мастер-класс "Применение листа Мебиуса в разных областях науки"
методическая разработка по алгебре

Мастер-класс "Применение листа Мебиуса в разных областях науки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc44.5 КБ
Office presentation icon master_-_klass_.ppt2.1 МБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС Гомбоевой Б.Ч.

СЛАЙД 2. Я начну свой мастер класс с вопроса: «Что общего между кружкой, бубликом и макарониной?»

СЛАЙД 3. Интересно то, что есть область математики, которая называется «Топология», с точки, зрения которой все эти предметы одно и то же, между ними вообще нет различий. Еще топологию называют «Резиновой геометрией».

Мы с вами будем работать с самым известным объектом топологии и сейчас мы попробуем его смоделировать.

Демонстрационный эксперимент.

Если мы возьмем бумажную ленту и склеим концы, то мы получим кольцо. Если мы возьмем эту же бумажную ленту и склеим, повернув один из концов на 180о, то мы получим вот такой объект (Показываем сами).

СЛАЙД 4. Этот объект называется лента Мебиуса или кольцо Мебиуса, с того момента как в 1858 году немецкий математик Август Фердинанд Мёбиус открыл удивительный односторонний лист бумаги и раскрыл его свойства. С того момента, начала развиваться новая ветвь математики, называемая топологией.

Сейчас мы будем работать с лентой Мебиуса. Нам надо провести эксперимент. На столах у вас лежат листы с таблицей, которую нужно заполнить. Итак,

1 эксперимент.

- Если мы возьмем кольцо и будем резать посередине вдоль, то, что мы получим? (Два кольца). Показываем, разрезаем.

- А если мы возьмем ленту Мебиуса и точно также начнем резать посередине вдоль, то, что мы в итоге получим? (Цепочка, одно кольцо потоньше, два листа Мебиуса)

- Ваши предположения запишите в первую колонку таблицы, коротко.

2 эксперимент.

- Если мы закрасим обычное кольцо вот так, не переходя за границы, то мы в итоге закрасим половину кольца.

- Если мы будем закрашивать ленту Мебиуса, то, что в итоге мы получим? Свои гипотезы впишите в таблицу.

СЛАЙД 5. Я вам раздам модели, и вы можете проверить ваши предположения. Ножницы и фломастеры у вас на столах. И посмотрите, совпадают ли ваши гипотезы с результатом.

Пока коллеги работают, я хочу прокомментировать то, что сейчас было.

СЛАЙД 6. На первом этапе мастерской мы создали ситуацию успеха, чтобы замотивировать участников к дальнейшей деятельности, раскрепостить и заинтересовать тем, что будет происходить. Для этого мы использовали индуктор – то есть странный вопрос о выявлении общих признаков, казалось бы, внешне различных предметов: кружки, бублика и макаронины.

СЛАЙД 7. Далее вводим теоретическое понятие - топология. Показываем пространство взаимодействия участников в рамках новой науки и расширяем кругозор.

СЛАЙД 8. Затем провели демонстрационный эксперимент для ознакомления с новым объектом. Потому что в процессе познавательной деятельности очень важен эмпирический опыт.

Дальше было предложено сделать эксперимент самостоятельно. Перед проведением эксперимента необходимо выдвижение гипотезы.

Дальше идет эксперимент, при необходимости коррекция и вывод.

Когда мы работаем с учениками в таком режиме, очень важно пояснять ребятам, что неподтверждение гипотезы не является отрицательным результатом эксперимента.

Хочу рассказать историю про Томаса Эдисона, который изобрел лампочку. На конференции один из журналистов спросил: «Вы провели две тысячи экспериментов, пока не получили свою лампочку. Такое большое количество неудач. Как вы к этому относитесь?». На что Эдисон ответил: «Нет. Это не были неудачи, а это две тысячи удачных способов как не получить электрическую лампочку».

Поэтому ученикам надо дать понять, что отрицательным результатом будет их неумение выдвигать такие гипотезы.

Сейчас посмотрим, что получилось у участников.

СЛАЙД 9. По первому эксперименту – прошу прокомментировать: что ожидали, что получилось, был ли результат ожидаемым? (Ожидали получить два кольца Мебиуса, получили кольцо в два раза больше и закрученное).

СЛАЙД 10. Второй эксперимент, прокомментируйте, пожалуйста. (Подтвердилось).

На самом деле второй эксперимент для нас более важен. Почему? Мы привыкли, что у любого явления две стороны: у медали две стороны, у монеты - орел и решка, есть добро и зло. А этот объект – лента Мебиуса имеет только одну сторону и это очень необычно.

СЛАЙД 11. И по этому поводу Рихард Курант и Герберт Робинс в книге «Что такое математика?» написали: «Если кто-нибудь вздумает раскрасить только одну сторону поверхности мёбиусовой ленты, пусть сразу погрузит её всю в ведро с краской».

Для дальнейшей работы, я попрошу вас, разделится на 3 группы: практики, педагоги – методисты и исследователи – экспериментаторы.

Сначала я озвучу, что вам необходимо сделать.

Практики - Предложить проекты, варианты использования этой ленты в реальной жизни. У вас есть подсказки, те свойства, которые получили в предыдущем опыте.

Методисты - Предположим, что обновление новых стандартов в школах прошло, и лента Мебиуса включена в обязательный минимум для изучения на базовом уровне. Вам необходимо придумать оптимальный порядок изучения этой темы со школьниками, и в каком предмете хорошо бы использовать эту ленту (математика, физика, литература и т. д).

Исследователи - Самая сложная и в то же время самая легкая задача. Вам нужно придумать и предложить свой эксперимент. Выдвинуть гипотезу, провести эксперимент и посмотреть подтвердилась она или нет. Подсказка – мы резали ленту Мебиуса посередине вдоль, вы можете сдвинуться от середины.

Задача понятна для всех? Отлично! Приступаем!

СЛАЙД 12. На втором этапе мастерской проводится работа в творческих группах. Эта работа позволяет организовать обсуждение, распределить внутри группы какие – то роли, а в процессе обсуждения могут возникать новые творческие идеи.

СЛАЙД 13. Разъяснение работы по группам.

Практики - Они должны вспомнить, что лента односторонняя, поверхность одна и может быть им это как – то поможет.

Методисты - Продумать и сформулировать оптимальную последовательность изучения ленты Мебиуса. Они будут работать с конкретным объектом. И если такая схема будет получена, то вполне возможно, что это будет инвариантная схема изучения любых процессов. Посмотрим, что получится на самом деле.

Исследователи - Та задача, которую они получили, называется «Открытая задача». Такие задачи отличаются тем, что у них нет точного результата, к которому они должны прийти. Методисты получат план, практики получат проект или вариант использования, а у исследователей в принципе неизвестно, что у них получится. Такие задачи наиболее активно развивают творческую мысль у участников таких проектов. И в школе наиболее оптимально использовать на уроках геометрии, когда все дети получают одну и ту же конструкцию и в зависимости от уровня ребенка он может для себя придумать как легкую задачу, так и сложную – исследовательскую.

Какие - то группы уже готовы?

Практики - карусели, лента для печатной машинки, лента эскалатора, на самом деле так и есть.

Методисты - в нач. школе изучать свойства; в ср. школе -; в ст. классах – стихи и прозы на литературе.

Исследователи - сдвигаемся от серединки и разрезаем ленту вокруг, то мы получаем два сцепленных кольца.

СЛАЙД 14. Сейчас мы посмотрели приемы учебной деятельности в обучении математики: деление на группы, перенос полученных знаний на практику, проведение эксперимента и составление плана изучения. Как можно это использовать на практике, т.е. перенос знаний в практическую деятельность и деление на группы. (Как можно использовать на практике Прием проведения исследования открытой задачи, когда неизвестно какой результат должен получить ребенок?)

СЛАЙД 15.

Спасибо! Я еще вернусь к группе практиков. А пока хочу зачитать хорошие стихи:

Лист Мебиуса – символ математики,
Что служит высшей мудрости венцом…
Он полон неосознанной романтики:
В нем бесконечность свернута кольцом.

В нем – простота, и вместе с нею – сложность,
Что недоступна даже мудрецам:
Здесь на глазах преобразилась плоскость
В поверхность без начала и конца.

Здесь нет пределов, нет ограничений,
Стремись вперед и открывай миры,
Почувствуй силу новых ощущений,
Прими познанья высшего дары.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мы в принципе нашли только утилитарное применение этой ленты, на самом деле она дала толчок очень многим творческим проектам: фантастические рассказы, коллекция обуви, ювелирные украшения, скульптурные композиции, живопись и т.д.

СЛАЙДЫ 16 – 32 (Музыка).

Возвращаясь к группе практиков, которые предлагали варианты использования ленты Мебиуса, хотелось бы вас познакомить с некоторыми из таких творческих проектов.

Мне осталось только поблагодарить участников за работу, и за понимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Республики Бурятия АОУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» Муниципальное автономное образовательное учреждение «СОШ №8» г. Улан - Удэ ГОМБОЕВА БАИРМА ЧИМИТДОРЖИЕВНА учитель математики 1

Слайд 2

Что общего?

Слайд 3

Топология («резиновая геометрия») раздел математики, изучающий свойства фигур и тел, которые не меняются при их непрерывных деформациях (растяжение, сжатие, изгиб).

Слайд 4

Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868) 1858 год – лента Мёбиуса

Слайд 5

Что получим? (гипотеза) Что делаем? (эксперимент) Что получили? (результат) Ленту Мебиуса разрезаем посередине вдоль. Закрашиваем ленту Мебиуса с одной стороны не переходя за край.

Слайд 6

Индуктор – «странный вопрос», побуждающий к активной мыслительной деятельности. Странный вопрос о выявлении общих признаков, казалось бы, внешне различных предметов:

Слайд 7

Топология («резиновая геометрия»)

Слайд 8

Гипотеза Эксперимент Коррекция Вывод

Слайд 9

1 эксперимент Результат: получили ленту Мебиуса в два раза длиннее.

Слайд 10

2 эксперимент Результат: У ленты одна сторона

Слайд 11

« Если кто-нибудь вздумает раскрасить только одну сторону поверхности мёбиусовой ленты, пусть сразу погрузит её всю в ведро с краской», - написали Рихард Курант и Герберт Робинс в книге «Что такое математика?»

Слайд 12

Творческие группы Исследователи – экспериментаторы Практики Педагоги – методисты

Слайд 13

Практики Предложить варианты использования ленты Мебиуса в реальной жизни. Педагоги - методисты Продумать и сформулировать оптимальную последовательность изучения темы «Лента Мебиуса» в школе. Исследователи – экспериментаторы Выдвинуть гипотезу, провести эксперимент и посмотреть подтвердилась она или нет. Работа в творческих группах

Слайд 14

деление на группы; составление плана изучения; проведение эксперимента; перенос полученных знаний на практику. Приемы учебной деятельности в обучении математики Как можно использовать этот прием на практике?

Слайд 15

Лист Мебиуса – символ математики, Что служит высшей мудрости венцом… Он полон неосознанной романтики: В нем бесконечность свернута кольцом. В нем – простота, и вместе с нею – сложность, Что недоступна даже мудрецам: Здесь на глазах преобразилась плоскость В поверхность без начала и конца. Здесь нет пределов, нет ограничений, Стремись вперед и открывай миры, Почувствуй силу новых ощущений, Прими познанья высшего дары.

Слайд 16

Применение листа Мёбиуса Техника Архитектура Живопись Скульптура Логотипы и символы Дизайнерская одежда и обувь Дизайнерская мебель Спорт

Слайд 17

Техника Матричный принтер Шлифовальная лента Кинолента Кассета для магнитофона

Слайд 18

Слайд 19

Архитектура Зеленый развлекательный центр в Тайване спроектирован на основе ленты Мёбиуса

Слайд 20

Архитектура Буддистский храм в Китае

Слайд 21

Архитектура Пешеходный мост. Китайская провинция Хунань

Слайд 22

Архитектура Библиотека. г. Астана. Казахстан

Слайд 23

Скульптура Памятник ленте Мёбиуса в Минске (2009) В Москве, около кинотеатра “Горизонт” находится памятник “Ленте Мёбиуса”(1997). В Екатеринбурге установлен памятник листу Мёбиуса (2008)

Слайд 24

Скульптура Скамейка-бесконечность. Киев. Украина Памятник трем бесконечностям. Рига. Латвия.

Слайд 25

Скульптура «Корабль Мёбиуса» Тим Хавкинсон. Калифорния ВВЦ г. Москва лабиринт «Мёбиус» протяженность 89 км.

Слайд 26

Аттракционы

Слайд 27

Живопись Граффити. Прага. Чехия.

Слайд 28

Ювелирные украшения Обручальные кольца и браслеты

Слайд 29

Дизайнерская мебель Стол с одной поверхностью, за которым можно стоять, сидеть и на котором можно удобно лежать. Moebius Double Armchair. Двойное кресло-диван.

Слайд 30

Дизайнерская одежда и обувь Туфли Mobius . Компания United Nude . 2003г. Шарф Мёбиуса. XXI век

Слайд 31

Логотипы и символы Логотип компании Woolmark Символ переработки

Слайд 32

Символ математики Значок механико-математического факультета Московского государственного университета

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист Мебиуса

Различные исследования - это поход в неизвестность, движение к новым знаниям и открытиям. Математическое  исследование «Листа Мёбиуса», лишь слегка приоткрывает занавес, за которым скрывает...

Лист Мебиуса

Презентация занятия кружка"Занимательная математика"...

Математическая минутка: "Лист Мебиуса"

Внеклассное мероприятие, интересные факты полезные по математике. Есть связь наук, рассказывается и выполняется вместе с учащимися лист Мебиуса....

Занимательная математика "Лист Мебиуса"

Конспект урока для проведения часа занимательной математики по тема "Лист Мебиуса"...

Студенческая конференция "Лист Мебиуса"

Рассматриваются вопросы об открытии листа Мебиуса, опыты с ним, применение в технике. Показана связь листа Мебиуса со знаком бесконечности, рассмотрен вопрос о бесконечности Вселенной и о Солнечной ан...

Занятие математического кружка "Лист Мебиуса"

К программе "Занимательная математика"...