Решение показательных неравенств Алгебра 10 кл.
план-конспект урока по алгебре (10 класс)

Формирование заинтересованности учащихся в решении показательных неравенств при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_pokazatelnyh_neravenstv_10_kl_algebra.docx98.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Урок в 10 классе.

Тема урока:«Решение показательных неравенств».

Цели урока:        

  • образовательные: формирование умений и навыков решать показательные неравенства; формирование заинтересованности учащихся в решении показательных неравенств при подготовке к ЕГЭ.
  • развивающие: активизация познавательной деятельности; развитие навыков самоконтроля и самооценки, самоанализа своей деятельности.
  • воспитательные: формирование умений работать самостоятельно; принимать решение и делать выводы; воспитание  устремлённости к самообразованию и самосовершенствованию; осознание учащимися социальной практической значимости учебного материала по изучаемой теме.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.                                                           Форма урока: комбинированный урок

        Ход урока

I Организационный момент.

Сообщение учителем целей, задач и структуры урока, его основных моментов.

IIПроверка домашней работы.

№ 214 (2, 4)

Ответы: 2) х=2 и х=0;   4) х=1

№ 225 (2, 4)

Ответы: 2) х=2  4) х=1 = 3,25

III Работа у доски. Актуализация знаний.

На доске написаны четыре показательных уравнения. Учащимся предложены четыре карточки, на которых изображены символы  ~, •, ∇, Ο, соответствующие уравнениям. Каждый учащийся вытаскивает по выбору карточку и начинает решать показательное уравнение.

После решения всех показательных уравнений, выполняется коллективная проверка.

Уравнения:

()х =

5=

х = -

 = 1

 =

х – 3 = 0

х = 3

 = 1

 = 30

2х – 1 = 0

2х = 1

х =

 = 1

 = 60

(х-1)(х+2) = 0

х-1=0 или х+2=0

х=1            х=-2

IVОбъяснение нового материала.

Запишем тему урока «Решение показательных неравенств».

Прежде чем начать изучение нового материала, ответьте на вопросы:

  1. Чем неравенство отличается от уравнения?  (ответ: знаком)
  2. Что является решением неравенства? (ответ: промежуток)

Определение:Показательное неравенство – это неравенство, содержащее неизвестное в показателе.

Примеры: 2х< 1; 2х+3> 22 и т.д.

Делаем подзаголовок «Решение показательных неравенств».

  1. Решение показательных неравенств сводится к решению показательного неравенства ахв (ахв).

Если а > 1, функция у = ах возрастающая, то х > в (х < в). Знак сохраняется.

Если 0 < а< 1,функция у = ах убывающая, то х <в(х > в). Знак меняется на противоположный.

  1. Некоторые показательные неравенства решаются с помощью замены

ах = t и сводятся к квадратным неравенствам (t> 0).

  1. Некоторые показательные неравенства решаются графически. Больше та функция, которая расположена выше графика другой функции. Меньше – если расположена ниже графика другой функции.

VЗакрепление.

Приобретать знания - храбрость

Приумножать их – мудрость

А умело применять – великое искусство.

Ребята, сейчас мы будем решать показательные неравенства, использую номера из учебника. Открываем учебник и находим № 228 (1, 2, 3, 5).

Первые два примера я решу на доске  покажу оформление решения показательных уравнений.

1. 3х> 9

3х> 32

x> 2

Чертим числовую прямую и на ней отмечаем 2 и определяем на каком промежутке x> 2

Ответ: (2; ).

2.()х>

()х>

x< 2

Чертим числовую прямую и на ней отмечаем 2 и определяем на каком промежутке x< 2

Ответ: (-∞; 2)

Примеры 3 и 5 учащиеся по желанию выходят к доске и решают.

3. ()х< 2

2-2х < 21

-2x< 1

х > -

Ответ: (;  ∞)

4.2

23x≥ 2-1

 3x≥ -1

x≥ -

Ответ: [;  ∞)

Следующий №  229 (1, 3). Первый пример продолжают решать учащиеся у доски по желанию.

1. 5х-1

5х-1

х-1

х ≤1

Ответ: (-∞; ]

Третий пример решаю я на доске, вспоминая с учащимися решение квадратичных неравенств.

3 3х2-4≥ 1

3х2-4≥ 30

   х2– 4 ≥ 0, парабола, ветви которой направлены вверх.

   х2– 4 = 0

   х2= 4

   х1 = 2, х2 = -2

Ответ: (-∞; -2]∪[2; ∞).

Следующий № 232 состоит из четырех примеров, решение первого разберем всем коллективно, а остальные решаем в тетрадях самостоятельно и проверяем ответы.

3х+2 + 3х-1< 28

Выносим общий множитель за скобку

3х(9 + ) < 28

3х() < 28

Делим обе части неравенства на

3х < 3

х < 1

Ответ: (-∞; 1)

2х-1 + 2х+3> 17

2х() > 17

2х> 2

х > 1

Ответ (1; ∞)

22х-1 + 22х-2 + 22х-3≥ 448

2() ≥ 448

2≥ 512

2х ≥ 9

х ≥ 4,5

Ответ: [4,5; ∞)

53х+1 – 53х-3≤ 624

5 () ≤ 624

5≤ 125

3х ≤ 3

х ≤ 1

Ответ: (-∞; 1]

VIДомашнее задание.

№ 228 (4, 6), 229 (2, 4)

VII Итог урока: выставить отметки, оценить работу каждого.

  1. Какие неравенства вы сегодня решали?
  2. Какие методы решения показательных неравенств вы знаете?
  3. Чему вы научились сегодня на уроке?
  4. Пригодятся ли вам в будущем умения решать показательные неравенства?
  5. Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке?
  6. Понравился ли вам сегодня урок?
  7. Какую я себе поставил оценку за урок?
  8. Что я знаю очень хорошо?
  9. Что мне надо подучить?

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные способы решения показательных неравенств

Карточка-инструктор по теме: "Различные способы решения показательных неравенств"...

Урок в 11 классе разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение показательных неравенств».

Урок в 11 классе разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение показательных неравенств».  Урок разработан для учащихся 11 класса, проходил в январе 2014 г .Тема урока выбрана на основ...

Решение показательных неравенств. 11-й класс

Место урока в теме: в календарно-тематическом планировании на изучение темы «Решение показательных уравнений и неравенств» отводится три урока, после чего пишется контрольная работа на 20 мин.; данный...

Урок по теме "Решение показательных неравенств"

Урок изучения нового материала...

Решение показательных неравенств

Тест к теме "Решение показательных неравенств"...

"Решение показательных неравенств" Конспект урока алгебры 11 класс

На уроке будут рассмотрены новые показательные неравенства, решение которых требует хорошего знания теоретического материала. Данные неравенства ежегодно присутствуют в вариантах ЕГЭ по математике....