Рабочая программа по алгебре 7 класс, учебник Ю.Н.Макарычев
календарно-тематическое планирование по алгебре (7 класс)

Шафранова Ольга Алексеевна

Рабочая программа по алгебре в 7 классе содержит пояснительную записку, место предмета в учебном плане школы, планируемые результаты освоения уебного предмета, формируемые УУД, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algebra_-7klass.docx79.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федосеевская средняя общеобразовательная школа им.В.М.Верёхина

                                                                                                                                  Утверждаю

                                                                                                                        Директор МБОУ Федосеевской СОШ

                                                                                                                                                           им.В.М.Верёхина

                                                                                                                                             _    _______   Мудрая В.Ф

                                                                                                                                        Приказ  от 25.08. 2021 г. № 105

                                                                                 

                                                                                                                                                                     

                                                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

ПО АЛГЕБРЕ

Основное общее образование  - 7 класс

Количество часов –     136 ч.

Учитель – Шафранова О.А.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по алгебре в 7 классе составлена  в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного   общего образования (ФГОС ООО) с изменениями, приказ МО РФ от17.12.2010 №1897;

- Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (с изменениями от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808)

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.

 - Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08 – 1786 и Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 г. № 08 – 334 «О рабочих программах учебных предметов»;

 - Главой 3, п.3.3 Устава МБОУ Федосеевской  СОШ им. В.М.Верёхина;

-Календарным учебным   графиком    МБОУ Федосеевской  СОШ им.Верёхина на 2021-2022 учебный год.

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М.Верёхина на 2019-2024 г.г. (ФГОС ООО), утверждённую приказом от 22.08.2019 № 86 с изменениями на 2021-2022 уч. год, приказ от 17.08.2021 г. № 87.

на основании:  -Сборника рабочих программ по математике для 7-9 классов. Просвещение. 2014 год. Бурмистрова Т.А.(стр.52   II вариант)

Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры по учебнику авторов Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова «Алгебра 7 класс» (издательство М «Просвещение» 2016 год).

Место предмета в учебном плане.

По учебному плану МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М.Верёхина на 2021-2022 учебный год в рамках ФГОС ООО из обязательной части на изучение предмета «Алгебра» в 7 классе отводится 3 ч в неделю, что составляет 105 часов в год. Из школьного компонента выделяется 1 час, что составляет 35 часов в год. Итого на изучение алгебры в 7 классе отводится 140 часов. В соответствии с календарным учебным графиком на   2021-2022 уч. год и школьным расписанием (уроки проводятся по понедельникам, вторникам, средам, пятницам), разработанной мною рабочей программой предусмотрено изучение предмета в течении    136 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты освоения образовательной программы:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа на примере содержания текстовых задач;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

8) первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

9) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

10) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;

11) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

12) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

13) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;

14) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через участие во внеклассной работе;

15) развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера через выполнение творческих  работ.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;

13) развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

14) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

15) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

16) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

17) понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать  в соответствии с предложенным алгоритмом;

18) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

19) способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные результаты освоения образовательной программы:

Числа

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число, арифметический квадратный корень;
  • использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;
  • использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
  • выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
  • сравнивать числа.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
  • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Тождественные преобразования

  • Выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем,
  • выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
  • использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;
  • выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений.

Уравнения и неравенства

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство, неравенство.
  • проверять справедливость числовых равенств и неравенств;
  • решать системы несложных линейных уравнений;
  • проверять, является ли данное число решением уравнения;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.

Функции

  • Находить значение функции по заданному значению аргумента;
  • находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;
  • определять положение точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на координатной плоскости;
  • по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;
  • строить график линейной функции;
  • проверять, является ли данный график графиком заданной функции;
  • определять приближенные значения координат точки пересечения графиков функций;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
  • использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.

Статистика и теория вероятностей

  • Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах;
  • решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора;
  • представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;
  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика;
  • определять основные статистические характеристики числовых наборов;
  • оценивать вероятность события в простейших случаях;
  • иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
  • иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;
  • сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
  • оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях.

Текстовые задачи

  • Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
  • составлять план решения задачи;
  • выделять этапы решения задачи;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
  • решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
  • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
  • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.

Формируемые универсальные учебные действия

Личностные УУД

1) осознают необходимость изучения;

2) формирование адекватного положительного отношения к школе и к процессу учебной деятельности

Регулятивные УУД

1) сличают свой способ действия с эталоном;

2) сличают способ  и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;

3) вносят коррективы и дополнения в составленные планы;

4) вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

5) выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

6) осознают качество и уровень усвоения

7) оценивают достигнутый результат

8) определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

9) составляют план и последовательность действий

10) предвосхищают временные характеристики результата (когда будет результат?)

11) предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

12) ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно

13) принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

14) самостоятельно формируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Познавательные УУД

1) умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

2) создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста

3) выделяют количественные характеристики объектов, заданных словами

4) восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации

5) выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

6) умеют заменять термины определениями

7) умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

8) выделяют формальную структуру задачи

9) выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

10) анализируют условия и требования задачи

11) выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам

12) выбирают знаково-символические средства для построения модели

13) выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

14) выражают структуру задачи разными средствами

15) выполняют операции со знаками и символами

16) выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

17) проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

18) умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

19) выделяют и формулируют познавательную цель

20) осуществляют поиск и выделение необходимой информации

21) применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные УУД

1) общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информации

а) умеют слушать и слышать друг друга

б) с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

в) адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

г) умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

д) интересуются чужим мнением и высказывают свое

е) вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

2) учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

а)понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной

б) проявляют готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

в) учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

г) учатся аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать позицию невраждебным для оппонентов образом

3) учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

а) определяют цели и функции участников, способы взаимодействия

б) планируют общие способы работы

в) обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

г) умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

д) умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

е) учатся разрешать конфликты – выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его

ж) учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать и оценивать его действия

4) работают в группе

а) устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

б) развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

в) учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий

5) придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

а) проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие

б) демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения

в) проявляю готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

6) регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

а) используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побужденийб) описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Содержание учебного предмета «Алгебра»

Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Элементы содержания

Повторение

8

1

Действие с десятичными дробями. Действия с обыкновенными дробями. Решения уравнений. Координатная плоскость. Положительные и отрицательные числа. Пропорции. Делимость чисел. Действия с обыкновенными дробями. Действия с десятичными дробями. Положительные и отрицательные числа.

Глава 1. Выражения. Тождества. Уравнения

27

2

Числовые выражения, выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры.  Следует  выяснить,  насколько  прочно  овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

В        связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки неравенств,  дается понятие о двойных неравенствах.

При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых  задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.

Глава 2.

Функции

13

1

Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.

Основная цель — ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.

Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kх, где и k ≠ 0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида у = kх + b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

Глава 3.

Степень с натуральным показателем

14

1

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики б класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением   значений   степени   в   7   классе   дается   представление нахождении  значений  степени  с  помощью  калькулятора.   Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере   доказательства   свойств  степени учащиеся впервые знакомятся с доказательствами,  проводимыми на алгебраическом материале. Свойства степени с натуральным показателем находят   применение   при   умножении   одночленов   и  возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.

Глава 4.

Многочлены

23

2

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Основная цель — выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.

В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.

Глава 5.

Формулы сокращенного умножения

23

2

Формулы (а + b)2 = а2 ± 2аb + b2,  (а ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2 + аb + b2) = а3 ±b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».

Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3± За2b + Заb2 ± b3, а3 ± b3 = (а ± b) (а2 + аb + b2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.

В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.

Глава 6.

Системы линейных уравнений

16

1

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Основная цель — ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.

Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

Формируется умение строить график уравнения а + bу = с, где а ≠ 0 или b ≠ 0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.

Итоговое повторение

12

1

Общее кол-во часов

136

11

Календарно-тематическое планирование алгебра 7 класс

№ урока

Наименование раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Повторение-8 часов

1

Повторение. Делимость чисел. Действия с обыкновенными  дробями

1

01.09

2

 Действия с десятичными дробями.

1

03.09

3-5

Рациональные числа.

3

6,7,8.-09

6-7

Решение уравнений и задач

2

10,13-09

8

Входная контрольная работа №1

1

14.09

Глава 1. Выражения. Тождества. Уравнения –  27 час

§ 1. Выражения – 3 ч.

9

п.1. Числовые выражения

1

15.09

10

п.2. Выражения с переменными

1

17.09

11

п.2.3. Выражения с переменными. Сравнение значений выражений

1

20.09

§ 2. Преобразование выражений – 7 ч.

12

п.4. Свойства действий над числами

1

21.09

13

п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений

1

22.09

14

п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений

1

24.09

15,16,17

Решение упражнений

3

27,28,29-сент

18

Контрольная работа № 2 по теме

Выражения и тождества

1

01.10

§ 3. Уравнения с одной переменной – 9 ч.

19

п.6. Уравнение и его корни

1

04.10

20-24

п.7. Линейное уравнение  с одной переменной

5

5,6,8,11,12 - окт

25-27

п.8. Решение задач с помощью уравнений

3

13,15,18 окт

§ 4. Статистические характеристики – 8ч.

28

п.9. Среднее арифметическое, размах, мода.

1

19.10

29

п.9. Среднее арифметическое, размах, мода.

1

20.10

30

п.10. Медиана как статистическая характеристика

1

22.10

31

п.10. Медиана как статистическая характеристика

1

25.10

32

Решение упражнений

1

26 окт

33

Контрольная работа № 3 по теме

Уравнения

1

27 октября

34-35

Решение упражнений

п.11. Формулы

2

29.10

08.11

Глава 2. Функции – 13 часов

§ 5. Функции и их графики – 5ч.

36

п.12. Что такое функция

1

09.11

37

п.13. Вычисление значений функции по формуле

1

10.11

38

п.13. Вычисление значений функции по формуле

1

12.11

39

п.14. График функции

1

15.11

40

п.14. График функции

1

16.11

§ 6. Линейная функция – 8 ч.

41

п.15. Прямая пропорциональность и ее график

1

17.11

42

п.15. Прямая пропорциональность и ее график

1

19.11

43

п.16. Линейная функция и ее график

1

22.11

44

п.16. Линейная функция и ее график

1

23.11

45-46

Решение упражнений

2

24,26 нояб

47

Контрольная работа № 4 по теме

Функции

1

29 нояб

48

Анализ контрольной работы.

п.17. Задание функции несколькими формулами

1

30.11

Глава 3. Степень с натуральным показателем – 14 часов

§ 7. Степень и ее свойства – 5ч.

49

п.18. Определение степени с натуральным показателем

1

1.дек

50-51

п.19. Умножение и деление степеней

2

3,6 дек

52-53

п.20. Возведение в степень произведения и степени

2

7,8 дек

§ 8. Одночлены – 9 ч.

54

п.21. Одночлен и его стандартный вид

1

10.12

55

п.22. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

1

13.12

56

п.22. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

1

14.12

57

п.23. Функции у = х2 и у = х3 и их графики

1

15.12

58

п.23. Функции у = х2 и у = х3 и их графики

1

17.12

59

Решение упражнений

1

20дек

60

Контрольная работа № 5 по теме

Степень с натуральным показателем

1

21 дек

61-62

Решение упражнений.

 О простых и составных числах

1

22,24.12

Глава 4. Многочлены – 23 часов

§ 9. Сумма и разность многочленов – 5 ч.

63-64

п.25. Многочлен и его стандартный вид

2

27,28 дек;

65-67

п.26. Сложение и вычитание многочленов

3

 10,11,12 янв

§ 10. Произведение одночлена и многочлена -9ч.

68

п.27. Умножение одночлена на многочлен

1

14.01

69

п.27. Умножение одночлена на многочлен

1

17.01

70

п.27. Умножение одночлена на многочлен

1

18.01

71

п.28. Вынесение общего множителя за скобки

1

19.01

72

п.28. Вынесение общего множителя

за скобки

1

21.01

73-75

Решение упражнений

3

24,25,26 янв

76

Контрольная работа № 6 по теме

Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены

1

28 янв

§ 11. Произведение многочленов -9ч.

77

п.29. Умножение многочлена на многочлен

1

31 янв

78

п.29. Умножение многочлена на многочлен

1

1.февр

79

п.29. Умножение многочлена на многочлен

1

2 февр

80

п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки

1

4 февр

81

п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки

1

7 февр

82-83

Решение упражнений

2

8,9 февр

84

Решение упражнений.                                                п.31. Деление с остатком.

1

11.02

85

Контрольная работа № 7 по теме

Произведение многочленов

1

14 февр

Глава 5. Формулы сокращенного умножения -23 ч.

§ 12. Квадрат суммы и квадрат разности – 5ч.

86

                                                                 п.32. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений

1

15 февр

87

п.32. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений

1

16 февр

88

п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

18 февр

89

п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

21 февр

90

п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

22 февр

§ 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов -9ч.

91

п.34. Умножение разности двух выражений на их сумму

1

25.02

92

п.34. Умножение разности двух выражений на их сумму

1

28.02

93

п.35. Разложение разности квадратов на множители

1

1 марта

94

п.35. Разложение разности квадратов на множители

1

2.03

95

п.36. Разложение на множители суммы и разности кубов

1

4.03

96-97

Решение упражнений

2

5,9 марта

98

Контрольная работа № 8 по теме

Формулы сокращенного умножения

1

11 марта

99

Анализ контрольной работы. Решение задач

1

14.03

§ 14. Преобразование целых выражений -9 ч.

100

п.37. Преобразование целого выражения в многочлен

1

15.03

101

п.37. Преобразование целого выражения в многочлен

1

16.03

102

п.38. Применение различных способов для разложения на множители

1

18.03

103

п.38. Применение различных способов для разложения на множители

1

28.03

104-105

Решение упражнений

2

29.03

30.03

106

Преобразование целых выражений

1

1.04

107

Решение упражнений

1

4.04

108

Контрольная работа № 9 по теме Преобразование целых выражений

1

5.04

Глава 6. Системы линейных уравнений – 16ч.

§ 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы -5ч.

109

п.40. Линейное уравнение с двумя переменными

1

6.04

110

п.41. График линейного уравнения с двумя переменными

1

8.04

111

п.41. График линейного уравнения с двумя переменными

1

11.04

112

п.42. Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

12.04

113

п.42. Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

13.04

§ 16. Решение систем линейных уравнений -11ч.

114

п.43. Способ подстановки

1

15.04

115

п.43. Способ подстановки

1

18.04

116

п.44. Способ сложения

1

19.04

117

п.44. Способ сложения

1

20.04

118

п.45. Решение задач с помощью систем уравнения

1

22.04

119

п.45. Решение задач с помощью систем уравнения

1

25.04

120

п.45. Решение задач с помощью систем уравнения

1

26.04

121-122

Решение упражнений

2

27.04

29.04

123

Контрольная работа № 10 по теме

Системы линейных уравнений и их решения

1

4 мая

124

Анализ контрольной работы. Линейные неравенства с двумя переменными и их системы (Из рубрики «Для тех, кто хочет знать больше»)

1

6.05

Повторение – 12часов

125

Выражения. Тождества. Уравнения

1

11.05

126

Функции

1

13.05

127-128

Степень с натуральным показателем

2

16,17.05

129-130

Многочлены

2

18,20.05

131-132

Формулы сокращенного умножения

2

23,24.05

133

Системы линейных уравнений

1

25.05

134

Контрольная работа № 11 (итоговая)

1

27 мая

135-136

Уроки обобщения изученного материала

2

30,31 мая

Итого часов

136

Лист корректировки изменений и дополнений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

(дата, № приказа)

Подпись лица, внёсшего запись

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                            Заместитель директора поУВР

методического совета                                                                                                          _________Хорольцева Г.А.                         МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина                                                                 23.08. 2021 года                                                     

 от 20. 08 2021 года № 1__                              _________      

_____________ Хорольцева Г.А.                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре к учебнику «Алгебра. 9 класс» Ю.Н. Макарычев,

Рабочая программа соответствует учебнику «Алгебра. 9 класс»/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2010. Уровень обучения – базовый. Для более широк...

рабочая программа по алгебре по учебнику "Алгебра 8" авторов Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов

рабочая программа по алгебре по учебнику "Алгебра 8" авторов Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов, . М., «Мнемозина», 2009 ( 5 часов в неделю)...

Рабочая программа по алгебре к учебнику «АЛГЕБРА 9» Ю.Н.Макарычев 4 часа в неделю, всего 132 часа 2012-2-13 у.г. Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 кл./ Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк–М.:...

Рабочая программа по алгебре к учебнику Алгебра 7, авторов А. Г. Мерзляк и В. Б. Полонский

Рабочая программа по алгебре разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего...

Рабочая программа по алгебре к учебнику «Алгебра 7», (базовый уровень)/[Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова]; под редакцией С.А. Теляковского

Рабочая программа  по алгебре к учебнику «Алгебра 7», (базовый уровень)/[Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова]; под редакцией  С.А. Теляковского Составитель: Возняк Све...

Рабочая программа по алгебре по учебнику Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. "Алгебра и начала математического анализа" 10-11 классы для детей, обучающихся на дому

        Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (обучение на дому) для 10 класса рассчитана на 1,5 часа в неделю. Рабочая программа  разработана:...