Конспект урока "Геометрическая прогрессия"
план-конспект занятия по алгебре (9 класс)

Панкратова Екатерина Николаевна

обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятий «геометрическая прогрессия», «знаменатель геометрической прогрессии», «формулы n-го члена»; организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала и упражнениям в его применении по образцу.; сформировать у учащихся умение находить знаменатель и п-ый член  геометрической прогрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometricheskaya_progressiya_konspekt.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Геометрическая прогрессия

Цели урока:

                     - образовательная: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятий «геометрическая прогрессия», «знаменатель геометрической прогрессии», «формулы n-го члена»; организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала и упражнениям в его применении по образцу.; сформировать у учащихся умение находить знаменатель и п-ый член  геометрической прогрессии.

                     - развивающая: способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, применять приемы сравнения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию логического мышления, творческих способностей учащихся путем решения межпредметных (физика, биология, экономика) задач.

                    - воспитательная: побуждать учащихся к преодолению трудностей, к самоконтролю, взаимоконтролю в процессе умственной деятельности. Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, стремление расширять свой кругозор. 

.        

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя: «Сегодня работаем по группам. Выбираем командиров групп. А в конце урока каждый ученик  группы ставит себе оценку и сдает учителю.»

II. Актуализация знаний и способов действий

Задание 1 Устный опрос обучающихся                                                                            1. Дайте определение арифметической прогрессии.

2. Запишите формулу n-го члена арифметической прогрессии. Что в этой формуле d и как её найти.

3. Запишите формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.

И по ходу урока начнем заполнять таблицу

Арифметическая прогрессия

Пример:

1,2,3,4….

Формула n-го члена:

Формула для нахождения разности:

Формула суммы n первых членов:

Задание 2:

1. На проекторе по 3 задания каждой группе, время 3 минуты. По истечении времени каждая группа на доске записывает свои ответы.

Вставьте пропущенное число:

I: 

1) 18, 21, 24, 27, .?.
2) 2,.?., 6,…
3) 1, 3, 9, 27,.?.

II: 

1) 7, 10, 13, 16,.?.
2) 9,.?., 21,…
3) 5, 10, 20, 40,.?.

III: 

1) 4, 9, 14, 19,.?.
2) 3,.?., 13,…
3) 2, 6, 12, 24,.?.

Каждой группе объяснить, какой прогрессией является каждый пример.

Первый пример является арифметической прогрессией.

Второй пример тоже арифметическая прогрессия, неизвестное число находится как среднее арифметическое.

Вопрос учителя: «А третья последовательность, чем отличается от других?

Как находится каждый член этой последовательности?»

Ожидаемый ответ учащихся: «Умножая предыдущий член на одно и то же число».

III. Изучения новых знаний и способов действий:

Вот такие последовательности называются геометрической прогрессией.

Исходя из этого давайте дадим определение геометрической прогрессии.

(Дать определение пробуют сами ученики.) После этой работы даётся точное определение.

А теперь рассмотрим задачи практического характера. В каких областях можно встретиться с геометрической прогрессией?

Задание 2. Даются 3 задачи по одной каждой группе с заданием: «Выпишите последовательность, соответствующую условию задачи». Время 3 минуты.

I. (Физика) Имеется радиоактивное вещество массой 256г, масса которого за сутки уменьшается вдвое. Какова станет масса вещества на вторые сутки? На третьи? На пятые? (256; 128;64; 32; 16;…)

II (Экономика) Срочный вклад, положенный в сберегательный банк, ежегодно увеличивается на 5%. Каким станет вклад через 5 лет, если вначале он был равен 1000р.? (1000; 1050; 1102,5; 1157,625;1215,5025;…)

III. (Биология) Бактерия за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд? (1; 3; 9; 27; 81;…)

Выпишите на доске ваши полученные последовательности. Как получается второй член последовательности? Третий?...

(1.Делением предыдущего члена на 2 или умножением на .

2. Умножением предыдущего на 1,05.

3. Умножением предыдущего на 3.)

Эти числа называются знаменателем геометрической прогрессии.

 

Задание 3:Найти знаменатель q.

I .1) 2; 6; 18; 54 ;…( q = 3)

(q = )

II.1) 5; - 5; 5; - 5 ;…( q = - 1)

2) (q = )

III.1) -2; 4; - 8; 16 ;…( q = - 2)

2)(q =)

Задание 4. Каждая группа работает с набором чисел. Из этих чисел составляет геометрическую прогрессию и выстраивается в один ряд.

I группа: 2; -6; 18, -54; 162; …

II группа:-30; 60; -120; 240; -480; …

III группа: -10; 10; -10; 10; -10; …

 

Продолжим изучение нового материала.

Выведем формулу п – го члена геометрической прогрессии.

Для этого рассмотрим один из ваших примеров

2; 6; 18, 54;

6 = 23

18=63=233=2
54=

- - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Итого получили формулу n-го члена геометрической прогрессии

Давайте вернемся к задаче:

Сколько членов последовательности получилось?

Подставим в формулу:

IV. Закрепление и применение знаний и способов действий.

Задание 4: 

Найти по формуле: (Время 2 минуты. )

I.
II.
III. 

В геометрической прогрессии , . В каком случае при сравнении членов этой прогрессии знак неравенства поставлен неверно?

А.                Б.                 В.                 Г.

После этого учащиеся  заканчивают в тетради сводную таблицу.

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия.

Пример:

1,2,3,4….

Пример:

2,4,8,16,32…

Формула n-го члена:

Формула n-го члена:

Формула для нахождения разности:

Формула для нахождения знаменателя:

Формула суммы n первых членов:

Формула суммы n первых членов:

 Группа, выполнившая задание первой, показывает результат работы у доски. Все записи, сделанные учащимися на доске, записываются всем классом в тетрадь.

V. Домашнее задание:  п.8.1 № 481

VI. Итог урока. Достигли ли мы целей урока?

VII.Рефлексия.

  • Выставите себе баллы:

5 б. – все понял и могу объяснить другому;
4 б. – сам понял, но объяснить не берусь;
3 б. – для полного понимания надо повторить;
2 б. – я ничего не понял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"

В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...

конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....

Конспект урока "Геометрическая прогрессия"

  Вводный урок по теме "Геометрическая прогрессия" с применением ЭОР....

Конспект урока по теме: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии"

Конспект урока изучения нового материала. Поможет учащимся самостоятельно дать определение геометрической прогрессии, вывести формулу n-ого члена и доказать свойство членов геометрической прогрессии....

Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Арифметическая прогрессия». Подготовка к ГИА по математике.Задачи урока: Обучающий аспект: обобщить и систематизи...

Конспект урока "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии"

Тема: Определение  арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.Класс: 9УМК: Ю. Н. Макарычев «Алгебра 9»Образовательные цели:- организовать деятельность уча...