Технологическая карта урока по теме "Линейная функция"
методическая разработка по алгебре (7 класс)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: «Линейная функция и ее график» (1-ый урок)

Цель: дать определение линейной функции, классификацию  линейных функций в зависимости от значений К, В, Х и У.

Задачи: *уметь находить линейную функцию среди других функций;

*знать расположение графика линейной функции в зависимости от значений К, В, Х и У; соотносить линейную функцию  с построением  ее графика

*уметь строить график линейной функции.

УУД:

Предметные: *знать определение линейной функции;

                       *знать свойства линейной функции и уметь строить ее график;

                       *иметь представление о расположении графика функции в зависимости от знака коэффициента к и значений в, х и у;

Метапредметные: *уметь самостоятельно выбирать основания и критерии для схематического построения графика линейной функции (область определения функции, множество ее значений, расположение графика функции от знака коэффициента к, и значения коэффициента в), уметь применять, создавать и преобразовывать символы линейной функции для построения графиков (познавательные УДД);

                                      *уметь планировать последовательность анализа свойств линейной функции для построения ее графика и его чтения, оценивать учебную деятельность как свою, так и одноклассников (регулятивные УУД);

                                      *уметь работать в группе при обсуждении ситуативных задач на исследование функций и при построении их графиков (коммуникативные УУД).

Результаты: предметные: *знают определение линейной функции и умеют находить ее среди других функций;

                            *знают свойства линейной функции и умеют строить ее график;

                            *имеют представление о расположении графика функции в зависимости от знака коэффициента к и значений в, х и у;

Метапредметные: *умеют самостоятельно выбирать основания и критерии для схематического построения графика линейной функции (расположение графика функции от знака коэффициента к, и значений коэффициента в, переменных Х и У), умеют применять, создавать и преобразовывать символы линейной функции для построения графиков (познавательные УДД);

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Глебова Надежда Романовна

Алгебра, учебник «Алгебра 7», автор  Ш.А. Алимов, 2011

7 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: «Линейная функция и ее график» (1-ый урок)

Цель: дать определение линейной функции, классификацию  линейных функций в зависимости от значений К, В, Х и У.

Задачи: *уметь находить линейную функцию среди других функций;

*знать расположение графика линейной функции в зависимости от значений К, В, Х и У; соотносить линейную функцию  с построением  ее графика

*уметь строить график линейной функции.

УУД:

Предметные: *знать определение линейной функции;

                       *знать свойства линейной функции и уметь строить ее график;

                       *иметь представление о расположении графика функции в зависимости от знака коэффициента к и значений в, х и у;

Метапредметные: *уметь самостоятельно выбирать основания и критерии для схематического построения графика линейной функции (область определения функции, множество ее значений, расположение графика функции от знака коэффициента к, и значения коэффициента в), уметь применять, создавать и преобразовывать символы линейной функции для построения графиков (познавательные УДД);

        *уметь планировать последовательность анализа свойств линейной функции для построения ее графика и его чтения, оценивать учебную деятельность как свою, так и одноклассников (регулятивные УУД);

        *уметь работать в группе при обсуждении ситуативных задач на исследование функций и при построении их графиков (коммуникативные УУД).

Результаты: предметные: *знают определение линейной функции и умеют находить ее среди других функций;

                            *знают свойства линейной функции и умеют строить ее график;

         *имеют представление о расположении графика функции в зависимости от знака коэффициента к и значений в, х и у;

Метапредметные: *умеют самостоятельно выбирать основания и критерии для схематического построения графика линейной функции (расположение графика функции от знака коэффициента к, и значений коэффициента в, переменных Х и У), умеют применять, создавать и преобразовывать символы линейной функции для построения графиков (познавательные УДД);

        *умеют планировать последовательность анализа свойств линейной функции для построения ее графика, оценивают учебную деятельность как свою, так и одноклассников (регулятивные УУД);

        *умеют работать в группе при обсуждении ситуативных задач на исследование функций и при построении их графиков, как в парной работе, так и в групповой (коммуникативные УУД).

Основные понятия: линейная функция, график, прямая, коэффициент К, независимая переменная Х, зависимая переменная или функция У.

Межпредметные связи: физика, информатика и ВТ (система команд Чертежника)

Ресурсы: основные: учебник Алгебра 7, Ш.А.Алимов, технологическая карта урока

                дополнительные:    презентация, приложения №1- №4

Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, парная, групповая.

Технология деятельностного метода, исследовательского метода.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация к учебной деятельности

(2мин)

Здравствуйте, ребята! Я знаю, вы любите разгадывать ребусы! Прошу!

№1 ¸             ¸

Картинки по запросу скачать рисунок пера птицыhttp://www.ya-dandy.com/wp-content/uploads/2014/04/muzhskoj-bryuchnyj-kostyumnyj-remen.jpghttp://habrastorage.org/storage/17f6e864/beaf3936/96e37d92/1ad7ce7a.jpg

           ¸            ¸  Т=Н

(переменная)

№2

Картинки по запросу рисунок вазыhttp://s.pikabu.ru/post_img/2013/03/10/6/1362905884_619653880.jpgИКартинки по запросу рисунок моста Ь

    321      ¸

(зависимость)

№3            

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQcLAdMkSbpi563khmfJpPbYEedsPvACFt1U5O0L6h2pZmrV3J2-g  Н=К (график)

№4

Картинки по запросу найти рисунок пара водыКартинки по запросу рисунок ямыЯ (прямая)

А

К какой теме относятся эти понятия?

С какой функцией мы уже знакомы?

Разгадывают ребусы: (в презентации)

переменная,

зависимость,

график,

прямая

(вспоминают определения понятий)

К теме «Функция»

С функцией у = кх, у = к/х

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

(5мин)

Проверим домашнее задание: тест на тему

 «Функция у = кх»

Тест

1)Графиком функции у = кх является …

2) Х называется …  …

3) У называется …  …  или …

4)Для построения графика функции у = кх необходимо взять  … точки

5)Выражение у =кх называют …  …  …

6)Число к называют …   …

7)Выражение у = к/х называют  …  …

8)Все графики функции у = кх проходят через …  ….

9)Из перечисленных функций  у = - 4х; у = 3/х ;  у = 3,8х;

 у = - х;  у = - 1/х; у = -1/3 х

выберите функции, которые относятся

А) к прямой пропорциональной зависимости;

Б) к обратной пропорциональной зависимости

Выяснение проблем в знаниях и умениях

Итог теста, тема урока

Выполняют тест индивидуально

Взаимопроверка по эталону  

1)Прямая

2)Независимой переменной

3)Зависимой переменной или функцией

4)Две точки

5)Прямой пропорциональной зависимостью

6)Коэффициентом пропорциональности 7)Обратной пропорциональной зависимостью

8)Начало координат

9) А у= - 4х; у = 3,8х;    у = - 1/3 х ; у = - х.

 Б) у = 3/х;  у = - 1/х;  

Ставят перед собой задачи по устранению пробелов

Продолжим изучать функцию

3

Выявление места и причины затруднения

(4мин)

Показываю на системе координат слово «МИР»

(приложение №2)

Как я смогла написать это прекрасное слово «МИР», о котором мечтают все здравомыслящие люди планеты Земля,  и что за формулы?

Графики на системе координат похожи на графики функции у = кх?

А отрезок – это часть чего?

Значит, какую функцию мы будем изучать?

Да, зависимость прямая, а функция называется … открыли учебники на стр. 138,  прочтите определение.

Затруднение; причина, тема на уроке

Ответы учащихся:

Слово состоит из отрезков, а формулы похожи на функцию.

Нет похожих!

Может это отрезочные функции?

Прямой.

Прямую!

Работа по учебнику.

4

Построение проекта выхода из затруднения

(5мин)

Наша цель на уроке.

Задачи.

Название функции, цель на уроке, задачи ставят перед собой.

Записывают в тетради число, вид работы, тему урока

5

Реализация построенного проекта

(8мин)

Создание групп для исследовательской работы

Даю задания на карточках (приложение №3)

Работа в группах по выполнению исследовательского задания.

Вывод каждой группы записываем в таблицу

(вывод в таблице,

См приложение №5)

 

6

Первичное закрепление

(5мин)

Установить соответствие между функциями и значениями К, В, Х и У.

Распределите по группам в соответствии с таблицей

у = - 2,5х - 1;

 у = 3;

 у = 0,8х + 2;  

у = -5/2 х + 0,4;

 у = 0,8х ;

 у = - 1;  

х = 1,5;

 у = -1/2 х ;

 х = - 4.

Задание в учебнике

№579 (Устно.) Является ли линейной функция, заданная формулой:

1) у = - х – 2; 2) у =2х²+3;   3) у = ;  4) у = 250;  

5) у = +1?

№580 Дана линейная функция у(х) =3х-1.

1)Найти у(0), у(1), у(2).

2)Найти значение х, если

у(х) = -4; у(х) =8; у(х) =0.

Парная работа: распределение функций по определенным признакам

Проверка по эталону

У = 0,8х +2

У = 0,8х

У = - 2,5х – 1

У = -5/2 х + 0,4

У = -1/2 х

У = 3

У = - 1

Х = 1,5

Х = - 4

Выполняют  устно  №579 (коллективно)

580, письменно (самостоятельно) Взаимопроверка

7

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

(4мин)

№581(1,3,5) Построить график функции:

1)у=2х+1;  3)у=3х-4;

5)у= х – 2.Задание в учебнике

№587 Построить график функции, найти точки пересечения его с осями координат

№581(1,3,5)

№587(1,3,5)

Проводят взаимопроверку с оцениванием работы

8

Включение в систему знаний и повторение

(8мин)

Задание в учебнике

№585(1;3) Не выполняя построения графика функции у = 2х - , выяснить, проходит ли он через точку:

1)(0; - );  3)(; ).

№592 (задача)

№595 (1)

Выполняют задание №585(1,3), 592, 595(1) самостоятельно индивидуально

Проверка  коллективная, оценивание работы

9

Рефлексия учебной деятельности

(4мин)

Работа с приложением №2

Установить соответствие между функциями и графиками

Даю домашнее задание.

На карточках оценить свою деятельность на первом уроке

Индивидуальная работа, проверка коллективная

Проанализировать таблицу. §32. Выполнить №581(четные) № 586(2) Творческое: слово или рисунок с помощью  графиков линейной функции на системе координат  по желанию в течение недели

Оценивают свои знания и умения

(приложение №4)

Приложение №3

Задания для исследовательской работы:

1группа. (Выполните каждый самостоятельно задание №1, а задания №2-№6 группой)

1.Построить графики функций  у = 2х;  у = 2х + 1;  у = 2х - 3  на одной системе координат.

2.Заполнить таблицу:

Функция

Значение к

Значение в

Вид угла между графиком функции и положительным направлением оси  абсцисс

Расположение графика

1

у = 2х

2

у = 2х + 1

3

у = 2х - 3

3.Найдите закономерность между коэффициентом в и точкой пересечения графика с осью ординат.

4.Сформулируйте эту закономерность: «Если график  линейной функции  пересекает ось ординат в точке (0; у), то в = …».

5.Найдите закономерность между коэффициентом к и взаимным расположением графиков линейных функций.

6.Сформулируйте эту закономерность: «Если коэффициенты линейных функций …, то их графики расположены …». Составь свою линейную функцию, удовлетворяющую этой закономерности.

7.Оцените свою деятельность: за правильно выполненное задание №1 от 3б. до 0б. в тетради на полях.

2группа. (Выполните каждый самостоятельно задание №1, а задания №2-№6 группой)

1.Построить графики функций  у = - 2х;  у = - 2х - 1;  у = - 2х + 3  на одной системе координат.

2.Заполнить таблицу:

Функция

Значение к

Значение в

Вид угла между графиком функции и положительным направлением оси  абсцисс

Расположение графика

1

у = - 2х

2

у = - 2х - 1

3

у = - 2х + 3

3.Найдите закономерность между коэффициентом в и точкой пересечения графика с осью ординат.

4.Сформулируйте эту закономерность: «Если график  линейной функции  пересекает ось ординат в точке (0;у), то в = …».

5.Найдите закономерность между коэффициентом к и взаимным расположением графиков линейных функций.

6.Сформулируйте эту закономерность: «Если коэффициенты линейных функций …, то их графики расположены …». Составь свою линейную функцию, удовлетворяющую этой закономерности.

7.Оцените свою деятельность: за правильно выполненное задание №1 от 3б. до 0б. в тетради на полях

3группа. (Выполните каждый самостоятельно задание №1, а задания №2-№6 группой)

1.Построить графики функций  у = - 2;  у = 5;  х = 3  на одной системе координат.

2.Заполнить таблицу:

Функция

Значение к

Значение в

Вид угла между графиком функции и положительным направлением оси  абсцисс

Расположение графика

1

у = - 2

2

у = 5

3

у = 0

Значение у

Значение х

Вид угла между графиком функции и положительным направлением оси  абсцисс

Расположение графика

4

х = - 4

5

х = 3

6

х = 0

3.Найдите закономерность между коэффициентом в и точкой пересечения графика с осью ординат.

4.Сформулируйте эту закономерность: «Если график  линейной функции  пересекает ось ординат в точке (…; …), то в = …».

5.Найдите закономерность между значением у и расположением графиков линейных функций.

6.Сформулируйте эту закономерность: «Если коэффициенты линейных функций …, то их графики расположены …».

7.Оцените свою деятельность: за правильно выполненное задание №1 от 3б. до 0б. в тетради на полях

Приложение №4

ФИ:

Оцени свою деятельность на уроке:

Определение линейной функции

Строить график линейной функции

Работать с графиком линейной функции

Зависимость расположения графика функции от знака коэффициента к и значений коэффициентов к и в

Я знаю

1урок

2урок

Я умею

1урок

2урок

Приложение №5

Значения

к, в, х, у

Расположение графика

1

К˃0, В ǂ 0

Угол между графиком функции и положительным направлением оси ОХ острый

2

К˂0, Вǂ 0

Угол между графиком функции и положительным направлением оси ОХ  тупой

3

К = 0, У = В

Если К = 0 и  В=0, то у = 0

График расположен параллельно оси ОХ

Графиком является сама ось ОХ

4

У=0, то Х= - В/К

Если У=0 и В=0, то Х=0

График расположен параллельно оси ОУ

Графиком является сама ось ОУ

5

Если

К равны, то

Графики функций расположены параллельно

П

р

и

л

о

ж

е

н

и

е

2

 у

12

9

10

8

1

2

3

4

5

6

7

8

10

6

11

4

2

Х

О

   1

3

5

7

9

11

13

15

17

  1. Х = 5;  2;
  2. У = 6;   13.
  3. Х = 1,   2;
  4. Х = 7;   2;
  5. У = 2,5х – 15,5;  7;
  6. Х = 11;   2;
  7. У = 5х – 13; 3;
  8. Х = 13;   2;
  9. У = 12;   13

       10) У = - 5х +17;  1;

        11) Х = 17;   6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока "Строение и функции листа"

Технологическая карта урока "Строение и функции листа" в 6 классе ...

Технологическая карта урока по теме "Функция"

Технологическая карта урока по теме "Функция" 7 класс...

Технологическая карта урока математики "Графики функций" 9 класс (подготовка к ОГЭ)

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Графики функций» (Подготовка к ОГЭ)....

Технологическая карта урока "Функция. Свойства функции"

Технологическая карта  алгебры и начала анализа в 10 классе с дидактической структурой урока...

Технологическая карта урока Тема урока: «линейная функция». Алгебра, 7 класс.

- изучить определение линейной функции, - ввести и изучить алгоритм построения графика линейной функции, - отработать навык распознавания линейной функции по заданной формуле, графику, словесному опис...

Технологическая карта урока по теме: "Функция. Область определения и область значений функции" в 9 классе

Технологическая карта урокаТема: "Функция. Область определения и область значений функции"Класс: 9 Б...