Урок "Решение неравенств второй степени и степени выше второй" 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Переломова Марина Анатольевна

Обобщающий урок в 9 классе, посвященный систематизации знаний и совершенствованию навыков решения неравенств с использованием свойств  квадратичной функции и методом интервалов. После выполнения каждого задания  учащиеся осуществляют оценку своей деятельности с помощью предлагаемых критериев. По сумме всех баллов   ученик в конце урока получает итоговую оценку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме  «Решение неравенств второй степени и степени выше второй», 9 класс

 Цель: Обобщение и систематизация знания учащихся по методам решения неравенств степени второй и выше

  • Образовательные задачи:

  1. Повторить и закрепить понятие «решения неравенства».
  2. Повторить и закрепить метод решения  квадратичных неравенств на основании свойств  квадратичной функции.
  3. Повторить и закрепить метод интервалов для решения неравенств  степени выше второй.

  • Развивающие задачи:

  1. Формировать познавательные универсальные учебные действия, определяющих умение ученика выделять тип неравенства и определять способы их решения (логическое и интуитивное мышление, обоснование суждений, классификация, сравнение).

    2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия (самоконтроль и самопроверка, умение двигаться по заданному алгоритму, оценивать и корректировать полученный результат)

3. Формировать коммуникативные универсальные учебные действия (умение высказывать суждения с использованием математических терминов, грамотно отвечать на поставленные вопросы)

  • Воспитательная задача:

     Продолжить формирование таких качеств учащихся как:

- умение слушать друг друга;

- умение осуществлять взаимоконтроль и рефлексию.    

Оборудование:

  1) Интерактивная доска SMART Board V280

  2) Слайды, созданные в программе Notebook, перенесённые в программу PowerPoint

  3) Слайды, созданные в программе  АвтоГраф, перенесённые в программу PowerPoint

  4) Карточки с заданиями  для домашней работы.

  5) Листы для самооценки деятельности учащихся

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.                                                              

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Мы с вами в течение нескольких уроков учились решать неравенства второй степени и выше. Все ли неравенства мы решаем одинаково?

Ученик. Мы применяем различные подходы в зависимости от вида неравенства.

Учитель. Сформулируйте учебную задачу нашего урока, опираясь на то, о чём мы сейчас говорили.

Ученик. Наша задача – повторить, какие виды неравенств мы умеем решать, и какие методы решения  подходят в каждом случае, а также закрепить вычислительные навыки.

  1. Правила работы на уроке.

Вы  будете сами оценивать свою деятельность. Каждый ученик получает «Лист для самооценки своей деятельности»  см. Приложение1.

После каждого задания вы оцениваете свою работу и выставляете баллы в таблицу.

  1. Устно.

На экран проецируется слайд с квадратичными неравенствами и неравенствами степени выше второй  см. Приложение2   слайд 2  

 

Учитель.  Ребята, здесь вы видите различные неравенства. Разбейте их на две группы по какому-либо признаку.

Ученики дают свои варианты ответов и выполняют разбивку:  на интерактивной доске, если работаем в программе Notebook и устно с проверкой по слайду, если в программе PowerPoint см.Приложение2 слайд 3 (Одно неравенство сначала  может остаться без группы)

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомните, какими способами можно решать неравенства второй степени и выше.

Ученики проговаривают способы решения неравенств и алгоритмы действий в каждом случае.

Учитель: Давайте повторим ещё раз эти способы, используя таблицы. (Проецируются слайды)     см.Приложение2   слайды  4, 5  

  1. Решение заданий, приводящих к решению неравенств.

Учитель: 

Найти область определения функции:

Учитель: - Что такое область определения функции?

  - Какие ограничения накладывают выражения, входящие в запись данной функции?

  - Какие условия должны выполняться?

  - Одновременно ли должны выполняться заданные условия? (Делается вывод о том, что необходимо объединить полученные условия в систему)

   

Выясняется, какими методами необходимо решать каждое неравенство. Один ученик решает систему на доске, остальные учащиеся в тетради.

Ответ:  

Решение анализируется, учащиеся осуществляют самопроверку и выставляют баллы в таблицу  (Задание 1).

  1. Зарядка.

  • Упражнения для снятия зрительного утомления.

1. Исходное положение(и.п.) – сидя, голова прямо. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, сосчитать до 5; затем широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль, сосчитать до 5. Повторить 5-6 раз.

2. И.п. - сидя, голова прямо. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 5-6 раз.

3. И.п. - сидя, голова прямо. Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 5. Открыть глаза, посмотреть вдаль, сосчитать до 5. Снова  зажмурить глаза, сосчитать до 5, открыть глаза, посмотреть на предмет вблизи. Повторить 5-6 раз.

  • Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

1. И.п. - сидя, голова прямо. Плавно наклонить голову назад. Плавно наклонить голову вперёд. Плечи  не поднимать. Повторить 5-6 раз.

2. И.п. - сидя, голова прямо, руки на поясе. Наклонять голову к правому и к левому плечу в медленном темпе. Повторить 5-6 раз.

VII.      Работа с графиками функций.

    Пользуясь графиками функций, решить неравенства:

               

     На экране в программе АвтоГраф демонстрируются графики соответствующих функций     см.Приложение2     слайд 6, 7  

    Наводящие вопросы: В каких точках функция меняет знак? Сколько  нулей имеет функция? Сколько промежутков знакопостоянства имеет функция? Какие промежутки нас интересуют в каждом случае?

Первое неравенство решается после коллективного обсуждения, а второе – самостоятельно с последующей проверкой

Учащиеся осуществляют самопроверку и выставляют баллы в таблицу  (Задание 2).

VIII. Решить неравенство, которое осталось не включенным ни в одну из групп в начале урока.

Учитель: Можно ли применить метод, используемый для решения квадратичных неравенств? (нет, так как мы не умеем строить график данной функции) А метод интервалов? Что необходимо сделать, чтобы использовать метод интервалов? (разложить на множители)

Один ученик выполняет решение на доске, остальные в тетради. Обратить внимание учащихся, что при разложении на множители получаем один множитель в четной степени, вспомнить, как в этом случае определяются знаки.

Решение:

Ответ:

Учащиеся осуществляют самопроверку и выставляют баллы в таблицу  (Задание 3).

IX.   Домашнее задание.

Каждый ученик получает задание двух уровней на выбор:

   I уровень – базовый,

   II уровень  - повышенный

см. Приложение3  

X.    Итог урока.

1. Учащиеся подсчитывают сумму баллов и выставляют себе оценку:

    11 – 12 баллов  - оценка «5»

    8 – 10 баллов -  оценка «4»

    4 -7 баллов – оценка «3»

2.Учителем организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Лист для самооценки  своей деятельности.

Фамилия, Имя___________________________________

Характеристика  деятельности

Кол-во баллов

Задание не вызвало у меня затруднений и  

я не допустил(а) ни одной ошибки, получив верный ответ

4 балла

Задание не вызвало у меня затруднений, но я допустил(а) ошибку в ходе решения, получив неверный ответ

3 балла

Задание вначале было мне не совсем понятно, но в ходе обсуждения я понял(а), как его решать

2 балла

Я так и не понял(а), почему именно так решается данное задание

1 балл

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Всего

баллов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение неравенств второй степени и степени выше второй Автор: учитель математики МБОУ СОШ № 5 г. Архангельска Переломова Марина Анатольевна 1

Слайд 2

Разбить неравенства на две группы: (x-14)(x+10)<0 2x 2 -7x+16<0 x(x-1)(x+2)>0 (5x+1)(3x-1)>(x-4)(x+2) (x+8)(x-5)<0 x 3 -x 2 -x+1>0 3x 2 <2x x 2 -10x<0 3x+2x 2 >7 (x+6)(2x-4)(1-3x) ≤ 0 2

Слайд 3

Разбиение неравенств на две группы: (x-14)(x+10)<0 2x 2 -7x+16<0 x(x-1)(x+2)>0 (5x+1)(3x-1)>(x-4)(x+2) (x+8)(x-5)<0 x 3 -x 2 -x+1>0 3x 2 <2x x 2 -10x<0 3x+2x 2 >7 (x+6)(2x-4)(1-3x) ≤ 0 3

Слайд 4

1.Рассмотреть функцию: у=ах 2 +bx+c , определить направление ветвей параболы. 2. Найти нули функции, если они существуют. 3. Схематически изобразить в системе координат параболу, учитывая нули функции (или их отсутствие), и направление ветвей. 4. Расставить знаки функции. 5. Выбрать нужные промежутки, в которых функция имеет требуемый знак, и записать ответ, взяв объединение промежутков. Решение неравенств вида: ах 2 + bx+c >0, ах 2 + bx+c <0 . 4

Слайд 5

Решение неравенств методом интервалов. 1.Привести неравенство к виду (х-х 1 )(х-х 2 )...(х- х n )>0 или (х-х 1 )(х-х 2 )...(х- х n ) < 0, где x 1 ≠ x 2 ≠ ... ≠ x n . 2. Рассмотреть ф- цию у=(х-х 1 )(х-х 2 )...(х- х n ) 3. Найти нули функции 4 . Отметить найденные нули на координатной прямой. 5. Вычислить знаки функции на полученных промежутках. 6. Выбрать промежутки, в которых функция имеет требуемый знак, и записать ответ, взяв объединение промежутков. 5

Слайд 6

Пользуясь графиком функции, решить неравенство: 6

Слайд 7

7

Слайд 8

Спасибо за работу! 8



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Домашнее задание:

Уровень I

Уровень II


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема конспекта урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс (Алгебра)

Этапы работы на уроке, полное содержание. Урок на два часа с использованием современных образовательных, здоровьесберегающих и информационных технологий, интерактивной доски. "С тех пор как суще...

План-конспект урока в 9 классе на тему:"Неравенства,сводящиеся к неравенствам второй степени"

тип урока-новая тема с использованием ИКТ и соотвествующии к требованиям ФГОС...

Урок изучения нового материала по теме "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс

Урок изучения нового материала проводится с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Используется таблица на мотивационном этапе урока "Знаю - Хочу у...

Открытый урок "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс

Дана методическая разработка урока по теме "Решение неравенств вотрой степени с одной переменной"...

"Решение неравенств второй степени с одной переменной." 9 класс. Алгебра.

Конспект урока по теме "Решение неравенств второй степени с одной переменной". Алгебра. 9 класс....

Разработка урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс

Урок-турнир. Урок проведен в Сайлыгской средней школе...