Методические материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по решению квадратных уравнений различными способами.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (8, 9, 10, 11 класс)
Квадратные уравнения изучают в 8 классе. Умение решать их совершенно необходимо, поскольку решения квадратного уравнения – это базовая тема школьного курса математики. Алгоритм решения квадратных уравнений давно общеизвестен. Иногда немало времени уходит на их решение. Потребность в быстром решении квадратных уравнений обусловлена тем, что время, отводимое на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, ограничено. В учебниках по алгебре рассматриваются только три способа решения квадратных уравнений.
А возможны ли другие способы решения уравнений?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по решению квадратных уравнений различными способами.
Квадратные уравнения изучают в 8 классе. Умение решать их совершенно необходимо, поскольку решения квадратного уравнения – это базовая тема школьного курса математики. Алгоритм решения квадратных уравнений давно общеизвестен. Иногда немало времени уходит на их решение. Потребность в быстром решении квадратных уравнений обусловлена тем, что время, отводимое на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, ограничено. В учебниках по алгебре рассматриваются только три способа решения квадратных уравнений.
А возможны ли другие способы решения уравнений?
Способы решения квадратных уравнений.
- Решение с использованием формулы корней квадратного уравнения.
Уравнение вида
, где а, в и с – заданные числа (а≠0) называют квадратным уравнением.
D =
– дискриминант,
– формула корней.
Если D < 0, то квадратное уравнение не имеет корней.
Если D = 0, то квадратное уравнение имеет один корень, который вычисляется по формуле:
.
Если D > 0, то квадратное уравнение имеет два корня, которые вычисляются по формуле:
.
Пример: 
D =
= 
=
,

Ответ: -1; -
.
Для самостоятельного решения:
-
;
;-
; ![]()
![]()
;
.
Запомни, любое квадратное уравнение можно решить с помощью дискриминанта! Даже неполное.
- Решение методом выделения полного квадрата.
Метод выделения полного квадрата основан на формулах квадрата суммы и квадрата разности
;
;
Этот способ удобен для решения квадратных уравнений, в которых второй коэффициент – четное число, а первый коэффициент (старший) является квадратом числа.
Решим уравнение
.
Выделим в левой части полный квадрат. Для применения формулы квадрата разности необходимо получить выражение 
Заметим, что
и в выражении
не хватает слагаемого 3². Тогда к исходному квадратному трехчлену прибавим 3²=9 и отнимем 9, чтобы получить равное выражение, после чего выделим квадрат разности (х – 3)² и суммируем оставшиеся числа.
=(х² - 6х + 9) – 9 + 7 = (х – 3)² -2. Далее решим уравнение
(х – 3)² - 2 = 0
(х – 3)² = 2
х – 3 =
х = 
х – 3 = -
; х = -
+ 3.
Ответ: - 
Пример: 

Вспомним условие (второй коэффициент – четное число, а первый (или старший) коэффициент является квадратом числа.
, умножим уравнение на 2, чтобы второй коэффициент стал четным.
, умножим уравнение на 6, чтобы первый коэффициент стал квадратом числа 6.
, теперь выделим полный квадрат. Т.к. 36х² = (6х)², а 60х = 2·6х·5, то не хватает слагаемого 5² = 25.

(6х – 5)² -1 = 0
(6х – 5)² = 1
6х – 5 = 1 6х = 6 х = 1
6х – 5 = -1; 6х = 4; х =
.
Ответ:
; 1.
Для самостоятельного решения:
2.1
;
2.2 
2.3
;
2.4
;
2.5
;
2.6 
2.7 
3) Метод коэффициентов.
В уравнении
, a, b и c – коэффициенты.
а) Если в квадратном уравнении сумма коэффициентов a + b + c = 0, то один корень 1, а второй
.
б) Если в квадратном уравнении второй коэффициент b = a + c, то один корень -1, а второй -
.
Пример:

a = 10, b = -13, c = 3.
a +b + c = 10 +(-13) + 3 = 0, значит
= 1,
=
=
= 0,3
Ответ: 0,3; 1.
Пример:

а = 2, в = 5, с = 3.
в = а + с, 5 = 2 + 3, значит
= -1,
= -
= -
= - 1,5.
Ответ: -1,5; -1.
Для самостоятельного решения:
3.1.
;
3.2. 
3.3.
;
3.4. 
3.5.
;
3.6.
3.7. 
в) Если в квадратном уравнении выполняется условие ас + 1 = - в, то
=
,
= с.
г) Если в квадратном уравнении выполняется условие ас + 1 = в, то
= -
,
= - с.
Пример:

а = 2, в = 7, с = 3.
Заметим, что ас + 1 = в, 2·3+1=7, значит
= -
,
= - с = -3.
Ответ: -3; -
.
Пример:

а= 10, в = - 111, с = 11.
Заметим, что ас + 1 = - в, 10·11 + 1 = -(-111), значит
=
,
= с = 11.
Ответ: 0,1; 11.
Для самостоятельного решения:
3.8. 
3.9. 
3.10. 
3.11. 
3.12. 
3.13
3.14. 
4) Теорема, обратная теореме Виета.
Уравнение
называют приведенным квадратным уравнением.
Если некоторые два числа таковы, что их сумма равна второму коэффициенту приведенного квадратного уравнения, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно его свободному члену, то данные числа являются корнями этого приведенного уравнения.
Таким образом, из соотношений
следует, что
являются корнями квадратного уравнения
.
Пример:
.

;
.
Надо подобрать корни
таким образом, чтобы их сумма равнялась 7, а их произведение равнялось 10 (обычно это делается в уме).
Единственные числа, которые подходят к этому условию – это 2 и 5, значит 
Ответ: 2; 5.
Для самостоятельного решения:
4.1.
;
4.2.
;
4.3.
;
4.4.
;
4.5.
;
4.6.
;
4.7.
.
Ответы:
- -2; 0,75.
- Корней нет.
- 1.
.
.- −1; 5.
- -1; 2,5.
- -5; 3.
- -0,4; 2.
- -1,5; 1.
; ![]()
- −2; 8.
- -2; 0,5.
- -0,2; 0,5.
- 1; 0,6.
- -1; -0,75.
- -1; 9.
- -1; -
. - -0,4; 1.
- -1;
![]()
- -1,5; -1.
- -0,25; 16.
- -
; 2. - -0,2; -6.
- -12;
![]()
-
; 5. -
; -5. - -
; 11.
- 2; 3.
- -1; 9.
- -10; 9.
- -4; 7.
- -2; 8.
- -11; 2.
- 2; 33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по алгебре для 8 класса "Решение квадратных уравнений различными способами" с применением ИКТ
систематизация, обобщение полученных ранее знаний, а также ознакомление с новыми способами решения квадратных уравнений...

Конспект урока по алгебре 8 класс "Решение квадратных уравнений графическим способом"
Конспект урока-практикума по алгебре с тестовыми заданиями...

Решение квадратных уравнений различными способами
обобщение и систематизация знаний по теме;ликвидация пробелов в знаниях учащихся;выработка умений и навыков по решению квадратных уравнений различного вида разными способами;выработка умения выбрать н...
Конспект урока по теме "Решение квадратных уравнений различными способами"
Заключительный урок по етеме" Квадратные уравнения" для 8 кл....
Решение квадратных уравнений различными способами
Презентация к уроку по теме: "Решение квадратных уравнений различными способами"...
Решение квадратных уравнений различными способами
С примерами применения различных формул учащиеся неоднократно встречаются как на уроках алгебры, геометрии, так и на других уроках. Накопленный опыт позволяет восьмиклассникам доволь...

Урок алгебры 8 класса на тему «Решение квадратных уравнений различными способами»
Предварительная подготовка: учащиеся должны знать следующие темы: «Квадратное уравнение и его корни», «Неполные квадратные уравнения», «Метод выделения полного квадрата&r...




















