Рабочая программа кружка "Решение практико-ориентированных задач"
рабочая программа по алгебре (8, 9 класс)

Кужугет Изольда Юрьевна

Новизна данного курса состоит в том, что задания

  • предназначены для формирования и оценки всех аспектов математической грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA.
  • представляют комплекс задач для самостоятельного или коллективного выполнения.  Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания.

Оригинальность программы состоит в том, что

  • Решение практико–ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.АК-ДОВУРАКА

Рассмотрена на заседании педагогического (методического) совета "31" августа 2022 г.,

протокол № 193

 УТВЕРЖДАЮ

  Директор МБОУ СОШ №3 г.Ак-Довурак

   ____________ Хомушку Ш.К.  

              (печать)

   «31» августа 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественнонаучной направленности

«Решение практико-ориентированных задач»

                                                (название)

Возраст обучающихся: 8-9 классы

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Кужугет Изольда Юрьевна, учитель математики высшей категории

\

Ак-Довурак, 2022

Внутренняя экспертиза проведена. ДООП рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 г.Ак-Довурака.

Зам. директора  по ВР            __________/__Сандак-оол С.С.___

                                             Подпись                ФИО

                                                                                         

    «31»_августа 2022

Раздел №1. Комплекс основных характеристик ДООП

  1. Пояснительная записка

Направленность ДООП.

В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе математического. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».  Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Один из главных выводов этих исследований подчёркивает значимость школьного курса математики: существует прямая зависимость между склонностью к точным наукам в школьные годы и карьерными успехами во взрослой жизни. «Ответственные решения должны приниматься не интуитивно, а на основе предварительных прикидок, математических расчётов» (Е.С. Вентцель, советский математик).

Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых дети могут оказаться в реальной жизни. Задания помогут ученикам учиться ориентироваться в таких ситуациях, находить и сравнивать варианты решения возникающих проблем и их последствия.

Задачи, которые мы решаем на уроках – редко встречаются в жизни. Учебные задания – это математические модели, которые отражают определённые закономерности, отношения, связывающие объекты окружающего мира.

Задания этого курса – необычны: в них нужно использовать знания для поиска решения в ситуациях, которые имеют место в реальной жизни и могут ребятам встретиться уже сегодня или в ближайшем будущем. Это ситуации взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и многие другие.

Обучающиеся будут учиться использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях, которые могут встретиться им в жизни.

Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении, подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации.

Ученикам предлагаются задания из 1 части ОГЭ по математике, связанные с событиями реальной жизни.

Использование материалов итоговой аттестации в работе со школьниками 7-8 классов  снимет  беспокойство обучающихся при первом знакомстве с тестами ОГЭ в 9 классе, а процесс подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как продолжение уже привычной учебной деятельности. Такой подход к обучению может способствовать разрушению психологических барьеров учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности в своих силах.

Новизна данного курса состоит в том, что задания

  • предназначены для формирования и оценки всех аспектов математической грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA.
  • представляют комплекс задач для самостоятельного или коллективного выполнения.  Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания.

Оригинальность программы состоит в том, что

  • Решение практико–ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии.

На занятиях используются материалы сайтов  https://fipi.ru/, Распечатай и реши https://www.time4math.ru/oge.

Программа рассчитана 1 год, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности. Объем учебной нагрузки составляет 34 часа, по 1 часу в неделю для 8 и 9 классов. Уровень образования: основное общее образование. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности.

1.2. Цель и задачи ДООП:

Основной целью программы является развитие математической грамотности учащихся 5- 9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи курса:

1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

2) формулировать эти проблемы на языке математики;

3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

4) анализировать использованные методы решения;

5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.

        Программа предполагает развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности в зависимости. При этом учитывается возрастные особенности учащихся. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте.  Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. В 8, 9 классах школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, интерактивные методы (взаимодействие в процессе общения, диалог, работа в группе и т.д.).

 Типы занятий: практические работы.

 Основные формы контроля и оценки: итоговая работа.

1.3. Содержание ДООП:

№ п/п

Перечень и название раздела и тем курса

Формы организации учебных занятий,  виды учебной деятельности

Формы промежуточной аттестации/

контроля

1.

Лист бумаги

Групповая работа

Выполнение КИМ ОГЭ-2023

2

Маркировка шин

Фронтальная работа

Выполнение КИМ ОГЭ-2023

3.

ОСАГО

Фронтальная работа

Выполнение КИМ ОГЭ-2023

4.

Тарифы

Индивидуальная работа

Выполнение КИМ ОГЭ-2023

5.

Квартира

Групповая работа

Выполнение КИМ ОГЭ-2023

6.

Участок

Групповая работа

Выполнение КИМ ОГЭ-2023

7.

Теплица

Индивидуальная работа

Выполнение КИМ ОГЭ-2023

8.

Печь для бани

Фронтальная работа

Выполнение КИМ ОГЭ-2023

9.

План местности

Индивидуальная работа

Выполнение КИМ ОГЭ-2023

10.

Земледельческие террасы

Фронтальная работа

Выполнение КИМ ОГЭ-2023

11.

Зонт

Фронтальная работа

Выполнение КИМ ОГЭ-2023

1.4. Планируемые результаты

В результате изучения данного курса обучающийся научится:

  • использовать приобретенные в процессе обучения  знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;
  • проводить рассуждения, используя продвинутое  математическое мышление.

 

Обучающийся  получит возможность использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • осмысливать, обобщать и использовать информацию, полученную ими на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций, и смогут использовать свои знания в нетипичных контекстах;
  • связывать и использовать информацию из разных источников, представленную в различной форме, свободно преобразовывать и переходить от одной формы к другой;
  • применять интуицию и понимание наряду с владением математическими символами, операциями и зависимостями для разработки новых подходов и стратегий к разрешению новых проблемных ситуаций;
  • размышлять над своими действиями, формулировать и точно и ясно комментировать свои действия и размышления относительно своих находок, интерпретации и аргументов, объяснять, почему они были использованы в данной ситуации;
  • распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в чётко определённых ситуациях.

 

Личностные и метапредметные  результаты освоения курса внеурочной деятельности

  • находить и извлекать математическую информацию в различном контексте.
  • оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному;
  • объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
  • оценивать действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.

Раздел 2.  Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1-2

Сентябрь

07

14

14.00

Групповая работа

2

Лист бумаги

Каб №32

Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023

3-6

Сентябрь

Ноябрь  

21

28

12

19

14.00

Фронтальная работа

4

Маркировка шин

Каб №32

Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023

7-10

Октябрь

Ноябрь  

26

09

16

23

14.00

Фронтальная работа

4

ОСАГО

Каб №32

Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023

11-12

Ноябрь

Декабрь

30

07

14.00

Индивидуальная работа

2

Тарифы

Каб №32

Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023

12-13

Декабрь

14

21

14.00

Групповая работа

2

Квартира

Каб №32

Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023

14-16

Январь

11

18

25

14.00

Групповая работа

3

Участок

Каб №32

Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023

17-19

Февраль

01

08

15

14.00

Индивидуальная работа

3

Теплица

Каб №32

Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023

20-22

Февраль

Март

22

01

15

14.00

Фронтальная работа

3

Печь для бани

Каб №32

Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023

23-25

Март

Апрель

22

05

12

14.00

Индивидуальная работа

3

План местности

Каб №32

Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023

26-28

Апрель

Май

19

26

03

14.00

Фронтальная работа

3

Земледельческие террасы

Каб №32

Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023

29-32

Май

01

17

24

14.00

Фронтальная работа

3

Зонт

Каб №32

Выполнение КИМ ОГЭ-2023

33

Май

27

14.00

1

Промежуточная аттестация

Каб №32

34

Май

31

14.00

1

Итоговое занятие

Каб №32

2.2. Условия реализации ДООП – реальная и доступная совокупность условий реализации ДООП (материально - техническое обеспечение, информационное обеспечение, кадровое обеспечение).

2.3. Формы аттестации отражают достижение цели и задач, специфичны для каждой ДООП, соответствуют формам, указанным в учебном плане. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется в нормативном локальном акте учреждения дополнительного образования, образовательной организации Республики Тыва, реализующей ДООП.

2.4. Оценочные материалы – комплект контрольно-измерительных материалов, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (ФЗ ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5).

2.5. Методические материалы – методическое обеспечение ДООП (ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5):

- методы обучения;

- педагогические технологии;

- формы организации учебного занятия;

- алгоритм учебного занятия;

- дидактические материалы.

№ п/п

Перечень и название раздела и тем курса

Формы организации учебных занятий,  виды учебной деятельности

1.

Лист бумаги

Групповая работа

2

Маркировка шин

Фронтальная работа

3.

ОСАГО

Фронтальная работа

4.

Тарифы

Индивидуальная работа

5.

Квартира

Групповая работа

6.

Участок

Групповая работа

7.

Теплица

Индивидуальная работа

8.

Печь для бани

Фронтальная работа

9.

План местности

Индивидуальная работа

10.

Земледельческие террасы

Фронтальная работа

11.

Зонт

Фронтальная работа

2.6. Рабочие программы (далее - РП) курсов, дисциплин, модулей - описание цели, содержания, планируемых результатов каждого курса, модуля, предмета, входящего в РП.

РП составляются для модульных, комплексных, конвергентных ДООП. В них входят:

- название курса, предмета, модуля;

- учебная задача курса, предмета, модуля;

- тематическое планирование с указанием часов на каждую тему;

- планируемые результаты по предмету, курсу, модулю (исходя из учебной задачи);

- формы контроля / аттестации обучающихся;

- календарный учебный график (на каждую группу).

2.7. Рабочая программа воспитания – раскрывает основные направления, виды, формы и содержание воспитательной деятельности. В структуре РП могут быть следующие элементы:

- цель и особенности организуемого воспитательного процесса в образовательной организации Республики Тыва, реализующей ДООП;

- виды, формы и содержание деятельности;

- планируемые результаты.

2.8. Календарный план программы.

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

1.

Лист бумаги

2

07.09, 14.09

2.

Маркировка шин

4

21.09, 28.09, 12.10, 19.10

3.

ОСАГО

4

26.10, 09.11, 16.11, 23,11

4.

Тарифы

2

30.11, 07.12

5.

Квартира

2

14.12, 21.12

6.

Участок

3

11.01, 18.01, 25.01

7.

Теплица

3

01.02, 08.02, 15.02

8.

Печь для бани

3

22.02, 01.03, 15.03

9.

План местности

3

22.03, 05.04, 12,04

10.

Земледельческие террасы

3

19.04, 26.04, 03.05

11.

Зонт

3

10.05, 17.05, 24.05

12.

Промежуточная аттестация

1

24.05

13.

Итоговое занятие

1

31.05

3. Список литературы

Материально-техническое обеспечение, интернет-ресурсы

1.  Компьютер, ноутбуки, интерактивная доска.

2.  Тренинг Яндекс - ОГЭ http://ege.yandex.ru/mathematics-gia/,

      модули специализированных уроков по алгебре;

3.  Тесты и тренинги на uztest.ru;

4.  Открытый банк заданий по математике http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html

5.   Генератор вариантов ОГЭ-2022 и ОГЭ-2023 http://alexlarin.net/

6.  Видеоуроки по математике Кирилла и Мифодия.

Сайты для подготовки к ОГЭ по математике.

http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия

http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки

http://www.egetrener.ru - видеоуроки

http://www.mathege.ru - открытый банк заданий

http://live.mephist.ru/?mid=1255348015#comments - Открытый банк

Видео-уроки по математике.

http://egefun.ru/test-po-matematike

http://www.webmath.ru/

http://www.youtube.com/user/wanttoknowru канал с разборами всех заданий

http://www.pm298.ru/ справочник математических формул

http://www.slideboom.com/people/lsvirina презентации по темам

http://www.ph4s.ru/book_ab_mat_zad.html книги

http://uniquation.ru/ru/ формулы

http://www.mathnet.spb.ru/texts.htm методические материалы.

Литература

  1. И.В. Ященко, С.А.Шестаков. Сборник ОГЭ 2023: «Типовые тестовые задания» от разработчиков ФИПИ. Изд. «Экзамен», М.2022г.
  2. Жохов В. И., Крайнева Л. Б. Уроки алгебры 9 класс. – М.: Просвещение, 2019.
  3. Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 9 класс. – М.: Просвещение, 2020.
  4. Мкарычев Ю.Н . Изучение алгебры в 7-9 классах. –М.: Просвещение, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса Избранные задачи планиметрии

Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебны...

Практико–ориентированный проект «Задачи на проценты: научился решать сам, научи друга»

Практико-ориентированный проект "Задачи на проценты" подготовлен учениками 6 класса в процессе изучения темы "Проценты". Им помогали ученики 8 класса при оформлении презентации. Цель: усвоить 3 типа з...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...

Программа всероссийского практико-ориентированного семинара (Шадринск, 2019)

Программа всероссийского практико-ориентированного семинара "Интеллектуальная пассивность как фактор риска развивающейся личности" (2019 год). Предъявление опыта работы по теме "Игровые...

Практико-ориентированная математическая задача к сюжету «Исаакиевский собор». Технологическая карта задачи.

Презентация обучающей межпредметной задачи. Класс: 6-9 класс. Данная задача относится к классу стандартных задач: условие четко определено, известен способ решения и обоснования основного вопроса...