Конспект урока . Решение неравенств второй степени методом интервалов 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Толочко Жанна Геннадьевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_neravenstv_metodom_intervalov.docx66.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Решение неравенств методом интервалов»

Цель урока: рассмотреть применение метода интервалов для решения неравенств различных типов.

Задачи урока:

Обучающие:

1. Сформировать у школьников мотивацию к изучению данной темы.

2. Формировать умения применять полученные знания на практике, в новых условиях;

Развивающие:

1.Содействовать развитию познавательного интереса к предмету, внимания, памяти;

Воспитательные:

1.Способствовать воспитанию патриотизма, любви к родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Форма занятия: урок – игра «Путешествие по родному краю»

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран,  презентация

для сопровождения занятия, раздаточный материал для учащихся.

План урока:

Этап урока

Содержание (цель) урока

Время (мин)

1

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

2

2

Устная работа

Актуализировать умения раскладывать трёхчлен на множители

2

3.

Тестовая работа

Обобщить теоретические сведения, полученные на предыдущих уроках

5

3

Изучение нового материала

Выработать алгоритм решения неравенств методом интервалов

5

4

Физкультминутка

Здоровьезбережение учащихся

2

5

Первичное закрепление

Формирование навыка решения неравенств методом интервалов

2

6

Самостоятельна работа в парах

Формировать навык решения неравенств методом интервалов

2

8

Итог урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

2

9

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2

Ход урока

I.Организационный момент

Мое маленькое уютное Садовое!

Ты лучше всех  на целом белом свете!

Здесь рады гостю взрослые и дети,

Здесь руку помощи любому подадут.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня вы сделаете очередной шаг навстречу большой цели – итоговая аттестация. Я с радостью помогу вам сделать этот шаг. Однажды я прочла высказывание

«Получать готовую информацию и запоминать ее может компьютер, а человек должен думать».

– Пусть эти слова будут эпитетом к нашему уроку.  А урок у нас не совсем обычный. Каждый из нас согласно основному закону страны, «Конституции РФ», имеет право на образование и право на свободное перемещение. Сегодня мы с вами отправимся в математическое путешествие по нашему району.

Права и обязанности:

- можно высказывать свою мысль по желанию, а потом по порядку;

- когда кто-то говорит, все слушают и не перебивают;

- сдерживаться от оценивания и резких высказываний в адрес участников группы;

- стараться прийти к общему мнению, если в группе имеется особое мнение, то и оно имеет право на существование;

- Итак, начнем наше путешествие: вам необходимо пройти регистрацию и ознакомиться с проблемными вопросами, решением которых мы будем заниматься в ходе нашего путешествия

 - Приготовьте свои посадочные карточки.

2. Устная работа

1 этап регистрации:«Утраченная информация»

Нам необходимо разложить на множители выражение:

а) x2-16,

б) 3x - 48,

в) 6x + 8x2,

г) x2- 5x + 6,

Найти область определения функции.

а) y=(x+2)(x-3),

3 . Тестовая работа

2 этап регистрации: «Тест контроль»

І вариант

1) Разложение на множители квадратного трехчлена х2 + 6х + 9 имеет вид:

а) (х + 2)(х – 3);                  

б) (х + 3)2;                              

в) (х – 3)2.

2) Корнями уравнения (х – 2)(х + 10) = 0, являются:

а) 2 и 10;                          

б) 2 и – 10;                              

в) – 2 и 10.

3) Изображение на координатной прямой корней уравнения (х + 2)(х – 7) = 0

а)

       -7     2

б)          

      -2      7

в)

        -7     -2

4) Областью определения функции у = (5х – 1) : 3 является промежуток:

а) (- ∞; 0);                        

б) (- ∞; + ∞);                              

в) (0; + ∞).                                        

5) Областью определения функции у = (2х – 1) : х является промежуток:

а) (- ∞; 0);                          

б)(- ∞; 0) (0; + ∞);

в) (0; + ∞).

6)Решением неравенства (х + 1)(х – 1) ≥ 0, является:

а) (– ∞; –1];              

 б) (– ∞; - 1] v [ 1; + ∞);                

в) [–1; 1].

ІІ вариант

1) Разложение на множители квадратного трехчлена х2 – 8х + 16 имеет вид:

а) (х + 2)(х – 8);                  

б) (х + 4)2;                        

в) (х – 4)2.

2) Конями уравнения (х + 2)(х – 5) = 0, являются:

а) 2 и 5;                            

б) 2 и – 5;                                

в) – 2 и 5.

3) Изображение на координатной прямой корней уравнения (х – 4)(х – 11) = 0:

а)

       -4      11

б)

        -11      -4

в)

         4       11

4) Областью определения функции у = (4х+5) :7 является промежуток:

 а) (- ∞; 0);                          

б) (0; + ∞);                              

в) (- ∞; + ∞).                                        

5) Областью определения функции у = (2х + 1) :(х+3) является промежуток:

 а) (- ∞; 3);                          

б) (- 3; + ∞);                          

в) (- ∞; - 3) v (- 3; + ∞).

6)Решением неравенства (х + 5)(х – 3) ≥ 0, является:

а) (– ∞; – 5];                        

б) [–5; 3];                          

в) (– ∞; - 5] v [3; + ∞)

Ребята обмениваются регистрационными карточками, проверяют их, производят оценивание: за каждый правильный ответ на вопросы теста по 1 баллу (всего 6 баллов).

Ответы: І вариант все б);  ІІ вариант все в).

- Как вы думаете какие цели мы будем ставить в ходе нашего путешествия

- Научиться решать неравенства новым методом; расширить математический кругозор; учиться работать самостоятельно и в группе; проконтролировать уровень усвоения темы.

- Итак, уважаемые пассажиры, вы прошли регистрацию и, считаю, готовы отправиться в путешествие.

4.Изучение нового материала.

Первая станция «Круг идей»

Фронтальная работа с классом.

Учитель: Перед нами стоит задача. Надо решить неравенство (х – 4) (х + 1)>0.

Учитель: Когда произведение двух выражений положительно?

Уч-ся: Если оба сомножителя одновременно положительны или одновременно отрицательны. Значит, нужно решить две системы неравенств:

  1.                                             2)  

Два ученика у доски, остальные самостоятельно.

Решением первой системы будет промежуток (4; +∞), а решением второй – промежуток (-∞; -1). Таким образом, получаем, что решением исходного неравенства будет объединение этих промежутков, то есть x(-; -1) (4; +∞).

Учитель: Приемлем  ли такой способ решения неравенств подобного вида?

Уч-ся:  Да.

Учитель: А если нам потребуется решить неравенство 2 – 4) (х + 1)>0.

Учитель: А для этого неравенства такой способ решения удобен?

Уч-ся:  Не совсем.

Учитель: Итак, для решения второго неравенства необходимо искать другой способ. Какой?

Уч-ся:  Метод интервалов.

Учитель: Прежде всего найдем  область определения этой функции.

Уч-ся:  Областью определения этой функции  является множество всех чисел.

Учитель: Назовите нули функции

Уч-ся:   Нули функции: х1= -2, х2 = 2, х3= -1.        

Учитель: Отметим их на координатном луче.      -        +                  -                          +

 Что они сделали с областью определения            -2        -1                               2             х  

функции?                                                                                    

Уч-ся:  Они разбили область определения на промежутки (-∞; -2); (-2;-1);  (-1;2); (2; +∞).

Учитель:  Каковы  знаки  функции в каждом из указанных промежутков.

5. Выберем  промежуток, соответствующий знаку неравенства ( «+» – знак  >)  

x(-2; -1) (2; +∞).

Учитель:  Итак, мы рассмотрели два метода решения неравенств. Какой метод более рациональный?

Уч-ся:  Метод интервалов.

Учитель:  Давайте попытаемся обобщить последний метод решения неравенств с одной переменной.

Алгоритм решения неравенств методом интервалов:

1. Выделить функцию вида f(x)=(x-x1)…(x-xn)

2.Найти ОДЗ функции y = f(x).

3. Найти нули функции y = f(x) (f(x)=0)

4. Нанести нули на числовую прямую.  Определить знаки функции f(x) в каждом интервале.

5. Записать ответ.

5.Физкультминутка

Станция «Спортивная»

6.Первичное закрепление материала.

Отправляемся на станцию:«Обучая – учусь»

-Нам надо решить неравенства методом интервалов.

Первое неравенство (х+3)(х-4)(х-7) > 0.

Решение:

  1. f(х) = (х+3)(х-4)(х-7).
  2. D(f)=R.
  3. f(х)=0 при х=-3 или х=4 или х=7.

                    -                        +                 -                   +  

4.                                              

                                       - 3                    4                       7                       х

5.Ответ: (-3;4)   (7; +∞).    

Второе неравенство (х2-9)(х+5) ≤ 0.

Решение:

  1. f(х) = (х-3)(х+3)(х+5).
  2. D(f)=R.
  3. f(х)=0 при х=3 или х=-3 или х=-5.

                     -                       +                 -                   +  

4.                                              

                                       - 5                    -3                       3                       х

     5. Ответ: (-∞;-5]   [-3;3].    

7.Самостоятельна работа в парах.

Cледующая станция « Тайный конверт»

Каждая пара получает закрытый конверт с заданием, аналогичным одному из рассмотренных примеров и решает поставленную задачу, затем  сверяют ответы с решением.

Задания:

1) (х + 7)(х + 2)(4 – х)(2х – 10) ≥ 0. ( x Є [-7; -2] v [4; 5] )

2) (х + 2)(х2 – 9) < 0. (х Є (- ∞; -3) v (-2; 3) )

3) (х2 + 4х – 5)(х+7)(х + 3) ≥ 0 (х Є (- ∞; -7]v [-5; -3] v [1; + ∞) )

4) (х + 4)(х + 1)(х – 1)(х – 8) ≥ 0 (х Є (- ∞; - 4] v [-1;1] )

IX. Станция «Реши ОГЭ»

Учитель: Чтобы сделать остановку на станции «Реши ОГЭ!», ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: «Какова численность населения г. Россошь?» (62884 чел.)

Задание ОГЭ 1 человек решает у доски, остальные – на местах.

Проверка решения с использованием презентации.

8.Домашнее задание.

Наше путешествие подошло к концу. Мы прибыли на станцию «Домашнее задание»

Ваше домашнее задание нескольких уровне. Каждый выбирает уровень себе по силам.

Начальный уровень

Решить неравенство методом интервалов

1) (х + 1)(х – 2) > 0 1 б

2) х2 – 3х + 2 ≤ 0 1,5 б

3) (х – 4)/(х + 5) < 0 1,5 б

                                                       

Средний уровень

Решить неравенство методом интервалов

1) х2 – 7х + 12 ≤ 0 1 б

2) (х + 10)(х – 4) < 0 1 б

3) 2х (8 + х)(х – 12) > 0 1,5 б

4) (х + 2)(7 – х)(х – 13) 1,5 б

5) (х + 5)/(х - 6) >0 1 б

        

Достаточный уровень

Решить неравенство методом интервалов

1) (х – 2)(х +5)/(х + 2) ≥ 0 2 б

2) (х + 3)2(х + 1)(х – 2) ≤ 0 2 б

3) (16 – х2)(3х2 + 1) > 0 2 б

4) (6 – 3х)/(х + 4) ≥ 0 3 б

Высокий уровень

Решить неравенство методом интервалов

1) (х4 – 16х2)( - х2 – 5) ≤ 0 3 б

2) (– х2 + 8х – 7)/(х2 + х – 2) > 0 3 б

3) х3 – 5х2 + 6х ≥ 0 3 б

4) (х – 2)(х + 2)2(х + 3)/(х - 1) ≤ 0 3 б

9.Итог урока.

Станция  «Рефлекия»

Учитель: И вспомним начало нашего урока, ребята.

А какие цели урока мы ставили перед собой?

Как Вы считаете, нам удалось достигнуть поставленных целей?

Учитель: Ян Амос Коменский говорил: «Считай  несчастным  тот  день  или тот  час,  в  который  ты  не  усвоил ничего  нового,  ничего  не  прибавил  к своему образованию». Я надеюсь, что в сегодняшнем уроке вы найдете для себя хоть крупинку полезного.

Синквейны по математике.

  1. 1 существительное

1. Дробь

  1. 2 прилагательных

2. Десятичная, обыкновенная (правильная, неправильная)

  1. 3 глагола

3. Сокращать, преобразовывать, умножать (складывать, вычитать, делить)

  1. Фраза

4. Можно представить в виде частного

  1. Одно слово (существительное), суть предмета

5. Рациональное число

1. Неравенство

2.Числовое, алгебраическое (строгое, нестрогое)

3.Сравнивать, преобразовывать, решать

4.Два выражения, связанные знаками больше или меньше

  1. Сравнение

1.Неравенство

2. Линейное, верное, неверное

3. Доказать, преобразовать, оценить

4.Найти все значения переменной

5. Соотношение между числами

1.Неравенство

2. Равносильное, двойное

3.Складываем, умножаем, переносим слагаемые

4.Важная часть математического аппарата

5. Различие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема конспекта урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс (Алгебра)

Этапы работы на уроке, полное содержание. Урок на два часа с использованием современных образовательных, здоровьесберегающих и информационных технологий, интерактивной доски. "С тех пор как суще...

презентация к уроку "Решение неравенств второй степени" в 9 классе по алгебре

презентация к уроку  алгебры в 9 классе "Решение неравенств второй степени"...

Урок "Решение неравенств второй степени и степени выше второй" 9 класс

Обобщающий урок в 9 классе, посвященный систематизации знаний и совершенствованию навыков решения неравенств с использованием свойств  квадратичной функции и методом интервалов. После выполнения ...

Открытый урок "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс

Дана методическая разработка урока по теме "Решение неравенств вотрой степени с одной переменной"...

Разработка урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс

Урок-турнир. Урок проведен в Сайлыгской средней школе...

"Решение неравенств второй степени методом интервалов"

Конспект урока алгебры в 9 классе по теме "Решение неравенств второй степени методом интервалов"...