«Последние цифры n-значного числа, которое при возведении в произвольную натуральную степень будет оканчиваться на тот же набор из n цифр, что и исходное число, притом в том же порядке»
творческая работа учащихся по алгебре (9 класс)

Юнева Лариса Сергеевна

Расширение материала раздела теории чисел о последних цифрах степеней числа. Научно-исследовательская работа по теории чисел по теме «Последние цифры  произвольных степеней одного и того же натурального числа». («Последние цифры n-значного числа, которое при возведении в произвольную натуральную степень будет оканчиваться на тот же набор из n цифр, что и исходное число, притом в том же порядке»)

Теория чисел представляет интересный раздел математики. Существуют задачи с понятным условием, но требующие немало усилий для их решения. Это вызывает любопытство и интерес, желание разобраться, понять, научиться. В данной работе предметом исследования является изучение свойств чисел вида am, у которых последние цифры таковы, что при возведении в произвольную натуральную степень m натурального основания а число будет оканчиваться на тот же набор цифр, что и исходное число, притом в том же порядке. Исследование проведено до тринадцатизначного числа.

 

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа

по теории чисел

по теме

«Последние цифры

произвольных степеней

одного и того же натурального числа»

(«Последние цифры n-значного числа, которое

при возведении в произвольную натуральную степень

будет оканчиваться

на тот же набор из n цифр, что и исходное число,

притом в том же порядке»)

Выполнила: ученица 9А класса Пивоварова Елизавета

Руководитель: учитель математики Юнева Лариса Сергеевна

город Москва


Тема: «Последние цифры произвольных степеней одного и того же натурального числа»

или: «Последние цифры n-значного числа, которое при возведении

в произвольную натуральную степень будет оканчиваться

на тот же набор из n цифр, что и исходное число,

притом в том же порядке»

Содержание:

Цели и параметры работы .…………………………………………….….…2                

Введение ……………………………………………………….……………...3

Описание исследования. Промежуточные выводы .………………………..4

Заключение. Итоги  ……………………………………………………...…..12

Литература ……………………………………………………………………13

        

Тема  работы: последние цифры n-значного числа, которое при возведении в произвольную натуральную степень будет оканчиваться на тот же набор из n цифр, что и исходное число, притом в том же порядке.

Актуальность темы исследования. Расширение материала раздела теории чисел о последних цифрах степеней числа. Изучив возможную и доступную литературу по теме, не удалось встретить похожую информацию.

Объект исследования: число am с натуральным основанием а и натуральным показателем m.

Предмет исследования: последние цифры чисел вида am, в которых при возведении в произвольную натуральную степень m натурального основания а число будет оканчиваться на тот же набор цифр, что и исходное число, притом в том же порядке.

Гипотеза исследования: Если число должно оканчиваться на цифры, которые образуют исходное число, то повторение должно наступать сразу при возведении сначала во вторую, потом в третью степень. Изучить поведение квадратов и кубов чисел и выдвинуть последующую гипотезу на числа с большим количеством цифр в разрядах. Исследование в тексте работы.

Методы исследования: анализ, синтез, выявление закономерностей, аналогия, формализация.

Цель исследования: установить, существуют ли такие натуральные числа, которые при возведении в произвольную натуральную степень будут оканчиваться на те же цифры, что и исходное число, притом в том же порядке.

Практическая значимость работы. Расширение материала раздела теории чисел о последних цифрах степеней числа.

Новизна: в ходе исследования было установлено существование натуральных n-значных чисел, которые при возведении в произвольную натуральную степень оканчиваются на те же n цифр, что и само исходное число, притом в том же порядке. Названы такие числа до тринадцатизначных включительно. В ходе данного исследования прослеживается ряд закономерностей, которые можно использовать для других исследований.

Введение

Теория чисел представляет интересный раздел математики. Исторически она возникла как непосредственное развитие арифметики. Достаточно базовых знаний о натуральных числах и основных действиях над ними, чтобы приступить к её изучению. Элементы теории чисел и определённые задачи просты и легки для понимания уже для младших школьников. Однако существуют задачи с понятным условием, но требующие немало усилий для их решения. Это вызывает любопытство и интерес, желание разобраться, понять, научиться.

При рассмотрении натуральных чисел обнаруживается, что среди них встречаются числа с очень разнообразными свойствами. В частности, в доступной для школьников задачной базе содержится большой объём задач на тему нахождения только последней цифры (или двух) для степеней чисел, записанных  в самых различных интересных видах. Для решения таких задач определяются закономерности повторяемости последней цифры и применяются при решении. Такие задачи действительно интересны, например:

  • Найти последнюю цифру чисел: ;;.
  • Найдите две последние цифры чисел: 3999;; 81989; 81989 – 28;

.  

  • Какой цифрой оканчивается число ?
  • Доказать, что число   – целое.

Однако тема исследования нахождения только последней цифры (одной или двух) в записи степени натурального числа достаточно хорошо проработана. Отсюда возникает интерес к задачам чуть иного содержания, для решения которых также требуется проведение исследования. С некоторыми из таких задач когда-то встречались во время занятий (на уроках или дополнительных занятиях), они и привели к представленному здесь исследованию. Вот, например, такие задачи:

1) Найдите все трехзначные числа, каждая натуральная степень которых оканчивается на три цифры, составляющие первоначальное число.

2) Существует ли такое пятизначное число, которое при возведении в произвольную натуральную степень будет оканчиваться на те же пять цифр, что и исходное число, притом в том же порядке?

Описание исследования.

  1. Однозначные двузначные числа.

Теме исследования удовлетворяют однозначные числа 1, 5, 6. Это легко заметить простым перебором степеней этих чисел.

1n = 1 при любом n; 5n и 6n оканчиваются на 5 и 6 соответственно при любом n.

  1. Рассмотрим квадраты натуральных двузначных чисел. Из двузначных чисел надо рассматривать только те, которые оканчиваются на 1, 5, 6.

Результаты запишем в виде таблицы 1.

        Таблица 1

Число а

Число а2

Число а

Число а2

Число а

Число а2

11

121

15

225

16

256

21

441

25

625

26

676

31

961

35

1225

36

1296

41

1681

45

2025

46

2116

51

2601

55

3025

56

3136

61

3721

65

4225

66

4356

71

5041

75

5625

76

5776

81

6561

85

7225

86

7396

91

8281

95

9025

96

9216

Из таблицы видим, что таких чисел всего два: 25 и 76.

Итак, 252 = 625 и 762 = 5776.

Проверим их на произвольную степень m.

Результат запишем в таблице 2.

        Таблица 2

Показатель m степени числа 25

Число 25m

Показатель m степени числа 76

Число 76 m

1

25

1

76

2

252 = 625

2

762 =5776

3

253 = 15625

3

763 = 438976

4

254 = 390625

4

764 = 33362176

5

255= 9765625

5

765 = 2535525376

6

256 = 244140625

6

766 = 192699928576

Можно предположить, что утверждение будет верно для любых степеней. Проверим его.

Возводить напрямую в более высокие степени уже становится трудоёмко, а для очень высоких – совсем невозможно. Но нужно проверить, не окажется ли, что найдётся такое очень большое число, для которого утверждение не будет справедливым.

Для проверки представим числа, для которых уже степени вычислены, в виде  .

Для числа, оканчивающегося на 25, пусть оно имеет вид . Все цифры, стоящие до 25, можно принять за одно число, например, А: .

Разложим его по разрядным слагаемым:  = 100А + 20 + 5 = 100А +25. Тогда, чтобы получить следующую за ним степень, умножим его на 25.

(100А +25) ∙ 25 = 100А ∙ 25+ 252                                                           (*)

Первое слагаемое оканчивается на два нуля, а второе – на 25, следовательно, сумма оканчивается на 25. Если число в шестой степени оканчивается на 25, то и число в седьмой степени оканчивается на 25. Если число в седьмой степени оканчивается на 25, то и число в восьмой степени оканчивается на 25. И так для любой последующей степени.

Аналогично для чисел, оканчивающихся на 76.

 ∙ 76 = 100В ∙ 76 + 762. Все рассуждения и вывод аналогичны

Итак, первый промежуточный вывод. Для двузначных чисел 25 и 76 их любая произвольная степень оканчивается на 25 и 76 соответственно.

Второй промежуточный вывод. Если вторая степень некоторого числа оканчивается на те же цифры, что и само число, то и любая последующая степень оканчивается на эти же цифры.

  1. Трёхзначными числами, возведёнными в квадрат и могущими дать в конце цифры этого же числа, надо искать среди чисел, оканчивающихся на 25 и 76.

Составим таблицу 3:

              Таблица 3

Для числа, оканчивающегося на 25

Для числа, оканчивающегося на76.

Число а

Число а2

125

15625

225

50625

325

105625

425

180625

525

275625

625

390625

725

525625

825

680625

925

855625

Число а

Число а2

176

30976

276

76176

376

141376

476

226576

576

331776

676

456976

776

602176

876

767376

976

952576

В таблице находятся числа 625 и 376, в степенях которых три последние цифры совпадают с самими числами. Исследуем числа 625 и 376, каков будет состав их степени выше второй.

Проведём работу, аналогичную предыдущему пункту.

Во-первых, 6252 = 390625 – вторая степень числа 625 оканчивается на те же цифры, что и само число. Третья степень аналогично: 6253 = 244140625. Во-вторых, проверим, что второй промежуточный вывод здесь работает.

6252 = 390625 =  = 1000С + 625.

Тогда 6253 =6252∙ 625 =  ∙ 625 = (1000С + 625) ∙ 625 = 1000С ∙ 625+ 6252. Это число оканчивается на 625, следовательно, и все последующие степени оканчиваются на 625.

Для числа 376 аналогично.

3762 = 141376 =  = 1000D + 376.

Тогда 3763 =3762∙ 376 =  ∙ 376 = (1000D + 376) ∙ 376 = 1000D ∙ 376 + 3762. Это число оканчивается на 376, следовательно, и все последующие степени оканчиваются на 376.

Действительно, второй промежуточный вывод здесь справедлив. Тогда он будет выполняться и для всех последующих аналогичных случаев.

Итак, третий промежуточный вывод. Для трёхзначных чисел 625 и 376 их любая произвольная степень оканчивается на 625 и 376 соответственно.

В этом пункте получен ответ для задачи №1 из части введения.

  1. Для четырёхзначных чисел.

Четырёхзначное число для повторения надо искать в записи значений степеней числа 625 или 376.

В первом случае, так как 6252 = 390625, то это число 0625, что не может служить четырёхзначным числом как имеющее 0 в первом разряде.

Во втором случае, так как 3762 = 141376, то это число 1376.

Составляем таблицу 4 для числа 1376.

        Таблица 4

Показатель m степени числа 1376

Число 1376 m

1

1376

2

1893376

3

2605285376

4

3584872677376

Здесь уже для второй степени не соблюдается требование о повторяемости последних четырёх цифр числа.

Итак, четвёртый промежуточный вывод. Среди четырёхзначных чисел нет таких, которые, будучи возведёнными  в произвольную натуральную степень, оканчивались бы на тот же набор из четырёх цифр, что и исходное число, притом в том же порядке.

  1. Для пятизначных чисел.

Пятизначное число возможно среди последних пяти цифр степеней числа 625.

       Таблица 5

Показатель m степени числа 625

Число 625 m

1

625

2

390 625

3

244 140 625

4

152 587 890 625

5

95 367 431 640 625

6

59 604 644 775 390 625

7

37 252 902 984 619 140 625

8

23 283 064 365 386 962 890 625

9

14 551 915 228 366 851 806 640 625

Таким образом, это либо 90625, либо 40625.

Сначала проверяем вторую степень этих чисел.

906252 = 8212890625 – есть повторение.

406252 = 1650390625 – нет повторения.

Согласно второму промежуточному выводу, число 90625 удовлетворяет требованию исследования.

Вот таблица нескольких степеней числа 90625:

    Таблица 6

Показатель m степени числа 90625

Число 90625m

1

90 625

2

8 212 890 625

3

744 293 212 890 625

4

67 451 572 418 212 890 625

5

6 112 798 750 400 543 212 890 625

6

553 972 386 755 049 228 668 212 890 625

Итак, пятый промежуточный вывод. Пятизначное число, которое при возведении в произвольную натуральную степень оканчивается на те же пять цифр, что и исходное число, притом в том же порядке, существует. Это 90625.

В этом пункте получен ответ для задачи №2 из части введения.

  1.  Существует ли такое шестизначное, семизначное, восьмизначное (…) число?

Если такие числа существуют, то они среди цифр чисел таблицы 6. Рассмотрим их. Составим обобщённую таблицу 7.

         Таблица 7

Разрядность числа

Число а

Число а2

Наличие повторения цифр в конце числа

Соответствие требованию исследования

6

890 625

793 212 890 625

есть

соответствует

7

2 890 625

8 355 712 890 625

есть

соответствует

8

12 890 625

166 165 212 890 625

есть

соответствует

9

212 890 625

45 322 418 212 890 625

есть

соответствует

10

8 212 890 625

67 451 572 418 212 890 625

есть

соответствует

10

3 212 890 625

10 322 666 168 212 890 625

нет

не соответствует

Примечание. Десятизначное число, которое можно взять из таблицы 6, имеет два варианта: в десятом разряде либо 3, либо 8. Цифра 8 в десятом разряде удовлетворяет требованию исследования, а цифра 3 – нет.

Итак, шестой промежуточный вывод. Существуют шести-, семи-, восьми-, девяти- и десятизначные числа, которые при возведении в произвольную натуральную степень оканчиваются на тот же набор цифр, что и исходное число, притом в том же порядке. Это соответственно 890 625,      2 890 625, 12 890 625, 212 890 625, 8 212 890 625.

  1. Рассмотрим последующие числа: одиннадцатизначное, двенадцатизначное, тринадцатизначное (таблицы 8, 9, 10).

В таблице 8: перебираем последовательно все одиннадцатизначные числа, имеющие в искомом разряде цифры от 1 до 9, а остальная часть этих чисел – это полученное десятизначное число  8 212 890 625

        Таблица 8

Разрядность числа

Число а

Число а2

Наличие повторения цифр в конце числа

Соответствие требованию исследования

11

18 212 890 625

331 709 384 918 212 890 625

есть

соответствует

11

28 212 890 625

795 967 197 418 212 890 625

нет

не соответствует

11

38 212 890 625

1 460 225 009 918 212 890 625  

нет

не соответствует

11

48 212 890 625

2 324 482 822 418 212 890 625  

нет

не соответствует

11

58 212 890 625

3 388 740 634 918 212 890 625

нет

не соответствует

11

68 212 890 625

4 652 998 447 418 212 890 625

нет

не соответствует

11

78 212 890 625

6 117 256 259 918 212 890 625

нет

не соответствует

11

88 212 890 625

7 781 514 072 418 212 890 625

нет

не соответствует

11

98 212 890 625

9 645 771 884 918 212 890 625

нет

не соответствует

Таким образом, искомым одиннадцатизначным числом является                  18 212 890 625.

Получив это одиннадцатизначное число, будем также последовательно перебирать в высшем разряде цифры от 1 до 9, остальная часть чисел останется неизменной.

         Таблица 9

Разрядность числа

Число а

Число а2

Наличие повторения цифр в конце числа

Соответствие требованию исследования

12

118 212 890 625

13 974 287 509 918 212 890 625

нет

не соответствует

12

218 212 890 625

47 616 865 634 918 212 890 625

нет

не соответствует

12

318 212 890 625

101 259 443 759 918 212 890 625

нет

не соответствует

12

418 212 890 625

174 902 021 884 918 212 890 625

нет

не соответствует

12

518 212 890 625

268 544 600 009 918 212 890 625

нет

не соответствует

12

618 212 890 625

382 817 178 134 918 212 890 625

нет

не соответствует

12

718 212 890 625

515 829 756 259 918 212 890 625

нет

не соответствует

12

818 212 890 625

669 472 334 384 918 212 890 625

нет

не соответствует

12

918 212 890 625

843 114 912 509 918 212 890 625

есть

соответствует

Таким образом, искомым двенадцатизначным числом является         918 212 890 625.

Наконец, найдя двенадцатизначное число, повторяем аналогично свои вычисления.

       Таблица 10

Разрядность числа

Число а

Число а2

Наличие повторения цифр в конце числа

Соответствие требованию исследования

13

1 918 212 890 625

3 679 540 693 759 918 212 890 625

нет

не соответствует

13

2 918 212 890 625

8 515 966 475 009 918 212 890 625

нет

не соответствует

13

3 918 212 890 625

38 861 669 600 009 918 212 890 625

нет

не соответствует

13

4 918 212 890 625

24 188 818 037 509 918 212 890 625

нет

не соответствует

13

5 918 212 890 625

35 025 243 818 759 918 212 890 625

нет

не соответствует

13

6 918 212 890 625

47 861 669 600 009 918 212 890 625

нет

не соответствует

13

7 918 212 890 625

62 698 095 381 259 918 212 890 625

нет

не соответствует

13

8 918 212 890 625

79 534 521 162 509 918 212 890 625

нет

не соответствует

13

9 918 212 890 625

98 370 946 943 759 918 212 890 625

есть

соответствует

Таким образом, искомым тринадцатизначным числом является                 9 918 212 890 625.

Заключение

Процесс исследования можно было бы продолжать и дальше. Существуют ли числа больших разрядов, удовлетворяющих предмету исследования? Современные вычислительные средства позволяют находить большие числа. Путь исследования понятен. Его направление содержится во втором промежуточном выводе: если вторая степень некоторого числа оканчивается на те же цифры, что и само число, то и любая последующая степень оканчивается на эти же цифры.

Задача оказалась интересной и полезной, так как в процессе исследования открывались для себя незнакомые ранее факты или свойства из теории чисел.

                Подведём итог о существовании чисел.

                Числами разряда n, которые, будучи возведёнными  в произвольную натуральную степень m, оканчивались бы на тот же набор из n цифр, что и исходное число, притом в том же порядке, являются:

           Таблица 11

Разряд числа

Число

1

1; 5; 6

2

25; 76

3

625; 376

4

Нет

5

90625

6

890 625

7

2 890 625

8

12 890 625

9

212 890 625

10

8 212 890 625

11

18 212 890 625

12

918 212 890 625

13

9 918 212 890 625

Примечание. В процессе исследования для вычислений использовались электронные таблицы Excel, вычисления производились по формулам в ячейках таблиц.

В ниже перечисленной литературе содержатся примеры, записанные в разделе «Введение» (см. стр. 4).

 

Литература

  1. Бабинская И. Л. Задачи математических олимпиад. М.: Наука, 1975 –  112 с., ил.
  2. Березин В.Н. и др. Сборник задач для факультативных и внеклассных занятий по математике: Кн. Для учителя / В. Н. Березин, Л. Ю. Березина, И.Л. Никольская. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с., ил.
  3. С.А.Генкин, И.В.Итенберг, Д.В.Фомин. Ленинградские математические кружки. –  Киров. 1994.
  4. Трошин В. В. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике. Глобус, 2008. – 382 с., ил.
  5. Что изучает теория чисел? http://www.chislopi.ru/page/chto-izuchaet-teorija-chisel


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Арифметический корень натуральной степени и его свойства".

Повторить и обобщить знания учащихся об арифметическом корне натуральной степени и его свойствах...

Урок алгебры в 7 классе "Умножение одночленов.Возведение одночленов в натуральную степень"

Материал содержит описание хода урока,презентацию, разноуровневые карты-схемы к уроку,карты-схемы для повторения,карточки для групповой работы....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Преобразование выражений, содержащих корни натуральной степени из числа»

Методические указания для выполнения практического занятия «Преобразование выражений, содержащих  корни натуральной степени из числа», по дисциплине: Математика: алгебра и начала математического ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень»...

Конспект урока на тему "Возведение неравенств в чётную степень"

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности пос...

Возведение рациональной дроби в степень

Видео разбор решения задач по теме: "Возведение рациональной дроби в степень"...