КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «Понятие показательной функции и показательного выражения. Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы. Свойства логарифмов. Основное логарифмическое тождество».
план-конспект занятия по алгебре (11 класс)

Чередниченко Евгений Юрьевич

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

по теме: «Понятие показательной функции и показательного выражения. Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы. Свойства логарифмов. Основное логарифмическое тождество».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lk._pokazateln._f-tsiya._logarifmy.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

по теме: «Понятие показательной функции и показательного выражения. Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы. Свойства логарифмов. Основное логарифмическое тождество.»

Понятие показательной функции и показательного выражения

КАК ВИДИМ, ВО ВСЕХ ЭТИХ ВЫРАЖЕНИЯХ ПРИСУТСТВУЕТ СТЕПЕНЬ, У КОТОРОЙ В ОСНОВАНИИ ПОСТОЯННОЕ ЧИСЛО (), А ПЕРЕМЕННАЯ «ЗАПРЫГНУЛА» В ПОКАЗАТЕЛЬ. ТАКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ НАЗЫВАЮТ ПОКАЗАТЕЛЬНЫМИ ВЫРАЖЕНИЯМИ

Выражение  называется показательным выражением.

Рассмотрим график показательной функции на примере  функций

                             и                              :

                           

 В случае 1 функция возрастает                                              В случае 2 функция убывает    

Обязательная точка на графике показательной функции  (0; 1), так как при х = 0  у = а0 =1.

Кроме того, на графике нет точек, у которых координата у < 0 и у = 0. ЗНАЧИТ:

ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ И ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ:

, где .

 

(такие же, как у всех степеней: их можно применять как слева направо, так  и справа налево)    

         

       

 

       

 если .                           если .          

 если  

ОБРАТНОЙ К ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ.

Прежде, чем познакомиться с логарифмической функцией, познакомимся  сначала с ЛОГАРИФМОМ ЧИСЛА.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГАРИФМА:

ЛОГАРИФМОМ ЧИСЛА b ПО ОСНОВАНИЮ  а  НАЗЫВАЮТ ПОКАЗАТЕЛЬ СТЕПЕНИ  n, В КОТОРУЮ НАДО ВОЗВЕСТИ ОСНОВАНИЕ а, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЧИСЛО b, СТОЯЩЕЕ ПОД ЗНАКОМ ЛОГАРИФМА:

                 

Логарифмическое выражение         Показательное выражение

(таким образом, одну и ту же информацию записали по-разному – в втде логарифмического и показательного(степенного) выражения.

ТАК КАК ПОД ЗНАКОМ ЛОГАРИФМА СТОИТ ЧИСЛО b, КОТОРОЕ РАВНО ПОКАЗАТЕЛЬНОМУ ВЫРАЖЕНИЮ аn, ТО b > 0 !!! (ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ МОЖЕТ  БЫТЬ ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ, ЗНАЧИТ, ПОД ЗНАКОМ ЛОГАРИФМА МОЖЕТ СТОЯТЬ ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО!!!)

ОДЗ логарифма

рого чуть ниже записывают  число а, которое называют основанием логарифма.

Пример.

Логарифм при основании 10 называют десятичным логарифмом и записывают:

.

Логарифм при основании   называют натуральным логарифмом и записывают:

.

Примечание.  Основание натурального логарифма, т.е. число  - это иррациональное число,  - бесконечная десятичная непериодическая дробь(как и число  ).

РАССМОТРИМ ЕЩЕ РАЗ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГАРИФМА:

.

Если во второе,  показательное  выражение , подставить  из первого, логарифмического выражения  вместо n выражение  , то ПОЛУЧИМ ОСНОВНОЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКОЕ ТОЖДЕСТВО:

Это, фактически,  определение логарифма, записанное в сокращенной форме: ЛОГАРИФМОМ ЧИСЛА b ПО ОСНОВАНИЮ  а  НАЗЫВАЮТ ПОКАЗАТЕЛЬ СТЕПЕНИ  n, В КОТОРУЮ НАДО ВОЗВЕСТИ ОСНОВАНИЕ а, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЧИСЛО b, СТОЯЩЕЕ ПОД ЗНАКОМ ЛОГАРИФМА:

Примеры на применение ОСНОВНОГО ЛОГАРИФМИЧЕСКОГО ТОЖДЕСТВА:

Свойства логарифмов.

  1. (логарифм единицы при любом основании  равен нулю, т. к. а0 = 1).

Например, т.к. 130 = 1.

  1. (логарифм основания равен единице, т. к.  а1 = а).

  Например, т.к. 51 = 5.

  1.  ( логарифм произведения  равен сумме двух логарифмов и наоборот, сумма двух логарифмов с одинаковым основанием равна  логарифму произведения).

       Например,

  1. ( логарифм частного, т.е. дроби,  равен разности двух логарифмов и наоборот, разность двух логарифмов с одинаковым основанием равна  логарифму частного или дроби).

         Например,

  1. ( логарифм степени т.е. дроби,  равен показателю степени, умноженному на логарифм основания степени. Значит, степень подлогарифмического выражения  может «СПРЫГНУТЬ» и встать перед логарифмом. И наоборот, множитель, стоящий перед логарифмом, может «ЗАПРЫГНУТЬ»  в показатель выражения, стоящего  под логарифмом).

    Например,   

  1. (Если степень относится  к основанию логарифма, она выносится в «перевернутом» виде и наоборот).

         Например,  

  1. Из свойств 5 и 6   

  Например,  .

 (Как видим, 5-ю степень сбросили в прямом виде, а 2-ю степень – в перевернутом)

        Значит,  

  .

  1.  И НАОБОРОТ  .

(а и b  можно поменять местами, опуская логарифм в знаменатель дроби и наоборот, поднимая из знаменателя в числитель).

  Например,  

9. ФОРМУЛА ПЕРЕХОДА К ЛОГАРИФМУ С НОВЫМ ОСНОВАНИЕМ:

()

И наоборот,

Например,  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме « Понятие о ране. Наружные кровотечения, виды. Первая медицинская помощь» Практикум.

Занятие проводится для  учебных групп 1 года обучения по программе " Юный спасатель"...

Дифференцирование логарифмической и показательной функции. Первообразная показательной функции.

На этом уроке учащиеся должны познакомиться с формулами производных показательной и логарифмической функции и умение находить первообразную показательной функции....

Проверочная работа по алгебре в 10-11 класее по теме : "Определение логарифма. Основное логарифмическое тождество".

Работа составлена с использованием материалов тестов по подготовке к единому государственному экзамену....

Конспект кружкового занятия по теме "Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации"

Конспект занятия кружка "Юный информатик" (5 класс) по теме "Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации"...

Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств."

Урок проводится с использованием компьютера и мультимедийного проектора. В ходе урока проводится тест "Показательная функция" с самопроверкой, работа по вариантам, работа по рядам с проверкой консульт...

Повторительно-обобщающий урок по теме Свойства показательной функции. Решение показательных уравнений

Цели:-повторить свойства показательной функции;-проверить навыки выполнения заданий ЕГЭ базового уровня по данной теме;- повторить и систематизировать способы решения показательных уравнений;-расширит...

Конспект урока в 11 классе "Показательная функция. Решение показательных уравнений"

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний. Цели урокаОбразовательные:      Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.    Закрепит...