Формирование читательской грамотности на уроках через применение метода интеллект-карт
материал (5 класс)

Елена Валерьевна Антонова

В статье рассматриваются вопросы  формирования читательской грамотности  через применение  метода интеллект-карт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._antonova_e.v.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности на уроках через применение метода интеллект-карт

Антонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ  №14» города Ангарска, lenochka_antonova_74@list.ru 

Проскурякова Александра Михайловна, учитель математики и информатики МБОУ «СОШ №24» города Ангарска, pamkitoy@mail.ru 

Данная практика направлена на развитие читательской грамотности как основы формирования функциональной грамотности.

Ключевые слова образовательной практики: читательские умения, нахождение информации, интеллект-карта, центральный образ, интерпретация текста, ассоциативное мышление, иерархия мыслей, причинно-следственные связи.

Результаты мониторинга читательской грамотности, метапредметных олимпиад показывают, что обучающиеся не умеют работать с информацией. В обществе наблюдается дефицит знаний, который  во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Именно поэтому необходимы приемы и методы, которые позволили бы научить обучающихся быстро и эффективно работать с информацией.

Интеллект-карта или ментальная карта - это изображение информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта.

Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор СанктПетербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.

С помощью карты происходит более глубокое погружение в читаемый текст, что позволяет останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею. Интеллект-карты можно составить только при вдумчивом чтении, направленном на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. Интеллект-карта концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения.

Одной из задач данного метода является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, т.е. ученик при необходимости повторно перечитывает части текста, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно интеллект-карта учит бережному отношению к художественному тексту

Интеллект-карты можно составлять традиционным способом (фломастерами или цветными карандашами), с помощью презентации или специальных программ:  программа ConceptDraw, программа Bubbi.us - очень простой  онлайн-инструмент. Хорошо подойдет для тех, кому для создания карты памяти достаточно только текста, и кому не нужны такие элементы,  как изображения или прикрепленные файлы. Можно использовать программу iMindMap или MindMeister

Как показал опыт, использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное – эффективнее для самих обучающихся.

Применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Применение метода интеллект-карт на уроках даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

– адаптироваться к условиям ЕГЭ,

– развивать общеучебные умения и навыки:

– осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности,

– развивать орфографические и пунктуационные навыки,

– обогащать словарный запас.

Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Подобное обучение на уроках через создание ментальных карт имеет свои преимущества и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно. Ученики должны почувствовать её преимущество, а на это нужно время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Развитие умения учащихся работать с информацией на уроках литературы через использование метода интеллект – карты. из опыта работы

Выступление из опыта работы учителя на заседании РМО учителей русского языка и литературы.  В материале содержится краткое представление  системы работы по организации работы обучающихся ста...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории

Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории.Статья посвящена некоторым методам и приемам формирования читательской грамотности....