Методическая разработка урока "Логарифмы в заданиях ЕГЭ"
методическая разработка по алгебре (11 класс)
Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Логарифмы в заданиях ЕГЭ».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими следующих результатов:
Личностных:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
Метапредметных:
1) использование различных методов и способов решения;
2) умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение;
3) умение работать в парах и индивидуально;
Предметных:
1. осознанное употребление новых математических понятий;
2. формирование умений находить значения логарифма, использования свойств логарифмов для преобразования логарифмических выражений, нахождение области определения логарифмического выражения;
логарифмическое тождество) в устной и письменной речи;
3) овладеть опытом осознанного использования имеющихся знаний при решении логарифмических уравнений и неравенств, встречающихся в заданиях ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.21 КБ |
![]() | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок систематизации и обобщения знаний
по теме «Логарифмы в заданиях ЕГЭ»
Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на
достижение ими следующих результатов:
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими следующих результатов:
- Личностных:
Личностных:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
2) умение легко выполнять математические операции, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
результат учебной математической деятельности;
3) заинтересованность в приобретении и расширении математических знаний и способов действий.
- Метапредметных:
действий.
• Метапредметных:
- познавательная деятельность:
1) использование различных методов и способов решения;
2) исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
3) умение перефразировать мысль или условие задачи (объяснить «иными» словами)
понимание необходимости их проверки на практике;
3) умение перефразировать мысль или условие задачи (объяснить «иными» словами);
4) комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих
стандартного применения одного из них;
4) приобретение способности «открывать» новое математическое знание;
- информационно – коммуникативная:
1) умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение;
2) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;
3) умение предвидеть возможные последствия своих действий.
1) умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное
мнение;
2) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие
способы работы;
3) умение предвидеть возможные последствия своих действий.
- рефлексивная:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение работать в парах и индивидуально;
3) фиксация затруднения, поиск причин возникших трудностей и их устранение;
4) овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;
• Предметных:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
2) умение работать в парах и индивидуально;
3) фиксация затруднения, поиск причин возникших трудностей и их устранение;
4) овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;
• Предметных:
- осознанное употребление новых математических понятий;
- формирование умений находить значения логарифма, использования свойств логарифмов для преобразования логарифмических выражений, нахождение области определения логарифмического выражения;
логарифмическое тождество) в устной и письменной речи;
2) формирование умений находить значения логарифма;
3) овладеть первичным опытом использования свойств логарифмов для преобразования
выражений, содержащих логарифмы;
3) овладеть опытом осознанного использования имеющихся знаний при решении логарифмических уравнений и неравенств, встречающихся в заданиях ЕГЭ.
нового;
получения образования в областях, не требующих углубленной математической
подготовк
Образовательные цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме
- повторить свойства логарифма и логарифмической функции;
- повторить способы решения логарифмических уравнений и неравенств;
- закрепить навыки и умения применения знаний по теме к решению упражнений.
Развивающие цели:
- развивать познавательный интерес, навыки коллективной работы;
- применить сформированные знания, умения и навыки в новых ситуациях;
- сформировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитательные цели:
- воспитать трудолюбие, аккуратность ведения записей, умение объективно оценивать результаты своей и коллективной работы;
- прививать желание иметь качественные, глубокие знания, доводить дело до конца.
Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые технологии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оснащение урока:
- мультимедийный проектор;
- презентации;
- подборка разноуровневых упражнений для совершенствования навыков вычисления логарифмов, решения логарифмических уравнений и неравенств.
Тип урока: урок систематизации знаний.
План урока
- Сообщение темы, целей урока.
- Проверка знаний фактического материала (теории и практики).
- Устный счёт.
- Проверка, анализ, оценка выполненных заданий (работа в группах).
- Сообщение домашнего задания.
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
- Сообщение темы, целей урока.
Логарифм – одно из важных понятий математики. Умение решать задачи с применением логарифмов требует хорошего знания теоретического материала, умения проводить исследование различных ситуаций. Поэтому сегодня на уроке мы закрепим и систематизируем полученные знания, рассмотрим и оценим творческую работу наших учеников.
- Проверка знаний фактического материала (теории).
Вопросы 1 группе:
- Что называют логарифмом?
- Чему равен логарифм частного?
- Перечислите основные методы решения логарифмических уравнений.
- Вычислите: 2
- При каком условии логарифмическая функция является возрастающей?
- В каких координатных четвертях расположен график логарифмической функции?
- Чему равно число е?
Вопросы 2 группе:
- Что называют десятичным логарифмом?
- Назовите формулу перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию.
- Чему равна область значений логарифмической функции?
- В какой точке координатной плоскости график функции у = log аx пересекается с осью ОХ?
- Найдите производную функции y =
.
- Верно ли, что логарифмическая функция является чётной?
- Сравните lg7 и 3lg2.
Вопросы 3 группе:
- Что называют натуральным логарифмом?
- Чему равен логарифм произведения?
- При каком условии логарифмическая функция является убывающей?
- Основное логарифмическое тождество.
- Чему равна область определения функции y=
?
- Чему равен
- Найдите производную функции y=
3. Устный счет
Следующий этап урока называется “Дешифратор”. (Приложение 1)
Вычислите устно. Каждому верному ответу соответствует буква. Если вы верно решите задания и выберете правильные ответы, то у вас получится имя английского математика, который изобрел первую логарифмическую линейку. Учащиеся работают в командах. Выигрывает та команда, которая первая назовет имя математика.
В результате этой работы учащиеся должны получить имя математика – Эдмунд Гантер.
Приложение 1
1 | log3 x = -1 | И. 1,3 Э. Я. 3 У. -3 |
2 | logx =-2 | Д. 2 В. 0,5 Л. -2 К. 1,2 |
3 | lg 8 + lg 125 | К. 1000 Л. 5 М. 3 Н. -10 |
4 | lg13-lg130 | У. -1 О. 10 А. 1 Ю. -10 |
5 | log2 | М. 1 Н. -1 Ф. 2 К. |
6 | 10 lg100 | Б. 100 Ж. 1000 З. 0,5 Д. 20 |
7 | log2log24 | Г. 1 Р. 4 С. 2 Х. 0 |
8 | 50 log39 | И. 25 Я. 0,04 Е. 2 А. 100 |
9 | log71 | Р. 7 Т. 1 Н. 0 Д. -1 |
10 | log2 8 - log3 27 | Т. 0 П. 2 К. 8/27 С. 2/3 |
11 | log4 (x-1) = 1 | О. 1 Ю. 4 Е.5 И. 0,25 |
12 | log813 + lg1000 | Д. 3250 Р. 3,25 П. 32,5 С. 325 |
4. Решение задач
Предложить командам решить следующие разноуровневые задачи. Задачи уровня А прячутся под зеленым цветом (они оцениваются в 1 балл), задачи уровня В – под желтым цветом (2 балла), задачи самого высокого уровня С – под красным цветом (3 балла). Каждая команда сама выбирает цвет и номер задачи. Начинает та команда, которая к этому моменту набрала самое большое количество баллов. Задачи решаются у доски одним из членов команд с комментариями. Остальные учащиеся записывают решение в тетради.
Уровень А:
= -5;
∙
;
9. log4 3 + log4 x = log 4 21;
;
- 42
.
Уровень В:
=2;
- Найдите значение выражения
, если известно что
= -14;
6. ;
=
+ 1;
- ;
Уровень С:
3. ;
5.
- Найдите наименьшее значение функции у = (х2 -8х +8) е2-х на отрезке [1; 7]
10. .
13.
;
5. Задание на дом
1. Используя записи в тетради и учебник, повторить основные вопросы и формулы по данной теме;
2. Решить задачи (задачи распечатываются на листах и раздаются каждому учащемуся). (Приложение 2)
6. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель отмечает, что благодаря огромной подготовительной работе учащихся, проведен очень интересный урок. Учитель объявляет оценки и просит учащихся проанализировать свою деятельность на уроке:
1. Смог бы ты объяснить процесс решения задачи своему товарищу?
а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить.
Приложение 2
Проверочный тест (домашнее задание).
1. Вычислите .
1) 28 2) 13 3) 75 4) 30
2. Вычислите
1) 0 2) 1 3) 4 4) 8
3. Вычислите .
1) 7 2) - 2 3) - 1 4) 1
4. Вычислите .
1) 45 2) 49 3) 47 4) 49 -
5. Найдите значение выражения .
1) 3,5 2) ln 32 3) ln 124 4) 32
6. Укажите значение выражения .
1) 2) 10 3) 100 4)
7. Решите уравнение
1) ± 7 2) 3) 4) Ø
8. Решите неравенство .
1) (1; 1,25) 2) (1; + ∞) 3) (1,25; + ∞) 4) (- ∞; 1,25)
9. Найдите область определения функции .
1) (0; 9); (9; + ∞) 2) 9 3) (0; + ∞) 4) (1; + ∞)
10. Укажите область значений функции
1) (0; + ∞) 2) (- ∞ 7) 3) (7; + ∞) 4) (- ∞ + ∞)
Ответы
Уровень А | Уровень В | Уровень С | |||
2 | -12 | 1 | -2 | 3 | (-2;0,5] |
7 | -1 | 4 | 88 | 5 | ( |
9 | 7 | 6 | (9;14] | 8 | -4 |
11 | 4 | 12 | 0,4 | 10 | 3 |
16 | 7 | 14 | (1,5; +∞) | 13 | (2;9) |
15 | (0,8;+∞) | ||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
=
Дешифратор
Круговая логарифмическая линейка (логарифмический круг) Логарифмическая линейка Эдмунд Гантер – английский математик, который изобрёл первую логарифмическую линейку, ставшую рабочим инструментом для многих поколений, вплоть до появления ЭВМ.
2 5 4 3 9 13 1 6 8 7 10 11 12 16 15 14 Зеленый цвет – задачи уровня А, желтый цвет – задачи уровня В, красный цвет – задачи уровня С. Переход к домашнему заданию
назад Решите уравнение:
назад Решите уравнение:
назад Решите неравенство:
назад назад Найдите значение выражения если известно, что
назад
назад
назад Вычислите:
назад Найдите наименьшее значение функции на отрезке [1;7].
назад Решите уравнение:
назад
назад Вычислите:
назад Решите уравнение:
назад
назад
назад
назад Вычислите:
Домашнее задание Повторить основные вопросы и формулы по теме «Логарифмы». Проверочный тест.
1. Смогли бы вы объяснить процесс решения задачи своему товарищу? а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить; Уровень А: l og 4 3 + log 4 x = log 4 21; ∙
1. Смогли бы вы объяснить процесс решения задачи своему товарищу? а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить; ∙
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-162162-1361899845.jpg)
Методическая разработка по выполнению заданий учебной практики по специальности 100801"Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
В разработке представлен материал и задания по ПМ 04 Выполнение работ по профессии продавец непродовольственных товаров...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-162162-1361899845.jpg)
Методическая разработка по выполнению заданий учебной практики по специальности 100701 "Коммерция"
Методический материал по выполнению заданий по учебной практики по специальности "Коммерция" по отраслям...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-279894-1376301957.jpg)
Методическая разработка тематических тестовых заданий для подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ГИА.
В данной методической разработке представлены тестовые задания по основным вопросам курса химии 8-9 классов. Их название совпадает с темами частей А, В и С. Данный материал полезен не только для учите...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/30/picture-459152-1412104009.jpg)
Методическая разработка "Сборник письменных заданий по английскому языку для 2-8 классов"
Сборник письменных грамматических заданий по английскому языку для 2-8 классов. Упражнения на темы : множественное число существительных, глагол \'to be\', \'have got\', \'can\', конструкцию \'there is/...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/30/picture-459152-1412104009.jpg)
Методическая разработка "Сборник письменных заданий по грамматике английского языка для 2-8 классов"
Сборник письменных заданий по грамматике английского языка для 2-8классов. Рассматриваемые темы: множественное число существительных, глагол \'to be\', \'have got\', \'can\', конструкция \'there is/there are...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-524868-1415782112.jpg)
Методическая разработка образца метапредметного задания, ориентированного на работу с информацией.
Составление метапредметных заданий в рамках использования ИКТ на службе метапредметного подхода в образовании....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/06/picture-854347-1588768155.jpg)
Методическая разработка - вопросы и задания по теме "Погода" география 6 класс
В данной методической разработке даны вопросы для учащихся по теме "Погода" - география, 6 класс, кроссворды и презентация. Надеюсь, будут полезны и интересны....