Конспект открытого урока по математической грамотности (Математика 9 класс "Решение неравенств")
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Александрова Алла Владимировна

Тема урока: "Решение неравенств"

Цель урока: применение линейных неравенств для решения текстовых задач. 

Урок проводился в рамках недели математической грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока27.67 КБ
Файл презентация к уроку1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по алгебре 9 класс

Тема урока: Решение  задач с помощью линейных неравенств

Тип урока: Урок обобщение знаний

Цель урока: применение линейных неравенств для решения текстовых задач

Задачи:  

Образовательные

-применение решения линейных неравенств в практико-ориентированных задачах, применение программы GeoGebra Classic.

Воспитательные

-развитие познавательного интереса;

-развитие умения самостоятельно добывать знания и делать выводы;

-развитие математической речи учащихся;

-формирование элементов алгоритмической культуры;

-развивать умение составлять и применять линейные неравенства для решения текстовых задач.

Развивающие

-развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, интерес к предмету. 

Планируемы результаты:

Личностные: Умение работать в группе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения. Развивать активность и находчивость при решении задач.

Метапредметные: Увидеть роль и место математики в других дисциплинах и окружающей жизни; уметь обрабатывать информацию;   выбирать способы решения  неравенств в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Предметные: уметь решать линейные неравенства; графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка; производить отбор решений по заданному условию (целые решения, наибольшее/наименьшее целое  решение); интерпретировать графические решение неравенств.

Формы работы: групповая.

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: применение умений и навыков; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация.

Учебник: Алгебра 9. Дорофеев Г.В.

Структура урока.

  1. Организационный этап.  Цель: Проверить готовность к уроку.
  2. Мотивация к учебной деятельности. Цель: Организовывать познавательную деятельность учащихся. Сформулировать тему и цели урока.
  3. Актуализация знаний. Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий.
  4. Первичное закрепление ранее изученного материала. Цель: Организовать осмысленное применение полученных знаний
  5. Физкультминутка. Цель: Снятие зрительного напряжения.
  6. Закрепление знаний и умений с последующей проверкой результата. Цель: Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, организовать в работу в группах. Самооценка деятельности.
  7. Домашнее задание. Цель: Формирование личной ответственности за результаты деятельности.
  8. Итоги урока. Рефлексия.  Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.  

Учитель читает слова Н.К. Крупской.

«Какие полученные знания помогают решать неравенства, системы неравенств?»

Постановка цели и задач урока. Обучающиеся формулируют цель урока, определяют задачи.

3. Актуализация знаний.

«Проверим, насколько крепка цепь наших знаний».

Зарядка для ума  - устный счет (на слайде)

1)Укажите все целые числа, принадлежащие промежутку: [-4; 4);

2)Укажите какое – либо число, принадлежащее промежутку  (3,5; 3,6);  

3) Принадлежат ли промежутку [8; 41] числа 40,9;   41;   7,9?

4)Существует ли в промежутке (8;41]; наибольшее число; наименьшее число?

5. Первичное закрепление ранее изученного материала.

Цель: организовать осмысленное применение полученных знаний.

Организуется групповая работа

Задача №1 (решается совместно с учителем)

На соревнованиях каждый стрелок делал 10 выстрелов. За каждое попадание он получал 5 очков, за каждый промах с него снимали одно очко. Успешным считалось выступление, при котором стрелок получал не менее 30 очков. Сколько раз стрелок должен попасть в мишень, чтобы его выступление было сочтено успешным?

Задача №2 (учащиеся решают самостоятельно в группах)

Со склада вывозят железные болванки массой по 500 кг и медные массой 200 кг. На грузовик, который может везти не более 4 тонн, погрузили 12 болванок. Сколько среди них может быть железных болванок?

По окончанию решения идет обсуждение

Задача №3 (учащиеся решают самостоятельно в группах)

Человек выехал в 6 ч. утра на автомашине из города А в город В, через город С. В городе С он должен взять по дороге пакет, привезённый на поезде, проходящем через город С в 10 ч, и отвезти его в город В, чтобы успеть на поезд, отходящий в 17 часов. С какой скоростью он должен ехать, если расстояние от А до С равно 400 км., а от С до В – 480 км?

По окончанию решения идет обсуждение

5. Физкультминутка: 

Если считаете утверждение верным – встаньте, если нет – сидите на месте.

  1. Является ли число 12 решением неравенства  2х ˃ 10?
  2. Верно ли утверждение: если  х˃2 и у ˃14, то х+у<16?
  3. Является ли неравенство  5х-10 ˃ 4х+4 строгим?
  4. Решением неравенства  5х-1 < 4 является промежуток (1,+∞)?
  5. При любом ли значении а верно неравенство  IaI+4˃0?
  6. Верно ли, что при делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства не меняется?
  7. Соответствует -2 ≤ х ≤ 5 промежутку (-2,5)?

6. Закрепление знаний и умений с последующей проверкой результата.

Цель: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, применение знаний и умений к решению практико-ориентированных задач (организовать работу в группах).

Задача №4

Вы решили на своем приусадебном участке огородить территорию под огород. Причем площадь огорода должна быть не более 50 квадратных метров, а периметр – не более 30 метров. Определите наибольшую длину будущего огорода.

Обсуждение решения

Задача №5

На материалы для забора вы планируете потратить не более 25000 рублей. Для монтажа вам необходимо установить столбы на расстоянии 2,5 метра друг от друга, стоимостью 1125 рублей за 1 столб. Вычислите стоимость необходимого количества профлистов, если они продаются длиной 1 погонный метр.

Обсуждение решения

«Для решения задач применяют различные программы-помощники. Одна из них GeoGebra Classic. Чем помогает данная программа? Посмотрим, как её использовать для решения данного задания».

Моделируем

Найти промежуток, на котором функции у = - 2х + 4   и   у = 1/2х + 2 одновременно принимают положительные значения. Существуют ли значения аргумента, при которых обе функции отрицательны?

8.  Домашнее задание: №121 стр. 43 (придумать текстовую практическую задачу, условие которой можно представить с помощью соответствующих функций).

9. Рефлексия. 

Цель: провести самооценку деятельности, выявить затруднения, наметить путь на устранения.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Математика- это цепь понятий; выпадет одно звёнышко - и непонятно будет дальнейшее » Н.К. Крупская

Слайд 2

Решение задач с помощью неравенств и систем неравенств

Слайд 3

Зарядка для ума! 1 ) Укажите все целые числа, принадлежащие промежутку: [-4; 4); 2 ) Укажите какое – либо число, принадлежащее промежутку (3,5; 3,6 ); 3) Принадлежат ли промежутку [8; 41] числа 40,9; 41; 7,9? 4 ) Существует ли в промежутке (8;41 ]; наибольшее число; наименьшее число?

Слайд 4

Удачливый стрелок На соревнованиях каждый стрелок делал 10 выстрелов. За каждое попадание он получал 5 очков, за каждый промах с него снимали одно очко. Успешным считалось выступление, при котором стрелок получал не менее 30 очков. Сколько раз стрелок должен попасть в мишень, чтобы его выступление было сочтено успешным?

Слайд 5

Количество выстрелов Количество очков Попал х Промахнулся Удачливый стрелок Всего 10 выстрелов Попадание + 5 очков П ромах – 1 очко Успешное выступление не менее 30 очков

Слайд 6

Грузовые перевозки Со склада вывозят железные болванки массой по 500 кг и медные массой 200 кг. На грузовик, который может везти не более 4 тонн, погрузили 12 болванок. Сколько среди них может быть железных болванок?

Слайд 7

Грузовые перевозки Количество болванок Масса болванок Железные х Медные

Слайд 8

Поездка на машине Человек выехал в 6 ч. утра на автомашине из города А в город В , через город С . В городе С он должен взять по дороге пакет, привезённый на поезде, проходящем через город С в 10 ч , и отвезти его в город В , чтобы успеть на поезд, отходящий в 17 часов. С какой скоростью он должен ехать, если расстояние от А до С равно 400 км., а от С до В – 480 км?

Слайд 9

Поездка на машине S , км должен проехать v , км/ч t , ч S , км проедет А →С х А →В х А С В 400км 480км 880км 4ч 7 ч 6:00 17:00 10:00

Слайд 10

Физкультминутка 12 решение 2х ˃ 10 х˃2 и у ˃14, то х+у <16 5х-10 ˃ 4х+4 строгое 5х-1 < 4 решение (1 ,+∞ ) IaI+4˃ 0 верно при любом ли значении а при делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства не меняется -2 ≤ х ≤ 5 «=» (-2,5 )

Слайд 11

Забор из профлиста Вы решили на своем приусадебном участке огородить территорию под огород. Причем площадь огорода должна быть не более 50 квадратных метров, а периметр – не более 30 метров. Определите наибольшую длину будущего огорода.

Слайд 12

Забор из профлиста На материалы для забора вы планируете потратить не более 25000 рублей. Для монтажа вам необходимо установить столбы на расстоянии 2,5 метра друг от друга, стоимостью 1125 рублей за 1 столб. Вычислите стоимость необходимого количества профлистов, если они продаются длиной 1 погонный метр.

Слайд 13

Моделируем Найти промежуток, на котором функции у = - 2х + 4 и у = 1/2х + 2 одновременно принимают положительные значения. Существуют ли значения аргумента, при которых обе функции отрицательны?

Слайд 14

GeoGebra Classic у = - 2х + 4 у = 0 ,5 х + 2

Слайд 15

Рефлексия Урок Я на уроке Итог Интересно Работал Понял материал скучно Отдыхал Узнал больше, чем знал Безразлично Помогал другим Не понял

Слайд 16

Домашнее задание №121 стр. 43 придумать текстовую практическую задачу, условие которой можно представить с помощью соответствующих функций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока и презентация по математике в 7«Б» классе Тема: “Умножение и деление чисел, полученных при измерении мерами стоимости, на однозначное число”

Конспект открытого урока по математике в 7«Б» классе и презентацияТема: “Умножение  и деление чисел, полученных при измерении мерами стоимости,на однозначное число”...

Конспект открытого урока «Основы компьютерной грамотности» Тема: Программа Блокнот

Изучение  программы Блокнот. Формирование знаний и умений основных  приемов запуска программы, настройки страницы, ввода текста, правки текста, сохранения документа....

Конспект открытого урока «Основы компьютерной грамотности» Тема: Работа с объектами: Перемещение объектов. Переименование объектов.

Овладение операциями  перемещения  и переименования объектов. Формирование знаний и умений основных  приемов перемещения  и переименования объектов....

Конспект открытого урока по математике по теме «Неравенства и системы линейных неравенств». Подготовка к ОГЭ. 9 класс.

Урок повторения и подготовки к ОГЭ, алгебра 9 класс, по технологии разноуровневого обучения, с использованием презентации. Тема «Неравенства и системы линейных неравенств»....

Конспект открытого урока по теме «Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций», 8 класс, в рамках недели математики на базе МБОУ СОШ №6

Конспект открытого урока по теме «Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций», 8 класс, в рамках недели математики на базе МБОУ СОШ №6...

Конспект открытого урока-викторины по математике и финансовой грамотности "Ведение семейного бюджета в новых экономических условиях"

Интегрированный урок-викторина по математике и финансовой грамотности "Ведение семейного бюджета в новых экономических условиях"....

Открытый урок поформирования математической грамотности "Площадь прямоугольника и квадрата"

Обобщить и систематизировать знания, умения применять формулы вычисления площади многоугольника и их применения в реальных ситуациях.обучающие: формировать представление о вычислении площади и перимет...