применение метода интеллект-карт на уроках немецкого языка
методическая разработка по теме

Тропина  Любовь Николаевна

выступление учителя на районных педагогические чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya.doc466.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимохинская основная общеобразовательная школа

    «Применение метода

интеллект-карт  на уроках немецкого языка»

   

Исполнитель Тропина Л.Н

Учитель немецкого языка

С.Тимохинское,2012

-2-

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………...3                                                                            

Глава 1. Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся…………………………………………………………5

1.1.Открытие метода интеллект-карт.…………………………………………… ..6

1.2. Достоинства интеллект-карт………………………………………………….. 6                                                                          

Глава 2. Методика создания интеллект-карт………………………………………7

Глава 3. Методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе подготовки обучающихся  по немецкому      языку………..................7

3.1. Групповая работа обучающихся……………………………………………….8 

3.2.Аннотирование…………………………………………………………………..9

3.3.Конспектирование……………………………………………………………...11

Заключение ………………………………………………………………… ……...12                                                                                              

Источники материала………………………………………………………………13                                                                                                                    

Пояснительная записка

В    национальной образовательной инициативе "Наша новая школа"  говорится о том, что модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
         Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

     Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Поэтому задача учителя усложняется. С одной  стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся?

А хочу научить всех учащихся учиться  методом интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Посетив  курсы при Иро, я увидела непревзойденные достоинства данного метода, его эффективность, универсальность, возможность  применения на любом уроке для учащихся любого уровня обученности.      Новизна заключается в том, что  форма подачи теоретического материала в виде интеллект-карт:

  • отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития
  • позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к экзамену в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время
  • приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти  значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше
  • поисковая система Интернет, учебная литература дают обучающимся возможность создавать свой инновационный  продукт – интеллект-карты
  • оптимальное соотношение теоретического и практического материалов позволяет пособию совместить функции учебника и  репетитора
  •  теоретический материал предлагается использовать в качестве рекомендаций по созданию интеллект-карт
  • практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и  как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении,  при написании  докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, создании презентации,

          организации индивидуальной и групповой работы  по подготовке к экзаменам

  • электронный вариант пособия, выполненный в Power Point, Mind Maps,  позволяет учителю использовать его как мультимедийное приложение и тиражировать материалы  

Использование учителем метода интеллект-карт способствует:  

  • повышению мотивации и качества знаний обучающихся, их конкурентоспособности в образовательном процессе
  • развитию их предметной компетенции
  • активизации деятельности

Составление собственных интеллект-карт дает обучающимся возможность:

  • адаптироваться к новым условиям сдачи экзамена
  • выявлять слабые места в знании учебного предмета
  • научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами
  • развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность

Глава1.  Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся

1.1. Понятие об интеллект-картах

В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер выдвинул тезис, определяющий стратегическую цель образования уже ближайшего будущего: «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться». В связи с этим  возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения   инновационных методов обучения.  Наиболее значимым является метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.  Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллект-карты инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».                                                       

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

 

«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.  

«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

1.2. Достоинства метода интеллект-карт

Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе подготовки к экзаменам:

  • формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией:
  • запоминание информации при быстром и полном обзоре темы
  • конспектирование или составление аннотаций письменных текстов
  • создание ясных и понятных конспектов , докладов, выступлений
  • участие в дискуссиях
  • написание докладов, рефератов, разработка проектов, презентаций
  • формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности
  • улучшать все виды памяти
  •  развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность
  • мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга
  • повышать результативность

Данный метод вооружит учителей инновационным способом решения актуальных проблем в процессе подготовки обучающихся к экзаменам: 

  • повышение мотивации и качества знаний, конкурентоспособности в образовательном процессе
  • развитие креативности обучающихся, их предметной и коммуникативной компетенций в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт
  • активизация деятельности учащихся

Интеллект-карты имеют отличительные свойства:

  • Наглядность
  • Привлекательность
  • Запоминаемость
  • Своевременность
  • Творчество
  • Возможность пересмотра

Глава 2. Методика создания интеллект-карт

Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: FreeMind, Mind Maps, Power Point.

Можно  выделить 3 этапа творческого процесса:

1 этап ( 20 минут):

  • Определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты)
  • Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты)

2 этап. Построение  первичной интеллект-карты :

  • В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею
  • Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
  • На каждой линии записывается одно ключевое слово
  • Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
  • Наносятся  стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках
  • Для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы
  • По возможности используется максимальное количество цветов

3 этап «Реконструкция и ревизия»:

  • Повторное извержение свободных ассоциаций
  • Пересмотр интеллект-карты
  • Проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте

Глава 3.  Методические рекомендации по применению метода

интеллект-карт в процессе подготовки обучающихся

Применение метода интеллект-карт в образовании как средства формирования   информационной и учебно – познавательной компетенции обучающихся очень разнообразно, особенно  в процессе подготовки обучающихся  по немецкому языку:

  • Мозговой штурм
  • Аннотирование
  • Конспектирование
  • Написание доклада, реферата
  • Презентация
  • Групповая работа обучающихся

3.1. Групповая работа обучающихся (изучение нового материала)

1 этап:

  • Обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название разделов и  параграфов, содержащиеся выводы, иллюстративный материал)
  • Определение объёма материала, оценивание уровня его сложности
  • Свободное извержение ассоциаций по теме занятия
  • Построение индивидуальных интеллект-карт
  • Обсуждение первичных представлений о теме
  • Составление предварительной интегральной интеллект-карты

2 этап:

  • Индивидуальное  чтение элементов текста
  • Дополнение индивидуальных интеллект-карт
  • Обсуждение результатов  чтения

3 этап:

  • Обстоятельное индивидуальное чтение пропущенных фрагментов текста
  • Дополнение индивидуальных интеллект-карт

4 этап:

  • Чтение наиболее сложных фрагментов текста
  • Завершение индивидуальных интеллект-карт
  • Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
  • Завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт

Групповая работа обучающихся (обобщение темы)

1 этап:

  • Индивидуальное свободное извержение ассоциаций, связанных с изучаемой темой, поставленной проблемой
  • Построение каждым участником собственной интеллект-карты

2 этап:

  • Обсуждение интеллект-карты в малых группах
  • Составление групповой интеллект-карты
  • Составление первой редакции коллективной интеллект-карты

3 этап:

  • Повторное извержение ассоциаций каждым участником группы
  • Коррекция индивидуальных интеллект-карт

4 этап:

  • Обмен идеями, редактирование групповых интеллект-карт
  • Подготовка второй редакции коллективной интеллект-карты

5 этап:

  • Сравнение карт двух редакций
  • Построение финальной редакции
  • Коллективный анализ интеллект-карты
  • Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана.

3.2. Аннотирование

Аннотирование – это способ индивидуального усвоения информации при работы с различными текстовыми источниками.( сочинение по предложенному тексту )

1 этап:

  • Просмотр источника информации (титульный лист,  аннотация и оглавление, содержание, иллюстративный материал)
  • Определение:
  • собственного отношения к источнику информации
  • центрального образа интеллект-карты, её главных веток, которые часто совпадают с названиями разделов или глав
  • времени на работу с данным источником информации
  • объёма текста для проработки
  • определение цели

2 этап:

  • Обзорное чтение
  • Определение объёма материала
  • Оценивание уровня его сложности
  • Свободное извержение ассоциаций по теме занятия
  • Построение индивидуальных интеллект-карт
  • Обсуждение первичных представлений о теме
  • Составление предварительной интегральной интеллект-карты, отражающей структуру изучаемого текста

3 этап:

  • Индивидуальное анонсное чтение элементов текста
  • Обсуждение результатов анонсного чтения и обогащение коллективной интеллект-карты
  • Дополнение индивидуальных интеллект-карт

4 этап:

  • Обстоятельное индивидуальное чтение фрагментов текста, пропущенных на предыдущих этапах
  • Дополнение индивидуальных интеллект-карт

5 этап:

  • Чтение наиболее сложных фрагментов текста
  • Завершение индивидуальных интеллект-карт
  • Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
  • Завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт

Конспектирование

Конспектирование -  это изложение собственных мыслей обучающихся по какому-либо вопросу. Это может быть:

  • Подготовка устного выступления (доклада, реферата),  презентации
  • Подготовка к различным формам контроля:  зачёту,  экзамену

1. Подготовительный этап.

  • Определение цели работы, количества затраченного времени
  • Написание центрального образа будущей интеллект-карты (тема выступления, статьи, экзаменационный вопрос )

2. Основной этап:

  • Кратковременное извержение ассоциаций
  • Определение основных веток (идей) карты
  • Построение интеллект-карты
  • Полученная карта наглядно отражает представления, имеющиеся у ученика  о предмете (теме) размышления.

Интеллект-карты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи  компьютерных программ

Заключение

Использование метода интеллект-карт даёт возможность учителю обеспечивать:

  • развитие предметной компетенции обучающихся, креативности мышления
  • повышение их  мотивации, качества знаний и  конкурентоспособности, предметной и коммуникативной компетенций
  • выявление  причины когнитивных затруднений и их коррекции,   заинтересованности в конечном результате

Даёт возможность обучающимся:

  • формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией
  • улучшать все виды памяти
  • развивать, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность
  • мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга
  • повышать результативность
  • самостоятельно выявлять слабые места в знании учебного предмета, проводить  работу над ошибками

Я научилась осмысливать продолжительные событийные ряды и использовать интеллект-карты для упорядочения моих мыслей, для разработки уроков, для любого вида презентаций. Я стараюсь активно пропагандировать  интеллект-карты, особенно в отношении их очевидного потенциала в деле развития творческого мышления. Учеба превращается из безличного, жесткого, утомительного и обременительного задания в личное, постоянно изменяющееся и имеющее побудительную силу занятие. Я познакомилась сама и ознакомила своих учеников с компьютерными интеллект-картами, чтобы они смогли заглянуть в ментально грамотное будущее. Я обрела настоящую радость от исследования новых просторов знания

Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который  определил стратегическую цель образования:

«Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно -  создавать интеллект-карты».

Источники материала:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»

Мастер-класс «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...

Интегрированное применение методов интеллект-карт (Mind Mapping) и преодоления «информационного неравенства» (Information Gap Activity) при обучении академическому чтению

В данной статье рассматривается возможность интегрированного применения инновационных методик обучения академическому чтению студентов СПО. Интегрированный метод интеллект-карт (Mind Mapping) и преодо...

Применение технологии критического мышления на уроках немецкого языка

Конспект урока немецкого языка с применением технологии критического мышления...

Мастер-класс«Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы»

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Пете...

Статья "Применение метода интеллект-карт на уроках биологии

В данной статье учитель делится собственным опытом организации учебной деятельности обучающихся 7-х классов с применением метода интеллект-карт...

Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"

Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"...