План- конспект открытого урока "Системы линейных уравнений с двумя переменными"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Шумилова Ольга Сергеевна

Разработка к открытому уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx434.23 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект обобщающего урока по математике в 7-М классе по теме:

«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»

Данные об учителе:

Шумилова Ольга Сергеевна, учитель математики МАОУ «Средняя школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов»

Предмет: математика            

Класс: 7-М

Учебник (УМК): «Алгебра-7 » Мордкович А.Г.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Вид урока: повторительно-обобщающий урок.

Оборудование: доска, карточки для устной работы, индивидуальные листы с заданиями для работы на уроке, лист  самооценивания, интерактивная панель.

Предметные умения, УУД :

-  Личностные УУД: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 - Познавательные УУД: уметь определять тип задачи и способ ее решения, находить  полезную информацию, обобщать и систематизировать свои знания, выбирать наиболее эффективный способ решения задач.

- Предметные УУД:  знать способы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными, знать алгоритмы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными, уметь решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными различными способами.

- Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение;

- Коммуникативные УУД:  уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; взаимодействовать в группе.

Организационные формы работы на уроке: групповая, индивидуальная, парная, коллективная.

Технологии, применяемые на уроке: Коммуникативная технология, технология критического мышления с применением  элементов Сингапурских технологий: «Посмотри, подумай, задайся вопросом», «Опроси-опроси, обменяйся карточками», «Билетик на выход» ,

Цель урока: 

1. Обобщить  и  систематизировать  знания учащихся  по     теме: “ Системы уравнений».

2.Развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, способности к анализу, самоконтролю.

3.Воспитывать интерес к математике, дисциплинированность учащихся, ответственное отношение к учебному труду, терпимое отношение к мнению окружающих.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап мотивации учебной деятельности, постановки цели и задач урока.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Этап обобщения и систематизации ранее усвоенных знаний.
  5. Физкультминутка
  6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
  7. Контроль усвоения знаний. Подведение итогов и формулирование выводов.
  8. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

(1 мин.)

Учитель приветствует учащихся. Учащиеся приветствуют друг друга: «партнер по лицу», «партнер по плечу»

Учитель желает всем продуктивной и плодотворной работы.

Учащиеся слушают учителя, приветствуют друг друга.

2. Этап определения темы урока, постановки целей, мотивации учебной деятельности.

(3 мин.)

На данном этапе применяется Сингапурская технология «Что вы видите? Что вы думаете об этом?» Эта структура позволяет мотивировать детей на учебную деятельность, заставляет детей задуматься о том, с чем будет связана тема урока.

Ребята, посмотрите пожалуйста на экран.

  • Что вы видите?
  • Что вы думаете об этом?
  • Что объединяет все картинки на слайде?

Ответы детей:

«Система  кровообращения  человека

 «Периодическая система  Менделеева

 «Солнечная  система»

«Экосистема»

Какая тема сегодняшнего урока?

Ответы детей:  «Системы линейных уравнений с двумя переменными».

Как вы думаете, какую цель мы поставим на этом уроке?

Цель урока: Обобщить знания по теме «Системы уравнений»  и применить на практике.

  1. Для достижения этой цели нужно сформулировать задачи урока. (Цель отвечает на вопрос «Что нужно сделать?», а задачи -  «Как?» Задача является единичным шагом к достижению цели).

Попытайтесь сформулировать задачи нашего урока:

Задачи нашего урока:

  1. 1.Повторить основные понятия и алгоритмы, необходимые для решения линейных  уравнений  и систем линейных уравнений с двумя неизвестными.
  2. 2.Применить их в ходе решения систем уравнений различными способами:
  • Способом подстановки
  • Способом алгебраического сложения
  • Графическим способом

3.Научиться выбирать рациональный способ решения системы уравнений

  1. 4. Обобщить и систематизировать знания по данной теме
  2. 5. Оценить уровень своих знаний
  3. 6.Научиться планировать свою учебную деятельность.
  4. 7.Учиться анализировать, делать выводы

Девиз нашего урока: «Где есть желание – найдется путь!»

В тетрадях записываем тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся формулируют тему урока.

Ребята ставят цели и задачи урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

3. Актуализация знаний

(5 мин.)

Ребята, какие способы решения систем уравнений вы знаете?

Ответы детей: способ алгебраического сложения, способ подстановки, графический способ.

Участник №1 за каждым столом возьмите фиолетовый конверт и достаньте содержимое. Ваша задача, работая в группе, составить алгоритм решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Для каждой группы указан свой способ. (Одна группа составляет алгоритм решения системы уравнений способом подстановки, другая группа графическим способом, третья и четвертая группы способом алгебраического сложения)

(Карточки с алгоритмами разрезаны. Учащимся нужно составить алгоритм.

 и склеить карточки скотчем, перевернуть листочек. На обороте листочка у детей получилась картинка - Историческая справка о древнегреческом ученом, но не указано его имя. А имя этого математика узнаем в конце нашего урока)

Учащиеся отвечают на вопрос

Участник №1 достает содержимое конверта,

Ребята в группе составляют алгоритмы, склеивают разрезанные листочки.

4. Обобщение  и систематизации ранее усвоенных знаний.

(6 мин.)

А сейчас мы выслушаем отчеты по работе каждой группы

  • Мы повторим основные понятия и правила которые необходимо знать для решения систем (представитель группы  зачитывает  заполненные листы-с алгоритмом)-2 мин.
  • Проанализируем достоинства и недостатки каждого способа
  • Остановимся на графическом способе. Сколько случаев решения систем графическим способом вы знаете. Ответы детей (прямые параллельны и тогда система не имеет решения , прямые пересекаются и тогда система имеет единственное решение, прямые совпадают и тогда система имеет бесконечно много решений)

Задание группе: «Соединить стрелочками» вывод и соответствующее условие:

Выступают представители групп.

 Остальные учащиеся повторяют алгоритмы решения систем уравнений.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Работают в группе

Отвечают на вопросы учителя

Физкультминутка проходит с применением Сингапурской технологии (3 мин)

Применяется Сингапурская технология «Опроси-опроси-обменяйся карточкой»

Ребята, попрошу вас встать, задвинуть стулья, участник номер 2 за каждым столом раздайте пожалуйста карточки из желтого конверта. (В конверте – карточки с вопросами и ответами. Ответ скрыт. Ученики работают в парах, отвечая на вопросы теории по данной теме. Задача- ответить на вопрос и обменяться карточками с четырьмя партнерами). Эта структура хороша тем, что с одной стороны проводится физкультминутка, а с другой стороны – повторение материала.

Дети работают в парах, передвигаясь по классу, отвечают на вопросы, записанные на карточках

6. . Применение знаний и умений в новой ситуации

(8 мин.)

А теперь применим те знания, которые мы повторили и систематизировали для решения систем линейных уравнений , т.е. превратим их в наши умения.

Выполните задание «Реши и расшифруй»

Решите уравнения, найдите ответы, соответствующие решениям систем и вы узнаете фамилию древнего ученого математика – автора учения о неопределенных уравнениях. (ответы напечатаны и расклеены на стенах класса, на обратной стороне листа с ответом, напечатана буква)

Распределите уравнения между членами группы (по уровню сложности)

 

1).

2).

Ученики выполняют письменные задания, выбирая их по степени сложности по желанию.

7. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

(2 мин.)

Проверяем ответы:

1)(0; 1,75) -Д

2) (0; -2) - И

3) нет решений-О

4) (0,5;0) - Ф

5) (1;4) -А

6) (-1;-1) - Н

7) (18;6) - Т

Ответ: ДИОФАНТ.

  1. Какой способ решения системы линейных уравнений часто не позволяет найти точное решение?
  2.  Какой способ самый легкий?
  3. Какой способ самый наглядный?

Учитель предлагает учащимся сделать выводы об уровне своих знаний, необходимости повторения некоторых правил, закрепления знаний и умений по данной теме в ходе решения различных заданий.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач, выполняют проверку.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

(2 мин.)

Рефлексия проходит с применением Сингапурской технологии «Билетик на выход»

Участник №3 за каждым столом раздает стикеры, на каждом из которых изображена лестница успеха.

Учитель предлагает учащимся:

Сделайте выводы об уровне своих знаний, подумайте, что вам нужно повторить.

Заполните форму «Лестница успеха».

Учитель предлагает подвести итоги работы групп и класса в целом, оценить важность проделанной работы, благодарит всех за работу.

Учащиеся заполняют лестницу успеха и приклеивают стикеры на дерево Знаний

«Лестница успеха» (оцените уровень своих знаний)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»

Номинация:  урок с использованием мультимедийного  приложения к УМК нового   поколения .Тема работы:  «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»

Номинация:  урок с использованием мультимедийного  приложения к УМК нового   поколения .Тема работы:  «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...

Обобщающий урок в 7 классе по алгебре "Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными"

Обобщающий урок в 7 классе по алгебре "Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными"...

Конспект урока: Системы линейных уравнений с двумя переменными

Цели: Создать условия для формирования понятия "системы линейных уравнений с двумя переменными", опираясь на имеющиеся знания и жизненный опыт детей;развивающая: продолжить формирование абстрактно-пон...

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными

Урок объяснения нового материала по учебнику "Алгебра, 7 класс" А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении....

Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

  Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...

Презентация к уроку в 7 классе по алгебре "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

Данная презентация применялась на уроке во время устной работы. Учащиеся составляли уравнения линейной функции по готовому чертежу....