Пояснительная записка к уроку алгебры в 8 классе по теме «Рациональные дроби»
|
Направление: | естественно-научное |
Тема, класс: | Рациональные дроби, 8 класс |
Тип: | Урок изучения нового материала |
Характеристика класса | Общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности. |
Программа: | Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 8. – М.: Просвещение, 2014 г. |
Учебник:
Количество часов: | Алгебра: 8 класс, учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир-М.:Вентана-Граф, 2019.
102 часов в год, 3 учебных часов в неделю. Для изучения данной темы отводится 2 часа. Данный урок является первым. |
Раздел: | Глава 1. Рациональные выражения |
|
Цель урока (учитель): обеспечить усвоение знаний о понятиях «дробные выражения», «рациональные выражения», «рациональные дроби»; формировать умения распознавать целые рациональные выражения и дробные выражения Цель урока (ученик): ознакомление с новым учебным материалом |
Методы: | проблемно-поисковый |
Формы работы: | самостоятельная, фронтальная работа. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
|
I. Организационный момент | Здравствуйте, ребята!. Садитесь, пожалуйста. Сегодняшний урок я хотела бы начать словами Сенеки: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле» Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Мне очень приятно сегодня работать с вами! Надеюсь на сотрудничество, построенное на взаимном уважении! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке.
| Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся продолжить предложения: – Выражение, составленное из переменных, чисел, знаков арифметических действий и скобок, называют… – Числовые выражения и выражения с переменными называют… – Выражения с переменными, не содержащие деления на выражения с переменными, называют… – Выражение, являющееся суммой нескольких одночленов, называют… – Многочлен, состоящий из одночленов стандартного вида, среди которых нет подобных, называют… Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Можете ли вы пояснить, что собой представляют рациональные дроби? Формулирует учебную задачу: – Исследовать понятие «рациональные дроби». | Продолжают предложения.
– … выражением с переменными.
– … алгебраическими выражениями.
– … целыми выражениями.
– …многочленом.
– … многочленом стандартного вида. Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Рациональные
Дробь (дроби) Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Угадывают тему урока с помощью ребусов. Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить суть понятий «дробные выражения», «рациональные дроби»; – научиться определять целые выражения, дробные выражения и рациональные дроби | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Насколько для меня интересно достичь задач, поставленных на данный урок? – Что меня отвлекает от учебного процесса? Как решить эту проблему? – Чего я ожидаю от сегодняшнего урока? – Какова моя личная цель на данный урок? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Чем отличаются дробные выражения от целых выражений? Помогает учащимся прийти к выводу, что дробные выражения отличаются от целых тем, что они содержат деление на выражение с переменными. Предлагает учащимся объяснить, почему приведенные выражения называют дробными: Организует исследование вопроса: – При каких значениях выражение не имеет смысла? Организует анализ определения.
Объясняет учащимся, что отдельным видом рационального выражения является рациональная дробь. Это дробь, числитель и знаменатель которой – многочлены. Организует поиск и придумывание примеров рациональной дроби.
Предлагает учащимся, проанализировать информацию и выделить, что им непонятно. Отвечает на вопросы учащихся.
| Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос.
Проводят исследования. Работают с разными источниками информации.
Анализируют приведенные выражения. Определяют, что все приведенные выражения содержат деление на выражение с переменной.
Проводят исследование. Обсуждают в группах полученные результаты. Делают вывод, что при выражение не имеет смысла.
Анализируют определение. Определение | Допустимыми значениями переменных, входящих в рациональное выражение, называют все значения переменных, при которых это выражение имеет смысл |
Делают записи в тетради. Задают вопросы учителю.
Проводят поисковую и творческую деятельность. Заполняют таблицу. Найденные примеры рациональной дроби | Придуманные примеры рациональной дроби |
|
|
Анализируют информацию.
Информация | Вопросы учителю | Рациональная дробь может быть как целым выражением, так и дробным | Почему…? | Знаменатель рациональной дроби не может быть нулевым многочленом, то есть многочленом, тождественно равным нулю | Каким образом…? | Допустимыми значениями переменных, входящих в рациональную дробь, являются все те значения переменных, при которых значение знаменателя дроби не равно нулю | Как…? |
| Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей.
Умение анализировать информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самопроверку знаний учащихся. Помогает учащимся разобраться в вопросах, с которыми они не справились.
№1 (устно)
| Отвечают на вопросы и определяют, насколько необходимо дополнительно изучить новый материал урока.
Устно вместе всем классом разобрать №1
| Умение осуществлять знания |
VII. Решение заданий | Практические задания:
1. (№ 2) Чему равно значение дроби если: а) с = б) с = 0? 2. (№ 3) Найдите значение выражения если: а) б) 3. (№ 5) Найдите допустимые значения переменной, входящей в выражение: а) б)
в) ;
г)
№5 стр 8
| Выполняют задания. Ответы: 1. а) б) 0. 2. а) б) . 3. а) Имеет смысл при всех значениях б) Имеет смысл при всех значениях , кроме Следовательно, искомыми допустимыми значениями переменной являются все числа, кроме 0. в) Имеет смысл при всех значениях , кроме Следовательно, искомыми допустимыми значениями переменной являются все числа, кроме 5. г) Имеет смысл при всех значениях
Вызывать к доске тех учеников, которые плохо поняли тему | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Что нового я узнал на уроке? – Что я научился делать на уроке? – Что я не до конца понял из того, что изучали на уроке? – Достиг ли я поставленной личной цели на уроке? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IX. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся Домашнее задание № 4, 6 страница 7-8 | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |