Мастерская «Показательная функция»
план-конспект урока по алгебре (10 класс)

Шкляева Наталья Петровна

Урок открытия нового знания по теме «Показательная функция». Цель - создать условия для

  • Самостоятельного усвоения каждым учащимся знаний о показательной функции, её свойствах и графике;
  • развитие умений получать знания посредством проведения исследовательской деятельности и анализа ситуации;
  • освоения коммуникативной культуры;
  • развития математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока783.04 КБ
Office presentation icon презентация1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

        

Санкт-Петербургская Академия

постдипломного педагогического образования

 

Институт общего образования

Кафедра филологического образования

 Курсовая работа по программе повышения квалификации

«Инновационные технологии как средство реализации ФГОС»

Тема: Мастерская «Показательная функция» 

Выполнила:

Учитель математики

ГБОУ СОШ 376

Московского района

Шкляева Наталья Петровна

тел.89522018067

shklyaeva@yahoo.com

Руководитель:

к.п.н., доцент Орлова О.В.

Санкт-Петербург 2022

Цель - создать условия для

  • Самостоятельного усвоения каждым учащимся знаний о показательной функции, её свойствах и графике;
  • развитие умений получать знания посредством проведения исследовательской деятельности и анализа ситуации;
  • освоения коммуникативной культуры;
  • развития математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

Алгоритм

  1. Объявляется тема: «Показательная функция». Она написана на доске. Вчитайтесь в формулировку темы, вдумайтесь в каждое слово. Сформулируйте и запишите проблемы, которые нам необходимо будет решить при изучении этой темы.

Возможные формулировки проблем:

1. Что такое показательная функция?

  1. Как выглядит её график?
  2. Какие у неё свойства?
  3. Где она применяется?

2. Индивидуально: продолжите предложение: Показательная функция – это…

3. В группе: обсудите данное понятие. Откройте конверт, который лежит у вас на столе и выберете те функции, которые на ваш взгляд, являются показательными. (см. Приложение 1)

4. Социализация: на доске представители групп вывешивают выбранные функции и озвучивают версию определения показательной функции, сформулированную в группе.

5. Дедукция. Знакомство с точным определением показательной функции (см. Приложение 2)

6. В группе: постройте графики выбранных вами функций, предварительно составив таблицу.

7. Социализация (вывешивание графиков на доске).

8. В группе: обсудите, что с вашей точки зрения объединяет эти графики, и как бы вы их про квалифицировали.

9. Социализация (выступают представители групп со своими версиями).

10. Дедукция. Предлагается эталон (см. Приложение 3).

11. В группе: напишите свойства своих функций по предложенному плану. (см. Приложение 4)

12. Социализация (озвучивание получившихся результатов).

13. Дедукция. Предлагается эталон (см. Приложение 5).

13. В группе: решите графически уравнение и неравенства. (см. Приложение 6)

14. Социализация (вывешивание решений группы на доске и защита результатов).

15. Дедукция. Знакомство с материалами об использовании показательной функции в жизни, науке и технике. (см. Приложение 7).

16. В группе: посмотрите ещё раз на невыбранные вами функции, нет ли среди них показательной?

17. Социализация.

18. Рефлексия (по выбору)

Я испытал затруднения…

Мне понравилось…

Для меня было неожиданным…

Приложения

Приложение 1

Функции в конверте:

 , .    у= ,  y=1/x, у= , .  

          Приложение 2

         

Приложение 3

     

Приложение 4

План

  1. D(y)
  2. E(y)
  3. Монотонность
  4. Четность
  5. Ограниченность
  6. Наличие наибольшего, наименьшего значения
  7. Непрерывность
  8. Выпуклость

Приложение 5

    

Приложение 6

Задание на карточке

  1. Решите графически уравнение: 1/2x = х+3
  2. Решите графически неравенства:

а) 1/2x  < х+3, б) 1/2x >   х+3

Приложение 7

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Показательная функция, её свойства и график» 10 класс

Слайд 2

Функция вида у = а х ,где а - заданное число, а > 0, а ≠ 1, х-переменная, называется показательной .

Слайд 4

Показательная функция обладает следующими свойствами: D(y) : множество R всех действительных чисел; E(y) : множество всех положительных чисел; Показательная функция у=а х является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если а>1 ,и убывающей, если 0<а<1 ; Не является ни четной, ни нечетной; Не ограничена сверху, ограничена снизу; Не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значения; Непрерывна; Если а>1 ,то функция выпукла вниз.

Слайд 5

Если снять кипящий чайник с огня, то сначала он быстро остывает, а потом остывание идет гораздо медленнее, это явление описывается формулой T =( T 1 - T 0 ) e - kt + T 1 Применение показательной функции в жизни, науке и технике

Слайд 6

Рост древесины происходит по закону: A - изменение количества древесины во времени; A 0 - начальное количество древесины; t -время, к, а- некоторые постоянные. Давление воздуха убывает с высотой по закону: P - давление на высоте h, P0 - давление на уровне моря , а - некоторая постоянная .

Слайд 7

Рост народонаселения Изменение числа людей в стране на небольшом отрезке времени описывается формулой , где N 0 - число людей в момент времени t=0, N -число людей в момент времени t, a -константа.

Слайд 8

Когда радиоактивное вещество распадается, его количество уменьшается, через некоторое время остается половина от первоначального вещества. Этот промежуток времени t 0 называется периодом полураспада. Общая формула для этого процесса: m = m 0 (1/2) -t/t 0 , где m 0 - первоначальная масса вещества. Чем больше период полураспада, тем медленнее распадается вещество. Это явление используют для определения возраста археологических находок. Радий, например, распадается по закону: M = M 0 e -kt . Используя данную формулу ученые рассчитали возраст Земли (радий распадается примерно за время, равное возрасту Земли).

Слайд 9

Существенное свойство процессов органического изменения величин состоит в том, что за равные промежутки времени значение величины изменяется в одном и том же отношении Рост древесины Изменение температуры чайника Изменение давления воздуха К процессам органического изменения величин относятся: Радиоактивный распад

Слайд 10

Рефлексия(по выбору) Я испытал затруднения … Мне понравилось… Для меня было неожиданным…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцирование логарифмической и показательной функции. Первообразная показательной функции.

На этом уроке учащиеся должны познакомиться с формулами производных показательной и логарифмической функции и умение находить первообразную показательной функции....

Контрольные работы по теме " Показательная функция. Показательные уравнения.Показательные неравенства."

Контрольные работы по теме " Показательная функция. Показательные уравнения.Показательные неравенства " для учащихся 11 класса подготовлены в6 вариантах....

Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств

Обобщение и закрепление знаний основных свойств показательной функции и применение их при решении задач...

Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"

Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция.  Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...