ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА
материал по алгебре (10 класс)
Перейдя, в X класс у учащихся возникает проблема социально- психологической адаптации к новому коллективу , т.к. сегодня редко кто продолжает обучение в X классе в том же коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, техникум, колледж, кто-то остается в своем классе, но появляются новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый» четверочник - неуспевающим. Родители не всегда задумываются об этом, настаивая на учебе в каких-либо учебных заведениях, и часто не понимают, почему их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным, агрессивным. Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
user_file_660f0c7bb961d.docx | 41.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа – интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицк
Филатова О.Н. учитель физики и математики.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА
Введение
Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися основной школы – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Выпускнику основной школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более что правильным может быть только выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного обучающегося.
Перейдя, в X класс у учащихся возникает проблема социально- психологической адаптации к новому коллективу , т.к. сегодня редко кто продолжает обучение в X классе в том же коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, техникум, колледж, кто-то остается в своем классе, но появляются новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый» четверочник - неуспевающим. Родители не всегда задумываются об этом, настаивая на учебе в каких-либо учебных заведениях, и часто не понимают, почему их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным, агрессивным. Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении эффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлений. Возникает то, что принято называть социально- психологической дезадаптацией.
Проявления дезадаптации:
- Психологические проявления -42%, усталость, головокружение -45%, снижение настроения -33%, раздражительность -28%, ухудшение сна-23%, обострение хронических заболеваний -7%.
- Взаимоотношения с педагогами. Не всегда понимают друг друга-71%, равнодушие и безразличие-8%, конфликт с педагогами-3%, полное неприятие друг друга-2,5%.
- Трудности в учебно - познавательном процессе. Испытывают трудности -30%, трудно усваивают программу-3%.
- Низкая учебная мотивация-8%.
Причины:
Возрастные особенности учащихся 10-11 классов.
- Кризис зависимости и независимости. Проявление независимости - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, ревность к собственности, отрицательное отношение к раннее выполняемым обязанностям.
- Проблемы восприятия своего физического образа (гармонические изменения).
- Эгоцентрическая доминанта. Завышенная самооценка. Высокая самооценка, низкий уровень притязания - самодостаточный. Низкая самооценка, высокий уровень притязания – самооценка падает. Низкая самооценка, низкий уровень притязания – « серая мышка».
- Доминанта Даля. На дальние цели, ставят другие приоритеты. Чтобы правильно организовать учебную деятельность, необходимо
учитывать психологические и психофизиологические качества каждого ученика. После напряженного IX класса и перехода с его заботами и проблемами завершения основного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания средней школы, многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство.
Естественно, что перечисленные проблемы в жизни юношей и девушек отражаются на учебе. И поэтому центральным и основным направлением работы педагога с учащимися X классов является помощь обучающимся в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном самоопределении. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.
И только личностно - ориентированное обучение предполагает:
1) Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъективных и субъект-объективных образовательных воздействий.
2) Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.
3) Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.
4) Приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий.
5) Приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.
Несомненно что при личностно- ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно - познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально - духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией, а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
В 10 классе ученики приходят с определенным багажом знаний и определенным жизненным опытом. Все они по-разному воспринимают учебный материал.
Признавая, что ученики отличаются друг от друга, Я.А. Коменский предлагал различные варианты их обучения в рамках классно - урочной системы.
В настоящее время педагогика и психология рассматривает гораздо большее число оснований, которые необходимо учесть при организации индивидуального обучения. Показатели силы - слабости нервной системы, ее инертность - лабильность, характеристики нервных процессов, определяющее реактивность, тревожность, темперамент, специфику протекания мыслительных и перцептивных процессов, экстраверсии – интроверсии и многие другие - все, так или иначе, влияют на протекание и успешность процесса обучения.
Итак, чтобы правильно организовать учебную деятельность, необходимо учитывать психологические и психофизиологические качества каждого школьника. В составе 10 (11-а) класса 1 слепая и 4 слабовидящих ученицы. Математику в этом классе преподаю первый год.
Я использую таблицу, которая помогает учесть индивидуальный способ учения (ИСУ) каждого обучающегося.
Индивидуальный способ учения складывается из:
1) широких познавательных интересов школьников;
2) особенностей учебной деятельности;
- предпочитаемые виды учебных занятий;
- предпочитаемые способы работы с учебным материалом;
- особенности усвоения учебного материала;
- предпочитаемые виды учебной деятельности;
3) особенностей взаимодействия а учебной группе, место учащегося в ней;
4) особенностей взаимодействия с учителями в процессе учебной деятельности;
5) значимых для процесса учения характеристик субъектного опыта ученика.
Для ИСУ каждого ученика можно использовать таблицу следующего вида, где степень предпочтения тех или иных видов деятельности оценивается в баллах, например, от 1 до 5
Составляющие ИСУ | Ученица №1 | Ученица № 2 | Ученица №3 | Ученица № 4 |
Предпочитаемые виды занятий | ||||
Лекции | 2 | 3 | 3 | 4 |
Беседы | 4 | 4 | 4 | 5 |
Работа с учебником | 2 | 4 | 4 | 4 |
Семинары | 3 | 4 | 4 | 5 |
Практические занятия | 4 | 4 | 5 | 5 |
Предпочитаемые виды взаимодействия в классе при усвоении учебного материала | ||||
Индивидуально | 5 | 5 | 4 | 4 |
В парах постоянного состава | 4 | 4 | 5 | 5 |
В парах переменного состава | 3 | 4 | 4 | 4 |
В группах | 3 | 4 | 4 | 4 |
Ответы на вопросы учителя | 4 | 4 | 3 | 4 |
Совместно с учителем | 5 | 5 | 5 | 4 |
Предпочитаемые способы работы с учебным материалом | ||||
Рабочие тетради | 5 | 4 | 4 | 5 |
Самостоятельное изучение | 2 | 3 | 4 | 4 |
Творческий поиск | 1 | 2 | 4 | 4 |
Предпочитаемые виды учебной деятельности | ||||
Самостоятельная работа | 2 | 3 | 4 | 4 |
Воспроизведение | 4 | 3 | 5 | 4 |
Творческий поиск | 1 | 2 | 3 | 4 |
Использование такой таблицы позволяет мне строить урок таким образом, что каждый ученик на уроке чувствовал себя комфортно. Но для этого необходимо учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого учащегося. Несомненно, что только личностно - ориентированное обучение может раскрыть индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности.
Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно - ориентированный подход |
Основные понятия | Принципы | Методы |
Индивидуальность Личность Самоактуализированная личность Самовыражение Субъект Субъективность Я- концепция Выбор Педагогическая Поддержка | Самоактуализации Индивидуальности Субъективности Творчества и успеха Доверия и поддержки | Диалога Игровые Рефлексивные Педагогической поддержки Диагностические Создания ситуации выбора и успеха |
Личностно-ориентированный урок: теоретические и технологические аспекты его организации
Замысел личностно - ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:
- формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъективного опыта;
- оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
- содействие ребенку в формировании положительной Я - концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
В качестве принципов построения учебно - воспитательного процесса на уроке я использую основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:
1) Принцип самоактуализации. Учитель должен верить в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности. Обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.
2) Принцип индивидуальности. Индивидуальность, по мнению академика Е. В. Бондаревской, является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.
3) Принцип субъектности. Педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъктных отношений с учащимися. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.
4) Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.
5) Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.
6) Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявив свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.
Организация учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся:
- Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;
- Применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
- Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
- Создание для учащихся ситуации успеха;
- Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- Избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;
- Использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что …», «мне кажется, что …», «по моему мнению …», « я думаю, что ...» и т.д.
Такой образ личностно - ориентированного урока помогает педагогу более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей своих учащихся.
Вывод
Избрав личностно-ориентированный подход в качестве ведущей методологической ориентации, педагоги, работающие в 10 классах, организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, ндивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал педагогической деятельности составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как:
1) диалогичность;
2) деятельностно - творческий характер;
3) целеустремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;
4) направленность на поддержку развития субъектных качеств и индивидуальности учащихся;
5) предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора;
В процессе обучения старшеклассников используются следующие приемы и методы:
1) приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
2) методы диалога и полилога;
3) приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
4) игровые методы;
5) методы диагностики и самодиагностики.
Мною разработаны конспекты уроков по математике X класса по данной проблеме.
Список используемой литературы
1. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., : Творческий центр, 2005г.
2. Степанов Е.Н. Личностно- ориентированный подход в педагогической деятельности .-М.,: Творческий центр, 2004г.
3. Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально- ориентированного подхода.//Завуч. 2000. №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся
Статья "Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся...
Личностно-ориентированный подход в обучении математике и его результативность
Материал посвящен личностно-ориентированному подходу в обучении, способствующему положительной динамике успеваемости школьников. На примере своей экспериментальной работы я рассматриваю вопрос ...
Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...
«Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению математике в режиме ИКТ»
Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при к...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА Ревнякова Татьяна Сергеевна учитель математики МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися IX классов – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Редко, кто просто плавно вместе со всем классом пер...
Выступление на МО по теме: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике".
Доклад на тему: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике"....
Инновационный подход в обучении математике обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними. Инновационные методы позволяют ученикам самоутвердиться. А самоутверждение &nd...