Час занимательной математики
методическая разработка по алгебре (7, 8, 9, 10 класс)

Романюк Ирина Борисовна

Разработка внеклассного мероприятия для 8-10 классов "Математик@с шоу" . Ведущие- обучающиеся 10 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №19»

Внеклассное мероприятие по математике:

«Час занимательной математики»

 

                                                                                       

                                                                                                  Романюк И.Б.,

                                                                                          учитель математики  

                                                    2020 год


Цели:

-способствовать развитию мышления, познавательной и творческой активности учащихся;

- развивать умение мобилизовать и применять все имеющиеся ЗУН при решении задач в нестандартной ситуации;

-воспитывать чувство юмора и смекалки, интерес к предмету математики.

Задачи:

-создать условия для проявления каждым учеником своих творческих способностей, интеллектуальных умений;

-развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе, умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой;

-подготовка вопросов, интересных задач на сообразительность из области математики;

-подготовка музыкального сопровождения конкурса.

Оснащение: мультимедийная презентация, компьютер, проектор.

 

Ход мероприятия:

Ученик открывает мероприятие стихотворением «Слово о математике».

Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Мы ведем сегодня речь

         Не случайно ей такой почет,

         Это ей дано давать ответы:

         Как хороший выполнить расчет

         Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

         Ты нам, математика, даешь

         Для победы трудностей закалку,

         Учится с тобою молодежь

         Развивать и волю и смекалку.

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.

Ведущий: Добрый день , дорогие ребята, уважаемые учителя! Сейчас мы с учащимися 8 и 11 классов покажем один день из школьной  жизни.

Ребята, сегодня по расписанию у вас следующие уроки:

  1. Литература
  2. Иностранный язык
  3. Русский язык
  4. История
  5. Информатика
  6. Музыка

Но у меня для вас новость! Всех учителей направили на семинар, остались лишь математики. И у нас сегодня - 6 уроков математики! Мы с вами проведем необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами. Итак, начинаем познавательно-развлекательное мероприятие «Математик , шоу» , встречайте учителей.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

УЧИТЕЛЬ:        Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни.

Сегодня я проведу урок литературы.

СЛАЙД .        Послушайте стихотворение.

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решеньи своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновеньи священном

Вечно храни, как святыню, в груди

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, и с верой спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Служение математике она представляла себе неотрывным от служения литературе.

"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".

Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

СЛАЙД .        Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.

Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, он же - Чарльз Лутвидж Доджсон, автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики.

Великий русский писательН. В. Гогольтоже имел отношение к математике. Он берег книги, как драгоценность, и особенно любил миниатюрные издания. Страсть к ним до того развилась в нем, что, не любя и не зная математики, он выписал «Математическую Энциклопедию» на собственные свои деньги, за то только, что она издана была в шестнадцатую долю листа.

А теперь посмотрим как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.

    СЛАЙД.                             Викторина:

1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов:"Яд, мудрецом тебе предложенный прими,Из рук же дурака не принимай бальзама!" ( Омар Хайям)

2.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет?(А.С. Грибоедов)

3.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова:"Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)

4.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)

5.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой)

6."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)

УЧИТЕЛЬ: Подведем итоги урока. Ваша оценка…

ПЕРЕМЕНА (Конкурс со зрителями проводит ведущий)

На слайдах изображены кадры из мультфильмов, в названии которых есть число.   («Вовка в тридевятом царстве», «38 попугаев», «Двенадцать месяцев», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Три медведя», «Цветик - семицветик», «Шел трамвай десятый номер», «Дюймовочка», «Три поросенка»)                                                (                    СЛАЙДЫ)

Задание: угадать названия мультфильмов.

УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

УЧИТЕЛЬ:  Произведение одного среднеазиатского астронома и математика называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.

СЛАЙД.Викторина.

1.Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)

2.Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)

3.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)

4.У греков это натянутая тетива, а у нас? ( гипотенуза)

5.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень" ? (градус)

6.Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)

СЛАЙД . Задача.  Лучший попугай капитана Флинта изучил 52 слова на разных языках. Он знал 35 слов на английском, а 23 на французском. 16 слов он знал и на французском и на английском. Остальные слова он почерпнул из могучего русского языка. Сколько слов попугай произносил из русского языка?

УЧИТЕЛЬ: Подведем итоги урока. Ваша оценка…

ПЕРЕМЕНА  ( проводят учащиеся 8 класса)

«Математические шутки»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

УЧИТЕЛЬ:  Виктор Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.

Давайте, определим, как вы можете сочетать буквы и цифры.

Мне однажды уже пришлось мне вести урок русского языка. Я объясняла падежи:

 Именительный       кто ?        что ?

 Родительный          кого ?       чего ?

 Дательный              кому ?     

А второй вопрос я забыла. Но не растерялась и предложила обозначить его через  x  и составить пропорцию:

 http://www.bymath.net/stuff/jokesfiles/jokes1c.gif

 

Итак, второй вопрос дательного падежа:  чему ?

А тема сегодняшнего урока "Числительные".

Задание 1. Назовите пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел.

Задание2. Викторина.

1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).

2.Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными ? ( прямая, кривая, ломаная, касательная,секущая, наклонная)

3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа ? ( три!)

4.С буквой "и" -это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. ( катит-катет)

Задание3. Продолжите последовательность:    н ,  о ,  д ,  т , … .

 Р е ш е н и е.   Так как  н = нуль,  о = один,  д = два,  то продолженнаяпоследовательность :

н ,  о ,  д ,  т ,  ч ,  п ,  ш ,  с ,  в ,  д , …

УЧИТЕЛЬ: Подведем итоги урока. Ваша оценка…

ПЕРЕМЕНА (Проводит ведущий)

  1. «Волшебный сундучок»

Что спрятано в волшебном сундучке?                                          (        СЛАЙД)

1) Вопросы – подсказки:                                                                 (         СЛАЙД)

  • В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
  • Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
  • Необходим для перенесения размеров одного чертежа на другой, для построения равных углов.
  • Об этом предмете придумана загадка:

                    Сговорились две ноги

                    Делать дуги и круги.                                             (Циркуль)

2) Вопросы – подсказки:                                                                  (     СЛАЙД)

  • История их изобретения насчитывает тысячи лет. В древности их называли клепсидрами.
  • Эта вещь не имеет единственного числа
  • В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.
  • Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
  • Этому предмету посвящена загадка:

                  Весь день усами шевелят

                  И время узнавать велят.                                           (Часы)

3) Вопросы – подсказки:                                                                  (          СЛАЙД)

  • Год рождения игры – 1974 год.
  • Если играть без системы, то для достижения цели понадобится очень много лет,
  • Используя определенную систему, можно достичь цели за несколько секунд.
  • Эта игра – наглядное пособие по алгебре, комбинаторике, программированию.
  • Игру называют «игрой столетия». Она полезный спутник в дальней дороге.
  • Внешний вид – правильный многогранник.
  • Состоит из 27 одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.
  • Игра носит имя автора.                                            (Кубик Рубика)

УРОК ИСТОРИИ

Послушайте притчу «Самые короткие телеграммы в истории»

 Немецкий математик Дирихле был очень немногословен. Когда у него родился сын, он отправил своему тестю следующую телеграмму: “ 2 + 1 = 3 ”. Возможно, это одна из cамых коротких телеграмм в истории. Но все же самая короткая телеграмма была при переписке Оскара Уайльда со своим издателем, готовившим к публикации его новую книгу. Уайльд телеграфировал ему: “?” и получил ответ: “!”.

 Задание 1. Викторина:

1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - · /)

2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?

3.Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

4.О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне -для того, чтобы измерять земельные участки"

5.Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и а правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера? ( циркуль и линейка)

6.Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками? ( образ. прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5)

Задание 2. Решить задачу:

В XV в. суммарная площадь Пскова, Великого Новгорода и Нижнего Новгорода была 940 га, из которых 11/47 составляла площадь Пскова. Вычислите площадь каждого из этих трех городов, если известно, что Нижний Новгород имел площадь на 100 га меньше, чем Новгород Великий.

УЧИТЕЛЬ: Подведем итоги урока. Ваша оценка…

ПЕРЕМЕНА

Игра со зрителями.

(участники – по одному представителю от каждого класса)

Задание:                                                                                                   (     СЛАЙД)

Он был задумчив и спокоен.

Загадкой круга увлечён.

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошли столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув перед смертью: «Отойди, не трогай моих чертежей!»?

 

 

 

 

 

 

 

(Архимед – греческий учёный, создатель мощных катапульт, гигантских кранов, защитник Сиракуз. И сегодня известны: спираль Архимеда, аксиома Архимеда и    т. д. Это он определил приближенное значение числа «пи». Крылатой стала его фраза: «Дайте мне точку опоры и я переверну землю!»)

УРОК ИНФОРМАТИКИ

Вопрос: «Какая разница между физиком и программистом ?»

Ответ:  Физик считает, что 1 килобайт = 1000 байтов, а программист уверен, что 1 километр = 1024 метров.

Объясните.

 Викторина: 

Какой российский город назван «в честь» древнейшего компьютера?

(Абак-ан – Абакан, столица Республики Хакасия. Абак -счёты в Др. Греции, Риме, а затем в Зап. Европе до 18 в.)

Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная?

(И та и другая, ведь это синонимы.)

Если бы осьминоги умели считать, то какой бы системой они, скорее всего, пользовались?

(Восьмеричной.)

Почему все шалуны очень хорошо и быстро считают?

(Потому что внутри каждого шалуна находится АЛУ – арифметико-логическое устройство: шАЛУн.)

Бриллиант какого размера есть в каждом компьютере?

(1,128 мм, ведь бриллиант – это специфическое название кегля - размера шрифтов. Его размер составляет 3 пункта, а пункт = 0,376 мм.)

Закончите переделанную программистами на свой лад известную русскую пословицу: «Семь бед – один ...».

(Семь бед – один «Reset».)

Почему кошки очень любят лизать руки программистам?

(Потому что их руки пахнут мышкой.)

Что нужно сделать, если при загрузке компьютер не видит мышь?

(Нужно купить мышь побольше.)

Что такое «подмышка» на компьютерном языке?

(Коврик под мышью.)

А что в компьютерной среде считается «тяжёлым детством»?

(Восьмибитные игрушки.)

  • У известного русского поэта есть такие строки " Мы почитаем всех 0 , а единицами - себя". Кто, таким образом, воспевал числа двоичной системы?
  • Какая дробь находится между каникулами?
  • Где находится ноль в любом городе?
  • Почему кошки очень любят лизать руки программистам?
  • Что нужно сделать, если при загрузке компьютер не видит мышь?
  • Излюбленное мясное блюдо всех программистов - это ...

Ребусы.

УЧИТЕЛЬ: Подведем итоги урока. Ваша оценка…

ПЕРЕМЕНА  (Проводит ведущий)

 «Среднее арифметическое»

Вопрос 1 (Слайд 54)

Среднее арифметическое ежа и проволоки... 

(КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА)

Вопрос 2 (Слайд 55)

Среднее арифметическое женщины и рыбы...

(РУСАЛКА)

Вопрос 3 (Слайд 56)

Среднее арифметическое коня и мужчины…

(КЕНТАВР)

Вопрос 4 (Слайд 57)

Среднее арифметическое велосипеда и мотоцикла... 

(МОПЕД)

Вопрос 5 (Слайд 58)

Среднее арифметическое холодильника и вентилятора... 

(КОНДИЦИОНЕР)

УРОК МУЗЫКИ

УЧИТЕЛЬ:Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?Нет? Напрасно вы так думаете. Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма , которое окрестили «пифагоров строй».

Вопросы музыкальные

  • 1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
  • 2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий ? (музыканты или дирижеры)
  • Название какой единицы измерения в математике используется как термин в музыке, означающий непрерывное чередование опорных и неопорных звуков?

[1) метр; 2) гектар; 3) тонна]

Ответ:

А теперь предлагаю вам спеть частушки, посвященные математике.

Математические частушки

В математике задачи

Словно в жизни неудачи

И скажу я вам, девчата,

Как решать их непонятно.

Биссектриса это крыса,

Только я не поняла

Для чего же эта крыса

Делит угол пополам.

Пифагоровы штаны

Во все стороны равны,

Их не пробуй надевать

Ноги не куда девать.

Мы с решебника списали,

Думали все правильно,

А на алгебру пришли-

Двойку нам поставили.

Теоремы, теоремы

До чего вы довели

Иксы, минусы, задачи

Вы с ума меня свели.

Уравненья я люблю

В классе отвечаю

А когда домой приду

Тут же забываю.

Мне казалося всегда,

Геометрия сложна

Только пару получила

Весь учебник изучила.

Уравнения я знаю

И решаю их на 5.

Только я не понимаю,

Где прибавить, где отнять.

Математика наука

Всех наук- нам говорят,

А ведь в жизни нам науки

Никогда не повредят

             

 УЧИТЕЛЬ: Подведем итоги урока. Ваша оценка…

ПЕРЕМЕНА

Музыкальная перемена (зрителям и учащимся предлагается спеть песни, в которых встречаются числа):

1.Жили у бабуси

  2 весёлых гуся,

   Один-серый,

  Другой –белый,

  2 весёлых гуся.

  1. Раз дощечка, два дощечка-

Будет лесенка,

Раз словечко, два словечко-

Будет песенка.

  1. 33 коровы, 33 коровы, 33 коровы-

Свежая строка.

33 коровы – стих родился новый ,

Как стакан парного молока .

  1. 3 танкиста, 3 весёлых друга-

Экипаж машины боевой.

  1. Если б я был султан,

То б имел 3 жён,

Их тройной красотой

Был бы окружён.

Ведущий: Итоги урока. Оценка работы учителей.

Стихотворение за кулисами «Математика повсюду»

Математика повсюду.

Глазом только поведешь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдешь.

Каждый день, вставая бодро,

Начинаешь уж решать:

Идти тихо или быстро,

Чтобы в класс не опоздать.

Вот строительство большое.

Прежде чем его начать,

Нужно все еще подробно

Начертить и рассчитать.

А иначе рамы будут с перекосом,

Потолок провалится.

А кому, друзья, скажите,

Это может нравиться?

Ох, скажу я вам, ребята,

Все примеры не назвать,

Но должно быть всем понятно,

Что математику нам надо знать на пять.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

Надеюсь, что сегодня вы увидели, как интересна и разнообразна математика. Может быть кто-нибудь заинтересуется ею больше и начнет заниматься  этой наукой более серьезно. «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного».

М а т е м а т и ч е с к и е   ш у т к и

                                                 

Почему слышен стук колёс поезда ?

Ответ:  Колесо имеет форму круга. Площадь круга равна  http://www.bymath.net/studyguide/pi.gifR 2 ("пи эр квадрат"), вот этот квадрат и стучит.

 

Кратчайшее расстояние между двумя точками

На уроке геометрии учитель просит изобразить кратчайшее расстояние между двумя точками A и B на доске:

http://www.bymath.net/stuff/jokesfiles/jokes1e.gif

Один из учеников рисует:

http://www.bymath.net/stuff/jokesfiles/jokes1d.gif 

Учитель спрашивает:

- Коля, кто тебя этому научил ?

- Мой папа, он водитель такси.

 

Доказательство

Урок геометрии в грузинской школе. Учитель просит нарисовать равнобедренный треугольник. Один из учеников рисует его. Учитель:

- Гоги, теперь докажи, что этот треугольник действительно равнобедренный.

- Учитель, мамой клянусь, что это так.

 

Чудеса технического прогресса

Прапорщик купил электронные часы. К нему подходит мальчик и спрашивает:

- Дяденька, который час ?

- Двенадцать, делённое на тридцать один.

- Что это значит ?

- Отстань, мальчик. Я сам уже полдня делю.

Англичанин и верблюд

Один англичанин купил верблюда. Продавец сказал, что верблюд знает три команды: “Фу!” – иди, “Фу-фу!” – беги, “Аминь!” – стой. Англичанин сказал:  “Фу!” – верблюд пошёл, затем сказал: “Фу-фу!” – верблюд побежал. Вдруг ездок увидел, что верблюд несётся к пропасти, а как его остановить, он забыл. Поняв, что гибель неизбежна, он начал молиться и в конце молитвы произнёс: “Аминь!”. Верблюд остановился на самом краю пропасти. Англичанин оттёр пот со лба и произнёс: “Фу!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс

Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы

Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...

Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"

Урок  занимательной математики. (6класс)                      ( для учащихся с тяжел...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"

Оптические иллюзии, числовые узоры,  цифровые стихи, магический  квадрат...

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...