организации уроков - игр с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы методики:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дети осваивают в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание. Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры (заинтересовать математикой, подготовить детей к организации кружка и так далее). 
  2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
  3. Какие материалы понадобятся для игры.
  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры.
  5. На какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, чтобы дети пожелали еще раз вернутся к этой игре.
  6. Как обеспечить более полное участие детей в игре.
  7. Как организовать наблюдение за учениками, чтобы выяснить заинтересовала ли их игра.
  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей.
  9. Как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой математический материал.
  10. Какие выводы следует сообщить детям в заключении, после игры(лучшие моменты игры, наиболее активные участники, недочеты в игре и так далее).

Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Нечего скрывать, что  сейчас очень  много учащихся со средними и низкими способностями, имеющими большие пробелы в знаниях. Поэтому для того, чтобы ликвидировать огромные пробелы, необходима большая и кропотливая работа по их устранению. Именно игровые ситуации на уроках оказывают неоценимую помощь в их устранении.

Дидактическая игра может проводиться на любом этапе урока, как в качестве устного счета, так и как самостоятельная работа с последующей проверкой, а также для закрепления пройденного материала.


Литература:

В.Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

Н.Н. Порожнета. Еще одна технология закрепления и повторения. – журнал «Математика в школе», №1, 1997.

Предметные недели в школе. МАТЕМАТИКА: Составитель Гончарова Л.В., 2002.Активные формы работы на уроках математики.

Шейнина О. С., Соловьева Г. М. Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

Гончар Д.Р. Устный счет и память: загадки, приемы развития, игры;

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти;

Вильям В. Аткинсон. Память и забота о ней. – Д.: Сталкер, 1998.