Рабочая программа элективного курса для 9 класса 34 часа Квадратный трехчлен и его приложения
элективный курс по алгебре (9 класс)

Силина Наталья Александровна

Рабочая программа элективного курса

для 9 класса 34 часа  

Квадратный трехчлен и его приложения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_9_2_klass.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на МО                                                                        Согласовано 02.09.2014                                                                     Утверждаю от 05.09.2014

Протокол №1 от 28.08.2014                                                           заместитель директора по УВР                                                         Директор МБОУ СОШ №72

Руководитель МО _________                                                        __________________________                                                          Прошина И.Я. 

Рабочая программа элективного курса

для 9 класса 34 часа  

Квадратный трехчлен и его приложения

Программа: Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы. Выпуск 1. В.Н.Студенецкая, Л.С. Сагателова. Издательство « Учитель», 2006 г.

2014-2015 гг.

Учитель: Рузавина Наталья Александровна

Программа элективного курса по математике в 9 классе « Квадратный трехчлен и его приложения» 

Пояснительная записка

Данный курс « Квадратный трехчлен и его приложения» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Материал данного курса можно использовать как на уроках математики , так и на занятиях кружков. Данная программа курса по выбору своим содержанием может привлечь  внимание учащихся, которым интересна математика и 6еприложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Следует отметить, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов, а также для успешного выступления на математических олимпиадах. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей обучения математике- обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

-восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;

- показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;

-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им  с точки зрения дальнейшей перспективы;

- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности необходимые человеку для жизни в современном обществе.

Задачи курса:

- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;

- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

-приобрести определенную математическую культуру;

-помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Ожидаемые результаты:

- уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;

-преобразовывать квадратный трехчлен( разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);

- уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов;

-проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;

- решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена

Методические рекомендации

 Данный элективный курс « Квадратный трехчлен» задает примерный объем знаний , умений и навыков, которыми должен  овладеть ученик. В этот объем входят те знания, умения и навыки, обязательное приобретение которых всеми учащимися предусмотрено требованиями программы общеобразовательной школы но предполагается более высокое качество их сформированности. Учащиеся должны научиться решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности, овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования. Вводя учащихся в тематику занятий курса, следует отметить, что использование свойств квадратного трехчлена позволяет решать довольно сложные задачи. На уроках  можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения. Можно рекомендовать комментированные упражнения , когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю опережать возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему придает уверенность, а слабому помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале. Поурочные домашние задания являются обязательными для всех. Активным учащимся можно давать задания из дополнительной части. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется на занятии путем узнавания способа действия и называния ответа.

 Возможные критерии оценок.

 Оценка « отлично»(5)- учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач;  в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.

Оценка « хорошо» (4)- учащийся освоил идеи методы в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты.

Оценка « удовлетворительно» (3)- учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему  достаточно успешно выполнить простые задания.

Оценка « неудовлетворительно» (2)- ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, не справился с простыми заданиями.

Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующей учебно-методической литературы:

-Профильное образование. Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы. Выпуск 1. В.Н.Студенецкая, Л.С. Сагателова. Издательство « Учитель»

-Дополнительные главы к школьному учебнику Алгебра-8,Ю Н, Макарычев,Н .Г.Миндюк.Просвещение.Москва.

-Подготовка к ГИА-2013.Математика.Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова.Учебно-методический комплекс

Учебно-тематический план

Номера уроков

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающегося

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

1

Квадратный трехчлен Нахождение корней квадратного трехчлена

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме « Квадратный трехчлен»

Определение квадратного трехчлена, приведенного квадратного трехчлена Понятие корней квадратного трехчлена

Уметь находить корни квадратного трехчлена с помощью формулы корней квадратного уравнения.

Проверка самостоятельно решенных задач

 

2

Теорема Виета

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме « Теорема Виета»

Теорема Виета и обратная ей теорема

Уметь находить корни квадратного трехчлена( в несложных случаях), составлять квадратное уравнение по его корням

Практическая работа

Франсуа Виет( биографическая справка)

3-4

Следствия из теоремы Виета

Урок ознакомления с новым учебным материалом

1) сумма квадратов корней квадратного трехчлена

2) сумма кубов корней квадратного трехчлена

3) сумма четвертых степеней корней квадратного трехчлена

Уметь находить корни квадратного трехчлена по данным условиям, определить неизвестные коэффициенты квадратного трехчлена

 

 

5

Выделение квадрата двучлена из трехчлена

Урок закрепления изученного материала

1) формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений

2)Выделение квадрата двучлена из трехчлена

Знать формулы квадрата и разности двучлена.

Уметь выделить квадрат двучлена из трехчлена

Практические упражнения

 

6

Разложение квадратного трехчлена на линейные множители

Урок применения знаний и умений

Формула разложения квадратного трехчлена на линейные множители

Знать формулу разложения квадратного трехчлена на линейные множители

Самостоятельная работа

 

7

Применение теоремы Виета для исследования корней квадратного трехчлена

Урок ознакомления с новым учебным материалом

1 ) корни квадратного трехчлена имеют одинаковые знаки

2) ) корни квадратного трехчлена имеют разные знаки

 

Уметь исследовать корни квадратного трехчлена

Практические упражнения

 

8

Частные случаи нахождения корней квадратно

го трехчлена

Урок ознакомления с новым учебным материалом

1)а+в+с=0,то х=1,х=с/а

2)а-в+с=0 ,то корни х=-1,х=-с/а

3)а=с=п,в=п+1, то корни х=-п, х=-1/п

4), а= с=п, в=-(п+1) то корни х=п, х=1/п

Уметь находить корни квадратного трехчлена используя данные условия

 

 

 

1)а+в+с=0,то х=1,х=с/а

2)а-в+с=0 ,то корни х=-1,х=-с/а

3)а=с=п,в=п+1, то корни х=-п, х=-1/п

4), а= с=п, в=-(п+1) то корни х=п, х=1/п

Практические упражнения

 

9

Приложения теоремы Виета

Тестирование

 

 

 

 

10

График функции и еесвойства

Урок повторения и закрепления  по теме« График функции  и ее свойства»

1)область определения и область значения

2) промежутки знакопостоянства

3) промежутки возрастания и убывания

4) нули функции

Уметь читать графики функций: у=кх+в , у=кх , у=к/х, у=х²

 

11

График квадратичной функции

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме « Квадратный трехчлен»

 

 

 

 

12

График квадратичной функции

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме « Квадратный трехчлен»

 

 

 

 

13

Преобразование графика квадратичной функции, содержащей модуль

Урок ознакомления с новым учебным материалом

График квадратичной функции

Уметь преобразовывать график квадратичной функции, содержащей модуль

 

 

14-17

Исследование корней квадратного трехчлена

Урок ознакомления с новым учебным материалом.

Выработка навыка решения задач, основанных на исследовании корней квадратного трехчлена

Расположение корней квадратного трехчлена с заданными свойствами на координатной плоскости

Знать утверждение: корни квадратичной функции меньше числа А, корни лежат по разные стороны от числа А, оба корня больше числа А, оба корня лежат между точками А и В, корни лежат по разные стороны от отрезка АВ

 

 

18-19

Решение задач с параметрами на исследование квадратного трехчлена

Урок закрепления изученного материала

Задачи с параметрами

Знать утверждения о расположении корней квадратного трехчлена на координатной плоскости.

Уметь использовать данные утверждения при исследовании квадратных уравнений

 

 

20

Исследование корней квадратного трехчлена

Контроль знаний и умений

Исследование корней квадратного трехчлена

Уметь решать простейшие задачи с параметрам

Проверочная работа

 

21

Исследование квадратного трехчлена и решение квадратных уравнений

Тестирование

 

 

 

 

22-25

Решение разнообразных заданий

Обобщение и систематизация знаний

1) разложение на множители

2) сокращение дробей

3)исследование квадратных уравнений

Знать способы разложения многочлена на множители.

Уметь исследовать корни уравнения

Проверка самостоятельно решенных задач

 

26-27

Наибольшее и наименьшее значения квадратного трехчлена

Комбинированный урок

 Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений трехчлена

 

 

 

28

Решение неравенств второй степени с одной переменной

Обобщение и систематизация знаний

Решение неравенств второй степени графическим способом

Уметь находить нули функции и строить график квадратичной функции

Практическая работа

 

29

Решение неравенств второй степени с одной переменной

Обобщение и систематизация знаний

Решение неравенств второй степени методом интервалов

Уметь решать неравенства методом интервалов

Дидактические материалы

 

30-34

Решение задач для подготовки к экзаменам

Повторение и закрепление курса алгебры 7-9 классов

Решение разнообразных задач по курсу

 

Тестовые задания

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс

рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...

рабочая программа элективного курса 7 класс

рабочая программа элективного курса для 7 класса...