Приемы формирования математической грамотности на уроках математики.
статья по алгебре
Приемы формирования математической грамотности на уроках математики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы формирования математической грамотности на уроках математики.
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, т.к это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из её видов является мaтематическая грaмотность обучaющихся. Мaтемaтическaя грaмотность – это способность человекa определять и понимaть роль мaтемaтики в мире, в котором он живёт, выскaзывaть обосновaнные мaтемaтические суждения и использовaть мaтемaтику тaк, чтобы удовлетворять в нaстоящем и будущем потребности, присущие созидательному, зaинтересованному и мыслящему граждaнину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Главные направления формирования математической грамотности:
- формирование читательской грамотности;
- интеграция и перенос знаний, алгоритмов, способов действий и способов рассуждений;
- перевод знаний из пассивных в активные
Основные средства: учебные ситуации и учебные задания.
Наиболее эффективны:
- учебные исследования
- учебные проекты, задания проектного типа
- кейсы, квесты, ролевые и деловые игры, и другие задания, способствующие приобретению опыта успешных позитивных действий
- комплексные задания (содержащие мотивационную часть, использующие разные форматы представления информации, охватывающие все оцениваемые компетентности)
Один из первых и самых ключевых навыков функциональной грамотности в математике — чтение сложных текстов, из которых не всегда очевидно, что именно требуется в задаче. К сожалению, этой теме уделяется мало внимания, особенно в старших классах. Статистика проведения ЕГЭ говорит о том, что даже в очень простых задачах школьники допускают обидные ошибки, неправильно читая условия задач и находя ответ не на тот вопрос, который предлагался в задаче. Например, в задаче на поиск меньшего корня квадратного уравнения школьники невнимательно читают условие и записывают в ответ значение большего корня. В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению на уроках математики. Важным признаком того, что условие прочитано неверно, может служить очень сложное решение или «некрасивый» ответ в задаче.
Для формирования математической грамотности учащимся следует предлагать учебные задачи, близкие к реальным, иногда, проблемным ситуациям.
Это задачи на прикидку и оценку. Ведь умение cделать прикидку не менее важно, чем умение получать точный ответ. Оно позволяет находить ошибки, принимать решения о покупке/не покупке, определять достоверность данных. Задачи на округление с недостатком и избытком.
Ни для кого не секрет, что математика прикладная наука. И каждый из нас сталкивается с математикой ежедневно в жизненных ситуациях. Мы ходим в магазин за покупками, готовим пищу, ведем экономические расчеты, получаем заработную плату, производим оплату коммунальных услуг, делаем ремонт.
Можно назвать еще много областей, в которых человек использовал бы знания точной науки – математики.
Практико-ориентированные задачи (контекстные) - это задачи, условия которых раскрывают приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с ее использованием в экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту и т.д. Переход на ФГОС нового поколения требует пересмотра содержания математического образовании. На первый план выходит не просто передача знаний, умений и навыков, а формирование математической компетентности, которая выражается в способности применять математический аппарат для решения любых практических задач. Учащиеся получают определенный социальный опыт. В этих задачах немаловажным является понимание нематематической ситуации, описанной в тексте (задачи на шины, терассы, теплицы и т.д). Учащиеся в этой ситуации опираются не только на математические знания, но и на жизненный опыт. Если это понимание отсутствует или недостаточно у учащегося, то решение математической части задачи приводит к затруднению. В данных задачах отрабатывается и читательская грамотность, и отработка алгоритмов, и интеграция знаний.
Школьникам, которые никогда не будут использовать математику в работе, всё равно придётся принимать в жизни решения, которые будут основаны на анализе сложившейся ситуации, на анализе входных данных. Эти данные могут быть текстом договора, надписью на информационном щите, инструкцией к электроприбору и так далее. В ОГЭ, ЕГЭ, ВПР есть задачи такого характера, с помощью которых школьники смогут научиться отвечать на вопрос «следует ли из этой информации тот или иной вывод?» Поэтому очень важно решать задачи на развитие логики.
Современный урок – это урок, на котором решается важнейшая задача современной системы образования - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Формируя математическую грамотность обучающихся, активизируются их мыслительные процессы, развивается познавательная активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживается интерес к предмету, повышается у учащихся мотивация к изучению предмета, развиваются аналитические способности, сообразительность, математическая речь, гибкость ума. Ученик становится функционально грамотным человеком в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математической грамотности на уроках математики
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )
В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

Формирование математической грамотности на уроках математики (Обыскалова Г.В.)
Формирование математической грамотности на уроках математики (Обыскалова Г.В.)...

Задания по формированию математической грамотности на уроках математики
В работе содержится 8 задач на формирование математической грамотности на уроках математики. Данные задания подойдут для работы с учащимися 5-6 классов....

Методическая мастерская "Формирование математической грамотности на уроках математики"
Конкурс "Учитель года Дона 2023"...

Обобщение опыта "Формирование математической грамотности на уроках математики в 5-8 классах".
Статья содержит материал выступления на районных педагогических чтениях «НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ...
Мастер – класс по теме «Решение кейсовых заданий для формирования математической грамотности на уроках математики»
Цель мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения кейсовых заданий для развития математической грамотности на уроках математики. Задачи мастер-класса:п...
