Элективный курс "Решение уравнений"
элективный курс по алгебре (9 класс)

Ан Вор Сун

Элективный курс "Решение уравнений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_resheniya_uravneniy.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                              

«Утверждено»

Руководитель МО                                                                      

Директор МАОУ СОШ №8

______    /Ан А.С./                                                                        

          _________ / Рекина Е.С. /

Протокол МО                                                                              

№ _1__ от «__30__» _08____2022  г

   

                                                 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса по математике

основного общего образования

«Решения уравнений»

для 9 А, Б класса

Разработчик: Ан А.С.

                                                                                                                                Пек Д.В.

2022-2023 учебный год

г.Холмск

Пояснительная записка

При составлении программы элективного курса использовались Методические рекомендации : сборник  материалов тьюторов / ответственные редакторы Д. С. Барышенский, Е. Н.  Белай. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2020. – 113 с.

 Рабочая программа элективного курса «Решения уравнений» предназначена для обучающихся 9 классов, разработана в соответствии с ФГОС ООО, на основе примерной программы по математике ФГОС ООО (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом учебного пособия «ОГЭ по математике от А до Я, модульный курс, алгебра», Ященко И.В., Шестаков С.А., 2019. Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Цель элективного курса: 

 расширить и углубить знания обучающихся по теме «Уравнения».

 Задачи элективного курса:

1)обобщить и систематизировать различные методы решения уравнений;

2) совершенствовать практические навыки, математическую культуру обучающихся;

3) применять аппарат уравнений для решения разнообразных математических задач.

1. Планируемые результаты освоения элективного курса.

Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты: 

1) осознания вклада учёных в развитие мировой науки;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) осознанный выбор дальнейшего индивидуального пути образования, а также формирование уважительного отношения к труду;

4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты: 

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме;

9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

10) умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки;

11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

1) расширение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

2) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, степень, уравнение, система уравнений, график, пропорция) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы;

3) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

4) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

5) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.

Учащийся научится: 

1) с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения;

2) использовать геометрический смысл и алгебраическое определение модуля при решении уравнений;

3)решать простейшие линейные уравнения с параметрами, рациональные уравнения, пропорции, квадратные уравнения;

4)решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения;

5)определять уравнение с двумя переменными, строить график данных уравнений;

6)решать системы линейных уравнений графическим способом, способами подстановки и сложения;

      7) применять основные правила решения диофантовых уравнений;

8) определять виды уравнений;

9) применять различные методы к решению уравнений.

Учащийся получит возможность научиться:

1) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;

2) овладеть специальными приёмами решения уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

3) выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;

4) применять полученные знания при решении задач повышенной сложности.

2. Содержание элективного курса

Введение. История математики. (2 ч)

Раздел I. Уравнения с одной переменной. (16 ч)

Повторение. Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. Пропорции. Нахождение неизвестного члена пропорции. Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Теорема Виета. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Квадратные уравнения, содержащие знак модуля.

Раздел II. Уравнения с двумя переменными. (9 ч)

Уравнения с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами. Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.

Раздел III. Универсальные методы решения уравнений. (7 ч)

Разложение на множители. Функционально-графический метод решения. Подбор корня уравнения по его старшему и свободному коэффициентам. Метод введения новой неизвестной. Тайны решения уравнений высших степеней. Комбинирование различных методов. Различные способы решения задач с параметрами. Графическое решение задач с параметрами.

Реализация рабочей программы осуществляется с помощью следующих пособий и ресурсов:

1.Интернет-ресурсы:

 https://oge.sdamgia.ru,

http://alexlarin.net,

                                   http://www.ctege.info/knigi-oge-gia-9-klass/,

 http://www.uztest.ru,

 http://www.exponenta.ru

2. Учебное пособие «ОГЭ по математике от А до Я, модульный курс, алгебра», Ященко И.В., Шестаков С.А., 2019.

Тематическое планирование

Наименование разделов и поурочных тем

Количество часов

          1. Введение. История математики.

2

1.1Входной тест

1

1.2. Язык алгебры. Жизнь замечательных ученых.

1

         2. Уравнения с одной переменной.

16

2.1. Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение уравнений.

1

2.2. Свойства уравнений. Применение свойств при решении уравнений.

1

2.3. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение простейших уравнений, содержащих знак модуля.

1

2.4. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля

1

2.5. Линейное уравнение с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.

1

2.6. Понятие пропорции. Нахождение неизвестного члена пропорции.

1

2.7.   Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение уравнений.

1

2.8.    Первые представления о решении рациональных уравнений. Область допустимых значений.

1

2.9. Правило решения уравнений вида P(x)/Q(x) = 0.

1

2.10. Решение уравнений вида P(x)/Q(x) = F(x)/Q(x).

2.11. Квадратные уравнения.

1

2.12. Неполные квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений.

1

2.13. Теорема Виета. Применение теоремы Виета при решении уравнений

1

2.14. Составление математической модели. Решение задач с помощью уравнений.

1

2.15. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

1

2.16. Квадратные уравнения, содержащие знак модуля

1

        3. Уравнение с двумя переменными

9

3.1. Уравнение с двумя переменными. Решение уравнения с двумя переменными.

1

3.2. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.

1

3.3. Системы уравнений с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными.

1

3.4. Графическое решение системы линейных уравнений с двумя переменными

1

3.5. Решение систем линейных уравнений методом подстановки

1

3.6. Решение систем линейных уравнений методом сложения

1

3.7. Решение задач с помощью систем линейных уравнений.

1

3.8. Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений.

1

3.9. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.

1

      4. Универсальные методы решения уравнений.

7

 4.1. Метод разложения на множители.

1

4.2. Функционально - графический метод.

1

4.3. Подбор корня уравнения по его старшему и свободному коэффициентам

1

4.4. Метод введения новой неизвестной. Тайны решения уравнений высших степеней.

1

4.5. Комбинирование различных методов.

1

4.6. Различные способы решения задач с параметрами. Графическое решение задач с параметрами

1

4.7. Итоговое занятие. Тестирование.

1

                                   Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и поурочных тем

Количество часов

Дата

1.1Входной тест

1

01.09.

1.2. Язык алгебры. Жизнь замечательных ученых.

1

08.09.

2.1. Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение уравнений.

1

15.09.

2.2. Свойства уравнений. Применение свойств при решении уравнений.

1

22.09.

2.3. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение простейших уравнений, содержащих знак модуля.

1

29.09.

2.4. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля

1

06.10.

2.5. Линейное уравнение с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.

1

13.10.

2.6. Понятие пропорции. Нахождение неизвестного члена пропорции.

1

20.10.

2.7.   Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение уравнений.

1

27.10.

2.8.    Первые представления о решении рациональных уравнений. Область допустимых значений.

1

10.11.

2.9. Правило решения уравнений вида P(x)/Q(x) = 0.

1

17.11.

2.10. Решение уравнений вида P(x)/Q(x) = F(x)/Q(x).

24.11.

2.11. Квадратные уравнения.

1

01.12

2.12. Неполные квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений.

1

08.12.

2.13. Теорема Виета. Применение теоремы Виета при решении уравнений

1

15.12.

2.14. Составление математической модели. Решение задач с помощью уравнений.

1

22.12.

2.15. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

1

12.01.

2.16. Квадратные уравнения, содержащие знак модуля

1

19.01.

3.1. Уравнение с двумя переменными. Решение уравнения с двумя переменными.

1

26.01.

3.2. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.

1

02.02.

3.3. Системы уравнений с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными.

1

09.02.

3.4. Графическое решение системы линейных уравнений с двумя переменными

1

16.02.

3.5. Решение систем линейных уравнений методом подстановки

1

02.03.

3.6. Решение систем линейных уравнений методом сложения

1

09.03.

3.7. Решение задач с помощью систем линейных уравнений.

1

16.03.

3.8. Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений.

1

23.03.

3.9. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.

1

06.04.

 4.1. Метод разложения на множители.

1

13.04.

4.2. Функционально - графический метод.

1

20.04.

4.3. Подбор корня уравнения по его старшему и свободному коэффициентам

1

27.04.

4.4. Метод введения новой неизвестной. Тайны решения уравнений высших степеней.

1

04.05.

4.5. Комбинирование различных методов.

1

11.05.

4.6. Различные способы решения задач с параметрами. Графическое решение задач с параметрами

1

18.05.

4.7. Итоговое занятие. Тестирование.

1

22.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса: « Уравнения и неравенства » 11 класс

Многие математические задачи сводятся к решению уравнений и неравенств. За время обучения математике школьникам приходится решать достаточно много уравнений и неравенств: линейных, квадрат...

Элективный курс "Уравнения и неравенства"

Элективный курс по математике «Уравнения и неравенства», рассчитан на 17 часов. Курс построен в соответствии со схемой «от простого - к сложному». При решении заданий второй части экзаменационной рабо...

Элективный курс "Уравнения и неравенства"

-расширение знаний учащихся по теме «Уравнения и неравенства»;-выработка умений решать уравнения и неравенства;-освоение учащимися основных методов решения уравнений и неравенств, рассматриваемы...

Элективный курс "Уравнения. Неравенства. Системы"

Программа элективного курса "Уравнения. Неравенства. Системы." для 10 - 11 классов. Изучение  курса позволяет учащимся более качественно подготовиться к ЕГЭ по математике....

Рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства"

Элективный курс по алгебре "Уравнения и неравенства"10-11 класс 69 часов...

элективный курс "уравнения в курсе алгебры" 11 класс

программа элективного курса расчитана на 35 часов, для подготовки к ЕГЭ...