Рабочая программа внеурочной деятельности "Математический практикум"
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «Математический практикум» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_9_klass.docx74.04 КБ
PDF icon chernova.pdf2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Песчанокопский район, село Жуковское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа № 22

Рассмотрено на заседании                                                                                                                                                                     «Утверждаю»                                                                                                                                                              

педагогического совета    

                                                                                                                                                                                             Директор МБОУ ЖСОШ № 22                                                                                                                                                                                                                                                                            

протокол № ___1___                                                                                                                                                                                ___________ /Л. А Царёва/

   от 30.08.2019 г.                                                                                                                                                                               приказ   № 332 от 30.08.2019г.

                                                                                                                                           

   

Рабочая программа

внеурочной деятельности

"Математический практикум"

9 класс

Срок реализации программы: 1 год

 

 

 Количество часов     34

     Учитель     Чернова Наталья  Анатольевна

 Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «Математический практикум» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

                                                                                       

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «Математический практикум» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 Программа разработана по запросу учащихся и родителей (законных представителей) 9-и класса в рамках предпрофильной подготовки с целью расширения и углубления знаний учащихся по математике, подготовке к ГИА.

Программа разработана на основе:

  -кодификатора требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ 2020 г.

-спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ.

-демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ.

-учебно-методического пособия Математика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2019. 40 тренировочных вариантов демоверсии 2019 года

Задачи:

Повторить и обобщить знания по математике за курс основной общеобразовательной школы;

Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы; Выработать умение пользоваться контрольно измерительными материалами. Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов: овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста, усвоят основные приемы мыслительного поиска.

Выработают умения: самоконтроль времени выполнения заданий; оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий; прием «спирального движения» (по тесту).

Система оценивания: В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Результативность работы системы внеурочной деятельности так же определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования), практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.

Основные методические особенности курса:

Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий второй части;

Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Активное применение развивающих технологий

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия.

Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

Выражения и их преобразования.

Уравнения и системы уравнений.

Неравенства.

Координаты и графики.

Функции.

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

Текстовые задачи.

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учѐтом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающимся корректировать свою деятельность.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений-3 часа

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращѐнного умножения. Приѐмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Уравнения– 3 часа

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробных рациональных и уравнений высших степеней).

Тема 3. Системы уравнений- 3 часа

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приѐмов при решении систем уравнений.

Тема 4. Неравенства- 3 часа

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 5. Координаты и графики- 2 часа

Установление соответствия между графиком функции и еѐ аналитическим видом. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Функции- 3 часа

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная

  • др.) «Считывание» свойств функции по еѐ графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и еѐ аналитическим заданием.

Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии- 2 часа

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула.

Формула        п-ого        члена.        Характеристическое        свойство.        Сумма        первых        членов.

Комбинированные задачи.

Тема 8. Текстовые задачи- 4 часа

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 9. Уравнения и неравенства с модулем - 3часа

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

Тема 10. Обобщающее повторение- 8 часов

Решение задач из контрольных измерительных материалов для ГИА (полный текст)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • результате изучения курса ученик должен понимать

  • Свойства степени с натуральным и целым показателями.

  • Свойства арифметического квадратного корня.
  • Стандартный вид числа.
  • Формулы сокращѐнного умножения.
  • Приѐмы разложения на множители.
  • Выражение переменной из формулы.
  • Способы решения различных уравнений
  • Различные методы решения систем уравнений

  • Способы решения различных неравенств
  • Область определения выражения.
  • Системы неравенств.
  • Определение арифметической и геометрической прогрессий.

  • Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

научиться

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять

  • выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;

  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; строить графики функций;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;

  • решать линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром;
  • решать задачи из контрольных измерительных материалов экзамена.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации   графиков   реальных   зависимостей   между   величинами

Результаты изучения курса представлены на нескольких уровнях  личностном, метапредметном и предметном.

Личностные:

  1. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  1. первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной и других видах деятельности;

  1. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  1. первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах еѐ развития значимости для развития цивилизации;

  1. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  1. креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач;

  1. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  1. формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

  1. способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  1. умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  1. способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;

  1. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  1. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  1. развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

  1. формирование учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  1. первоначального представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

  1. развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  1. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять еѐ в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  1. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  1. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

  1. понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  1. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  1. способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные:

  1. умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

  1. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования

представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

  1. умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  1. умения пользоваться изученными математическими формулами;

  1. знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

  1. умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов:

  1. Ященко И.В., Шестаков С.А. ОГЭ в новой форме Типовые тестовые задания, изд-во «Экзамен», М., 2019 г.

Для учителя:

  1. www.fipi.ru

  1. http://matematika.ucoz.com/  http://uztest.ru/  http://www.ege.edu.ru/

  1. http://1september.ru/

Для ученика:

  1. http://www.mathnet.spb.ru/

  1. www.fipi.ru

  1. http://math-prosto.ru/   http://www.etudes.ru/  http://www.berdov.com/

  1. http://uztest.ru

Литература:

  1. Ященко И.В., Шестаков С.А. ОГЭ в новой форме Типовые тестовые задания, изд-во «Экзамен», М., 2019г.

  1. Кочагин В.В., Кочагина М.Н. Алгебра. Тестовые задания к основным учебникам.

М.: «Эксмо», 2018.

п/        Даты

п

1

1

2

3


Тема

2

выражений

.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Основное

Количествочасов

Основные понятия

Параграф

УУД

Формы

содержание

контроля

3

4

6

7

8

Свойства

Коммуникативные:

степени с

Учитывать разные мнения и стремиться

натуральным и

1) Понятие степени  с целым

к координации различных позиций в

целым

1

показателем.

сотрудничестве; контролировать

УО

показателями

2) Правила действий

действия партнѐра.

Стандартный

3) Стандартный вид числа

Регулятивные:

вид числа

Вносить необходимые коррективы в

действие после его завершения на основе

учѐта характера сделанных ошибок;

1) Понятие арифметического

различать способ и результат действия.

Познавательные:

Свойства

квадратного корня

Ориентироваться на разнообразие

арифметическог

2) Свойства

ФО

1

способов решения задач. Строить

о квадратного

арифметического

УО

речевое высказывание в устной и

корня.

квадратного корня

письменной форме.

Формулы

1) Разность квадратов

сокращѐнного

2) Квадрат суммы и

умножения.

1   разности.

УО

Приѐмы

3) Формулы суммы и

разложения на

разности кубов

множители

4

5

6


Уравнения.


Коммуникативные:

Способы

1) Правило переноса

Учитывать различные мнения и

стремиться к координации различных

решения

1

компонентов уравнения

УО

линейных

2) правила раскрытия

позиций в сотрудничестве.

уравнений

скобок

Контролировать действия партнѐра.

Регулятивные:

Учитывать правило в планировании и

контроле способа решения. Вносить

необходимые коррективы в действие

после его завершения на основе учѐта

Способы

характера сделанных ошибок.

решения

1) Уравнения вида

Познавательные:

квадратных

1

УО

Владеть общим приѐмом решения задач.

уравнений и

ax2  + bx + c = 0

уравнений

Проводить сравнение, сериацию и

классификацию по заданным критериям.

сводимых к ним,

Способы

решения

1) Способ замены

дробнорационал

переменной

ьных и

1

СР

2) Область допустимых

уравнений

значений

высших

степеней

7

8

9


Системы уравнений.


Различные

1)

графический способ

методы решения

1

2)

метод подстановки

систем

3)

метод сложения

уравнений

Различные

методы решения

1

1)

метод подстановки

систем

2)

метод сложения

уравнений

Применение

специальных

1) Метод замены

приѐмов при

1

переменных

решении систем

уравнений.


СР

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться

  • координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на

основе учѐта характера сделанных СР ошибок.

Познавательные:

Владеть общим приѐмом решения задач. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

СР

10

11

12


Неравенства.


Способы

1) Способы решения

решения

1

числовых неравенств

различных

2) Способы решения

неравенств

линейных неравенств

Метод

интервалов.

1)

Решение квадратных

Область

1

неравенств

определения

2)

Метод интервалов

выражения.

1)

Равносильные

Системы

1

преобразования

неравенств

неравенств

2)

Способы решения


Коммуникативные:

Контролировать действия партнѐра.

Регулятивные:

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

Владеть        общим        приѐмом        решения

задач.        Строить        речевое

высказывание в устной и письменной форме.


УО

СР

СР

Установление

соответствия

1) Свойства функций

между графиком

Коммуникативные:

13

1

2) Область определения ,

УО

.

функции и еѐ

Контролировать действия партнѐра.

область значений

графики

аналитическим

Регулятивные:

заданием

Учитывать правило в планировании

и контроле способа решения.

и

Познавательные:

Координаты

Владеть

общим

приѐмом

решения

задач.

Строить

речевое

1) Линейная функция ее

высказывание

в

устной

и

Уравнения

свойства и график

письменной форме.

14

прямых,

1

2) Квадратичная функция

УО

парабол,

ее свойства и график

гипербол.

3) у = к/х ее свойства и

график

Коммуникативные:

Функции, их

Учитывать разные мнения и стремиться

Функции

свойства и

1) Линейная функция ее

к координации различных позиций в

графики

свойства и график

сотрудничестве. Слушать других,

иональная,

3) у = к/х ее свойства и

точку зрения.

15

(линейная,

1

2) Квадратичная функция

пытаться принимать другую точку

УО

обратнопропорц

ее свойства и график

зрения, быть готовым изменить свою

квадратичная и

график

Регулятивные:

др.)

Осуществлять итоговый и пошаговый

контроль по результату. Вносить

необходимые коррективы в действие

после его завершения на основе учѐта

характера сделанных ошибок.

«Считывание»

Обобщение знаний о

Познавательные:

свойств

16

1

различных функциях и

УО

функции по еѐ

Проводить сравнение, сериацию и

их графиках

графику.

классификацию по заданным критериям.

Анализировать условия и требования

Установление

соответствия

Обобщение знаний о

между графиком

17

1

различных функциях и

СР

функции и еѐ

их графиках

аналитическим

заданием.

Коммуникативные:

и

геометрическаяпрогрессии

Учиться выполнять различные роли в

Арифметическая

Определение

1) Определение

группе.

арифметической и

арифметической

геометрической

Регулятивные:

18

и

1

УО

прогрессий.

Учитывать правило в планировании

геометрической

2)Рекуррентная формула.

и контроле способа решения; учиться

прогрессий.

3)Формула энного члена.

планировать  учебную  деятельность  на

уроке.

Познавательные:

Владеть

общим

приѐмом  решения

Характеристиче

1) Свойства

задач.

Строить

речевое

ское свойство.

арифметической и

высказывание

в

устной

и

19

Сумма первых

1

геометрической

письменной форме.

УО

членов.

прогрессии

Комбинированн

2) Формулы суммы

ые задачи

первых членов

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться

к  координации  различных  позиций  в

20

Задачи на

1)Решение текстовых

сотрудничестве.

Слушать

других,

пытаться   принимать   другую

точку

«смеси и

1

задач различных видов,

СР

зрения,  быть  готовым  изменить  свою

сплавы»

различными способами.

.

точку зрения.

задачи

Регулятивные:

Осуществлять итоговый и пошаговый

Текстовые

контроль по результату. Вносить

необходимые коррективы в действие

после его завершения на основе учѐта

характера сделанных ошибок.

Задачи на

1)Решение текстовых

Познавательные:

проценты.

21

1

задач различных видов,

СР

Владеть общим приѐмом решения

Задачи на

различными способами

задач. Ориентироваться на

«концентрацию

разнообразие способов решения

задач.

22

23

24


модулем.

и


Задачи на

1)Решение текстовых

1

задач различных видов,

СР

«работу».

различными способами

Задачи

геометрического   1

УО

содержания

Коммуникативные:

Модуль числа,

Учитывать разные мнения и стремиться

к координации различных позиций в

его

сотрудничестве.

геометрический

1

1) Понятие модуля

УО

Регулятивные:

смысл,

2) Свойства модуля

основные

Вносить необходимые коррективы в

свойства модуля

действие после его завершения на

основе учѐта характера сделанных

ошибок.

25

26

27


повторение

Обобщающее


Познавательные:

Владеть общим приѐмом решения

Уравнения и

задач. Ориентироваться на

неравенства,

1) Правило раскрытия

разнообразие способов решения

содержащие

задач.

1

модуля

знак модуля и

СР

2) Метод интервалов

способы их

решения

Уравнения и

неравенства,

1)

Правило раскрытия

содержащие

1

модуля

СР

знак модуля и

2)

Метод интервалов

способы их

решения.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться

Решение задач

к координации различных позиций в

из контрольных

сотрудничестве.

измерительных1

Регулятивные:

Тест

материалов

Вносить необходимые коррективы в

(первая часть)

действие после его завершения на

основе учѐта характера сделанных

ошибок.

Решение задач

из контрольных

28

измерительных

1

материалов

(вторая часть)

29

Решение задач

-

из КИМ

6

34

(полный текст)


Познавательные:

Владеть общим приѐмом решения

задач. Ориентироваться на

разнообразие способов решения

задач.

Тест

Тест


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по практикуму по математике «Подготовка к ГИА», 9 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, формы контроля, УМК для учителя и ученика, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по практикуму по математике «Подготовка к ЕГЭ», 10-11 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, УМК  для учителя и ученика, формы и методы преподавания, виды контроля, тематический план....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПРАКТИКУМ ПО МЕТОДИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда технологическая сложность производства растет быстрее, чем уровень квалификации рабочих. Отечественная про­фессиональная школа...

Рабочая программа курса "Практикум по решению задач по геометрии" (7 класс)

Цель данного курса - решение интересных и оригинальных задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся....

Рабочая программа "Психологический практикум"

Рабочая программа "Психологический практикум" для учащихся, обучающихся по программе С(К)ОУ VIII вида.Цель программы: оптимизация психического развития подростка с ОВЗ и более эффективной социализации...

Рабочая программа «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.

Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирова...

рабочая программа "Физический практикум" для профильного 10 класса

Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее ...