Технологическая карта урока
план-конспект занятия по алгебре (9 класс)

Шапошникова Надежда Ивановна

 

Тема урока: «Свойства функций. Отражение свойств функции в пословицах и поговорках».

Цель урока создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность, более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Шапошникова Надежда Ивановна

Должность: учитель математики

ОУ:  МАОУ СОШ  №2 города Покачи , Тюменской области

Предмет: математика

Класс: 9

Тема урока: «Свойства функций. Отражение свойств функции в пословицах и поговорках».

Базовый учебник: Алгебра, 9класс, в 2 ч., . Г. Мордковича.-11-е изд., стер.-М. :Мнемозина,2009.-223с.:ил.

Место в общей структуре курса: блок «алгебра», глава 3 «Числовые функции». Заключительный урок согласно тематическому планированию.

Тип урок: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Цель урока создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность, более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

 Основополагающий вопрос
Пословицы и поговорки – это функции?
Проблемные вопросы
Как с помощью графика функции показать глубинный смысл народных пословиц?
Учебные вопросы
  Свойства элементарных функций
Задачи урока:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: обобщить материал как систему знаний, выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы; развитие творческой познавательной активности учащихся; развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности; закономерности; анализировать; сопоставлять; сравнивать и т.д.

Воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие; воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Цели урока как планируемые результаты обучения

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Повторяют свойства функций, учат применять в незнакомой ситуации

Регулятивные

Самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

Познавательные

Пытаются связать известное в предмете с другим предметом

Коммуникативные

Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные

Умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи

Характеристика урока.

Урок проводится согласно тематическому планированию.

Соответствует возрастным особенностям учащихся, их личностным особенностям.    

 Тема урока отражает теоретическую и практическую часть урока и понятна учащимся.

Тема сообщалась через постановку вопросов для рассмотрения на уроке.

Вид урока - метапредметный, с применением межпредметых связей. Нестандартный,

Форма проведения: «Заседание естественно-математического ученого совета» с элементами игры «Мозговой штурм».

На заседание приглашены группа историков, попросились на совет филологи.

По дидактической цели это урок обобщения, применения знаний в незнакомой ситуации.

По основному способу проведения: фронтальная, групповая и индивидуальная работа в сочетании с самостоятельной деятельностью на основе компьютерной презентации содержания урока.

  1. Организационный блок

Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Понятие функция, область определения, область значений, свойства функций: возрастающая, убывающая, ограниченная сверху, снизу

  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока

Ученик научится: понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения); строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков; понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.); - использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.

Ученик получит возможность проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.); использовать функциональные представления и свойства функций решения математических задач из различных разделов курса. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам; - использовать свойства и график квадратичной функции.

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Регулятивные УУД

 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности.

 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

 Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

 Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

Регулятивными УУД:

Формулировать вопросы по теме на основе опорных вопросов.

Познавательными УУД:

Выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.  

Личностные УУД:

Осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму.

У учащихся недостаточно сформированы:

Коммуникативные УУД:

Эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Личностные

Планирование уровня достижения своих целей

Целеполагание

Инструкции и пояснения

1. Инструкция. Для проверки усвоения материала выполним тест, ответив на него при помощи пульта «MIMIO VOTE» - беспроводной интерактивной системы опроса учащихся. После каждого вопроса проверяем правильность ваших ответов, и обсуждаем ошибки. Интерактивный тест. Результаты теста автоматически заносятся в журнал успеваемости MIMIO, а в традиционных баллах выставляют учащиеся в оценочный лист по инструкции 90-100%-5, 70-89% 4,50-69%-3.

2.инструкция по выполнению домашнего задания

  • Вводное слово учителя

Эпиграфы к уроку. «Предмет математики
настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным.»  Б. Паскаль (Приложение 3, слайд 1).

              Пословицы и поговорки – это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства и переживания.

  • Распределение по группам

Класс делится на группы, так, чтобы в каждой были учащиеся с хорошей математической подготовкой, так и слабые. В группе 5-6 человек. На уроке создаются группа физиков-математиков, химиков, биологов, историков, филологов. Учитываются и предпочтения учащихся и в этих областях. Еще берется во внимание и личные желания детей.

  • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

Учитель напоминает о принятых ранее правилах на уроке:

- внимание, сосредоточенность,

- дисциплина;

- уважительное отношение друг к другу;

-  регламент работы.

  1. Мотивационный блок

Просмотр вводной презентации без названия

Формирование целей и задач урока

Решение интерактивного теста

Повторение ранее изученного материала, проверка домашнего задания

Решение интерактивного кроссворда

Повторение основных определений и понятий

Группа филологов представляет пословиц, объясняет их смысл

Дополнение целей и задач урока

Применение свойств функции для характеристики пословицы, поговорки

Группы выступают с результатами поисково -исследовательский работ.

Применение свойств функции в смежных дисциплинах

Группа филологов представляет пословицы и поговорки и просит представить их в виде функции.

Группа историков. Приложение «История.

Группа математиков и физиков. Приложение «Физика».

Группа химиков. Приложение «Химия».

Группа биологов. Приложение «Биология»

  1. Информационный блок.

Устные источники

Кроссворд

Учитель –предметник как консультант

Письменные источники         

Справочники, энциклопедии

Графические источники (схемы, диаграммы)

Электронные источники

Интерактивный тест

Интерактивный кроссворд

Презентации, интернет - ресурсы

Видео источники         

ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

Источники информации для учащихся подбирает учитель

  1. Аналитический (практический) блок.

Интерактивный тест

Ответив на него при помощи пульта «MIMIO VOTE» - беспроводной интерактивной системы опроса учащихся.

Практическая работа

В группе

Поисково- исследовательская деятельность

Приготовлены учащимися выступления и презентации

  1. Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

Интерактивный тест        выставить оценку в традиционных баллах в оценочный лист по инструкции 90-100%-5, 70-89% 4,50-69%-.3

Практическая работа         Проверка по образцу. Оценка каждому после обсуждения в группе.

Поисково- исследовательская деятельность        Оценка каждому принявшему участие в проекте. Конечно 5.

  1. Рефлексивный.

Оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы. 

Рассмотреть несколько -пословиц не являющимися функциями.

 Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде фразы.

«А у меня не получилось…»,

«А мне не понравилось…»,

«А мне было интересно...»,

«Я и не думал …»,

«Мне понравилось…»

Если кому-то трудно закончить предложение, выразите отношение к нему «смайликом»

Обсуждают, комментируют и оглашают оценку

Каждый высказывает свое продолжение.

Структура и ход урока

№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

1

Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Приветствует учащихся, организует рабочее место.

Вводное слово учителя (Приложение 3, слайд 1). Сегодня урок проходит в форме заседание научного совета естественно – математического цикла. В гости к нам пришли историки и филологи.

Ф

Приветствуют учителя, Включаются в деловой ритм урока

1 мин

-осознание необходимости организовать рабочую среду,

-необходимость доброжелательности и эмоциональной отзывчивости

2

Проверка домашнего задания, воспроизведение, коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

Установление правильности и осознанности выполнения всеми учениками домашнего задания; устранение пробелов в знаниях, которые обнаружились в ходе проверки,

Интерактивный тест.

1. Выполните тест, ответив на него при помощи пульта «MIMIO VOTE» - беспроводной интерактивной системы опроса учащихся.

2. Учитель следит за выполнением теста и вовремя переключает задания.

И

Ф

Приступают к тестированию.

После каждого задания видят правильный ответ, но возможности исправить нет, обсуждаем ошибки.

По окончании теста выставляют оценку в оценочный лист

Задания теста. (Приложение 1)

5 мин

Предметные-вспоминать и применять полученные знания в стандартной ситуации

Личностные-грамотно выражать свои мысли.

3

Актуализация знаний

Создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний и воспроизведения (повторение) системы опорных понятий или ранее усвоенных способов действий, достаточных для восприятия нового материала школьниками.

Предлагает решить кроссворд

Г

Решают кроссворд на ноутбуке. Каждая группа на свое ноутбуке.

Кроссворд. (Приложение 2)

5 мин

Личные УУД - творческое задание, регулятивные УУД - поиск информации в различных источниках, познавательные УУД - воспроизводить по памяти информацию необходимую для решения той или иной проблемы, коммуникативные УУД - структурирование информации по теме сотрудничество в процессе создания кроссворда.

4

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

   Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

  Организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели

Предлагаю посмотреть презентацию (Приложение 3). После просмотра предлагаю учащимся сделать вывод по вопросам. Знакомы ли вам процессы, показанные в презентации.

Еще я задавала несколько пословиц для которых надо было объяснить их смысл.   Сформулировать цели и задачи урока

Ф Г

Ученики смотрят презентацию без названия и делают вывод о том, что тема урока «Функция. Применение функции в других областях» (Приложение 3, слайды 2-13).

1. Группа филологов просит их пословицы выразить через функцию. Объясняют смысл пословиц. Учащиеся формулируют цели урока и записывают основополагающие вопросы (задачи) (Приложение 3, слайд 14).

Делятся мнениями. 2. Группа историков выступают со своей исследовательской работой (Приложение 4).

3. Выступает группа математиков-физиков (Приложение 5).

4. Группа химиков (Приложение 6).

5. Группа биологов (Приложение 7).

А Васька слушает да ест. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки, что один говорит объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему.)

А воз и ныне там. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки в том, что, не смотря на все разговоры и обещания по какому-либо делу, ничего кроме болтовни не сделано).

А где щи, тут и нас ищи (Русская пословица, означает что человек пытается стремиться туда, где хорошо, где сытая, богатая жизнь

 А ларчик просто открывался. (Цитата из басни И.А. Крылова. Говорится в том случае, когда на самом деле все было намного проще, чем думали и делали люди.)

12 мин

Личностные УУД:

Проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

Формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

Определять цели учебной деятельности

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

5

Поисково-исследовательский этап. Применение знаний в незнакомой ситуации

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Каждой команде предлагаю по одной пословице. Одна пословица отражает одно свойство функции.

Я наблюдаю, если нужно – помогаю.

Предлагаю свое решение, обсуждаем ошибки.

Групповая.

Мозговой штурм.

Учащиеся в командах обсуждают, пробуют найти решение.

Один участник из команды показывает свой вариант на доске.

1.Чем дальше в лес, тем больше дров (Приложение 3, слайд 15).

2. Дожили до того, что не осталось ничего (Приложение 3, слайд 16).

3. Где тонко там и рвется (Приложение 3, слайд 17).

4. Умные речи и в потемках слышно (Приложение 3, слайд 18).

Две пословицы разбираем вместе

5. Выше меры конь не скачет (Приложение 3, слайд 19).

6. Кто пьет до дна, тот живет без ума (Приложение 3, слайд 20).

5 мин

Познавательные УУД:

Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

Структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

Давать определения новым понятиям темы.

6

Этап первичного осмысления и закрепления знаний

Установить осознанность усвоения содержания нового учебного материала;

усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами;

установить выявленные пробелы и на этой основе решить можно ли переходить к следующему этапу.

Проверка учителем того, поняли ли учащиеся, что является содержанием урока, которое нужно усвоить;

проверка полноты и осознанного усвоения знаний.

Г

Учащиеся обсуждают в группах и, затем каждая объясняет свой выбор.

Учащиеся обсуждают каждую пословицу в группе. Первая, нашедшая решение, объясняет. 1.Работают у доски, обсуждают, аргументируют

1.Установите соответствие между пословицей и графиком функции. (Приложение 3, слайд 21).

Работа с доской: -у доски изобразите график пословицы, укажите название осей и свойства.

Наварила ровно на Маланьину свадьбу. (Приложение 3, слайд 22). (Наибольшее значение)

 Снег глубок — хлеб хорош. (Возрастающая)

 С книгой поведешься — ума наберешься. (Возрастающая)

 Мать высоко замахивается, да не больно бьет. (Убывающая)

  Не подымай меня высоко, да и не опускай низко. (Ограничена снизу и сверху)

5мин

Коммуникативные:

Управление поведением партнера;

Умение выражать свои мысли.

7

Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

1. Дает задание для учащихся, организует обсуждение результатов ее выполнения. Предлагаю 5 пословиц Слайд 18.

Г

2. В группах выполняют задание.

3.Проверяют по образцу решение, аргументируют.

Выполняют самостоятельную работу в группах. (Приложение 3, слайд 23).

1. Кто любит трудится, тому есть чем гордится.

2. Поменьше говори, побольше услышишь.

 3. Сорока никогда соловьиные песни не поет.

4. Душа в пятки ушла.

 5. Злоба превращает умного в дурака.

 Самопроверка по образцу (Приложение 3, слайд 24-28). Выставляют себе оценку. (Приложение 3, слайд 29).

10 мин

Предметные УУД:

Различать пословицы по свойству функций, переводить ее на математический язык

Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего

Даёт домашнее задание и инструкцию по его выполнению. Задание на выбор.

Ф

Записывают домашнее задание в дневник по своему выбору

 Дома я предлагаю продолжить работу по данной тематике и предлагаю на выбор следующие задания:

- составить практическую задачу, решение которой можно иллюстрировать с помощью графика функций;

- напишите мини-сочинение на тему: «Функции рядом с нами»;

- найдите пословицы, которые можно интерпретировать с помощью графиков функций (Приложение 3, слайд 30).

1 мин

Коммуникативные:

способность грамотно выражать свои мысли;

9

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Осмысление процесса и результата деятельности

1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

2. Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде фразы.

И

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением

Закончи предложение, и запишите его в оценочный лист (Приложение 3, слайд 31).

1 мин

Регулятивные УУД:

Констатировать необходимость продолжения действий

Познавательные УУД:

Решать различные виды уравнений

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в  речевом высказывании Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Заключительное слово учителя

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

(Приложение 3, слайд 32).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...