Сложение целых чисел.
методическая разработка по алгебре (6 класс)

Тедеева Фатима Игнатовна

Сложение чисел с разными знаками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сложение целых чисел.142.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике в 6 классе с учетом требований ФГОС.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Предмет: математика

УМК:        Математика. 6 класс. Никольский С.М., Потапов М.К. и др.  

Класс: 6

Тема урока:  «Сложение целых чисел».

Цель урока:

формирование  навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

Задачи урока:   сформировать  навыки сложения чисел с разными знаками.

 Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел
  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • повторить и закрепить тему;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная .

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, листы самооценки.

Ход урока:

Этап урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Деятельность учителя

Планируемая деятельность    учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

1.Организационный.

Вступительное слово  учителя:

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?

 «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. (слайд №1)

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки.  Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки.

 (приложение 1)

Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.

Настраиваются на рабочий лад.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения

Р:  способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.

К:  осознанно  излагать свои высказывания.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2.Мотивационный

Актуализация знаний

  • Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы (слайд №2)
  • А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.
  •  Даны числа:

-15; -2; -17; -9

8; -16; -26; 28

3,2;  -1,9;  -3,9;  0

а) назовите модуль каждого числа;

 б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;

 в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.

  • Вычислить,  подтверждая действие правилом (слайд №3-4)
  • -15+ (-23)

 -41+(-32)

-2,6+(-8,7)

0+(-12,3)

-6 + 8 ;

10 +(- 14);

-8 +11

-456+ 287

Удобно складывать числа -456 и  287 по координатной прямой?

.

Как же нам быть в подобных случаях?

Предлагает  ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа». Подготовить учащихся к изучению  новой темы.  После проведения проверки  результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно.

Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение целых чисел».

Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?

Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов..

  • Складывают отрицательные числа, проговаривают правило
  • Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут

  • Последний пример выполнить не могут.

  • Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать
  • Найти правило, которое нам поможет.

  • формулируют тему.
  • Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками.

  • Записывают тему урока.

  • Оценивают себя  и одного одноклассника .

.Повторить модуль числа, положительные и отрицательные числа, сравнение, сложение отрицательных чисел.

Л: развитие мотивов учебной деятельности.

Р: целеполагание.

К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. 

П:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта                                      

3. Планирование действий по достижению цели.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща?  Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым  вам захотелось бы поработать  над решением проблемы?  как достичь цели, что для этого будем делать?

Продолжаем оценивать себя и товарища согласно критериям, указанным в листе самооценки.

  • Учащиеся отвечают:
  • сообща.
  • Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…
  • Можно найти в учебнике, в интернете,…
  • Оценивают себя  и одного одноклассника.

Умение применять знания полученные ранее для изучения нового.

Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование.

Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.

К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.

П: умение осознанно строить речевое высказывание.

4. Реализация намеченного (изучение нового материала).

Работа в группах.

(Слайд№5)

Молодцы.  Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения целых чисел.

Выполните самостоятельную работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения целых чисел.

 Проверьте себя по учебнику на стр.54. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения целых чисел).

Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки.

  • . Выполняют самостоятельную работу в парах, делают выводы.
  • Работают в четверках, сравнивают формулировки,  решают примеры товарищей, оценивают.

Умение понимать и формулировать правило сложения целых чисел с помощью понятия «модуль», применять правило при решении примеров.

Л: независимость и критичность мышления;  развитие навыков сотрудничества.

Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.

П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение.

5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

.(слайд №6)

Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать?  Поработайте в четверках по два примера для каждой группы. Выберите, кто будет выступать от группы.

-12+5=7

34+(-49)=-15

-11+18=7

47+(-35)=8

-53+19=-35

-41+32=-9

Не забывайте про самооценку.

  • проговаривают правило, решают пример.
  • ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, которые выступает у доски.

         Выставляют баллы.

Умение применять правило сложения целых чисел при проверке решения примеров.

Л:смыслообразование.

Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

 6. Закрепление изученного.

Работа с учебником: выполнить № 259   у доски и в тетрадях.

Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой  (индивидуальная работа)   (слайд 7-10)

1. Определите знак суммы:

 а) (-12) + (-7);        

б)(-8) + (+3);

в) (+15) + (-8);

г) (-6)+ (-11);

д) (-24) + (+19);

е) (+53) + (-35);

ж) (+3,7) + (-8,4);

з) (-245) + (+300).

Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +.

2.Выполните действия:                            Ответы:

а)-19 + 40                                                               1)59;   2)-59;   3)-21;  4)21.

 б)-3,4 + 5,7                                                            1)2,3;   2)-2,3;  3)9,1;  4)-9,1.

 в)   -5,6 + (-3,5 + 5,6).                                               1)3,5;      2)2,5;    3)-3,5;   4)-2,5.

3.Найдите сумму всех целых чисел,

расположенных между числами  -5,6 и 3,5.

1)3;        2)-11;    3)-9;       4)-15.

  • . Учащиеся по порядку выходят к доске,  решают примеры, проговаривая правило.

Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку

Применять правило сложения целых чисел при решении задач.

Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.

Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция.

П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.

К:слушать собеседника, строить понятные высказывания.

7. «Творческое применение  знаний».

Работа в группах.

 Работа в группах.  (слайд 11)

Найдите наиболее удобный способ решения.

- 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1⅖

  • Выполняют задание в группах.

       Проводят самооценку

Применять правило сложения целых чисел при решении задач.

Л:принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

Р:принимать и осуществлять учебную задачу

П:сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение

К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания.

8. Домашнее задание.

Вы можете записать  домашнее задание :

П.2.4. выучить правила.

  №261, №26, №264(г,д) и по желанию найти информацию:  когда и кем были придуманы отрицательные числа.

  • Записывают домашнюю работу.

Знать правило сложения целых чисел, уметь применять его при решении практических задач.

Л:принятие социальной роли обучающегося

Р: адекватно осуществляют самооценку.

П: осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

9. Рефлексия.

 В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем  вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Можем ли мы теперь решить пример: -456+ 287=-169

Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту.

  • Самооценка.  Выступают с оценкой одноклассника.

Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала.

Л: независимость и критичность мышления;

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность

П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.

Приложение 1                                                                  Лист самооценки.

п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

Критерии оценки одноклассника

Оценка одноклассника (Ф. И.)

1

Формулировка темы урока, цели  и задач урока

Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла.

Я смог определить только тему урока 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.

Принимал участие в определении  темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл.

Не принимал участие в определении  темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов.

2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.

Принимал участие в планировании  действий для достижения цели урока - 1 балл.

Не принимал участие в планировании  действий для достижения цели урока 0 баллов.

3

Выполнение лабораторно - практической работы в паре.

 Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

4

Работа в группе по закреплению правила .

проверка правильности решения примеров

 Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

5

Выполнение № 1066

Сделал все примеры сам 2 балла.

Сделал больше половины сам – 1 балл

Сделал меньше половины сам- 0 баллов.

Справился у доски с заданием 1 балл.

Не справился у доски с заданием 0 баллов.

6

Выполнение самостоятельной работы

За каждый правильно решенный пример -1 балл

Не оценивается

7

Выполнение творческого задания (работа в группе)

Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.

Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.

Поставьте себе оценку:если вы набрали 9-11 баллов  -  «5»,  6 – 8 баллов – «4», 3 – 5 баллов – «3»

Приложение 2.

Самостоятельная работа в парах

Тема: «Сложение целых чисел»

Задача: Вывести правило сложения целых чисел.

Ход работы: начертите координатную прямую.

 С помощью координатной прямой выполните сложение чисел:      

  Заполните таблицу:  

Пример

Сравнить

Знак суммы

Ответ

-5 + 3=

|-5|       |3|

7 + ( -3 )=

|7|         |-3|

-4 + 6 =

|-4|        |6|

-9 +10=

|-9|        |10|

-8 + 3=

|-8|        |3|

Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками  какой знак может получиться?  

________________________________________________________________________________________________________________                                                                  

 С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?______________________________________________________________________

 Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается  знак числа модуль которого_________________________________              

 Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?

 Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________.

 Основываясь на полученных выводах ,не используя координатную прямую, сложите числа:

 36 +(-33)=

 -92 + 12=

 15 + (-18)=

 -44 +56=

Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:

 1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;

 2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .

C:\Users\alfa\Documents\к1.jpgC:\Users\alfa\Documents\к2.jpgC:\Users\alfa\Documents\к3.jpg

C:\Users\alfa\Documents\к5.jpgC:\Users\alfa\Documents\к7.jpgC:\Users\alfa\Documents\к8.jpg

C:\Users\alfa\Documents\к9.jpgC:\Users\alfa\Documents\к10.jpgC:\Users\alfa\Documents\к11.jpg

C:\Users\alfa\Documents\к12.jpgC:\Users\alfa\Documents\к13.jpg

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Сложение целых чисел"

На данном уроке учащимся предлагается совершить путешествие по улицам сказочного математического города, на которых их ждут испытания в виде решения нестандартных, творческих задач...

Презентация урока "Сложение целых чисел".

10 слайдов по указанной теме....

Сложение целых чисел

урок по теме "Сложение целых чисел" для учебника Никольского 6 класса , первый урок  по этой теме с применением проблемно - поисковых технологий...

Сложение целых чисел

Закрепление навыков сложения целых чисел...

Презентация сложение целых чисел

Урок математики в 6 классе "Сложение целых чисел"...

Конспект урока по математике в 6 классе по учебнику Дорофеева "Сложение целых чисел"

Конспект урока с презентацией по учебнику Дорофеева. Тема урока: «Сложение целых чисел»...

Урок математики в 6 классе по теме "Сложение целых чисел"

Разработка учителя математики иинформатики МОУ СОШ № 76п. Гигант Сальского районаРостовской областиПрилука Т.И.Тема: «Сложение целых чисел». (Слайд 1) Цель урока: познакомить учащихся с прав...