Клуб любителей математики
план-конспект занятия (7, 8 класс)

Улаханова Марина Родионовна

Разработка внеклассного мероприятия "Клуб любителей математики" для учащихся 7-8 классов в рамках Недели математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              МБОО «Заводская СОШ»

             Клуб знатоков и любителей  

                    математики

               для учащихся 7-8 классов  

                                          Выполнила: Улаханова М.Р.,

                                          учитель математики

                                       2019-2020

                             План проведения

  1. Вступление
  2. Конкурс «Визитная карточка»
  3. Конкурс «Разминка»
  4. Конкурс «Состязание команд»
  5. Конкурс «Капитаны, на линию огня!»
  6. Конкурс болельщиков
  7. Подведение итогов игры
  8. Награждение команд

                          Литература

1.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка»

2.Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки»

3.журналы «Математика в школе» №9 – 2002, №3 – 1999, №1 – 2002,

№10 – 2000, №7 – 2003.

Вступление

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы присутствуем на заседании знатоков и любителей математики. Математика – самая древняя из наук, она была и остаётся необходимой людям. Слово «математика» греческого происхождения, оно означает «наука», «размышление».  В древности полученные знания, открытия часто старались сохранить в тайне. Например, в школе Пифагора запрещено было делиться своими знаниями с непифагорейцами. За нарушение этого правила один из учеников, требовавший свободного обмена знаниями, - Гиппас был изгнан из школы. Его сторонников стали называть математиками, т.е. приверженцами науки.

Все без исключения начинают  изучать основы математики уже с первых классов школы, потому что эта наука нужна свеем, особенно сейчас, когда математика проникла во все отрасли знаний – физику и химию, науки о языке и медицину, астрономию и биологию и т.д. Математики учат вычислительные машины сочинять стихи и музыку, измерять размеры атомов и проектировать плотины электростанций. Математика необходима в любой профессии. Но кроме того, вы могли заметить: это и очень интересная и увлекательная наука. Любите её.

Сегодня наши команды блеснут своими знаниями и смекалкой. Итак, начинаем игру!  

Конкурс «Визитная карточка»

Приветствие команд

Конкурс «Разминка»

Задаются вопросы каждой команде.

№1

а) Сколько цифр вы знаете?                                     Ответ: 10

б) Сотая часть числа.                                                  Ответ: процент

№2

а) В древности такого термина не было. Его ввёл в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?                                                        Ответ: радиус

б) Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально означает «рассекающая на две части». О чём идёт речь?

                                                                                     Ответ: биссектриса

№3

Сейчас командам продемонстрируем названия различных объектов. Два имеют какое-то общее свойство, а третий нет. Вы должны быстро ответить, какой из них лишний.

а) гектар, сотка, метр                                                Ответ: метр

б) ярд, тонна, центнер                                               Ответ: ярд

а) прямоугольник, квадрат, окружность                 Ответ: окружность

б) прямая, отрезок, минута                                       Ответ: минута

№4

Загадки

а) Хоть есть среди них большие,

Судьба их такова:

Делителей у каждого

Всего лишь только два.

С давних пор числа такие

Называются ….                                                          Ответ: простые

б) Мы числа эти учим тоже,

Делители найти их можем.

У каждого числа – смотри –

Должно быть их хотя бы три …

Эти числа не простые,

Эти числа …                                                                 Ответ: составные

Конкурс «Состязание команд»

Начинаем состязание команд                                                                         Первый конкурс «Ты – мне, я – тебе»: команды обмениваются приготовленными заранее задачами.                                      

а) «Реактивная ступа»

В наши дни из сказки смело,

Лишь застлало небо мглой,                                                                              Бабка ведьма прилетела

В ступе с длинною метлой!

Повертелась, покружилась,

Покидая высоту.

И случайно очутилась

Ведь в аэропорту!

Походила и к пилотам:

- Это что за ступолёты?

Рассмеялись лётчики:

- «Ступолёты» прочные!

- Хороши-то, хороши,

Но мою седую ступу

Ругать тоже не спеши!

Сделала ремонт я ей,

Реодвигатель у ней!

Кто скорей взовьётся в небо? –

На лету оно видней!

Итак, задача: самолёт и реактивная ступа сначала летели с одинаковой скоростью. Если самолёт увеличит скорость на 20 км/ч, то пролетит за 3ч столько же, сколько ступа за 4ч, уменьшившая скорость на 20 км/ч. Какова первоначальная скорость самолёта и ступы?

Решение: х км/ч – скорость самолёта и ступы

                ( х + 20) км/ - скорость самолёта

                 ( х – 20) км/ч – скорость ступы

                3 ( х + 20) = 4( х – 20)

                3х + 60 = 4х – 80

                 3х – 4х = - 60 – 80

                 х = 140                                                             Ответ: 140 км/ч

б) «О короле, поварятах и советниках»

Жил-был король лилипутов – Генрих ХХ. В его замке служило 15644 подданных. Поварята, которые готовили для него торты и пирожные (Генрих любил сладкое), было на 6346 человек больше, чем слуг, убиравших его огромную комнату, и в 2 раза больше, чем советников. Сколько служило поварят, сколько слуг и сколько советников в замке короля Генриха ХХ?

Решение: х – советников

                2х – поварят

                2х -6346 – слуг

                х + 2х + 2х – 6346 = 15644

                5х = 21990

                х = 4398

4398 – советников, 4398 * 2 = 8796 – поварят, 8796 – 6346 = 2450 – слуг.

                                                                           Ответ: 4398 советников,

                                                                                       8796 поварят,

                                                                                       2450 слуг.

Ведущий: Пока команды решают задачи немного истории для болельщиков. С незапамятных времён число 7 почиталось «священным», «магическим», «мировой константой». Семь дней сотворения мира, семь слонов – символ счастья. Именно числу 7 пифагорейцы отдали привилегию быть символом счастья , здоровья и разума.

Марина Цветаева так озаглавила одну из своих миниатюр:

         «7 = 3 + 4»

3 – божественное совершенство,

4 – мировой порядок,

их соединение – число

7 – олицетворение общения между

Богом и Его творением – человеком.

… Семь в основе лиры,

Семь в основе мира.

    В обычной жизни мы часто произносим некоторые выражения, в которых употребляется это число. Назовите их.

Ответ: семь пядей во лбу, семь футов под килем, семь пятниц на неделе, семь раз примерь – один раз отрежь, у семи нянек дитя без глазу и т.д.

Второй конкурс «Весёлый математик»: нарисуйте весёлого человечка, используя математические знаки, назовите их.

Третий конкурс  «Теоретики»: командам предлагается продемонстрировать свои теоретические знания.

Вопросы первой команде:

1.Что означает в переводе слово «геометрия»?

2. Определение смежных углов.

3.Свойство вертикальных углов.

4.Что такое луч?

5.Что такое уравнение?

6.Какие выражения называются тождественно равными?

7.Свойство №1 для решения уравнений.

Вопросы второй команде:

1.Что изучает планиметрия?

2.Определение вертикальных углов.

3. Свойство смежных углов.

4.Определение развёрнутого угла.

5.Определение тождества.

6.Определение корня уравнения.

7.Свойство №2 для решения уравнений.

А теперь музыкальная пауза!

Четвёртый конкурс «Угадай-ка»: командам предлагается разгадать по два ребуса.

Конкурс «Капитаны, на линию огня!»

Первый конкурс «Нелёгкий счёт»

Назвать число от 1 до 18 в порядке возрастания и показать каждое число в таблице. Побеждает тот, кто уложится в более короткое время и не собъётся.

Второй конкурс «Умники и умницы»

Капитаны устно решают задачи на смекалку.

№1

а) У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?

                                                                                    Ответ: 8

б) Идут по дороге утки: две впереди одной утки и одна посередине, две позади одной утки. Сколько уток идёт по дороге?

                                                                                    Ответ: 3

№2

а)Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый участник?

                                                                                     Ответ: 4      

б)Н а столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил на стол. Сколько стаканов на столе?

                                                                                     Ответ: 3

№3

а)У Ирины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у неё яблок?

                                                                                      Ответ: 3

б) Батон разрезали на з части. Сколько сделали разрезов?

                                                                                       Ответ: 2

Ведущий: На этом наши состязания знатоков и любителей математики заканчиваются. Жюри подводит итоги. А пока несколько весёлых вопросов болельщикам команд.

Конкурс болельщиков

1.Что больше сумма или произведение чисел от 0 до 9 включительно?

                                                                                   Ответ: сумма

2.Если дома на улице пронумерованы от 1 до 50, то сколько раз встретится цифра 4?

                                                                                    Ответ: 6 раз

3.Часы бьют через 1 с. За сколько времени они пробьют 10 ударов?

                                                                                      Ответ: 9с

4.Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик?

                                                                                    Ответ: груша

Загадки  

1.Он есть у дерева, цветка, он есть у уравнений,

И знак особый – радикал – с ним связан, вне сомнений.

Заданий многих он итог, и с этим мы не спорим.

Надеемся, что каждый смог ответить: это…                Ответ: корень

2.Окружность мы нарисовали, на ней две точки разных взяли,

Отрезком их соединим, ему название дадим.

Отрезок именуют гордо: ведь он не что-нибудь, а … Ответ: хорда

3.Хорда через центр прошла, важный вид приобрела,

Потому что перед нами круга этого ….                      Ответ: диаметр

Подведение итогов

Награждение

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб любителей математики (для 5 класса)

Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса...

Реализация образовательных интересов и социальной активности детей в клубе любителей английского языка "Тандем". Положение о клубе "Тандем"

Наша программа предполагает возможность использования самых различных методов, способствующих развитию теоретического мышления, творческих и коммуникативных способностей и интересов, формированию сист...

Внеклассное мероприятие "Клуб любителей математики"

Данное мероприятие можно провести  и  с одаренными детьми -  учащимися  3-4 классов начальной школы....

Внеклассное мероприятие "Клуб любителей математики"

Данное мероприятие можно провести и для одаренных детей - учащихся 3-4 классов начальной школы....

Дистанционное обучение. 6 класс. Клуб любителей математики.

Задание 1. "Группировка". Объедини рисунки разными способами. Задание 2. " Превращения". Сначала сделай задание в воображение, затем возьми лист бумаги, сверни его в четверо и сделай в нем вырезы....

6 б кл КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

дистанционное обучение...

Рабочая программа факультативного курса по математике для 7 класса "Клуб любителей математики"

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики.Предлагаемые факультативные занятия разработа...