Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории
материал по истории

Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории.

Статья посвящена некоторым методам и приемам формирования читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская основная общеобразовательная школа»

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ ИСТОРИИ

 (выступление на школьном методическом объединении)

О.В. Бурбыга,

учитель истории и обществознания

Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

         С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:

  • повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
  • стимулировать работоспособность;
  • корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;
  • развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;
  • поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.

Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.

      Похвала является одним из самых мощных инструментов учителя. Еще А. Камю заметил: «Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ».

 То есть важно научится вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность, закрепить эмоцию позитива, заинтересовать лично, позволить порадоваться даже незначительному успеху.       Также способом утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников является коллективная похвала. Можно, например, аплодисментами встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.

Использование приема «Эврика» заключается в том, что учитель создает ситуацию, в которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ исторического деятеля любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей.

Метод анонсирования заключается в том, что учитель заранее предупреждает школьников о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет обучающийся сделать: повторить даты, терминологию, повторить темы, обсудить непонятный материал. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

 Предлагая обучающимся разноуровневые задания (метод дифференцированного обучения), учитель позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом даже самые слабые обучающиеся получат удовлетворение от выполненного задания. Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на «сильных», «средних» и «слабых» обучающихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Характер творческих заданий может быть различным: на установление межпредметных связей, ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения, на сравнение и сопоставление, исследовательского характера, на расширение кругозора. Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы умения работать самостоятельно, во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.   Данный прием формирует у учеников навык не теряться в ситуации выбора и приучает к адекватной оценке своих сил и способностей.

Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, которые рекомендуется использовать в педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах, работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).

Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава, когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется.

Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Построение урока в традиционной школе имеет в своей основе репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. В итоге успешным в учебной деятельности чувствует себя тот ученик, который обладает развитыми способностями к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Кроме функционирующей без отклонений памяти ученик должен быть способен к произвольному запоминанию. Произвольность познавательных процессов формируется у ребенка только к концу младшего школьного возраста. По этой причине половина обучающихся, слушающих объяснение учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетание педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

Использование проектного метода в обучении школьников. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке: развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности; воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей; повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения; построение учебного процесса с опорой на интересы детей.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Таким образом, создание ситуации успеха для обучающихся является одним из факторов, определяющих их высокие образовательные результаты.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская основная общеобразовательная школа»

Приемы организации самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории

 (выступление на районном методическом объединении учителей истории)

О.В. Бурбыга,

учитель истории и обществознания

Изучение истории по новым образовательным стандартам ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации школьников, формирования их мировоззрения и ценностных ориентаций. Для этого на уроках широко используется метод самостоятельной работы,

который способствует формированию ключевых компетентностей учащихся.

Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их личностных отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.

Роль самостоятельной работы в настоящее время повышается и из – за перенасыщенности современного школьника информацией. Постоянно расширяется предметно – информационная среда. Телевидение, радио, Интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и ее разнообразие. Таким образом, важной задачей учителя становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации,

социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. У обучающихся формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения. Развить подобные умения помогают различные педагогические технологии, которые служат своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время, а также способствуют реализации личностно – ориентированного

обучения, которое становится основой нового ФГОС.

Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Ведь интерес – это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развитию их мыслительных способностей. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задач, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют

проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и видеть перспективу применения знаний. В наше время, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать самостоятельно и творчески.

            В познании любого предмета ведущую роль выполняет самостоятельная деятельность учащихся, однако эта самостоятельность проявляется не только тогда, когда они сами изучают тему по учебнику, анализируют исторический документ или раздаточный материал. Их самостоятельность должна проявляться и в процессе слушания рассказа учителя. И в устном решении поставленных учителем учебно-познавательных задач. Деятельность учеников на уроке не ограничивается простым воспроизведением основного содержания рассказа учителя или текста учебника. Она должна быть направлена на самостоятельный разбор и обобщение фактов, на самостоятельную оценку рассматриваемых исторических событий и явлений. Наши учащиеся должны овладеть умением свободно оперировать изученным историческим материалом и усвоенными понятиями для самостоятельного анализа и оценки иных исторических факторов и событий современности.
           Для организации самостоятельной работы на уроках истории применяю на уроке проблемные ситуации и решение познавательных задач, учебно-исследовательский метод, дифференциацию самостоятельной работы, стимулирование личностного отношения учащихся к изучаемым фактам и явлениям. Организуя на уроке самостоятельное изучение материала по учебнику или историческому документу, учитель должен:
1.Правильно выбрать соответствующий текст, доступный и удобный для самостоятельного изучения учащимися без предварительного объяснения учителем;
2. Чётко сформулировать перед учащимися задачи их работы;
3. Внимательно наблюдать за работой учащихся;
4. Консультировать в ходе работы учеников, обращающихся к учителю с тем или иным вопросом;
5. Организовать с классом коллективное обсуждение результатов работы и внести при этом необходимые уточнения, разъяснения и дополнения.
            На уроках истории каждый способ деятельности складывается из ряда умственных и практических действий. Например, чтобы составить развёрнутый план по содержанию изучаемого исторического текста, приучаю школьников выполнять следующие действия: а) разбить прочитанный текст на смысловые, логически законченные части; б) озаглавить каждую главную часть; в) каждую главную часть разбить тоже на смысловые, логически законченные части и дать им названия.
           Учащимся даются задания: слушая рассказ учителя или группы учащихся, составить тезисный план изучаемой темы. Очень часто даются индивидуальные задания: написать сообщение к уроку, при обсуждении ребята задают вопросы выступающему по теме, которые записывали во время прослушивания. Таким образом пытаюсь мобилизовать внимание и организовать их активную деятельность во время урока.
          Предлагая письменные работы, систематические записи в тетрадях, контролируемые учителем, развиваю культуру письменной речи учащихся.
           Большое внимание уделяю развитию устной речи, т.к. речь школьника должна отвечать ряду общих требований, т.е. быть: содержательной, логичной, богатой, эмоциональной и выразительной, правильной. Этому помогают наглядные пособия. Урок истории невозможно провести на должном уровне, не пользуясь картами, схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками, другими видами наглядностей.
           Карта – один из видов наглядных пособий. Это необходимый спутник в преподавании истории. Без знания карты невозможно знать историю. Одним из важнейших направлений в работе с картой является умение ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ и словесное проговаривание. Умение ориентироваться включает в себя чтение исторической информации в самой карте, так как она является важным и особым источником знаний о прошлом. При знакомстве с новой темой по истории древнего мира (6 класс) – «Древний Египет» и др, даю задание по картам в учебнике. Чтобы работу сделать более занимательной, сухое задание – «Внимательно изучите карту, что вы можете рассказать об истории государства на основании данных карты», формулирую в виде игрового элемента. Задание звучит так: «Перед вами карта Египта. Она скрывает много секретов. Пошепчитесь с картой, познакомьтесь с ней, может быть, она раскроет свои секреты вам?» На работу отвожу определённое время и спрашиваю: «Какие секреты открыла вам карта?». Ребята с удовольствием включаются в такую работу, они видят в карте друга, который готов помочь.
            В своей работе я использую опорные схемы. Материал сложен для изучения: множество фактов, новых терминов, поэтому я даю тематические схемы, где отражается политическая история, социальная структура, внешняя политика т т.д. Простые схемы использую уже в 5 классе, в дальнейшем они усложняются.

             Мышление начинается с вопроса и слагается из таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и систематизация. Развитие этих качеств мышления ведёт к развитию ученика. Эти качества можно развивать, используя не только работу со схемами, но и работу с таблицами, составление которых облегчает процесс учёбы, воспитывает интерес и историческое мышление. Таблицы позволяют систематизировать материал, выделить характерные особенности, дают возможность сравнивать, выделять общее, выявлять особенное. Примерами использования таблиц в моей работе могут быть таблицы: хронологические – «Хроника крестовых походов», «Великие географические открытия», «Раннефеодальные государства на территории Казахстана», «Освободительная борьба казахского народа в 19 веке», «Развитие науки» и другие.
             И схемы, и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
              Особый вид наглядности – изобразительная деятельность. При изучении какой-либо темы я прошу учащихся проиллюстрировать те моменты, которые больше всего запомнились, понравились. Лучшие работы помещаю в папку для творческих работ учащихся, использую в дальнейшей работе. При изучении вопросов культуры картины становятся частью текста, например, при изучении темы «Средневековое искусство» в 7 классе я провожу урок самостоятельного поиска знаний. По иллюстрациям, картинам зданий в романском и готическом стилях ученики, работая в группах, находят характерные элементы, выявляют особенности каждого стиля. По многочисленным иллюстрациям закрепляем полученные знания; проверку усвоения темы также провожу, показывая здания разных архитектурных стилей.
                Готовить учеников к проверке их знаний через тестирование – также одно из направлений моей деятельности. Для того, чтобы тесты выполняли свои функции и задачи, а не превращались в обычное «натаскивание» учащихся, их необходимо разнообразить, использовать различные виды тестов, идя от простого к сложному. В своей работе я использую различные виды тестов, к примеру на знание: хронологии, картографии, персоналий, статистики, фактологии, понятий, причин и последствий исторических событий и т.д.
                Решение многих проблем урока, таких как активизация познавательной и творческой деятельности школьников, можно найти, используя одну из современных педагогических технологий – это технология критического мышления. Критическое мышление – это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а, если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений. Таким образом, в основе критического мышления, которое следует развивать в школе, лежат такие качества ума, как любознательность, гибкость, глубина представления, дисциплина, организованность мыслительной деятельности.
                На своих уроках я использую элементы критического мышления: написание сочинения-эссе, составлении диаграммы Вена и т.д., где учащиеся могут доказывать, аргументировать, сравнивать, делать выводы. В этой методике каждый имеет право на своё мнение, учащиеся на таких уроках раскрепощены, заинтересованы, их познавательная активность, а, следовательно, качество знаний повышается.
                На своих уроках я часто использую познавательные и проблемные задания, например, учащимся нужно представить себя жителем средневекового города или участником какого-либо исторического события. Написать письма от лица исторического деятеля. При выполнении этих заданий у учащихся возникает интерес, оценки более высокие, чем при применении традиционных форм работы.
               Широко применяю на уроках различные дидактические игры, которые содержат фантазию, и самостоятельный поиск знаний по установлению связей сходства и различия между отдельными событиями. Познавательные игры на уроке являются орудием воспитания, т.к. они ведутся по определённым правилам. В познавательной игре учащиеся мобилизуют свои знания, обращаются к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащают себя.
               Систематическое применение всех методов и приемов по развитию познавательной деятельности учащихся и организации их самостоятельной работы на уроке обеспечивает положительные образовательные результаты.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская основная общеобразовательная школа»

Внедрение бережливых технологий в пространство образовательной организации

 (выступление на районном методическом объединении учителей истории)

О.В. Бурбыга,

учитель истории и обществознания

Концепция и принципы бережливого производства используются сегодня на множестве предприятий и организаций по всему миру. Вместе с тем, бережливые технологии находят применение не только в промышленности. Методы сокращения потерь, стандартизации деятельности, постоянного улучшения и оптимизации процессов, а также другие инструменты данной системы успешно применяются в организациях образования, здравоохранения, социального обслуживания и государственного управления.

Применительно к образовательному учреждению использование подходов и инструментов бережливых технологий позволяет улучшить качество преподавания и усвоения учащимися изучаемых дисциплин за счет устранения потерь времени и повышения эффективности организации учебного процесса, повысить удовлетворенность детей и их родителей как общим уровнем организации работы образовательного учреждения, так и другими процессами.

Одновременно, вследствие оптимизации деятельности сотрудников образовательного учреждения и связанного с этим высвобождением дополнительного времени, расширяются возможности по их самообразованию и повышению квалификации, а также общий уровень удовлетворенности сотрудников данного учреждения.

Основными процессами общеобразовательного учреждения, эффективность выполнения которых можно повысить за счет применения инструментов бережливого производства являются:

 Учебный процесс

Формирование расписания уроков

— выполнение требований ФГОС, установленных для формирования расписания уроков;

— минимизация перемещения учащихся и преподавателей между аудиториями в течение учебного дня;

— эффективное использование длительных перерывов, в том числе организация комфортного развивающего пространства для учащихся.

Формирование расписания факультативных и внеурочных занятий

— эффективное использование длительных перерывов, в том числе организация комфортного развивающего пространства для учащихся;

— минимизация перемещения учащихся и преподавателей между аудиториями;

— учет приоритета проведения уроков в рамках основной образовательной программы;

— учет совокупной задействованности учащихся во внеурочной деятельности.

Подготовка преподавателя к уроку

— время подготовки преподавателя к уроку в течение учебного дня должно составлять не более 10 минут;

— регламентация подготовки преподавателя к уроку;

— использование единой технологической карты урока.

Хранение и использование методических пособий

— все методические пособия на бумажном носителе должны быть систематизированы и инвентаризированы;

— используемые в учебном процессе методические пособия на бумажном носителе размещаются в соответствующих учебных аудиториях (лаборантских кабинетах) с применением методов стандартизации и визуализации;

— все неиспользуемые методические пособия на бумажном носителе (в том числе дубликаты) перемещаются на склад, либо передаются (при необходимости) для использования в другие классы или другие образовательные учреждения.

Ведение документации (журналы, дневники, отчеты)

— обеспечение использования электронных дневников учащихся;

— обеспечение использования электронных журналов успеваемости учащихся и средств подготовки статистических отчетов.

Организация учебных аудиторий

Кабинеты физики, химии и биологии

— хранение лабораторного оборудования и материалов организовано с применением методов стандартизации и визуализации;

— общее время подготовки к уроку (в том числе получение учащимися необходимого лабораторного оборудования) составляет не более 5 минут; обеспечено выполнение требований безопасности (в том числе исключение нахождения учащихся без присмотра преподавателя);

Кабинет технологии

— хранение инструмента и материалов организовано с применением методов стандартизации и визуализации;

— общее время подготовки к уроку (в том числе получение учащимися необходимого инструмента и материала) составляет не более 5 минут;

— обеспечено выполнение требований безопасности (в том числе исключение нахождения учащихся без присмотра преподавателя);

Спортзал и открытая спортивная площадка (стадион)

— общее время подготовки к уроку (в том числе получение учащимися спортивного инвентаря) составляет не более 5 минут (за исключением занятий лыжным спортом);

— организовано место хранения лыж;

— общее время подготовки к занятиям лыжным спортом составляет не более 15 минут;

— обеспечено выполнение требований безопасности (в том числе исключение нахождения учащихся без присмотра преподавателя);

— хранение спортивного инвентаря организовано с применением методов стандартизации и визуализации.

Общеорганизационные процессы

Обеспечение безопасности учащихся

— в образовательном учреждении определено место сбора учащихся и преподавателей при проведении эвакуации;

— пути проведения эвакуации обозначены контрастной разметкой;

— в образовательном учреждении разработаны и размещены в учебных кабинетах графические инструкции для детей с описанием действий при эвакуации;

— в учреждении организовано дежурство преподавателей, разработаны соответствующие приказы, инструкции и другие внутренние документы.

Управление образовательным учреждением

Организация коммуникаций с педагогами, родителями и учащимися

— использование социальных сетей;

— использование онлайн-систем обмена сообщениями («мессенджеров»).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская основная общеобразовательная школа»

Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории

 (выступление на районном методическом объединении учителей истории)

О.В. Бурбыга,

учитель истории и обществознания

Учебный предмет «История» входит в комплекс предметов, эффективное усвоение которых невозможно без обладания навыками читательской грамотности.

В рамках данной дисциплины разворачивается активная работа с историческими источниками, материалом учебника, историческими картами, схемами, таблицами, диаграммами, графиками, изображениями. В контексте школьного исторического образования учащиеся работают с законодательными актами, публицистическими и литературными памятниками, документами личного происхождения (дневниками, мемуарами, эпистолярными источниками), статистическими материалами и др.

Примечательно, что в учебниках по истории могут быть представлены сплошные и несплошные тексты.

Примерами сплошных текстов выступают:

1) описание;

2) повествование;

3) объяснение;

4) аргументация;

5) инструкция.

Несплошные тексты, в свою очередь, это:

1) диаграммы;

2) графики;

3) карты, схемы;

4) таблицы;

5) рисунки, фотографии.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит определенный перечень положений, непосредственно связанных с формированием у школьников читательской грамотности. Например, ФГОС ООО в рамках учебного курса «история» предполагает реализацию следующих предметных требований: развитие умений находить и критически анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках, давать оценку их полноте и достоверности, читать и анализировать историческую карту (схему); сопоставлять информацию из разных исторических источников, представлять историческую информацию в форме таблиц, схем, диаграмм.

Задания, нацеленные на формирование читательской грамотности, могут быть ориентированы на совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, находить в тексте конкретные факты, сведения, сопоставлять информацию,

представленную в текстовой и иллюстративной форме (в виде графиков, таблиц, рисунков, схем, карт, диаграмм), преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, умение использовать текстовую информацию для решения практической задачи, выявлять противоречия в предложенных текстах, определять цель автора текста, его отношение к описываемым событиям.

Весь процесс работы с текстом можно условно разделить на три этапа.

1. Предтекстовый этап.

Основной целью данного этапа выступает создание ориентировочной основы деятельности. До начала чтения текста могут быть применены такие приемы, как таблица «Плюс – минус – интересно», «Плюс – минус – вопрос», «Мозговой штурм», «Мозаика», «Верные-неверные утверждения» и др.

2. Текстовый этап.

Главной задачей этого этапа выступает чтение и обработка информации. Текстовые задания ориентируют восприятие, способствуют формированию умения понимать и запоминать смысловую информацию. В рамках текстового этапа осуществляется

сам процесс чтения, соотношение читаемого с готовым планом, проверка правильности прогнозов, соотношение названия произведения и жанра, стиля и типа речи, выделение ключевой информации в каждом абзаце. К текстовым стратегиям относятся

методы и приемы, применяемые в процессе чтения: «Пузыри», «Чтение в парах», «Магнит», «Чтение с остановками», «Чтение с пометами», «Таймаут»,

«Прочти и выскажись» и другие.

3. Послетекстовый этап.

Предназначение данного этапа – обеспечение глубокого понимания содержания текста, формирования личностного отношения к прочитанному. На базе послетекстового этапа происходит придумывание вопросов, ответы на которые есть в тексте, составление плана, выявление слов, предложений, в которых заключается главная мысль, истолкование главной мысли текста, обнаружение взаимосвязи между текстом и эпиграфом, диалог-

обсуждение текста и другое. В заключительной части работы над текстом могут быть использованы следующие приемы: «Батарея вопросов», «Где ответ?», «Проверочный лист».

На любой стадии применимы стратегии: кластер, таблица «Толстые и тонкие вопросы»,

«Бортовой журнал», «Дневники», «Таблица-синтез».

Основными приемами работы с текстом в рамках формирования читательской грамотности могут служить:

1. Определение в тексте ключевой мысли и основных идей.

2. Составление вопросов к тексту и формулирование ответов на них.

3. Комментированное (объяснительное) чтение текста.

4. Аналитическое чтение текста.

5. Представление текста в виде смысловых блоков.

6. Составление планов, тезисов, конспектов, вопросов по тексту.

7. Составление различных таблиц.

8. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

9. Оформление кластера, схемы, базирующейся на информации представленной в тексте.

10. Преобразование цифровой текстовой информации в графики, диаграммы.

11. Восстановление пропущенных элементов в тексте и др.

Такие приемы, как сравнение репродукций картин, составление рассказа-путешествия от первого лица, перевод исторического источника на современный литературный язык помогают заинтересовать учащихся и способствуют концентрации внимания школьников на рассматриваемых событиях, явлениях и процессах.

Важным компонентом процесса формирования читательской грамотности выступает организация работы над понятийным аппаратом, так как именно понятия выступают теми смысловыми единицами, от правильного толкования которых зависит понимание изучаемого текста.

При работе с понятийным аппаратом могут быть применены такие приемы, как «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Составь предложение», «Найди ошибку», «Составь кроссворд», «Установи иерархию», «Заполни пропуски», «Распредели элементы», «Тонкий и толстый вопрос», «Ромашка Блума», «Дерево предсказаний», «Кто больше», «Переводчик», «Эссе», «Плюс и минус», «Угадай кто» и другие.

Таким образом, можно сделать вывод о важности формирования читательской грамотности на уроках истории. Читательские умения, как частное проявление информационной грамотности, выступают необходимым фундаментом для эффективного решения учебных, учебно-практических задач, жизненных проблем в реальной действительности. Формирование таких умений в целом предполагает приобретение обучающимися способности найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать текстовый материал, осмыслить и оценить содержание и форму текста.

Приложение

Примеры заданий по формированию читательской грамотности на уроках истории

Задание 1.

Развитие умения «Нахождение и извлечение информации

Тема: «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Текст А) «Петр прожил свой век в постоянной и напряженной физической деятельности, вечно вращаясь в потоке внешних впечатлений, и потом развил в себе внешнюю восприимчивость, удивительную наблюдательность и практическую сноровку. Но он не был охотник до досужих общих соображений; во всяком деле ему легче давались подробности работы, чем ее общий план; он лучше соображал средства и цели, чем следствия; во всем он был больше делец, мастер, чем мыслитель».

Текст Б) «Царь перерабатывал Россию не без общей политической мысли. Правда, он, делец и практик по преимуществу, был чужд отвлеченным теориям. Но то, что было практического в политических взглядах его времени, он хорошо усвоил. Переменчивость в преобразовательной деятельности не показывает еще отсутствия политического идеала: она является лишь признаком страстных порывов в стремлении к нему. <…> Этим идеалом Петра была Россия как европейское государство».

Вопросы к текстам

1. Что объединяет два текста?

2. В чем отличие мнения одного автора от другого?

3.Почему Петр I не любил «досужие общие соображения»? Назовите три аргумента.

4. Политическим идеалом Петра I, по мнению автора текста, была Россия как ______________ __________.

Задание 2.

Развитие умения «Оценка и использование информации»

Тема: «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Урок: «Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам»

14 февраля 1718 года Петр I подписал Манифест «Об отречении от наследия Его Царского Величества перворожденного сына Царевича Алексея Петровича»:

И хотя он, сын наш, за такие свои противные от давних лет против нас яко отца и

государя своего поступки, особливо ж за сие на весь свет приключённое нам бесчестие

через побег свой и клеветы, на нас рассеянные… достоин был лишения живота; однако ж

мы, отеческим сердцем о нём соболезнуя, в том преступлении его прощаем и от всякого

наказания его освобождаем. Однако ж… не можем по совести своей его наследником по нас престола российского оставить, ведая, что он, по своим непорядочным поступкам, всю

полученную по Божией милости нашими неусыпными трудами славу народа и пользу

государственную утратит...

И тако мы, сожалея о государстве своём, …для пользы государственной, лишаем его, сына своего <…> за те вины и преступления, наследства по нас престола нашего

всероссийского, хотя б ни единой персоны нашей фамилии по нас не осталось…»

1. В чем обвинялся царевич Алексей? Насколько справедливо, на ваш взгляд, было

это обвинение?

2. Объясните, какими ценностями руководствовался Пётр I при подписании

Манифеста «Об отречении от наследия Его Царского Величества перворожденного сына

Царевича Алексея Петровича».

3. Как вы считаете, прав ли был Пётр I, лишая своего сына права на наследование

престола?

Задание 3.

Развитие умения перевода полученной знаково-символической информацию в устный ответ

 «Повесть временных лет» Расселение славян. Так начнем повесть сию.

Славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от тех славян

разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так,

одни пришли и сели на реке, по имени Морава, и прозвались моравами, а другие

назвались чехами. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи

напали на дунайских славян и поселились среди них и стали притеснять их, то

славяне эти ушли на север и поселились на Висле. Они прозвались ляхами, а от тех

ляхов пошли поляки. Иные славяне пришли и сели по Днепру и назвались

полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели

между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и

назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота.

Так же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем –

словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и

по Сейму и по Суле и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а

по его имени и грамота назвалась «славянская»

C:\Users\User\Desktop\1.png

Вопросы и задания:

1. Найдите в тексте названия славянских племенных союзов.

2. Где расселились славяне, почему имели такие названия?

3.Какова специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, ч...

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...

«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....