Тема урока: «Неполные квадратные уравнения»
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

 Кухарева Ирина Александровна

Знание – самое превосходное из всех владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит.

                                                  Ал-Бируни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepolnye_kvadratnye_uravneniya_1.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Неполные квадратные уравнения»

УМК: Ю.Н. Макарычев и др.Алгебра 8,2018г.

Тип урока: урок-практикум.

Технологии:проводится технология сотрудничества, здоровьесберегающая , развивающего обучения, компетентностно- ориентированная, игровая, информационно-коммуникативная.

Цели урока:

Образовательная: закрепить  у обучающихся умение  решать неполные квадратные уравнения.

Развивающие: развивать у детей логическое мышление,  развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, устной и письменной речи.

Воспитательные: воспитывать  у обучающихся ответственное отношение к учебному труду, культуру общения, умение работать  сотрудничая.

Методические: показать методику проведения урока с использованием групповой формы работы; создать ситуацию успеха у учащихся.

Оборудование: тетради, доска, компьютер презентация.

План урока.

1. Организационный момент (1-2 мин.)

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся, проверка домашнего    

    задания (8 мин).

3. Инструктирование по выполнению заданий практикума (1-2 мин.).

4. Выполнение заданий в группах (11-12 мин).

5. Инструктирование по выполнению индивидуальных и групповых

    заданий (3 мин.).

6. Выполнение индивидуальных заданий и заданий в группах (5 мин.).

7. Проверка и обсуждение полученных результатов (6 мин.).

 8.Подведение итогов, постановка домашнего задания (3 мин).

Ход урока.

    Класс заранее поделен  на три неоднородных по составу группы  (3-4 человека в каждой), группы пронумерованы.

1. Организационный момент.

1) Взаимное приветствие, проверка готовности рабочих мест.

2) Сообщение темы и цели практикума.  

   

   

  Знание – самое превосходное из всех владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит.

                                                  Ал-Бируни

Учитель называет тему урока, предлагает записать ее в тетрадях, формулирует цель занятия, зачитывает высказывание математика древности.

  • Сегодня вы отправляетесь за знаниями  не поодиночке, а с друзьями. Успех будет зависеть от вашего умения организовать взаимодействие в группе, почувствовать ответственность за свой результат и результат товарища.
  1. Актуализация опорных знаний и умений, проверка домашнего задания   
  2. Проверяются № 512 где, № 513  где  , № 476 а, в.    
  3. 1) Сформулировать определение квадратного уравнения. (Определение записывается и проговаривается учеником у доски:       ax2 + bx + c = 0, где  x – переменная, a ≠ 0,b,c – некоторые числа     (коэффициенты)
  4. Учитель  предлагает обучающимся просмотреть презентацию.
  5. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1976/main/

3) Какие квадратные уравнения называют неполными? (Виды неполных квадратных уравнений записываются  на доске:

  1. ax2 + c = 0,  где с ≠ 0
  2. ax2 + bx = 0,  где  b ≠ 0
  3. ax2 = 0   ).

4) Какие из рассмотренных нами квадратных уравнений являются неполными?

   

     1) 2,5x2 – 7x + 1 = 0                4) x2 – 9x = 0

    2) x2 = 0                                  5) 3x2 – 12 = 0

    3) 3 – 2x + 7x2 = 0                    6) 2x2 + 8 = 0

5) Уравнение какого вида всегда имеет два решения? Одно решение? Какое    может не иметь решений?

   

         I.ax2 + c = 0    (c ≠ 0)

        II. ax2 + bx = 0    (b ≠ 0)

        III. ax2 = 0

6) Решите уравнение (Проговаривается способ решения в соответствии с видом уравнения:  I – сведение к уравнению вида  x2 = m; II – разложение левой части на множители, приравнивание каждого из них к нулю; III – равносильно уравнению  x2 = 0 и поэтому имеет единственный корень – 0).

   

      I.ax2 + c = 0                              а) x2 = 0    

      II.ax2 + bx = 0                           б) x2 – 9x = 0

      III.ax2 = 0                                  в) 3x2 – 12 = 0

                                                         г) 2x2 + 8 = 0

     

 №515 (  а) 4x2 – 9 = 0;         в) – 0,1x2 + 10 = 0;  д) 6v2 + 24 = 0  ),

из № 517 (  а) 3x2 – 4x = 0;  в) 10x2 + 7x = 0;

д) 6z2 – z = 0  ),

из №521 (  а) 4x2 – 3x + 7 = 2x2 + x + 7;     б) -5y2 + 8y + 8 = 8y + 3 ).

  1. Инструктирование по выполнению заданий практикума.
  2. Коментируется  текст задания.  Для всех групп оно одинаковое. Ваша задача – решить все предложенные уравнения. При этом можно пользоваться памяткой.Решение всеми записывается в тетрадях. Работа в группе должна вестись так, чтобы каждый ее участник научился решать неполные квадратные уравнения. По окончании совместной работы один из вас должен будет показать решение этих уравнений . Его оценка станет первой из трех оценок, которые сегодня получит вся группа. Если задания будут выполнены раньше отведенного времени (11-12 минут), то решаются дополнительные уравнения.

Задание:

Решите уравнение:

  1. 2x2 – 18 = 0                    6) 4x2 + 36 = 0
  2. x2 – 17x = 0                    7) 3x2 + 12x = 0
  3. 2,7x2 = 0                         8) x2 = 7x
  4. x2 + 25 = 0                     9) x2 – 3x – 5 = 11 – 3x
  5. - x2 = 0                         10) 5x2 - 6 = 15x – 6

Дополнительное задание:

а) (2x + 3)(3x + 1) = 11x +30

б) (3x – 4)2 = (5x + 2)(2x + 8)

                   в)  (x2 – x) - (x2 + x) = 0

Памятка.

     ax2 + c = 0 

     Привести к виду x2 = m.

     

     ax2 + bx = 0      

     Разложить на множители левую часть.    

     ax2 = 0

     Единственный корень.

  1. Выполнение заданий в группах.Учитель наблюдает, вносит, по необходимости, коррективы в работу групп.

10.Инструктирование по выполнению индивидуальных и групповых заданий.

1) Выбор учеников для ответа .

 Учитель предлагает представителю от каждой группы наугад выбрать одну из трех карточек со словами: «Делегат», «Выбор учителя», «Выбор другой группы». В первом случае ученик выбирается самой группой, во втором – его назначает учитель, в третьем – одна из групп.

2) Избранные ученики получают карточки с заданием, приступают к его выполнению у доски.

    Карточки:

  1. 2x2 – 18 = 0;         8)  x2 = 7x

  1. x2 – 17x = 0;         6)  4x2 + 36 = 0

  1. 2,7x2 = 0;              9)  x2 – 3x – 5 = 11 – 3x

  1. x2 + 25 = 0;          7)  3x2 + 12x = 0

                       

  1. - x2 = 0;              10)  5x2 – 6 = 15x - 6

11. Демонстрируется слайд, учитель зачитывает высказывание:

 

Математический опыт учащегося нельзя считать полным, если он не имел случая решить задачу, составленную им самим.

                                                 Д.Пойа

  • Вам предоставляется такой случай. Каждый из вас должен придумать и решить неполные квадратные уравнения разных видов. Это задание выполняется на отдельных листочках (они у вас на столах) и будет проверяться другой группой. По количеству составленных и верно решенных уравнений группа получает еще одну оценку.
  •    вылнение индивидуальных заданий и заданий в группах. 
  1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1976/train/#154992

.Проверка и обсуждение полученных результатов.

1) Группы обмениваются решениями самостоятельно составленных уравнений.

2) Группы проверяют и оценивают работы одноклассников, пользуясь инструкцией (бланки с этой инструкцией на каждом столе):

  1. Подсчитайте количество учеников, выполнявших задание:  
  2. Подсчитайте количество составленных уравнений:  
  3. Подсчитайте количество верных решений:  
  4. Оцените работу группы (в случае затруднения обратитесь к учителю).

Оценка:

3) Группам предлагается проверить правильность выполнения первого задания, оценить себя. При этом используется решения уравнений, записанные на доске, и шкала на слайде:

Число верных

     ответов

  10

 9 или 8

 7 или 6

5 и менее

Оценка

 «5»

«4»

«3»

«2»

8. Подведение итогов, постановка домашнего задания.

1) Оценивание работы групп. Окончательная оценка группы определяется как среднее арифметическое (округленное до целого числа) трех оценок, полученных ей в ходе урока.

2) Учащимся предлагается оценить свою собственную работу, сопоставить ее с оценкой всей группы. Сделать выводы («Я умею решать неполные квадратные уравнения», « Мне нужно еще поупражняться» и т.п.).

3) Предлагается обсудить процесс взаимодействия членов группы при выполнении заданий, сделать выводы на будущее.

4) Домашнее задание: №517б г е, 518(а, г), 519 .

     

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Решение неполных квадратных уравнений"

Урок по алгебре в 8 классе по учебнику Макарычева....

Разработка урока по теме: «Решение неполных квадратных уравнений»

Цель урока:систематизация знаний по данной теме;контроль усвоения знаний.Задачи:образовательные:научить учащихся решать неполные квадратные уравнения, создавать условия для воспроизведения в памяти уч...

Устный счёт на тему "Решение неполных квадратных уравнений"

Устный счёт на тему "Решение неполных квадратных уравнений"...

Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Решение неполных квадратных уравнений".

Использование на уроке разноуровневых заданий на разных этапах урока....

конспект урока по теме "Решение неполных квадратных уравнений", "Синус, косинус,тангенс двойного угла"

Материал может быть использован как учащимися, так и преподавателями при проведении урока по данной теме. На уроке предусмотрена большая практическая  работа учащихся. Также учитель может провери...

Технология дифференцированного и разноуровневого обучения на примере урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений».

Из выступления на методическом объединении   учителей математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр» учителя математики 1 категории Гусаровой А.М....

Открытый урок в 8 классе по теме: Решение неполных квадратных уравнений

Презнтация для открытого урока в 8 классе по теме: Решение неполных квадратных уравнений....