Рабочая программа элективного курса по математие "Избранные вопросы математики".9 класс.
элективный курс по алгебре (9 класс)
Рабочая программа факультативного курса «Избранные вопросы математики» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от «17» декабря 2010 года № 1897 с изменениями) (приказ Минобрнауки РФ от «29» декабря 2014 года № 1644);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию от «8» апреля 2015 года № 1/15);
- «Сборника программ курсов по выбору по математике» составитель О.М.Фадеева, М., Глобус, 2019
- Линии учебно-методических комплексов (УМК) Мерзляк А.Г и др.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Осинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа курса
«Избранные вопросы математики»
для 9 класс
на 2022-2023уч.год
Составила:
Жертанова Э.В.,
учитель математики
Пояснительная записка.
Рабочая программа факультативного курса «Избранные вопросы математики» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от «17» декабря 2010 года № 1897 с изменениями) (приказ Минобрнауки РФ от «29» декабря 2014 года № 1644);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию от «8» апреля 2015 года № 1/15);
- «Сборника программ курсов по выбору по математике» составитель О.М.Фадеева, М., Глобус, 2019
- Линии учебно-методических комплексов (УМК) Мерзляк А.Г и др.
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 9 класса, и рассчитана на 8,5 часов (0,25 часов в неделю).
Одной из ключевых задач российского образования на современном этапе является его ориентация на формирование познавательных и созидательных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации в обществе. Целью курса «Избранные вопросы математики» является развитие интересов и склонностей учащихся к математике. Программа рассчитана на базовый уровень владения учащимися математическими знаниями и предполагает углубление отдельных тем школьной математики, содержит вопросы, выходящие за рамки программы основной школы. Изучение некоторых тем, выходящих за пределы школьного курса, полезно учащимся для оценки своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы, проверки их готовности к освоению математики на повышенном уровне.В период обучения по данной программе они должны приобрести новые знания, умения и навыки в области математики и повысить общий уровень математической культуры, который позволит им:
- точно и грамотно излагать собственные рассуждения при решении задач;
- приобрести устойчивые навыки решения нестандартных задач;
- применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований;
- продолжить пополнять математические знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учёбы.
Программа состоит из четырех разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический кругозор. Предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности. Это будет способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, приобретению навыков творческого мышления.
Структура программы состоит из курсов:
- Простейшие преобразования графиков -1 ч.;
- Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля –3 часа;
- Задачи с модулем и параметром -3 часов;
- Уравнения с параметрами –1,5 часа;
I. Простейшие преобразования графиков
В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной общеобразовательной подготовки, в том числе и графической. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связаны с непосредственным применением математики.
Умение изображать геометрические функциональные зависимости, заданные формулами, особенно важно для успешного усвоения курса математики. У многих учащихся построение графиков функций вызывает затруднений. Они в значительной степени объясняются тем, что вопросы графического изображения функций в школьном курсе разбросаны по разным разделам, изучаются фрагментами, а общие приемы построения графиков практически не рассматриваются.
Данный раздел включает углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Раздел дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности, способствует эстетическому воспитанию учащихся, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, развивает воображение, пространственные представления.
Роль графической подготовки в образовании учащихся ставит следующие цели курса:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- развитие умственных способностей, формирование качеств мышления.
Процесс обучения ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных, практических видов работ – как при изучении теории, так и при решении задач; развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда.
Основными результатами освоения содержания раздела может быть определенный набор умений построения, преобразования и использования графиков при решении уравнений, неравенств и задач с параметрами. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить как ими усвоен изученный материал. Одна из форм самостоятельной работы учащихся – практическая работа.
II. Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля
В процессе обучения данного раздела учащиеся приобретают следующие умения:
- решать уравнения, содержащие один, два, три модуля;
- решать неравенства, содержащие модуль;
- строить графики функций, содержащие модуль;
- интерпретировать результаты своей деятельности;
- делать выводы;
- обсуждать результаты.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о модуле, о влиянии модуля на расположение графиков функций на координатной плоскости, влиянии модуля при решении уравнений и неравенств.
III. Задачи с модулем и параметром
Целью является формирование умений и навыков решения уравнений и неравенств, содержащих модуль и знакомство с методами решения задач с параметрами.
Задачи:
- расширение представлений учащихся о методах решения уравнений и неравенств, содержащих модуль
- расширение сферы математических знаний учащихся (задачи с параметрами).
Изучение начинается с лекции. Домашнее задание может быть как общим, так и индивидуальным.
Возможны разные формы индивидуальной и групповой деятельности учащихся на занятии. После изучения отдельных тем проводятся небольшие контрольные работы для проверки уровня усвоения учащимися материала. Изучение каждого блока заканчивается зачетом.
В результате учащиеся будут должны:
уметь:
- решать линейные уравнения, используя геометрический смысл модуля;
- упрощать выражения и решать уравнения и неравенства, используя определение модуля;
- решать линейные уравнения, содержащие параметр;
- решать задачи на использование условия существования корней квадратного трехчлена, теорему Виета.
Иметь представление:
- о решении системы линейных уравнений с параметром.
IV. Уравнения с параметрами
Задачи с параметрами представляют математический интерес, способствуют интеллектуальному развитию, служат хорошим материалом для отработки навыков. Первый шаг при изучении уравнений с параметрами- решение простых уравнений без ветвлений. Такие упражнения помогают учащимся привыкнуть к параметрам, к необычной форме ответов при решении уравнений.
В качестве второго шага на пути изучения можно выделить решение простейших уравнений с небольшим числом легко угадываемых ветвлений.
Несложные уравнения с параметрами, при решении которых требуется дополнительная проверка, связанная с ограничениями их области определения, составляют следующий шаг в изучении уравнений с параметрами.
Иногда различным значениям параметра соответствуют уравнения различной сложности. Этим обстоятельством можно воспользоваться для дифференцированного подхода к учащимся.
Графический способ определения числа корней уравнения в зависимости от входящего в него параметра является более удобным, чем аналитический.
На заключительном этапе рассматриваются задачи с параметрами, сводящиеся к квадратным уравнениям.
Учебно-тематический план
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
1 | Простейшие функциональные зависимости | 0,5 |
2 | Графики функций, содержащих выражение под знаком модуля (линейные, квадратичные) | 0,5 |
3 | Простейшие преобразования графиков | 0,5 |
4 | Понятие модуль. Решение уравнений, содержащих знак модуля. | 0,5 |
5 | Построение графиков функций, содержащих знак модуля. | 0,5 |
6 | Графическая интерпретация решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля. | 0,5 |
7 | Решение неравенств с модулем. | 0,5 |
8 | Геометрический смысл модуля. Упрощение выражений | 0,5 |
9 | Квадратные уравнения, содержащие модуль: уравнения, содержащие под модулем линейный двучлен; уравнения, содержащие под модулем квадратный трехчлен | 0,5 |
10 | Системы линейных уравнений, содержащих модуль | 0,5 |
11 | Неравенства. Неравенства вида |х|˂а, |х|˃а. Область определения функции, содержащей знак модуля. Неравенства, содержащие под знаком модуля квадратный трехчлен. | 0,5 |
12 | Системы неравенств, содержащие модуль | 0,5 |
13 | Линейные уравнения и системы, содержащие параметр. | 0,5 |
14 | Теорема Виета; обратная теорема Виета; расположение корней квадратного трехчлена | 0,5 |
15 | Линейные уравнения с параметрами А)без ветвления Б)с легко угадываемым ветвлением В) с ограничениями их области определения | 0,5 |
16 | Квадратные уравнения с параметрами А)исследование квадратного трехчлена Б)теорема Виета В)теоремы о расположении корней квадратного трехчлена на координатной прямой | 0,5 |
17 | Графический способ решения уравнений с параметрами | 0,5 |
Литература:
- Семенов А.Л. ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1 / А.Л.Семенов, И.В.Ященко. – М., издательство «Экзамен», издательство МЦНМ, 2024
- Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика 9-й класс. Подготовка к ГИА-2024: учебно-методическое пособие, Ростов-на-Дону: Легион, 2024
- Ященко И.В. ГИА 2024. Математика. Типовые тестовые задания. М.:, изд-во «Экзамен», 2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Избранные задачи по математике" (11 класс)
Элективные курсы«Избранные задачи по математике»(учебный курс профильной подготовк...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по математике" для 6 класса
Предлагаемый курс "Решение задач " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, на...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 11 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...

Рабочая программа элективного курса по химии для 10-11 класса "Актуальные вопросы общей химии"
Элективный курс «Актуальные вопросы общей химии» предназначен для учащихся 10-11-х классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Элективный курс «Актуальные вопросы общей химии&r...

Рабочая программа факультативного курса "Изучение избранных вопросов математики" 8 класс
Материал представляет собой рабочую программу факультативного курса по математике 8 класса...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"...