Интегрированные уроки как средство создания условий познавательной деятельности. Технологии, методы, приемы.
методическая разработка по алгебре (8 класс)

Егорова Наталья Анатольевна

Интегрированные уроки, как средство обучения, должны дать учащимся те знания, которые отражают связанность отдельных предметов, как системы, как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Пример интеграции предмета химии и математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки как средство создания условий познавательной деятельности.

Технологии, методы, приемы.

Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения.

 Остро встает вопрос методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, совершать переход от школы  запоминания к школе развития мышления и творчества.

В методике преподавания словесности накопилось много проблем, которые требуют специальных исследований: соотношение достижений педагогической практики и теоретических положений.

На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий.

В наше время в педагогический лексикон вошли термины «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии в обучении».

Слово «технология» происходит от греческих слов «техно» - искусство, мастерство и «логия» - слово, учение, понятие.

Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.

«Интеграция» в переводе обозначает «объединение в целое каких-либо частей».

Интеграция, как средство обучения, должна дать учащимся те знания, которые отражают связанность отдельных предметов, как системы, как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Пример интегрированного урока.

«Стандартный вид числа. Вычисление массовых   долей химических элементов в сложном веществе с записью ответа в стандартном виде.»

Цели:

Основная цель педагога по отношению к индивидуальной самореализации учеников: приобретение обучающимися убежденности в возможности познания ими законов природы и  в необходимости разумного использования  знаний полученных из различных областей наук для дальнейшего развития техники, формирование отношения к математике и химии  как к элементам общечеловеческой культуры.

Оборудование:

Компьютер

Раздаточный материал для учащихся: классификатор элементов, содержащихся в живых организмах; таблица характерных симптомов дефицита химических элементов в организме человека; таблица суточного поступления химических элементов в организм человека; таблица содержания химических элементов в организме человека; значение различных химических элементов для человека; список вопросов для итоговой рефлексии, сообщения учащихся о значении химических элементов для здоровья человека.

Ход урока.

1. Вступительное слово  (1 мин)

      Объявляется тема урока

Стандартный вид числа. Вычисление массовых долей химических элементов в сложном веществе с записью ответа в стандартном виде.

  • Какие цели вы сами поставите для этого урока?

1) Формирование представлений о методах научного познания природы; 

2) Интеграция знаний из различных областей науки;

3) Формирование умений применять навыки решения математических задач  к вычислению массовых долей химических элементов и записи ответов в  стандартном виде.

2. Объяснение нового материала.  (5 мин)

Посмотрите на экран. Какие числа удобно записывать и читать? Почему?

Для записи очень больших и очень маленьких чисел используют специальную запись, которая называется стандартный вид числа.

 

7450000000=7,45·109

0,00000000745=7,45·10-9

7,45 – мантисса числа; 9 и -9 – порядок

Определение:

Стандартный вид числа  - это его запись в виде a·10n, где 1≤ |a|≤ 10, n – целое число; а называется мантиссой этого числа, а n – его порядком.

3. Решение задач на запись чисел в стандартном виде:  (5 мин)

1) Задачи из ГИА

1. Масса спутника Юпитера Ио равна 89 400 000 000 000 000 000 тонн. Запишите массу Ио (в тоннах) в стандартном виде.

2. Масса спутника Юпитера Европа  равна 48 000 000 000 000 000 000 тонн. Запишите массу Ио (в тоннах) в стандартном виде.

3. Масса спутника Юпитера Ганимед  равна 148 230 000 000 000 000 000 тонн. Запишите массу Ио (в тоннах) в стандартном виде.

4. Масса спутника Юпитера Каллисто равна 107 660 000 000 000 000 000 тонн. Запишите массу Ио (в тоннах) в стандартном виде.

2) Химические задачи.  (8 мин)

Записать суточное поступление химических элементов  в организм человека в стандартном виде.

Математика является прикладной наукой. Где же при изучении химии мы можем применить эти знания?

Учёные считают, что в организме человека химические элементы выполняют определённую биологическую функцию. Они рассчитали суточное поступление химических элементов в организм человека.

Возьмите таблицу «Суточное поступление химических элементов в организм человека» и представьте суточное поступление химических элементов в стандартном виде, на примере:

K,  Na,  Ca,  Fe,  I

Химический элемент

Взрослые

Дети

Классификатор элементов

Калий

2·103 – 5,5·103 

5,3·102

Натрий

1,1·102 – 3,3·103 

2,6·102

Кальций

8·102 – 1,2·103 

4,2·102

Железо

101 – 1,5·101 

7

Йод

1,5·10-1 

7·10-2

Анализируя полученные результаты,  можно сказать, что в живом организме содержится различное количество химических элементов. В зависимости от среднего содержания в организме химические элементы классифицируют на группы.

Возьмите классификатор элементов, содержащихся в живых организмах.

Макроэлементы сконцентрированы, как правило, в одном типе тканей живого организма (соединительные ткани, мышцы, кости, кровь). Они составляют пластический материал основных, несущих тканей, обеспечивают свойства всей среды организма в целом.

Микроэлементы неравномерно распределены между тканями и частично обладают средством к определённому типу тканей и органов. Например, йод – в щитовидной железе, цинк – в поджелудочной железе. Незначительные отклонения содержания микроэлементов от нормы вызывают тяжёлые заболевания.

Запишите к каким группам относятся данные элементы.

Химический элемент

Взрослые

Дети

Классификатор элементов

Калий

2·103 – 5,5·103 

5,3·102

Макро

Натрий

1,1·102 – 3,3·103 

2,6·102

Макро

Кальций

8·102 – 1,2·103 

4,2·102

Макро

Железо

101 – 1,5·101 

7

Микро

Йод

1,5·10-1 

7·10-2

Микро

4. Динамическая пауза – гимнастика для глаз.

5. Решение задач на вычисление массовых долей химических элементов в сложном веществе.  (6 мин)

1) Решение задач на доске с учителем.

Вычисление массовых долей элементов в сложном веществе производится по формуле:

ώ=

n – число атомов элемента в веществе

Ar – относительная атомная масса элемента

Mr – относительная молекулярная масса вещества

Задание

Вычислите массовые доли элементов в следующих веществах. Результаты округлите  до тысячных долей и запишите в стандартном виде.

Гидроксофосфат кальция Ca10(PO4)6(OH)2

ώ(Ca)= = =0,398=3,98·10-1

ώ(P)= = =0,185=1,85·10-1

Mr[Ca10(PO4)6(OH)2]=10Ar(Ca)+6Ar(P)+24Ar(O)+2Ar(O)+2Ar(H)=

10·40+6·31+24·16+2·16+2·1=400+186+384+32+2=1004

2) Самостоятельная работа.  (12 мин)

3 группы учащихся получают свои задания в компьютере.

Динамическая пауза  - пересаживание в рабочие группы

Задание

Вычислите массовые доли элементов в следующих веществах. Результаты округлите  до тысячных долей и запишите в стандартном виде.

  1. Натрия в хлориде натрия (NaCl)
  2. Калия и йода в иодиде калия (KI)
  3. Железа в сульфате железа (II)

FeSO4

Учащиеся решают в группах задания. При проверке результаты записываются в таблицу.

Вещества

Массовая доля элемента

Хлорид  натрия (NaCl)

Na –

Иодид  калия (KI)

K –

I –

Сульфат  железа (FeSO4)

Fe –

Нитрат магния (Mg(NO3)2)

N –

Mg –

Гидроксофосфат кальция Ca10(PO4)6(OH)2

Ca –

Р –

Расчёты

1  NaCl

ώ(Na)= ==0,051=5,1·10-2
Mr(NaCl)=Ar(Na)+Ar(Cl)=23+35,5=58,5

2  KI

ώ(K)= ==0,235=2,35·10-1
Mr(KI)=Ar(K)+Ar(I)=39+127=166

ώ(I)===0,765=7,65·10-1

3  FeSO4

ώ(Fe)= ==0,368=3,68·10-1
Mr(FeSO4)=Ar(Fe)+Ar(S) +4Ar(O)=56+32+4·16=152

  1. Выводы:  
  • Давайте подведём итоги урока.
  • Что такое стандартный вид числа?
  • Где можно использовать стандартный вид числа?
  •  Почему мы рассчитывали массовые доли именно этих химических элементов?
  • Какова роль химических элементов в организме человека?
  • В каких продуктах питания содержатся эти элементы?
  • К чему приводит дефицит химических элементов в организме человека?

  1. Рефлексия.   

Список литературы:

  1. Алгебра: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений /Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. – 10-е издание – Москва Просвещение.
  2. Тесты по алгебре: 8 кл. / Ю. А. Глазков, М. Я. Гаиашвили. – 2-е издание, испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Алгебра. 8 класс. Тематические тестовые задания по алгебре для подготовки к ГИА. /авт.-сост.: Л. П. Донец. – Ярославль: Академия развития, 2011.
  4. Алгебра. Тематические тесты. 8 класс. /П. В. Чулков, Т. С. Струков. М.: Просвещение, 2010.
  5. Химия 8 класс. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Москва «Просвещение» 2008
  6. http://www.alhimik.ru/kunst/man's_elem.html
  7. http://ecoflash.narod.ru/ochistka_4.htm 
  8. http://immunologia.ru/3-microel.html#e504 
  9. http://immunologia.ru/3-microel.html#e506 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков, как средства создания условий для познавательной активности учеников на занятиях математики»

На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий, как ступень развития методики обучения.    В наш...

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Интегрированные уроки как средство повышения мотивации учебной деятельности учащихся

Интеграции предметов гуманитарного цикла способствует развитию  у ребёнка эмоциональной сферы, его чувств, души. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого ...

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий в условиях информационного пространства как средство формирования активной познавательной деятельности

Тема семинара: информационное образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога. Тема выступления на сетевом МО: Построение процесса обучения на основе инновацио...

«Технология самооценки и самокоррекции учащихся - как средство активизации их познавательной деятельности, в условиях введения ФГОС»

В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образователь...

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...

Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков, как средство создания условий для познавательной активности

Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только с...