Методическая разработка урока "Логарифмы в заданиях ЕГЭ"
методическая разработка по алгебре (11 класс)

Сердюченко Лариса Николаевна

Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Логарифмы в заданиях ЕГЭ».

Цель  урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, организация  продуктивной  деятельности  учащихся,  направленной  на достижение ими следующих результатов: 

Личностных:  

 

1)  умение  ясно,  точно,  грамотно  излагать  свои  мысли  в  устной  и  письменной  речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

Метапредметных:

1)   использование различных методов и способов решения;

2)   умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение;

3)   умение работать в парах и индивидуально;

Предметных:  

1. осознанное употребление новых математических понятий;

2. формирование умений находить значения логарифма, использования  свойств  логарифмов  для  преобразования логарифмических выражений, нахождение области определения логарифмического выражения;

логарифмическое тождество)  в устной и письменной речи;

3)  овладеть  опытом  осознанного  использования  имеющихся  знаний  при решении логарифмических уравнений и неравенств, встречающихся в заданиях ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока71.21 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Урок систематизации и обобщения знаний

 по теме «Логарифмы в заданиях ЕГЭ»

Цель  урока:  организация  продуктивной  деятельности  учащихся,  направленной  на

достижение ими следующих результатов:  

Цель  урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, организация  продуктивной  деятельности  учащихся,  направленной  на достижение ими следующих результатов:  

  • Личностных:

Личностных:  

1)  умение  ясно,  точно,  грамотно  излагать  свои  мысли  в  устной  и  письменной  речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; 

2)  умение  легко  выполнять  математические  операции,  контролировать  процесс  и результат учебной математической деятельности;

результат учебной математической деятельности; 

3)   заинтересованность в приобретении и расширении математических знаний и способов действий.

  • Метапредметных:

действий. 

  Метапредметных: 

  - познавательная деятельность:  

1)   использование различных методов и способов решения; 

2) исследование  несложных  практических  ситуаций,  выдвижение  предположений, понимание необходимости их проверки на практике;

3)  умение перефразировать мысль или условие задачи (объяснить «иными» словами)

понимание необходимости их проверки на практике; 

3) умение перефразировать мысль или условие задачи (объяснить «иными» словами);   

4)  комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих

стандартного применения одного из них; 

4)   приобретение способности «открывать» новое математическое знание;

  - информационно – коммуникативная: 

1)   умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение;

2)   умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  сверстниками:  определять  цели,  распределять  роли  и  функции  участников,  общие способы работы;

3)   умение предвидеть возможные последствия своих действий.

1)  умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное

мнение; 

2) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

и  сверстниками:  определять  цели,  распределять  роли  и  функции  участников,  общие

способы работы; 

3) умение предвидеть возможные последствия своих действий. 

  - рефлексивная:   

1)   умение  самостоятельно  планировать  альтернативные  пути  достижения  целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2)   умение работать в парах и индивидуально;

3)  фиксация затруднения, поиск причин возникших трудностей и их устранение;

4)   овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;

 •  Предметных:  

1)  умение  самостоятельно  планировать  альтернативные  пути  достижения  целей,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных

задач; 

2) умение работать в парах и индивидуально; 

3) фиксация затруднения, поиск причин возникших трудностей и их устранение; 

4) овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;  

  Предметных:   

  1. осознанное употребление новых математических понятий;
  2. формирование умений находить значения логарифма, использования  свойств  логарифмов  для  преобразования логарифмических выражений, нахождение области определения логарифмического выражения;

логарифмическое тождество)  в устной и письменной речи;

2) формирование умений находить значения логарифма;

3)  овладеть  первичным  опытом  использования  свойств  логарифмов  для  преобразования

выражений, содержащих логарифмы;

3)  овладеть  опытом  осознанного  использования  имеющихся  знаний  при решении логарифмических уравнений и неравенств, встречающихся в заданиях ЕГЭ.

нового;

получения  образования  в  областях,  не  требующих  углубленной  математической

подготовк

Образовательные цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме
  • повторить свойства логарифма и логарифмической функции;
  • повторить способы решения логарифмических уравнений и неравенств;
  • закрепить навыки и умения применения знаний по теме к решению упражнений.

Развивающие цели:

  • развивать познавательный интерес, навыки коллективной работы;
  • применить сформированные знания, умения и навыки в новых ситуациях;
  • сформировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

Воспитательные цели:

  • воспитать трудолюбие, аккуратность ведения записей, умение объективно оценивать результаты своей и коллективной работы;
  • прививать желание иметь качественные, глубокие знания, доводить дело до конца.

Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые технологии.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оснащение урока:

- мультимедийный проектор;

- презентации;

- подборка разноуровневых упражнений для совершенствования навыков вычисления логарифмов, решения логарифмических уравнений и неравенств.

Тип урока: урок систематизации знаний.

План урока

  1. Сообщение темы, целей урока.
  2. Проверка знаний фактического материала (теории и практики).
  3. Устный счёт.
  4. Проверка, анализ, оценка выполненных заданий  (работа в группах).
  5. Сообщение домашнего задания.
  6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

  1. Сообщение темы, целей урока.

Логарифм – одно из важных понятий математики. Умение решать задачи с применением логарифмов требует хорошего знания теоретического материала, умения проводить исследование различных ситуаций. Поэтому сегодня на уроке мы закрепим и систематизируем полученные знания, рассмотрим и оценим творческую работу наших учеников.

  1. Проверка знаний фактического материала (теории).

Вопросы 1 группе:

  • Что называют логарифмом?
  • Чему равен логарифм частного?
  • Перечислите основные методы решения логарифмических уравнений.
  • Вычислите: 2
  • При каком условии логарифмическая функция является возрастающей?
  • В каких координатных четвертях расположен график логарифмической функции?
  • Чему равно число е?

      Вопросы 2 группе:

  • Что называют десятичным логарифмом?
  • Назовите формулу перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию.
  • Чему равна область значений логарифмической функции?
  • В какой точке координатной плоскости график функции у = log аx пересекается с осью ОХ?
  • Найдите производную функции y = .
  • Верно ли, что логарифмическая функция является чётной?
  • Сравните   lg7 и 3lg2.

Вопросы 3 группе:

  • Что называют натуральным логарифмом?
  • Чему равен логарифм произведения?
  • При каком условии логарифмическая функция является убывающей?
  • Основное логарифмическое тождество.
  • Чему равна область определения функции y=?
  • Чему равен
  • Найдите производную функции y=

3. Устный счет

Следующий этап урока  называется “Дешифратор”. (Приложение 1)

Вычислите устно. Каждому верному ответу соответствует буква. Если вы верно решите задания и выберете правильные ответы, то у вас получится имя английского математика, который изобрел первую логарифмическую линейку. Учащиеся работают в командах. Выигрывает та команда, которая первая назовет имя математика.
В результате этой работы учащиеся должны получить имя математика – Эдмунд Гантер.

Приложение 1

1

logx = -1

И. 1,3 Э. http://festival.1september.ru/articles/618932/Image5720.gif Я. 3 У. -3

2

loghttp://festival.1september.ru/articles/618932/Image5721.gif=-2

Д. 2 В. 0,5 Л. -2 К. 1,2

3

lg 8 + lg 125

К. 1000 Л. 5 М. 3   Н. -10

4

lg13-lg130

У. -1 О. 10 А. 1 Ю. -10

5

log2 http://festival.1september.ru/articles/618932/Image5722.gif

М. 1 Н. -1 Ф. 2 К. http://festival.1september.ru/articles/618932/Image5723.gif

6

10 lg100

Б. 100 Ж. 1000 З. 0,5 Д. 20

7

log2log24

Г. 1 Р. 4 С. 2 Х. 0

8

50 log39

И. 25 Я. 0,04 Е. 2 А. 100

9

log71

Р. 7 Т. 1 Н. 0 Д. -1

10

log2 8 - log3 27

Т. 0 П. 2 К. 8/27 С. 2/3

11

log4 (x-1) = 1

О. 1 Ю. 4 Е.5 И. 0,25

12

log813 + lg1000

Д. 3250 Р. 3,25 П. 32,5 С. 325

4. Решение задач

Предложить командам решить следующие разноуровневые задачи. Задачи уровня А прячутся под зеленым цветом (они оцениваются в 1 балл), задачи уровня В – под желтым цветом (2 балла), задачи самого высокого уровня С – под красным цветом (3 балла). Каждая команда сама выбирает цвет и номер задачи. Начинает та команда, которая к этому моменту набрала самое большое количество баллов. Задачи решаются у доски одним из членов команд с комментариями. Остальные учащиеся записывают решение в тетради.

Уровень А:

      = -5;

;

    9. log3 + log4 x = log 4 21;

;

  1.  42.

Уровень В:

  1. =2;
  1. Найдите значение выражения  , если известно что  = -14;

6. http://festival.1september.ru/articles/618932/Image5728.gif;

= + 1;

  1. http://festival.1september.ru/articles/618932/Image5729.gif;

Уровень С:

3. ;

5.  http://festival.1september.ru/articles/618932/Image5732.gif

  1. Найдите наименьшее значение функции у = (х2 -8х +8) е2-х на отрезке [1; 7]

10. .

13.

http://festival.1september.ru/articles/618932/Image5730.gif ;

  1. http://festival.1september.ru/articles/618932/Image5733.gif

5. Задание на дом

1. Используя записи в тетради и учебник, повторить основные вопросы и формулы по данной теме;

2. Решить задачи (задачи распечатываются на листах и раздаются каждому учащемуся). (Приложение 2)

6. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель отмечает, что благодаря огромной подготовительной работе учащихся, проведен очень интересный урок. Учитель объявляет оценки и просит учащихся проанализировать свою деятельность на уроке:

1. Смог бы ты объяснить процесс решения задачи своему товарищу?

а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить.

Приложение 2

Проверочный тест (домашнее задание).

 1. Вычислите  .                                                                      

1) 28         2) 13       3) 75       4) 30

2. Вычислите                                                         

   1) 0           2) 1         3) 4         4) 8

3. Вычислите  .                                      

 1) 7        2) - 2         3) - 1        4) 1

4. Вычислите .                                              

 1) 45      2) 49          3) 47         4) 49 -

5. Найдите значение выражения   .                                  

1) 3,5     2) ln 32      3) ln 124        4) 32

6. Укажите значение выражения     .              

1)     2) 10      3) 100       4)  

7. Решите уравнение                                      

 1) ± 7      2)         3)       4) Ø

8. Решите неравенство  .      

1) (1; 1,25)     2) (1; + ∞)    3) (1,25; + ∞)     4) (- ∞; 1,25)

9. Найдите область определения функции     .                    

1) (0; 9); (9; + ∞)      2) 9       3) (0; + ∞)          4) (1; + ∞)

10. Укажите область значений функции    

1) (0; + ∞)        2) (- ∞ 7)      3) (7; + ∞)          4) (- ∞ + ∞)

Ответы

Уровень А

Уровень В

Уровень С

2

-12

1

-2

3

(-2;0,5]

7

-1

4

88

5

(;1)

9

7

6

(9;14]

8

-4

11

4

12

0,4

10

3

16

7

14

(1,5; +)

13

(2;9)

15

(0,8;+)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме «Логарифмы в заданиях ЕГЭ» Изобретение логарифмов, сократив работу астронома, продлило ему жизнь. П.С. Лаплас

Слайд 2

=

Слайд 3

Дешифратор

Слайд 4

Круговая логарифмическая линейка (логарифмический круг) Логарифмическая линейка Эдмунд Гантер – английский математик, который изобрёл первую логарифмическую линейку, ставшую рабочим инструментом для многих поколений, вплоть до появления ЭВМ.

Слайд 5

2 5 4 3 9 13 1 6 8 7 10 11 12 16 15 14 Зеленый цвет – задачи уровня А, желтый цвет – задачи уровня В, красный цвет – задачи уровня С. Переход к домашнему заданию

Слайд 6

назад Решите уравнение:

Слайд 7

назад Решите уравнение:

Слайд 8

назад Решите неравенство:

Слайд 9

назад назад Найдите значение выражения если известно, что

Слайд 10

назад

Слайд 11

назад

Слайд 12

назад Вычислите:

Слайд 13

назад Найдите наименьшее значение функции на отрезке [1;7].

Слайд 14

назад Решите уравнение:

Слайд 15

назад

Слайд 16

назад Вычислите:

Слайд 17

назад Решите уравнение:

Слайд 18

назад

Слайд 19

назад

Слайд 20

назад

Слайд 21

назад Вычислите:

Слайд 22

Домашнее задание Повторить основные вопросы и формулы по теме «Логарифмы». Проверочный тест.

Слайд 23

1. Смогли бы вы объяснить процесс решения задачи своему товарищу? а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить; Уровень А: l og 4 3 + log 4 x = log 4 21; ∙

Слайд 24

1. Смогли бы вы объяснить процесс решения задачи своему товарищу? а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить; ∙


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по выполнению заданий учебной практики по специальности 100801"Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"

В разработке представлен материал и задания по ПМ 04 Выполнение работ по профессии продавец непродовольственных товаров...

Методическая разработка по выполнению заданий учебной практики по специальности 100701 "Коммерция"

Методический материал  по выполнению заданий по учебной практики по специальности "Коммерция" по отраслям...

Методическая разработка тематических тестовых заданий для подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ГИА.

В данной методической разработке представлены тестовые задания по основным вопросам курса химии 8-9 классов. Их название совпадает с темами частей А, В и С. Данный материал полезен не только для учите...

Методическая разработка "Сборник письменных заданий по английскому языку для 2-8 классов"

Сборник письменных грамматических заданий по английскому языку для 2-8 классов. Упражнения на темы : множественное число существительных, глагол \'to be\', \'have got\', \'can\', конструкцию \'there is/...

Методическая разработка "Сборник письменных заданий по грамматике английского языка для 2-8 классов"

Сборник письменных заданий по грамматике английского языка для 2-8классов. Рассматриваемые темы: множественное число существительных, глагол \'to be\', \'have got\', \'can\', конструкция \'there is/there are...

Методическая разработка образца метапредметного задания, ориентированного на работу с информацией.

Составление метапредметных заданий в рамках использования ИКТ на службе метапредметного подхода в образовании....

Методическая разработка - вопросы и задания по теме "Погода" география 6 класс

В данной методической разработке даны вопросы для учащихся по теме "Погода" - география, 6 класс, кроссворды и презентация. Надеюсь, будут полезны и интересны....