Методическая разработка урока по алгебре в 9 классе: "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок алгебры в 9 классе.
Тема урока: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цель урока: обобщить, систематизировать и расширить знания, закрепить умения и навыки учащихся при решении заданий по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Задачи урока:
- Обучающая – совершенствование навыков применения теоретических знаний при решении заданий с прогрессиями; проверить полноту и осознанность усвоения знаний учащихся по теме.
- Развивающая – формирование логического мышления, умения анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания.
- Воспитательная – формирование таких качеств личности, как ответственность, внимательность, дисциплинированность, умение анализировать.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме
План урока
I. Организационный момент
II. Проверка выполнения домашней работы
III. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности
IV. Актуализация опорных знаний и умений
V. Закрепление умений и навыков
VI. Физминутка
VII. Контроль знаний
VIII. Домашнее задание.
IX. Подведение итогов урока
X. Рефлексия.
Ход урока
- Организационный момент
1) проверка подготовки учащихся к уроку (наличие на рабочем столе тетради, дневника, учебника)
2) проверка наличия учащихся на уроке (отчёт дежурных)
II. Проверка выполнения домашней работы
(отчет учащихся-ассистентов о выполнении классом домашнего задания, выборочная проверка работ.)
Ш. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности
Сегодня мы проводим повторительно–обобщающий урок перед контрольной работой по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Есть притча о царе: «Однажды царь решил выбрать себе из придворных первого помощника. Он позвал их всех к огромному замку. «Кто откроет этот замок без ключа, тот и будет первым помощником». Но никто даже не двинулся с места. И только один подошел и дернул замок, который тут же открылся, так как не был закрыт на ключ. тогда царь сказал: «Ты будешь моим первым помощником, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Желаю, чтобы и вы надеялись на собственные силы и не боялись сделать попытку понять то, что кажется непонятным в данной теме.
Запишем тему: «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Сегодня на уроке мы систематизируем и расширяем знания, закрепляем ваши умения и навыки по указанной теме, тем самым готовимся к контрольной работе
IV. Актуализация опорных знаний и умений
Цель – вспомнить и проверить теоретические знания по теме, подготовиться к практическим заданиям.
Фронтальная работа с классом:
- Дать определение арифметической и геометрической прогрессий.
- Что называется разностью арифметической прогрессии?
- Что называется знаменателем геометрической прогрессии?
- Какая последовательность называется возрастающей?
- Какая последовательность называется убывающей?
- Формула n-го члена арифметической прогрессии.
- Формула n-го члена геометрической прогрессии.
- Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
- Характеристическое свойство арифметической прогрессии
- Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.
- Характеристическое свойство геометрической прогрессии.
Задание: Среди каждой группы формул выбрать арифметическую, геометрическую или просто последовательность
1) 2; 5; 8; 11;14; 17;…
2) 3; 9; 27; 81; 243;…
3) 1; 6; 11; 20; 25;…
4) –4; –8; –16; –32; …
5) 5; 25; 35; 45; 55;…
6) –2; –4; – 6; – 8; …
Ответы: 1) арифметическая прогрессия ,d=3; 2)геометрическая прогрессия,q=3; 3)последовательность чисел; 4) геометрическая прогрессия,q=2; 5) последовательность чисел; 6) арифметическая прогрессия ,d=-2;
V.Закрепление умений и навыков
Математический диктант ( с последующей взаимопроверкой)
№1. Дано: ( ) – арифметическая прогрессия, =-2, = 4.
Найти: d- ?, - ?
№2. Дано: ( ) – геометрическая прогрессия, =2, = 1.
Найти: q- ?, - ?
№3. Дано: ( ) – арифметическая прогрессия, =-2, = 14.
Найти: - ?
№4. Дано: ( ) – геометрическая прогрессия, =1, = 2.
Найти: - ?
1 | 2 | 3 | 4 |
d=6,а7=34 | q=0,5;в4=0,25 | 48 | 15 |
Решаем:16.48(а,б),17.31(а,б)
№16.48
Составьте формулу n-го члена арифметической прогрессии (аn), если:
а) а5 = 15, а12 = 29;
б) а9 = - 30 , а19 = - 45;
№ 17.31
а) b2 = 4, b4 = 16. Найдите q и b3 (b3 > 0).
б) b5 = 12, b7 = 3. Найдите q и b6 (b6 < 0).
VI .Физминутка
Физкультминутка, включающая специальную гимнастику для глаз.
Цель: снятие зрительного утомления.
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз.
2. Горизонтальное вправо-влево.
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги
VII.Контроль знаний
Самостоятельная работа
Вариант I | Вариант II |
1)Дано: (а n ), а21 = – 44, а22 = –42.Найти: d - ? | 1)Дано: (b n ) , b 12 = – 32, b 13 = – 16. Найти: q – ? |
2)Дано: (а n ), а1 = – 3, а2 = 4. Найти: а16 – ? | 2)Дано: (а n ), а1 = 28, а21 = 4. Найти: d - ? |
3) Дано: (b n ) , b5 = 8 q = 2. Найти: b1 – ? | 3) Найдите третий член геометрической прогрессии, если . |
4) Дано: (а n ), а7 = 16, а9 = 30. Найти: а8 –? | 4)Дано: (b n ) , bп > 0, b2 = 4, b4 = 9 Найти: b3 – ? |
5)Найдите сумму первых четырех членов геометрической прогрессии: -16,-8,-4 | 5) Найдите сумму семи первых членов арифметической прогрессии 10;6;2;… . |
Ответы:
Вариант I | Вариант II | ||
1 | 2 | 1 | 0,5 |
2 | 102 | 2 | -1,2 |
3 | 0,5 | 3 | 5 |
4 | 18 | 4 | 6 |
5 | -30 | 5 | -14 |
VIII.Домашнее задание.
- №16.48(в,г),17.31(в,г)
IX.Подведение итогов урока
- В течение урока мы повторили основные формулы арифметической и геометрической прогрессий.
- Решали типичные задания, с применением формул обеих прогрессий.
- Оценка работы учащихся на уроке.
X.Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал(а) …
- Мне еще надо повторить …
Урок сегодня завершён,
Дружней вас не сыскать.
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе "Линейная функция, ее свойство и график"
Тип урока – урок изучения нового материала, в котором я использую методику моделирования математического мышления учащихся. При изучении нового материа...
Методическая разработка урока апгебры в 8 классе по теме "Геометрический смысл модуля действительного числа".
Методическая разработка урока апгебры в 8 классе по теме "Геометрический смысл модуля действительного числа"....
Разработка открытого урока по алгебре Решение упражнений по теме: "Геометрическая прогрессия"
В разработке рассматривается вопрос о навыке у учащихся по теме "Геометрическая прогрессия". Автор использует различные методы и приёмы для формирования навыка у учащихся нахождения элементов геометри...
методическая разработка урока по алгебре "Умножение одночлена на многочлен" урок в 7 классе
Умножение одночлена на многочлен...

Методическая разработка урока по алгебре "Арифметическая прогрессия"
Урок закрепление изученного материала по теме "Арифметическая прогрессия". Методическая разработка содержит множество различных заданий. Прилагается презентация. Содержит элементы здоровьесберегающей ...

Методическая разработка урока по алгебре для обучающихся 9 класса по теме "Cумма n- первых членов геометрической прогрессии""
Методическая разработка учебного занятия с использованием новых образовательных технологий по математике для обучающихся 6 класса по теме "Проценты"...

Методическая разработка урока по алгебре 7 класс. Обобщающий урок по теме: "Алгебраические дроби"
В данной презентации представлены задания, которые позволяют обобщить и систематизировать знания по теме «Алгебраические дроби»...













