Методические рекомендации по применению технологии интеллект – карт на уроках математики и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс)
Аннотация.
Автор: Крюкова Людмила Владимировна, учитель математики первой категории МБОУ МО Плавский район «Волхонщинская СОШ».
Методические рекомендации содержат страниц. В рекомендациях рассмотрена технология применения интеллект-карт в учебном процессе, актуальность темы, описаны психологические основания метода интеллект-карт, показаны возможности карт, даны полезные советы по составлению, показано практическое применение интеллект-карт на уроках математики.
Каждый учитель, ознакомившись с предложенным материалом может свободно применять метод построения карт на своих уроках.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 122.34 КБ | |
| 134.03 КБ | |
| 312.05 КБ | |
| 355.84 КБ | |
| 229.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ МО Плавский район «Волхонщинская СОШ»
«Методические рекомендации по применению технологии
интеллект – карт на уроках математики
и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»
Автор: Крюкова Л.В.
учитель математики
2020г.
Оглавление.
- Аннотация.
- Введение:
- Актуализация метода.
- Психологические основания метода интеллект-карты.
- Содержание:
- Виды интеллект- карт.
- Методические рекомендации по применению интеллект-карт.
- Заключение.
- Список литературы.
- Примеры построенных интеллект- карт.
1. Аннотация.
Автор: Крюкова Людмила Владимировна, учитель математики первой категории МБОУ МО Плавский район «Волхонщинская СОШ».
Методические рекомендации содержат страниц. В рекомендациях рассмотрена технология применения интеллект-карт в учебном процессе, актуальность темы, описаны психологические основания метода интеллект-карт, показаны возможности карт, даны полезные советы по составлению, показано практическое применение интеллект-карт на уроках математики.
Каждый учитель, ознакомившись с предложенным материалом может свободно применять метод построения карт на своих уроках.
2. Введение.
Современное информационное общество ставит перед образованием серьезные задачи. Выпускник школы должен иметь не просто определенный багаж знаний, он должен гибко адаптироваться в меняющемся мире, он должен грамотно работать с информацией. Как научить детей быть грамотным носителем и потребителем информации, которой становиться все больше, а усваивать ее все труднее? Мне хотелось бы поделиться одним из современных способов работы с информацией, а именно: методу интеллект- карт (карт памяти).
Внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса становится необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающихся. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные
действия (УУД).
В связи с этим приоритетным должно стать применение развивающих технологий обучения, использование системно деятельностного, компетентностного подхода.
В Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий особое внимание уделяется:
-развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
-практическому освоению методов познания, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, использование логических действий и операций.
2.1 Актуализация метода.
В традиционной педагогике учитель всегда выступал в роли единственного активного участника процесса обучения, он же осуществлял единоличный контроль, он же осуществлял отбор информации. В настоящее время необходим иной подход. Обучающийся должен стать главной фигурой: активной, познающей, деятельностной.
Я считаю, что в современных условиях цель обучения с позиции учителя состоит в том, чтобы сделать ученика способным развиваться дальше без помощи учителя.
Для достижения этой цели необходимыми задачами обучения являются:
- организация взаимодействия и диалогового общения;
- введение современных форм организации обучения, при которых ученик выступает в роли познающего субъекта, а учитель - организатором процесса
- введение современных форм контроля и взаимоконтроля за знаниями и умениями учеников на разных этапах процесса обучения.
Интеллект-карта как метод формирования информационной, языковой и коммуникативной компетенций способна решить все эти задачи.
2.2 Психологические основания метода интеллект-карт.
Интеллект- карты (в оригинале Mind maps) это разработка Тони Бьюзена –известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
3. Содержание.
3.1 Виды интеллект-карт.
В зависимости от объема или применения различают следующие виды интеллект-карт:
- стандартные карты – это множество классических интеллект- карт, служащих для усвоения знаний, записи идеи и раскрытие собственной индивидуальности;
- скоростные карты или карты-молнии – данный вид интеллект- карт стимулирует умственные процессы (Что я знаю по этой теме?; Что я скажу в процессе выступления на обобщающем уроке?). Картой может стать краткий одноцветный конспект, сделанный перед выступлением или ответом.
- мастер – карты – это объемные карты к целой области знаний, например, по материалам одного раздела или темы; они часто составляются непрерывно и предназначены для общего обзора темы;
- мегакарты – связанные друг с другом карты, где центральная карта с относительно малым количеством уровней связана с последующими картами, в которых представлены детали или дополнительные аспекты.
Интеллект- карты помогают учащимся развивать мышление, память и внимание, а также сделать интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Обучающиеся могут самостоятельно составлять интеллект- карты, либо с помощью учителя. Учителю лучше заранее самостоятельно составить интеллект- карту, чтобы отразить в ней те или иные важные моменты при изучении темы.
3.2 Методические рекомендации по составлению интеллект-карт.
- Возьмите лист формата А4. Желательно использовать белую бумагу. Положите лист перед собой в альбомной ориентации.
- Возьмите разные карандаши, ручки, фломастеры, маркеры и мелки. Чем больше разнообразных цветов, качества линии и толщины пишущего узора (например: тонко заточенный твердый карандаш и толстый маркер) – тем лучше. Большое разнообразие дает больше свободы в процессе рисования.
- Выберите определенную тему, проблему или задачу, по которой будет составляться интеллект-карта.
- Соберите любые материалы, информацию, которые необходимо изобразить. Уделите внимание не только словам, но и визуальным образам (рисунки, схемы).
- Стартуйте с центра листа, нарисовав определенный рисунок или просто квадрат или круг. Размер 5-7 см или более.
- Используйте разные формы, цвета, изображения, чтобы привлечь внимание к центральному образу и стимулировать память и мышление.
- От центрального образа проводите жирные линии (ветви), на которых записывайте главные дочерние идеи.
Эффективность данного метода заключается в следующем:
- метод отвечает реальным запросам учащихся и соответствует возрастному уровню их развития;
-позволяет вести работу по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономив время;
- приобретенные знания сохраняются значительно дольше, а доля усвоения значительно выше;
- интеллект – карты можно использовать как демонстрационный и раздаточный материал при обобщенном повторении; организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;
- поисковая система Интернет и различная учебная и справочная литература дают учащимся возможность самим создавать интеллект - карты;
- процесс построения интеллект – карт делает обучение интересным, творческим и увлекательным.
Заключение.
Учителю, применяющему метод интеллект – карт следует учитывать, что данный метод нужно регулярно использовать на уроках. Только в этом случае учащиеся смогут легче учиться, а учитель лучше учить. Интеллект – карта становится алгоритмом рассуждения, все внимание учащегося направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно- следственных связей. Обычная наглядность может ожить и заговорить.
Я начала работу с интеллект – картами относительно недавно, но личный опыт их применения убедил меня в преимуществах их использования:
- Учащиеся с интересом создают карты.
- Создание интеллект – карт помогает готовиться к уроку и к экзаменам.
- Работая в малых группах, учащиеся учатся сотрудничать друг с другом, для достижения совместных целей.
В дальнейшем работа по применению интеллект – карт учебном процессе мною будет продолжена.
Список литературы.
- Бьюзен Т. Интеллект- карты. Практическое руководство/пер. с англ. Е.А. Самсонова. Минск: Поппури,2010.
- Информационные ресурсы сети Интернет.
- «Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках» : Методическое пособие. Авторы-составители; В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова,Л.Г.Будунова,-М.ГБЩУ «ТемоЦентр»,2013.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...

применение метода интеллект-карт на уроках немецкого языка
выступление учителя на районных педагогические чтениях...

Мастер - класс "Применение интеллект - карт на уроках математики"
Масстер - класс знакомит с понятием "Интеллект - карт", с ее приемуществами над другими видами запоминания информации. Также в масстер - классе показаны приемы создания интеллект - карт, и примеры для...

Методические рекомендации с применением технологий спутниковой навигации GPS /ГЛОНАС на уроках географии
В настоящее время очень сложно владеть всей современной информацией , а так хочется идти в ногу со временем и быть в курсе новых технологий. Недавно узнала о применении GPS /ГЛОНАС навигаторов н...

Урок на тему «Государственное управление при Петре I»(урок с применением технологии интеллект-карт)
Урок по истории России (7 класс). Урок изучения нового материала ( комбинированный с элементами исследования), используется технология интеллект-арт...
Применение технологии «Интеллект-карты» на уроках физики.
Перед учителем всегда стоит вопрос: «Как учить?» Решение этого вопроса всегда находится в полной компетенции самого педагога. Сейчас никого не удивляет, что с помощью домкрата человек може...


