Рабочие программы для детей с ОВЗ
рабочая программа по алгебре (8 класс)

На основании  решения ПМПк МБОУСОШ п. Таежный, протокол №1 от 28.08.2020 года  необходимо организовать инклюзивное обучение в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программы ООО для детей с легкой УО ( коррекционная работа)

Коррекционная работа включает следующие направления:

коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений,

коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;

развитие мышления: развитие наглядно-образного мышления; 

развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;

коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция диалогической речи;

социальная  адаптация:  расширение кругозора;   формирование социального опыта; практическая  подготовка к самостоятельной жизни

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

1.1.Рабочая программа по алгебре в 8 классе разработана на основе:

   Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г. №1897 (с изменениями)

  •  Основной образовательной программы основного общего образования МБОУСОШ п. Таёжный, утвержденной приказом по школе от 30.08.2019 г. №309 (с изменениями)
  • авторской программы: «Алгебра», Т.А. Бурмистрова, Москва, Просвещение, 2018 год.

1.2.Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия-для обучающихся:

        Алгебра.  Учебник. 8 класс./ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин. /– М.: Просвещение, 2018.

Учитель использует:

  1. Алгебра 8 класс: дидактические материалы/ М.К. Потапов, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие..7-9 Ю.н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. М. :Просвещение, 2004.
  3. Алгебра. 8 класс. Методические рекомендации / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2017.

1.3.Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУСОШ п. Таёжный на 2022-2023 учебный год в 8 классе на изучение предмета «Алгебра» отводится 3 часов в неделю- 102 часов в год

1.4.  Организация инклюзивного обучения.

В данном классе предполагается обучение ребенка с ОВЗ - Пахаренко Егор (решение ТПМПК Советского района от 31.05.2016 № 326).

На основании  решения ПМПк МБОУСОШ п. Таежный, протокол №1 от 28.08.2020 года  необходимо организовать инклюзивное обучение в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программы ООО для детей с легкой УО ( коррекционная работа)

Коррекционная работа включает следующие направления:

коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений,

коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;

развитие мышления: развитие наглядно-образного мышления; 

развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;

коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция диалогической речи;

социальная  адаптация:  расширение кругозора;   формирование социального опыта; практическая  подготовка к самостоятельной жизни

2.Планируемые предметные и метапредметные  результаты освоения учебного предмета

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Личностными результатами  изучения предмета «Математика» являются следующие качества:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации.

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимать позицию другого человека. Различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты изучения предмета «Математика»

Учащийся научится:

  • Как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения при решении  математических и практических задач.
  • Как математически определённые функции  могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.
  • Как  потребности практики  привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.
  • Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира.
  • Смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
  • существо понятия алгоритма;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Учащийся получит возможность научиться:

  • Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления. Осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через другую.
  • Выполнять основные действия со степенями с  целыми показателями. С многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
  • Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни.
  • Решать линейные, квадратные уравнения, системы двух линейных уравнений.
  • Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной.
  • Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.
  • Изображать числа точками на координатной прямой.
  • Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;  изображать множество решений линейного неравенства
  • Находить значения  функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу;  находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.
  • Определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств.
  • Описывать свойства изученных функций, строить их графики.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • описания зависимостей  между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций
  • интерпретация графиков реальных зависимостей между величинами.
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

3.Содержание учебного предмета

 

Тема 1 « Простейшие функции и графики» - 10 ч.

Содержание воспитания

Числовые неравенства. Множества чисел. Функция, график функции. Функции y = x, y = x2, , их свойства и графики.

Квадратный корень, арифметический квадратный корень, приближенное вычисление квадратных корней, свойства арифметических квадратных корней, преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

Контрольная работа №1 по теме:  «Функции и графики».

Контрольная работа №2 по теме: «Квадратные корни»

Вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функций.

Строить по точкам графики функций. Описывать свойства функции на основе ее графического представления.

Моделировать реальные зависимости формулами и графиками. Читать графики реальных зависимостей.

Использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями, обогащая опыт выполнения знаково символических действий. Строить речевые конструкции с использованием функциональной терминологии.

Распознавать виды изучаемых функций. Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков изучаемых функций в зависимости от значений коэффициентов, входящих в формулы.

Строить графики изучаемых функций; описывать их

свойства. Доказывать свойства арифметических квадратных корней; применять их для преобразования выражений.

Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни; выражать переменные из геометрических и физических формул.

Исследовать уравнение вида  = а; находить точные и приближенные корни при

 а > 0

Интеллектуальное воспитание. Освоение базовых математических понятий. Стремление к приобретению навыков работы с  социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказываниями обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

подбор соответствующих (этических, «воспитательных») текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе

Тема 2 «Квадратные и рациональные уравнения» - 7 ч.

Квадратный трехчлен. Квадратное уравнение. Теорема Виета. Применение квадратных уравнений к решению задач.          Рациональное уравнение. Биквадратное уравнение. Распадающееся уравнение. Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая равна нулю. Решение задач при помощи рациональных уравнений.

Контрольная работа №3 по теме: «Квадратные уравнения»

Административная контрольная работа №4 по теме «Рациональные уравнения»

Распознавать линейные и квадратные уравнения, целые и дробные уравнения.

Решать линейные, квадратные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к ним; решать дробно-рациональные уравнения.

Исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам.

Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат.

Интеллектуальное воспитание. Освоение базовых математических понятий.

Тема 3 «Линейная  и квадратичная функции» - 10 ч.

Прямая пропорциональная зависимость, график функции y = kx. Линейная функция и ее график. Равномерное движение.

Квадратичная функция и ее график.

Административная контрольная работа №5 по теме: «Линейная и квадратичная функции»

Распознавать виды изучаемых функций. Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков изучаемых функций в зависимости от значений коэффициентов, входящих в формулы.

Строить графики изучаемых функций; описывать их

свойства

Интеллектуальное воспитание. Формирование целостного мировоззрения.

Тема 4 « Системы рациональных уравнений» - 4 ч.

Системы рациональных уравнений. Системы уравнений первой и второй степени. Решение задач при помощи систем уравнений первой и второй степени, систем рациональных уравнений.

Контрольная работа №6 по теме: «Системы рациональных уравнений»

Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными; приводить примеры решения уравнений с двумя переменными.

Решать задачи, алгебраической моделью которых является уравнение с двумя переменными; находить целые решения путем перебора.

Решать системы двух уравнений с двумя переменными, указанные в содержании.

Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления системы уравнений; решать составленную систему уравнений; интерпретировать результат.

Строить графики уравнений с двумя переменными.

Конструировать эквивалентные речевые высказывания с использованием алгебраического и геометрического языков.

Решать и исследовать уравнения и системы уравнений на основе функционально графических представлений уравнений

Интеллектуальное воспитание. Освоение базовых математических понятий.

Тема 5 «Случайные события и вероятность событий» - 2 ч.

Вероятность события. Перестановки, размещения, сочетания.

Проекты.

Проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты. Вычислять частоту случайного события; оценивать вероятность с помощью частоты, полученной опытным путем.

Решать задачи на нахождение вероятностей событий.

Приводить примеры случайных событий, в частности достоверных и невозможных событий, маловероятных событий.

Приводить примеры   равновероятных событий

Социально-коммуникативное воспитание Использование возможностей математического языка как средства коммуникации.

Формирование целостного мировоззрения. Развитие  социальной активности детей

Тема 6 « Повторение» - 3 ч.

 Квадратичная функция. Функция y= k/x. Свойства квадратного корня. Квадратные уравнения. Решение задач на составление квадратных уравнений. Решение рациональных уравнений. Решение задач с помощью рациональных уравнений. Системы рациональных уравнений. Решение задач  при помощи систем рациональных уравнений. Решение уравнений графическим способом.

Итоговая (годовая) контрольная работа по математике.

Проекты.

Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Интеллектуальное воспитание. Формирование целостного мировоззрения.

4.Система  оценки планируемых предметных результатов. Критерии оценивания

В курсе математики в 8 классе предусмотрен текущий, тематический, итоговый контроль. Текущий контроль реализуется через систему заданий  учебника, а также через проверочные и самостоятельные работы.

  1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике:

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
  • Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
  1. Критерии оценивания  тестовых работ обучающихся:

Отметка «5» ставится, если выполнено 91-100% работы.

Отметка «4» ставится, если выполнено 75-90% работы.

Отметка «3» ставится, если выполнено 50-74% работы.

Отметка «2» ставится, если выполнено 20-49% работы.

  1. Оценка устных ответов обучающихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя

Ответ оценивается отметкой «4»,если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках

5.Календарно-тематическое планирование

                          Тема урока

Форма урока отличная от

традиционной

Дата

Примечание

план

факт

§1. Функции и графики  (3ч)

1

Числовые неравенства

1.09

2

Декартова система координат на плоскости

8.09

3

Понятие функции

.09

§2. Функция у=х, у=х2 , у= (3ч)

4

Функция y=x и её график

.09

5

Функция y= 1\ х,   y=x2

.09

6

Функции и графики

Контрольная работа №1

.09

§3 Квадратные корни (4ч)

7

Арифметический квадратный корень

.10

8

Квадратный корень из натурального числа

.10

9

Свойства арифметических квадратных корней

.10

10

 Квадратные корни

Контрольная работа №2

.10

§4 Квадратные уравнения (4)

11

Понятие квадратного уравнения

.10

12

Неполное квадратное уравнение

.10

13

Приведенное квадратное уравнение

14

 Квадратные уравнения

Контрольная работа №3

§5 Рациональные уравнения ( 3ч )

15

Понятие рационального уравнения

16

Биквадратное уравнение

17

Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая – нуль.

Тест.

§6 Линейная функция ( 3ч)

18

График функции y=kx

19

Линейная функция и её график

20

Функция y=|x| и её график

§7 Квадратичная функция (2ч)

21

Функция y=ax2

22

График функции y=a(x-x0)2+ y0

§8 Дробно-рациональная функция (3 ч)

23

Функция y=k/x

24

Функция y=k/x (продолжение)

25

Линейная и квадратичная функции

Контрольная работа №4

§8  Системы рациональных уравнений  ( 2ч)

26

Решение систем двух рациональных  уравнений способом подстановки.

27

Способ сложения уравнений при решении систем.

§9 Графический способ решения систем уравнений (2ч)

28

Графический способ решения систем двух уравнений первой степени с двумя неизвестными

29

Графический способ исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными в заданиях.

Случайные события и вероятность событий ( 2 ч)

30

Сбор и группировка статистических данных.

31

 Случайные события.

Повторение (3ч)

32

Повторение. Линейная функция .Квадратичная функция. Функция y= k/x.

33

Повторение. Свойства квадратного корня.

34

Повторение. Квадратные уравнения.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

1.1.Рабочая программа по геометрии в 8 классе разработана на основе:

   Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г. №1897 (с изменениями)

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУСОШ п. Таёжный, утвержденной приказом по школе от 30.08.2019 г. №309 (с изменениями)

         - авторской программы по геометрии под редакцией Т.А. Бурмистровой (Геометрия. Сборник рабочих программ 7      – 9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / сост. Т.А. Бурмистрова – изд-во: Просвещение, 2018.).

1.2.Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия-для обучающихся:

             Геометрия. Учебник . 7-9 классы.  / Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. / М. «Просвещение», 2018.

Учитель использует:

          1.Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. . М.: Просвещение. 2018 г.;

          2. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. М.: Просвещение. 2020г.

1.3.Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУСОШ п. Таёжный на 2022-2023 учебный год на изучение предмета «Геометрия» отводится 2 часа в неделю- 68 часов в год.

1.4.  Организация инклюзивного обучения.

В данном классе предполагается обучение ребенка с ОВЗ - Пахаренко Е. (решение ТПМПК Советского района от 31.05.2016 № 326).

На основании  решения ПМПк МБОУСОШ п. Таежный, протокол №1 от 28.08.2020 года  необходимо организовать инклюзивное обучение в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программы ООО для детей с легкой УО ( коррекционная работа)

Коррекционная работа включает следующие направления:

коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений,

коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;

развитие мышления: развитие наглядно-образного мышления; 

развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;

коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция диалогической речи;

социальная  адаптация:  расширение кругозора;   формирование социального опыта; практическая  подготовка к самостоятельной жизни

2.Планируемые предметные и метапредметные  результаты освоения учебного предмета

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Личностными результатами  изучения предмета «Математика» являются следующие качества:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации.

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимать позицию другого человека. Различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты изучения предмета «Математика»

Учащийся научится:

  • определение многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;
  • формулировку теоремы Фалеса, основные типы задач на построение;
  • представление о способе измерения площади многоугольника; формулы вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, треугольника;
  • формулировку теоремы Пифагора и обратной ей теоремы;
  • формулировки признаков подобия треугольников, теорем об отношении площадей и периметров подобных треугольников; свойство биссектрисы треугольника;
  • формулировки теорем о средней линии треугольника и трапеции, свойство медиан треугольника, теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике;
  • понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45,60,90 градусов; соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
  • случаи взаимного расположения прямой и окружности; формулировку свойства касательной, отрезков касательных; формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд; четыре замечательные точки треугольника;
  • понятие вписанной, описанной окружности, теоремы о свойствах вписанного и описанного четырехугольника.
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Учащийся получит возможность научиться:

  • распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, на чертежах среди четырехугольников распознавать прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, трапецию и ее виды;
  • выполнять чертежи по условию задачи; решать задачи на нахождение углов и сторон параллелограмма, ромба, равнобедренной трапеции; сторон квадрата, прямоугольника; угла между диагоналями прямоугольника;
  • применять теорему Фалеса в процессе решения задач;
  • вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, треугольника; применять формулы площадей при решении задач; решать задачи на вычисление площадей;
  • находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора, определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора;
  • находить стороны, углы, отношения сторон, отношения периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия; доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия;
  • находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру; решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами; находить стороны треугольника, используя свойство точки пересечения медиан;
  • находить один из отрезков касательных, проведенных из одной точки по заданному радиусу окружности; находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности; находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
  • решать задачи и приводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.
  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для решения несложных практических задач (например: нахождение сторон квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника);
  • для решения практических задач, связанных с нахождением площади треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба (например: нахождение площади пола);
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)

 3.Содержание учебного предмета

Тема 1 «Четырёхугольники. » - 7 ч.

Содержание воспитания

Многоугольник, выпуклый и невыпуклый многоугольник, формула суммы углов выпуклого многоугольника, периметр многоугольника. Параллелограмм.

Свойства и признаки параллелограмма. Трапеция, виды трапеций, равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса. Задачи на построение. Прямоугольник, свойства и признаки.

Ромб,  квадрат; свойства и признаки. Осевая и центральная симметрии.

Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники».

Формулировать определения параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, равнобедренной и прямо-угольной трапеции, средней линии трапеции; распознавать и изображать их на чертежах и рисунках.

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции.

Исследовать свойства четырехугольников с помощью компьютерных программ.

Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения.

 Выделять на чертеже конфигурации, не-обходимые для проведения обоснований логических шагов решения.

Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи

Формирование целостного мировоззрения. Интеллектуальное воспитание. Познавательный интерес.

Тема 2 «Площадь фигур» - 7 ч.

Формулы для вычисления площадей многоугольников: прямоугольника, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора.

Контрольная работа №2 по теме: «Площадь фигур».

Выводить формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции, а также формулу, выражающую площадь треугольника через две стороны и угол между ними, длину окружности, площадь круга. Объяснять и иллюстрировать отношение площадей подобных фигур.

Решать задачи на вычисление линейных величин, градусной меры угла и площадей треугольников, четырехугольников и многоугольников, длины окружности и площади круга. Опираясь на данные условия задачи, находить возможности применения необходимых формул, преобразовывать формулы.

Использовать формулы для обоснования доказательных рассуждений в ходе решения.

Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи

Интеллектуальное воспитание. Освоение базовых математических понятий.

Тема 3 «Подобные треугольники» - 9 ч.

Пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники. Три признака подобия треугольников, их применение. Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Практические приложения подобия треугольников. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60.

Контрольная работа №3 по теме: «Подобные треугольники». Контрольная работа №4 по теме: «Применение метода подобия к решению задач».

Формулировать определение подобных треугольников.

Формулировать и доказывать теоремы о признаках подобия треугольников, теорему Фалеса.

Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Выделять в условии задачи условие и заключение.

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Опираясь на данные условия задачи, проводить необходимые рассуждения.

Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи

Интеллектуальное воспитание. Освоение базовых математических понятий.

Тема 4 «Окружность.» - 9 ч.

Случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. Центральный угол, вписанный угол, градусная мера дуги окружности, отрезки пересекающихся хорд. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о пересечении высот треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Контрольная работа №5 по теме «Окружность».

Формулировать определения понятий, связанных с окружностью, центрального и вписанного углов, секущей и касательной к окружности, углов, связанных с окружностью.

Формулировать и доказывать теоремы о вписанных углах, углах, связанных с окружностью.

Изображать, распознавать и описывать взаимное расположение прямой и окружности.

Изображать и формулировать определения вписанных и описанных многоугольников и треугольников;

окружности, вписанной в треугольник, и окружности, описанной около треугольника.

Формулировать и доказывать теоремы о вписанной и описанной окружностях треугольника и многоугольника.

Исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ.

Решать задачи на построение, доказательство и вычисления.

Тема 5 «Повторение» - 2 ч.

Площадь многоугольника. Вычисление площади четырехугольника. Подобные треугольники. Решение задач.

Решать задачи на построение, доказательство и вычисления.

Формирование целостного мировоззрения.

4.Система  оценки планируемых предметных результатов. Критерии оценивания

В курсе математики в 8 классе предусмотрен текущий, тематический, итоговый контроль. Текущий контроль реализуется через систему заданий  учебника, а также через проверочные и самостоятельные работы.

  1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике:

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
  • Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
  1. Критерии оценивания  тестовых работ обучающихся:

Отметка «5» ставится, если выполнено 91-100% работы.

Отметка «4» ставится, если выполнено 75-90% работы.

Отметка «3» ставится, если выполнено 50-74% работы.

Отметка «2» ставится, если выполнено 20-49% работы.

  1. Оценка устных ответов обучающихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя

Ответ оценивается отметкой «4»,если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя  

5.Календарно-тематическое планирование

Тема

Форма урока отличная от традиционной

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактически

Глава 1.Четырёхугольники  (7ч.)

1

Сумма углов выпуклого многоугольника.

.09

2

Параллелограмм и его свойства.

.09

3

Трапеция.

        .09

4

Прямоугольник.

.10

5

Ромб и квадрат.

.10

6

Осевая и центральная симметрия.

 

         .10

7

Четырехугольники.

Контрольная работа №1  

.10

Глава 2. Площадь  (7ч.)

8

Площадь квадрата и прямоугольника.

.10

9

Площадь параллелограмма.

10

Площадь треугольника.

11

Площадь трапеции.

12

Теорема Пифагора.

13

 Формула Герона.

14

Площадь фигур

Контрольная работа №2

Глава 3 Подобные треугольники    (9ч)

15

Первый признак подобия треугольников.

16

Решение задач с применением первого признака подобия треугольников.

17

Второй и третий признаки  подобия треугольников.

18

Решение задач с применением признаков подобия треугольников.

19

Подобные треугольники

Контрольная работа №3

20

Средняя линия треугольника.  Свойство медиан треугольника.

21

Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

22

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

23

Применение  метода подобия к решению задач

Контрольная работа №4   

Окружность (9ч)

24

Касательная к окружности.

25

Вписанный угол.

26

Пересечение хорд в окружности.

27

Серединный перпендикуляр к отрезку.

28

Вписанная окружность.

29

Описанная окружность.

30

Вписанная окружность. Описанная окружность.

31

Окружность

Контрольная работа №5

32

Обобщающий урок

Повторение (2ч)

33

Повторение по теме: «Площадь многоугольника. Вычисление площади четырехугольника».

34

Повторение по теме: «Решение задач по теме: «Теорема Пифагора»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей группы кратковременного пребывания

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста  6 - 7 лет и является одним из структурных компонентов ...

Рабочая программа "Одаренные дети"

ХХIвек требует от человечества кардинальных изменений социально-экономического и общественного развития. Новый век уже назван многими учеными и государственными деятелями «Веком борьбы з...

Рабочая программа ЦДП детей и подростков

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздо...

Рабочая программа для детей 6-7 лет.

Программа дополнительного образования....

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 8 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...