Конспект урока по теме "Формулы приведения"
план-конспект урока по алгебре (10 класс)

Конспект урока математики по теме "Формулы приведения". Урок открытия новых знаний по УМК А.Г. Мерзляка 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie.docx17.89 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_formuly_privedeniya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Задание 1. 1 группа

Упростите выражение с помощью формул приведения.

Sin(-α)=

Sin(π-α)=

Sin(+α)=

Sin(π+α)=

2 группа

Sin(-α)=

Sin(2π-α)=

Sin(+α)=

Sin(2π+α)=

 3 группа

cos(-α)=

cos (π-α)=

cos(+α)=

cos(π+α)=

4 группа

cos(-α)=

cos(2π-α)=

cos(+α)=

cos(2π+α)=

5 группа

tg(-α)=

tg(π-α)=

tg(+α)=

tg(π+α)=

6 группа

tg(-α)=

tg(2π-α)=

tg(+α)=

tg(2π+α)=

 7 группа

ctg(-α)=

ctg(π-α)=

ctg(+α)=

ctg(π+α)=

Приложение 2.

Таблица для заполнения на доске

Sin(-α)=

Sin(π-α)=

tg(-α)=

tg(π-α)=

Sin(+α)=

Sin(π+α)=

tg(+α)=

tg(π+α)=

Sin(-α)=

Sin(2π-α)=

tg(-α)=

tg(2π-α)=

Sin(+α)=

Sin(2π+α)=

tg(+α)=

tg(2π+α)=

cos(-α)=

cos (π-α)=

ctg(-α)=

ctg(π-α)=

cos(+α)=

cos(π+α)=

ctg(+α)=

ctg(π+α)=

cos(-α)=

cos(2π-α)=

ctg(-α)=

ctg(2π-α)=

cos(+α)=

cos(2π+α)=

ctg(+α)=

ctg(2π+α)=

Приложение 3.

Задания для «Ручейка»

1 вариант

2 вариант

cos225º=

ctg315º=

sin240º=

cos(-150º)=

cos=

sin(-)=

tg210º=

ctg(α-270)=



Предварительный просмотр:

Тема: «Формулы приведения»

УМК А.Г. Мерзляк, Д.А. Номировский, В.М. Поляков «Алгебра и начала математического анализа 10 класс»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: вывод формул приведения; формирование умений и навыков применения формул приведения при преобразовании тригонометрических выражений.

Планируемые результаты (с позиции учащихся):

  1. Применяю формулы сложения для вывода формул приведения.
  2. Формулирую правило применения формул приведения.
  3. Применяю формулы приведения для упрощения тригонометрических выражений.

Технология (прием технологии): технология проблемного обучения.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

 

2 мин.

Здравствуйте! Для начала давайте подарим друг другу частичку доброты. Улыбнитесь соседу по парте. Спасибо. Присаживайтесь.

Тема урока сегодня «Формулы приведения». Они необходимы для упрощения/преобразования тригонометрических выражений и вычисления значений тригонометрических функций больших углов. Их 32! Испугались? Заучивать их все не нужно. Достаточно будет знать правило и научится его применять. Попробуйте сформулировать цель урока.

Улыбаются друг другу. Садятся за парты. Записывают тему урока.

- Научиться использовать формулы приведения для упрощения тригонометрических выражений и вычисления углов.

  1. Актуализация знаний.

5 мин

Но начнём работу мы не с новой темы, а с повторения. Поиграем в «перестрелку». Правила такие. Вы называете угол (хоть в градусах, хоть в радианах) и имя ученика, который должен ответить в какой четверти находится угол. Если ученик ответил верно, то право выстрела переходит к нему, если нет, то возвращается к первому «стрелку». Правила понятны? Начинаем… После 5-6 выстрелов, учитель усложняет задачу. Просит, чтобы определяли знак тригонометрической функции угла. Например, cos189º<0, т.к. 189º находится в 3 четверти и значение косинуса там отрицательно. 5-6 выстрелов.

Молодцы!

 Какую тему мы изучали на прошлых уроках?

Для чего их используют?

Запишите, пожалуйста, формулы сложения на доске. (косинус разности/суммы, синус разности/суммы, тангенс разности/суммы)

Играют в «перестрелку». Определяют, в какой четверти находится угол. После усложнения игры, определяют знак тригонометрической функции.

Отвечают на вопрос

- Формулы сложения.

-Их используют для нахождения значений тригонометрических функций суммы или разности аргументов, для упрощения выражений.

Записывают формулы на доске

  1. Постановка учебной задачи.

6 мин

Теперь делимся на группы по 4 человека и с помощь формул сложения упрощаем выражения. Угол α – острый. См. приложение Задание 1.Затем записываем ответ в таблицу. Таблица заранее написана на отдельной странице интерактивной доски. При записи ответов в таблицу учитель следит, чтобы не было ошибок. Приложение 2.

Делятся на группы. Каждый член группы по очереди выполняет задание. Все члены группы обсуждают и фиксируют решение в тетрадку. И на доске в таблицу

  1. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)

3 мин

Ребята, посмотрите на получившиеся результаты внимательно. Заметили ли вы закономерности в таблице при помощи, которых можно выразить синус, косинус, тангенс, котангенс указанных через угол α?

А от чего зависит знак правой части формулы?

Ребята высказывают свои мнения.

-Если в левой части формулы угол имеет вид π/2±α или 3π/2±α, то синус меняется на косинус, тангенс на котангенс и наоборот. Если же угол в левой части формулы имеет вид π±α,2π±α, то замены не происходит.

-Знак зависит от того, в какой четверти лежит угол в левой части формулы. 

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

2 мин

Попробуйте сформулировать правило. Учитель обращает внимание на то, что α-острый угол.

Мнемоническое правило (мнемоника – искусство запоминания). Достаточно задать себе два вопроса:

1. Меняется ли функция?
Если в формуле присутствуют углы
π/2   или  3π/2 -  это углы вертикальной оси, киваем головой по вертикали и сами себе отвечаем: «Да», если же присутствуют углы горизонтальной оси π или 2π, то киваем головой по горизонтали и получаем ответ: «Нет».

2. Какой знак надо поставить в правой части формулы?
Знак определяем
по левой части. Смотрим, в какую четверть попадает угол, и вспоминаем, какой знак в этой четверти имеет функция, стоящая в левой части.

Повторите правило соседу по парте.

Ученики формулируют правило.

  1. В правой части равенства ставят, тот знак, который имеет левая часть при условии, что α-острый угол.
  2. Если в левой части формулы угол равен π/2±α,3π/2±α, то синус меняется на косинус, косинус – на синус, тангенс – на котангенс и котангенс – на тангенс. Если угол равен π±α, то замены функции не происходит.

Повторяют правило с соседом.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

8 мин

Если нет вопросов, то перейдём к тренировке «ручейком». Каждый ученик получает задание на карточке и решает его. См. приложение 3.По сигналу учителя ученики за партой меняются каточками, решают их и производят взаимопроверку. По второму сигналу учителя ученики 1 варианта остаются на месте, а ученики 2 варианта переходят за следующую парту и меняются карточкой с новым соседом и т.д.

Решают задания на карточках, проводят взаимопроверку, при необходимости корректируют своё решение или решение соседа.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

13 мин

Найди ошибку.

1) sin (3π/2 + α) = - sin α                              

2) tg (π + α) = - tgα                                        

3) cos (π/3 + α) = sin α      

Теперь работаем с номером 25.3 стр.183 из учебника.                        

Ученики анализируют записи ищут ошибку.

1) sin (3π/2 + α) = - sin α                              

1) sin (3π/2 + α) = - cos α                           

2) tg (π + α) = - tgα                        

 2) tg (π + α) =  tgα

3) cos (π/3 + α) = sin α                              

  3) cos (π/3 + α) = нет формулы приведения, так как к  аргументу левой части добавляется π/3

Выполняют номер 25.3 из учебника у доски с подробным комментированием.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

6 мин

Урок подходит к концу. Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Номера 25.2 и 25.4 на странице 183. Уберите тетрадки в портфель и пройдите с телефонов/ смартфонов тестирование https://forms.gle/cUqUrBPPPBKYcDhW7 

  После прохождения учащимися тестирования, учитель выводит диаграмму ответов на экран и анализирует с учениками результаты.

Рефлексия «Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, своей деятельности на уроке, интересных или сложных моментах. Все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Записывают домашнее задание.

Проходят тестирование.

По результатам тестирования делают вывод о том, достигли ли они цели урока.

Рефлексируют свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Приведение подобных слагаемых"

Подробный конспект урока с использованием технологии проблемного обучения. К уроку подготовлена презентация....

план конспект урока №23 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.

план конспект урока №23 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г....

план конспект урока №23 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.

план конспект урока №23 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г....

план конспект урока №24 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.

План конспект урока №24 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г. Добавлено индивидуальное домашнее задание, по которому на следующий урок самостоятельная работа...

план конспект урока №25 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.

план конспект урока №25 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г. Самостоятельная работа на 2 варианта из банка заданий ЕГЭ 11 класса...

конспект урока на тему:"Приведение подобных слагаемых"

Конспект урока по математике. 6 класс на тему "Приведение подобных слагаемых"...

Конспект урока "Формулы приведения" (урок 1)

Урок изучения нового материала, на котором учащиеся выводят формулы приведения, учатся применять их для преобразования тригонометрических выражений, закрепляют ранее изученный материал,объясняют и илл...