Рабочая программа «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
рабочая программа на тему

  Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер, основная задача его – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ekonomicheskomu_praktikumu.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №81»

     

Рабочая программа

«Экономический практикум»

в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.

 

     

                                                                 

                                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

           Программа составлена на основе авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000.

           Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер, основная цель его – формирование практических умений, элементарной экономической грамотности, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Задачи:

  • формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
  • обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  • формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

  В программе представлены три раздела: «Экономика как хозяйство», «Человек и экономическая система», «Человек как работник», общий объем курса -67 часов, по 2 часа в неделю. Содержание каждого из разделов распределено по четвертям и имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:

  • отличать экономические термины от неэкономических;
  • объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
  • различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
  • принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
  • решать задачи экономического содержания;
  • различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
  • устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;
  • заполнять формы документов на приватизацию жилья;
  • ориентироваться в сокращенных обозначениях названий современных фирм;
  • заполнять бланк трудового контракта;
  • правильно заполнять бланк для постановки на учет в службу занятости.

Методическое пособие: Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Экономика как хозяйство (5 ч)

                 Цель раздела – дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной  деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики, примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках, причинах сохранения элементов натурального хозяйства в жизни современных людей, огромных преимуществах высокопроизводительного товарного хозяйства, служении экономики удовлетворению нужд человека и семьи.

                  Основные понятия. Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, средства производства, экономические объекты, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, разделение труда (специализация), товарное хозяйство, выгода, производительность труда.

                Контрольные вопросы и задания. Задание 1. У вас имеется 1000руб. вы решили купить подарок маме. Какими другими благами вы пожертвуете ради этой покупки? Какова будет цена вашего выбора? Задание 2. Определите, в каких из нижеперечисленных ситуаций – натуральный обмен (бартер), а в каких – купля-продажа товара. Обмениваются: 1) старинная монета на почтовую марку; 2) денежная купюра 500р на 5 купюр по 100р; 3) жевательная резинка на 8р. Задание 3. Задача: Два сапожника делают и продают одинаковые сапоги. Один шьет пару за 3 дня, другой за 2. Кто из них получит в конце месяца большую прибыль? У кого выше производительность труда? Задание4. Перечислите несколько улиц нашего города, названия которых свидетельствуют о существовании разделения труда (ул.Токарей, Металлургов, Космонавтов). Расскажите, что вам известно о профессиях, которые упоминаются.

         

Раздел 2. Человек и экономическая система (10 ч)

                  Цель раздела – познакомить с исторически сложившимися типами экономических систем; дать общее представление о существующих типах экономических систем, понятие об экономической системе современной России; рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе.

                  Основные понятия. Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; достоинства и недостатки плановой экономики, рыночной экономики; общественная (государственная) и частная (приватная) собственность; свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен; предприниматель; виды рынков; приватизация; рынок жилья; агентство недвижимости.

                   Контрольные вопросы и задания. Задание 1. Тест: Укажите правильный ответ. Облигация это – а) акция, б) замена наличных денег, в) ценная бумага. Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право ее владельцу на получение доли прибыли, называется: а) акция, б) облигация, в)вексель. Какое из утверждений будет верным в случае, если купите акции фирмы: а) вы даете свои деньги взаймы корпорации, б) вам гарантирован возврат денег, уплаченных за акцию, в) вы получите право на частичное владение собственностью корпорации. Задание 2. Кроссворд.

Раздел 3.  Человек как работник (19 ч).

                  Цель раздела – раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые общие представления об отраслях производства и видах современных фирм; рассмотреть производство как основной вид экономической деятельности людей; сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на те ее стороны, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека (права держателей акций, зарплата и инфляция, условия труда, процедура трудоустройства, угроза безработицы, поддержка безработных и т.д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни.

                  Основные понятия. Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое       акционерное общество, государственное предприятие, акция, облигация, дивиденд; трудовой контракт, наемный работник, наниматель (работодатель), сдельная и повременная зарплата, тарифная ставка, оклад, номинальная и реальная зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум, черта бедности, инфляция, гиперинфляция; профсоюзы, вредные условия труда, профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия, производственный травматизм; безработный неработающий, безработица, служба занятости, вакансия, пособие по безработице.

                Контрольные вопросы и задания. Задание 1. «Трудовая книжка семьи». Учащиеся заполняют таблицу. Определяют общий доход семьи в виде зарплаты и в расчете на одного члена семьи. Задание2. «Заработная плата». Учащиеся заполняют таблицу, перечисляя виды зарплаты. Определяют какая форма оплаты труда выгоднее и почему. Задание3. Задача: согласно справке, предоставленной в службу занятости бухгалтерией предприятия, откуда уволен безработный, его средний заработок составлял 3500р. в месяц. Определите, каким должен быть размер его пособия по безработице 1-3 мес пребывания на учете биржи труда.

 

Раздел 4. Человек как потребитель. (29ч).

                 Цель раздела – дать понятие о видах торговли и товаров, о товарном знаке, о сертификате качества, об экспорте и импорте;

                 Сформировать умения ориентироваться в символах, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах, в таблицах международных размеров одежды и обуви;  решать задачи экономического содержания, вязанные с покупкой товаров в кредит; выполнять практические упражнения на рациональный подбор продуктов пределах определенной суммы с целью обеспечения полноценного питания семьи.

                Основные понятия: бартер, торговля за наличные и безналичные деньги, государственная и частная торговля, оптовая и розничная торговля, кредит, фирменный и универсальный магазин, супермаркет, товарный знак, сертификат качества, этикетка, экспорт и импорт, таможня.

                 Контрольные вопросы и задания. Задание1. Определите, в каком случае речь идет о торговле оптом и в розницу: 1) мальчик купил в киоске порцию мороженого 2) магазин приобрел на фабрике 50 штук детских сапожек для продажи. Задание 2. Определите сумму первоначального взноса за товар при стоимости товара 9500р. и процентной ставке 40% стоимости вещи. Задание 3. Костюм стоит 100$. Сколько рублей нужно заплатить за этот костюм, если 1$ стоит 35р? Задание 4. «Домашние обязанности». Учащиеся оценивают в баллах выполнение домашних обязанностей. Задание конкурсное. Задание 5. «Как взять кредит в банке». Задание 6. «Определение размера пошлины за нотариальные услуги».

Раздел 5. Человек как член общества. (4ч).

                 Цель раздела – дать понятие о налогах; о льготном налогообложении;  о декларациях доходов;  о целях взимания налогов.

                Сформировать умения решать задачи экономического содержания на определение величины подоходного налога граждан.

                Основные понятия: прямые и косвенные налоги, подоходный налог на граждан, налог на имущество и наследство, акциз, госпошлина, декларация о доходах.

               Контрольные задания. Задание 1. «Определение величины налога». Доход, облагаемый налогом, составляет 1000р. в месяц. Налоговая ставка 12%. Сколько придется уплатить работнику в виде подоходного налога? Задание 2. Сложите из букв слово и объясните его значение (о л а н г). Задание 3. Деловая игра «Служба социальной защиты населения». Класс разбивается на 3 группы. Одна из них выступает в роли работников органа социальной защиты, две другие – в роли семей, обратившихся за помощью.

                   

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                              Название раздела и темы

Кол-во

часов

Раздел 1. Экономика как хозяйство

1.1.Понятие об экономике.

1.2.Натуральное хозяйство. Бартер.

1.3.Товарное хозяйство. Разделение труда.

                 

Раздел 2. Человек и экономическая система

2.1.Типы экономических систем. Человек в экономической системе.

2.2. Достоинства и недостатки плановой и рыночной экономики.

2.3.Основные черты рыночной экономики

2.4. Виды рынков.

2.5.Собственность. Приватизация.

2.6.Обобщающий урок по теме: «Человек и экономическая система».

Раздел 3.  Человек как работник

3.1.Производство. Виды фирм.

3.2.Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг.

3.3.Заработная плата.

3.4.Бедность и богатство.

3.5.Инфляция.

3.6.Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы.

3.7.Безработица. Биржа труда.

3.8.Обобщающий урок по теме: «Человек как работник».

 

Раздел 4.  Человек как потребитель.

4.1. Торговля. Виды торговли.

4.2. Экспорт и импорт товаров.

4.3. Реклама.

4.4. Деньги. Ценные бумаги.

4.5. Семейная экономика.

4.6. Потребности. Потребление.

4.7. Права потребителя.

4.8. Финансовые услуги.

4.9. Страхование.  Страховые услуги.

4.10. Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги.

4.11. Обобщающий урок по теме «Человек как потребитель».

Раздел 5. Человек как член общества.

5.1. Налоги.

5.2. Социальная защита населения.

5.3. Обобщающий урок по теме «Человек как член общества».

5.4Повторение:Что мы узнали об экономике?

Итого  :

10ч

           19ч

29ч

68ч

                                   

                                   

                                           ОСНОВНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
  2. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.
  2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. – 336 с.
  3. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  4. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  5. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 48 с.
  6. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 35 с.
  7. Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании»...

Рабочая программа по обществознанию в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по обществознанию в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об ...

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об ...

Рабочая программа по трудовому обучению. 1 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

Рабочая программа по географии для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2014-2015уч.г.

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена с    учётом возрастных и психофизиологических  особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточно...