Урок на тему «Государственное управление при Петре I»(урок с применением технологии интеллект-карт)
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Чокоева Елена Александровна

Урок по истории России (7 класс). Урок изучения нового материала ( комбинированный с элементами исследования), используется технология интеллект-арт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по истории России 7 класс948.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

Направление гуманитарное

Урок на тему «Государственное управление при Петре I»

(урок с применением технологии интеллект-карт)

                                                             Разработала: учитель истории и обществознания

                                                                                                          МБОУ «ОСОШ №1»

                                                                                                            высшей категории                                                                                                

                                                                                          Чокоева Елена Александровна

                                                                                                                   

                                                                                         

                                                                                       

        

п. Октябрьский

Пояснительная записка

Для конкурса представлены следующие материалы:

1.пояснительная записка (1 стр.)

2.конспект урока (5 стр.)

3.приложения (12 стр.): оформление доски, дифференцированные задания для исследования группам, описание приёма интеллект-карты, рабочий лист, задание лабораторной работы, карточки рефлексии, дополнительный раздаточный материал, технологическая карта урока (приложение № 11)

Тема: «Государственное управление при Петре I »

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала (комбинированный с элементами исследования)

Цели урока: формирование  системы знаний по теме, познакомить учащихся с изменениями в органах власти и управления страной в царствование Петра I и причинами этих изменений, подвести к пониманию влияния этих изменений на  историческое развитие России, обеспечение адаптации к  индивидуальным особенностям учащихся,  при использовании разнообразных приемов актуализации знаний и умений.

Задачи урока:

1. Образовательная:

 познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в начале XVIII века, с основными реформами в области  местного и центрального управления, охарактеризовать церковную реформу, подвести к пониманию значения реформ Петра  для развития России, расширение образовательного пространства учащихся.

2. Развивающая:

продолжить развитие интеллектуальных, текстовых умений и навыков; продолжить формирование понятийного аппарата; умения четко и логично формулировать свои мысли; создать содержательные и организационные условия для развития у школьников навыков анализа, обобщения исторических источников, выявление причинно-следственных связей; привития навыков работы в группе.

3.Воспитательная:

содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории страны. Способствовать развитию чувства гордости (патриотизма) к историческому прошлому своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории.

Необходимое оборудование:   компьютер, медиапроектор, экран,  дидактический материал (карточки с заданиями), раздаточный материал (табель о рангах, карточки с заданиями для лабораторной работы), цифровые ресурсы (фрагмент видеохрестоматии «Ожившая история», «История государства Российского»)

Основные понятия: «консилия министров»,Сенат, генерал-прокурор, коллегии, Табель о рангах, Синод, губернии, император, империя, магистраты, рекрут, регулярная армия

Методы работы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации, компьютер, учебник); поисковые (самостоятельное заполнение рабочего листа); практический (работа с документами)

Виды деятельности: слушание, чтение, письмо, прогнозирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, самостоятельная деятельность

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Принципы в деятельности учителя и обучающихся: сотрудничества, поддержки, наглядности, доступности, успешности, здоровьесбережения.

Образовательные технологии: ИКТ, личностно-ориентированного, дифференцированного и проблемного обучения, деятельностного метода обучения, исследования.

Литература: 

1. Рабочая тетрадь. История России. Баранов П.А. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015.

2. Учебник. История России. 7 класс. Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М.- М.: Вентана-Граф, 2015. 

3.Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. Пособие для учителя/П.П.Епифанов, О.П. Епифанова.- М.: Просвещение, 1989.


Ход урока:

Дидакти-ческая структура урока

Деятель-ность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению результатов

УДД

Планируемые результаты

личностные

предметные

метапредметные

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Мотивация учебной деятельности

(1 мин.)

Мозговой штурм.

Учитель просит прочесть отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» и

предлагает  ответить на вопросы: к кому обращены стихи? Кого олицетворяет «гордый конь»? Как Вы понимаете смысл трех последних строк процитированного отрывка? А как бы Вы ответили на вопрос поэта: «Куда ты скачешь, гордый конь, // и где опустишь ты копыта?»  Без чего невозможно движение общества вперед? А кто мог противиться реформам?

Как Петр I мог преодолеть сопротивление  бояр?

Презентация (слайд 1.)

Вопросы учителя.

Регулятивные.

Познава-тельные.

Коммуника-тивные

Социальные компетенции.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

строить

логические рассуждения;

формулировать и аргументировать свое мнение;

четко и доступно излагать свои мысли.

2.Создание проблемной ситуации.

Первичное ознакомле-ние с материалом

(1 мин.)

Работа со схемой. Определение темы урока.

Составле-ние плана урока.

Работа в парах.

Используя схему на слайде, обсудив  с соседом по парте сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

 Как может выглядеть  план нашего  урока?

На доске оформляется проблема, план урока.

Приложение №1

Формулируют тему, вопрос (учебную проблему) в разных вариантах.

Записывают план урока.

   Слайд 2-3.

Познава-тельные.

Коммуникативные.

Умения искать, анализировать и сопоставлять информацию. Планировать учебные действия с учителем.

Выявлять главное, сравнивать и  обобщать исторические факты и понятия.

Умение выбирать основания и критерии для  сравнения;

Умение применять знания  для решения учебных задач;

Умение организовать учебное сотрудничество.

1

2

3

4

5

6

7

8

3.Актуализация опорных знаний обучающихся

(6 мин.)

Проверка знаний

Координирует учебную деятельность

- Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте вспомним некоторые события из жизни юного Петра I.

Выполнение заданий (заранее подготовленные самими учениками) по презентации

(слайд 4- 12 )

Познава-тельные.

Регулятивные

Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках  информацию.

Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи

Выявлять главное, сравнивать и  обобщать исторические факты и понятия, группировать факты по различным признакам.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение выбирать основания и критерии для анализа и  сравнения;

умение применять схемы для решения учебных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

.

4. Познание нового путём осмысления учебного материала, изучения исторических документов, заполнения рабочего листа.

(28 мин.)

Физкульминутка

(1 мин.)

Работа с рабочими листами Приложение № 4

Работа с материалами учебника, историческими документами.

Координирует учебную деятельность

Организует самостоятельную работу обучающихся (дифференцированные задания каждой группе) Приложение № 2-4

Организует выступление групп, обмен мнениями.

Оформление интеллект-карты. Приложение № 5-6

Как настоящие путешественники вы должны быть очень внимательны и наблюдательны. В ходе выступлений каждой группы вам необходимо слушать ребят, задавать им вопросы и заполнять пропуски в рабочих листах.

Когда вы выполните все задания, мы сможем определить самых внимательных.

Индивидуальная и групповая работа

Работают в группах, обсуждают. Изучают  источники (учебник), исторические документы. Отвечают на вопросы, используя учебник и доп. материал

Предоставляют классу информацию, самостоятельно добытую, оформляя интеллект-карту.

Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное.

Заполняют рабочие листы

Приложение №7

Познава-тельные.

Регулятивные

Коммуникативные

Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках  информацию.

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам.

Сотрудничество с учениками, коллективная работа, основы межкульт-го взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. в группе), сверять действия по заданному образцу(алгоритму)

Оценивать степень и способы достижения цели

Представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.).

Отвечают на вопросы по слайдам презентации

Организует проверку знаний (слайд  13-20 )

Промежуточная актуализация знаний (если правильное предложение-сидят, если не правильно-встают)

Лабораторная работа  в парах

Самопро-верка.

Сейчас в течение нескольких минут ознакомьтесь с материалами и используя  учебник стр. 167 , попробуйте определить функции коллегий.  

Организует проверку знаний

Заполняют таблицу, работая в парах.

Приложение №8

Проверяют задания и оценивают

Слайд 21

Познавательные

Коммуника-тивные

Умения  анализировать и сопоставлять информацию.

Выявлять главное, сравнивать и  обобщать исторические факты и понятия.

 

Умение  осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

владение устной речью.

1

2

3

4

5

6

7

8

5.Закрепление учебного материала

(5 мин.)

Обобщение материала.

Запись вывода.

Взаимо-проверка заданий по рабочему листу

Как вы думаете, в чьих интересах проводились государственные реформы Петром I ? Аргументируйте свою точку зрения.

Обменяйтесь тетрадями для проверки друг с другом.

А теперь подведём итог урока:

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Обращаемся к основной задаче урока: удалось ли Петру 1 реформировать страну?Реформы Петра 1 становятся предметом острых споров всегда. И даже сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены.И это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.

Высказывают свои предпол-я.Доказывают правильность своего ответа.

Проверяют задания и оценивают

       слайд 22

Вступают в диалог

 

.

   

Познава-тельные.

Коммуника-тивные.

Регулятивные

Умения  анализировать и сопоставлять информацию.

 умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение выбирать основания и критерии для анализа и  сравнения;

умение  осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

владение устной речью;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

1

2

3

4

5

6

7

8

6. Домашнее задание

(1 мин.)

На выбор: 

1.Составить кроссворд по теме Реформы Петра I» (15 слов)

2. Нарисовать рисунок к параграфу 23.

3. Выполнить задание в РТ стр. 66-70 (№1-8)

4. Написать эссе на тему

   «Благо Отечества в политике Петра I»

Выбирают самостоятельно домашнее задание

Слайд 23

Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках  информацию.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение  осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

7.Рефлексия

(2 мин.)

Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия.

Какой этап урока вам показался наиболее интересным и почему?

Решил ли кто-либо из Вас найти  дома дополни-тельную информацию о реформах Петра I? Материал в таблице вам поможет. Оцените урок.

Отвечаю на вопросы с опорой на слайд 24-25

Заполняют карточку

Приложение №9-10

Регулятивные

Коммуника-тивные.

Умение оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке.

Мотивация к познавательной деятельности.

Владение устной речью.


Приложение №1

ПРОБЛЕМА: Удалось ли Петру I провести реформы?

ПЛАН:

  1. Повторить реформы
  2. Изучить реформы Петра, проведённые им для управления государством
  3. Сделать выводы

Приложение №2

Задание для исследования группе №1.

Прочитать учебник стр. 169-170 (п.3,  1 и 2 абзац) и документ.

Ответить на вопросы:

Когда был принят документ? Каково содержание указа о единонаследии? Какое сословие стало единым? Кому передавалась земля?

Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г.

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию.— Ред.), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом...

4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест (до тех пор.— Ред.), пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до осмнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те уреченные лета (названные лета.— Ред.) должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь...

ПСЗ.— Т. V.— № 2789.

Задание для исследования группе №2.

Прочитать учебник стр. 170  и документ.

Ответить на вопросы:

Когда был принят документ? Сколько классов чиновников вводила Табель о рангах? От чего зависело продвижение по службе? Какие виды служб вводились? Когда становились потомственными дворянами?

Кто был не доволен данным возвышением по службе?

«Табель о рангах». 1722 г.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возьмет выше данного ему ранга, тому за каждый случай платить штрафу два месяца жалованья..., штраф и тому следует кто кому ниже своего ранга место уступит, чего надлежит фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получить: вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит...

15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства3 не из дворян, то тогда кто получит вышеписанной чин4, оной суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве5; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяне.

ПСЗ.— Т. VI.— № 3890.

Приложение №3

Задание для исследования группе №3.

Прочитать учебник стр. 165  и документ.

Ответить на вопросы:

Когда был принят документ? Как назывались новые административно-территориальные единицы? Какой властью обладал губернатор?

На какие части была разделена территория России в 1708 г.?

Учреждение губерний. 1708 г.

Великий государь указал... в своем Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города... А именно те губернии учинены:

I. Московская. Москва, а к ней города... [Перечислено 38 городов: …)

II. Ингерманландская1. Санкт-петербург, а к нему города: Нарва, Шлиссельбург…..

III. Киевская. Киев, а к нему города: ……Всего в Киевской губернии... 56 городов.

IV. Смоленская. Смоленск, а к нему города: ….Всего в Смоленской губернии 17 городов.

V. Архангелогородская. Итого 20 городов.

VI. Казанская. Казань, а к ней города: …..Всего в Казанской губернии и с селы 71 город.

VII. Азовская. Азов, а к нему города: ……….Итого 25 городов.

VIII. Сибирская. А в ней города: ………всего 30 городов.

Итого в 8 губерниях 314; да приписных к корабельным Воронежским делам 25; всего 339 городов, кроме Копорья и Ямбурга, кото рые отданы во владение светлейшему князю Александру Данилови чу Меншикову.

1 Ингерманландия — шведское название старинной русской Ижорской земли (по течению реки Невы).

Задание для исследования группе №4.

Прочитать учебник стр. 168 и 171(последний абзац)

Ответить на вопросы:

Как изменилось управление церковью при Петре I? Как реформа изменила положение церкви в России? Какую должность упразднили?

Реформа городского управления  (стр. 171 последний абзац)

Как назывались новые органы самоуправления при Петре 1? Какие функции выполняли? Какие категории населения появились?

Приложение №4

Задание для исследования группе №5.

Прочитать учебник стр. 166-167  и документ.

Ответить на вопросы:

Когда был принят документ? Какие органы власти появились? Какие они имели функции? Какие новые должности появились? Кто был «оком-государевым и что он делал?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Указ Петра I Сенату. 5 марта 1711 г

1. Всем, в Сенате пребывающим, места имет(ь) по списку, хто после кого написан в опъределительном указе. 2. Голосы имет(ь) равъные, и у въсяких указов потписывать всем своими руками. И что хотя один не потпишет и засвидетелствует неправо тому быти приговору, то и протчие не действенны суть. Однакож, надлежит тому, хто оспорит, тое протестацию дат(ь) за своею рукою на писме. 3. Выбрат(ь) оборфискала, человека умнова и доброва, ис какого чина ни есть. Дела же его сие суть: Должен он над всеми делами тайно надсматриват(ь) и проведыват(ь) про неправой суд: також — в зборе казны и протчего. И хто неправъду учинит, то должен фискал позват(ь) его перед Сенат (какой высокой степени ни есть), и тамо его уличат(ь)……………………

Учреждение коллегий. Указы Петра I, 1718 г.

Указ господам президентам Колегии. Понеже, как я слышу, что зело лениво съежжаютца для врученного им дела, что, как я сюды и приехал, ни однова не бывали, того для сим накрепъко об(ъ)являетца, чтоб непъременно два дни в недели, а именно: вторник да четверк съежалися для сего дела, не мешая никаких дел иных. Также, съехався, как для сего дела, так в Сенат, лишних слоф и балътан(ь)я не было, но то время ни о чем ином, тол (ь) ко о настоящем говорит(ь). Такъже, хто станет говорит(ь) речи, другому не перебиват(ь), но дат(ь) окончат(ь), и потом другому говорит(ь), как чес[т]ным людем надлежит, а не как бабам торговъкам. Петр. В 2 д. окътебря 1718.

Задание для исследования группе №6.

Прочитать учебник стр. 168 и 169

Ответить на вопросы:

Какой новый титул появился у Петра 1 и когда?

Какова суть Устава о престолонаследии?

Что такое бюрократия и что характерно для неё?

Можно ли считать правление Петра 1 – временем утверждения абсолютизма?

Если да, то перечислите признаки?

Приложение №5

Интеллект-карты стали успешно применяться во многих областях интеллектуальной работы. С распространением компьютеров стали появляться первые программы для их построения в электронном виде. Интеллект-карты стали основным инструментом выполнения задач для многих работников интеллектуального труда, в том числе теперь — и в России.

Правила построения интеллект-карт

1. Главное!

1.1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

1.2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.

1.3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей.

1.4. Экспериментируйте всегда! У каждой из  карт свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас. 

2. Центральный образ

Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

3. Оформляйте!

Рисуйте!  Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте.

Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро.

Используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Приложение №6

Интеллект-карта урока, собранная обучающимися

Приложение №7

Рабочий лист                                 (ученика(цы))    

Задание. Выслушав каждую группу, заполнить пропуски.

1. Реформа центрального управления.

В ……... году создан Правительствующий……… из 9 человек, назначенных царём, – это…………………………………………орган власти.

«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен …………………………..

Им был ………………………………………….(Ф.И.О.)

В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было …………….). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел.

2.Указ о единонаследии……………..(дата)

До указа

Указ Петра I от 1714 г

После указа

Вотчина – наследственная собственность.

Поместье – пользование землёй при условии несе-ния военной службы.

…………….=……………

Поместье передаётся по наследству.

Обязательность службы для дворян сохранялась

В 1722 году царь принял Табель о ……………….

Теперь старая и новая аристократия  уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его ……………………

3. Областная реформа. 1708 г. появились губернии (8)-……….(  )--………

4. Городская реформа.   (1720 год.)

В городах стали выбирать выборные органы -…………………., во главе которых стояли бурмистры.

5. Церковная реформа.

В  ……… году ликвидировано патриаршество, установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий …………

Новый титул Петра Великого…………….

ВЫВОД:  БЫЛ НАВЕДЁН ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ. В РОССИИ ОФОРМИЛСЯ АБСОЛЮТИЗМ – ЭТО ___________________________________________________________________________


Приложение №8

Лабораторная работа в паре: заполнить таблицу,

используя слова ниже        

Название коллегии

Функции коллегий

Иностранных дел

Воинская

Адмиралтейств-коллегия

Юстиц-коллегия

Берг-коллегия

Мануфактур-коллегия

Коммерц-коллегия

Штатс-контор-коллегия

Ревизион-коллегия

Камер-коллегия

Вотчинная коллегия

Главный магистрат

Функции: сухопутная армия, морской флот, гражданский и уголовный суд, внешняя политика, горно-заводская промышленность, мануфактурная промышленность, землевладение, торговля, государственные расходы, финансы, госуд-е доходы, контроль за магистратами


Лабораторная работа в паре: заполнить таблицу,

используя слова ниже        

Название коллегии

Функции коллегий

Иностранных дел

Воинская

Адмиралтейств-коллегия

Юстиц-коллегия

Берг-коллегия

Мануфактур-коллегия

Коммерц-коллегия

Штатс-контор-коллегия

Ревизион-коллегия

Камер-коллегия

Вотчинная коллегия

Главный магистрат

Функции: сухопутная армия, морской флот, гражданский и уголовный суд, внешняя политика, горно-заводская промышленность, мануфактурная промышленность, землевладение, торговля, государственные расходы, финансы, госуд-е доходы, контроль за магистратами


Приложение №9

Карточка ученика   Ф.И.

1. Задание в рабочем листе:

18б.-17б. – оценка «5»

16б.-14б. - оценка «4»

13б.-10б. – оценка «3»

ниже 9б. – оценка «2»

Оцени себя!!

2. Подчеркни ответ в каждом столбце

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

3. Какая работа больше понравилась? (подчеркни)

Работа индивидуально

Работа в парах

Работа в группе

Спасибо за участие в уроке!!!

Карточка ученика   Ф.И.

1. Задание в рабочем листе:

18б.-17б. – оценка «5»

16б.-14б. - оценка «4»

13б.-10б. – оценка «3»

ниже 9б. – оценка «2»

Оцени себя!!

2. Подчеркни ответ в каждом столбце

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

3. Какая работа больше понравилась? (подчеркни)

Работа индивидуально

Работа в парах

Работа в группе

Спасибо за участие в уроке!!!

Карточка ученика   Ф.И.

1. Задание в рабочем листе:

18б.-17б. – оценка «5»

16б.-14б. - оценка «4»

13б.-10б. – оценка «3»

ниже 9б. – оценка «2»

Оцени себя!!

2. Подчеркни ответ в каждом столбце

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

3. Какая работа больше понравилась? (подчеркни)

Работа индивидуально

Работа в парах

Работа в группе

Спасибо за участие в уроке!!!

Карточка ученика   Ф.И.

1. Задание в рабочем листе:

18б.-17б. – оценка «5»

16б.-14б. - оценка «4»

13б.-10б. – оценка «3»

ниже 9б. – оценка «2»

Оцени себя!!

2. Подчеркни ответ в каждом столбце

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

3. Какая работа больше понравилась? (подчеркни)

Работа индивидуально

Работа в парах

Работа в группе

Спасибо за участие в уроке!!!

Приложение №10

Табель о рангах 1722 г.      Военная служба               Гражданская служба

I

Генералиссимус. Фельдмаршал.

Канцлер.

II

Генерал от артиллерии, кавалерии, инфантерии.

Действительный       тайный советник.

III

Генерал – лейтенант.

Тайный советник.

IV

Генерал – майор.

Действ. статский советник

V

Бригадир.

Статский советник.

VI

Полковник.

Коллежский советник.

VII

Подполковник.

Надворный советник.

VIII

Майор.

Коллежский асессор.

IX

Капитан.

Титулярный советник.

X

Штабс-капитан.

Коллежский секретарь.

XI

-

Сенатский секретарь.

XII

Поручик.

Губернский секретарь.

XIII

Подпоручик.

Сенатский регистратор.

XIV

Прапорщик.

Коллежский регистратор.

Табель о рангах 1722 г.       Военная служба               Гражданская служба

I

Генералиссимус. Фельдмаршал.

Канцлер.

II

Генерал от артиллерии, кавалерии, инфантерии.

Действительный       тайный советник.

III

Генерал – лейтенант.

Тайный советник.

IV

Генерал – майор.

Действ. статский советник

V

Бригадир.

Статский советник.

VI

Полковник.

Коллежский советник.

VII

Подполковник.

Надворный советник.

VIII

Майор.

Коллежский асессор.

IX

Капитан.

Титулярный советник.

X

Штабс-капитан.

Коллежский секретарь.

XI

-

Сенатский секретарь.

XII

Поручик.

Губернский секретарь.

XIII

Подпоручик.

Сенатский регистратор.

XIV

Прапорщик.

Коллежский регистратор.

Табель о рангах 1722 г.       Военная служба               Гражданская служба

I

Генералиссимус. Фельдмаршал.

Канцлер.

II

Генерал от артиллерии, кавалерии, инфантерии.

Действительный       тайный советник.

III

Генерал – лейтенант.

Тайный советник.

IV

Генерал – майор.

Действ. статский советник

V

Бригадир.

Статский советник.

VI

Полковник.

Коллежский советник.

VII

Подполковник.

Надворный советник.

VIII

Майор.

Коллежский асессор.

IX

Капитан.

Титулярный советник.

X

Штабс-капитан.

Коллежский секретарь.

XI

-

Сенатский секретарь.

XII

Поручик.

Губернский секретарь.

XIII

Подпоручик.

Сенатский регистратор.

XIV

Прапорщик.

Коллежский регистратор.

Приложение № 11

Технологическая карта урока в логике системно-деятельностного подхода

Предмет

История России

Класс

7

Авторы УМК

Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М., Шейко Н.Г.

Изучаемый раздел

«Россия при Петре I»

Количество учебного времени, отведённого для изучения раздела

8 часов

Номер учебного занятия в курсе

26

Номер урока в изучаемом разделе

6

Тема урока

Государственное управление при Петре I

Цель урока

познакомить учащихся с изменениями в органах власти и управления страной в царствование Петра I и причинами этих изменений, подвести к пониманию влияния этих изменений на  историческое развитие России, обеспечение адаптации к  индивидуальным особенностям учащихся,  при использовании разнообразных приемов актуализации знаний и умений

Что должен знать обучающийся

- определения в данной теме

- органы власти и управления в России в XVII в.

Что должен уметь обучающийся

- находить в историческом документе ответы на вопросы

- находить изменения, произошедшие в государственном устройстве России при Петре

- определять изменения, внесённые Петром в порядок наследования престола

Что должен понимать обучающийся

- необходимость и важность работы чиновников для государства и общества

- значение принятия Петром титула императора и провозглашение России империей

- что ликвидация патриаршества в России привела к усилению власти государства над церковью

Закрепление и развитие метапредметных (универсальных) умений

Формирование/развитие регулятивных УУД

- развитие навыка постановки цели и задач урока в совместном деятельности с учителем;

-развитие навыка выделения приоритетных и второстепенных для решения задач урока;

-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

-развитие навыка контроля учебного времени, отведённого для выполнения заданий;

-умение оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке

Формирование/развитие коммуникативных УУД

- умение  осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; владение устной речью;

-формирование навыков учебного сотрудничества при работе в группах по выполнению заданий;

-развитие навыков коммуникативной рефлексии через анализ уровня достижения цели и задач урока;

-развитие умения формулировки собственного мнения

Формирование/развитие познавательных УУД

- развитие навыков построения логических рассуждений;

- развитие умения выявления главного;

- развитие навыков сравнения и обобщения истор-х фактов и понятий;

- развитие умения группировать факты по различным признакам

.- развитие умения выбирать основания и критерии для анализа и  сравнения;

- развитие умения применять схемы для решения учебных задач;

- развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи;

-развитие навыка сравнивать информацию, полученную из различных источников;

-развитие навыков поискового чтения

Вид учебного занятия

Урок введения нового материала

Демонстрационный материал

- электронная презентация по теме

- карточки для заполнения интеллект-карты

Раздаточный материал

- рабочие листы

- карточки с заданиями

- карточки рефлексии

Контроль педагога

На этапе освоения нового знания педагог:

- наблюдает за групповым выполнением исследовательской работы обучающимися;

- интересуется затруднениями, с которыми сталкиваются обучающиеся при выполнении заданий;

- контролирует правильность сделанных выводов в результате заполнения интеллект-карты;

- предлагает выступить группам с целью озвучивания своих результатов;

- стимулирует других обучающихся к заполнению рабочего листа по результатам работы одноклассников.

На этапе закрепления полученных знаний учитель:

- предлагает обучающимся  выполнить лабораторную работу в парах по таблице «Функции коллегий»;

- проверяет успешность выполнения задания путём опроса;

- организует взаимопроверку выполненного задания через сравнение ответов обучающихся с правильными ответами, представленными на слайде презентации

На этапе рефлексии учитель:

- стимулирует обучающихся к анализу достижения целей урока;

- предлагает заполнить карточку рефлексии

Самоконтроль обучающегося

На этапе освоения нового знания обучающиеся:

- работают в группах, обсуждают. Изучают  источники (учебник), исторические документы. Отвечают на вопросы, используя учебник и доп. материал

- предоставляют классу информацию, самостоятельно добытую, оформляя интеллект-карту;

-выполняют взаимопроверку ответов по заданиям рабочего листа;

- анализируют содержание тех заданий, где ответили не верно

На этапе закрепления полученных знаний обучающиеся:

- оценивают уровень достижения целей урока с проговариванием

- формулируют вопросы, вызывающие затруднения;

- заполняют карточку рефлексии;

 - выбирают уровень сложности домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»

Мастер-класс «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...

применение метода интеллект-карт на уроках немецкого языка

выступление учителя на районных педагогические чтениях...

Мастер-класс«Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы»

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Пете...

Применение технологии «Интеллект-карты» на уроках физики.

Перед учителем всегда стоит вопрос: «Как учить?» Решение этого вопроса всегда находится в полной компетенции самого педагога. Сейчас никого не удивляет, что с помощью домкрата человек може...

Формирование читательской грамотности на уроках через применение метода интеллект-карт

В статье рассматриваются вопросы  формирования читательской грамотности  через применение  метода интеллект-карт...