Конспект урока по теме Показательная функция 10 класс
план-конспект занятия по алгебре (10 класс)
Материал содержит конспект урока по теме Показательная функция для учащихся 10 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 284.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
«ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, ЕЕ СВОЙСТВА И ГРАФИК»
(для учащихся 10 классов)
| ||
Выполнил |
| Гилев Максим Сергеевич (группа №6) |
| (ФИО) | |
| ||
Тюмень
2023
Конспект разработанного зачетного учебного занятия
(урока ознакомления учащихся с новым материалом)
по теме «Показательная функция, её свойства и график» (10 класс)
- основная учебная цель: ознакомление учащихся с функцией y =
, ее свойствами и графиком. - задачи:
- Повторить знания по теме «Степенная функция»;
- Ввести понятие показательной функции и ее свойства;
- Сформировать умения построения графиков показательной функции;
- Сформировать навыки свободного чтения построенных графиков, умения отражать свойства функции на графике;
- Рассмотреть простейшие задачи, направленные на усвоение нового изученного материала с учетом актуализации ЗУН.
- развивающая цель: развитие у учащихся логического мышления, математической речи, умений осуществлять наблюдение, сравнение и делать выводы.
- воспитательная цель: воспитание у учащихся умения внимательно слушать, воспитание интереса к изучению математики и демонстрация важности изучения рассматриваемой темы в курсе алгебры, воспитание графической культуры, формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.
- методы и технологии обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, информационно-коммуникативные технологии.
- средства обучения: учебник, презентация, доска, микрокалькулятор.
- формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и фронтальная формы.
- план урока:
- Подготовка к изучению нового материала (актуализация ЗУН + постановка целей урока);
- Введение определения показательной функции и ее графиков;
- Введение свойств показательной функции и их доказательства;
- Усвоение определения и свойств показательной функции через примеры;
- Мотивация использования показательной функции при описании различных физических процессов;
- Введение формулы радиоактивного распада и усвоение через пример;
- Отработка материала решением «типовых» задач;
- Подведение итогов урока;
- Постановка домашнего задания.
- ход урока:
Таблица 3. Ход урока
Учитель | Ученики |
1. Подготовка к изучению нового материала | |
Учитель сообщает учащимся: «На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым понятием «Показательная функция», подумайте, с каким понятием оно связано». | Учащиеся предлагают свои варианты и в качестве верного ответа на вопрос выдвигают понятие «Степенная функция» (учащиеся записывают в тетради дату и тему урока). |
Фронтальная беседа с классом: «Да, вы верно определили понятие, теперь наша задача вспомнить понятия степенной функции, основания и показателя степени, арифметического корня, а также основные свойства степени, при |
(предполагается, что учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы и осуществляют повторение свойств степени, при необходимости используют учебник). |
«А теперь проверим ваши знания на практике, давайте выполним следующее упражнения»: №1. Вычислите (устно): а) №2. Упростите выражение:
№3. Решите (устно): а) б) №4. Решите: а) б) №5. Постройте график функции:
| Учащиеся выполняют упражнения в тетради, часть учащихся выполняют упражнения у доски, после происходит коллективная форма проверки. №1. а) №2. №3. а) №4. а)
б) ОДЗ:
№5. |
«Мы с вами, верно, вспомнили изученный материал, а теперь давайте сформулируем цель нашего урока». | Учащиеся самостоятельно выдвигают основную учебную цель, в зависимости от темы урока: ознакомление с функцией y = |
«Как вы знаете, у степенной функции в показателе степени присутствует число, а аргументом является основание степени. Но также на практике мы можем встретить функции, когда основание степени – это, наоборот, число, а показатель степени – это аргумент функции, приведите примеры таких функций». | Учащиеся предлагают свои варианты (например, у = |
2. Введение определения показательной функции и ее графиков | |
На доске сделана запись: у = «Давайте попробуем определение сформулировать и записать в тетрадь, как оно будет, по-вашему, звучать»? | Учащиеся предлагают свои варианты и в качестве верного ответа на вопрос выдвигают «Функция вида у = |
«А теперь повторите, пожалуйста, данное определение». | Ученики с места повторяют определение. Возможен вариант хорового ответа. |
«Что мы с вами можем сказать о значении | «Значение |
«Ознакомившись с графиками функции, давайте сформулируем свойства каждого графика, начнем с первого» (учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно сформулировать свойства под его текущим контролем). |
|
«А теперь рассмотрим свойства второго графика функции» (учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно сформулировать свойства под его текущим контролем). |
|
3. Введение свойств показательной функции и их доказательства | |
«Мы с вами сформулировали свойства для двух основных видов показательной функции, а теперь сформулируем общие свойства для любой показательной функции» (учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно сформулировать свойства под его текущим контролем, учащиеся их записывают в тетрадь). |
|
«Давайте докажем каждое из этих свойств, почему область определения – это множество всех действительных чисел»? (учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно сформулировать свойства под его текущим контролем). | Учащиеся предлагают свои варианты и в качестве верного доказательства выдвигают утверждение «Поскольку степень |
«А почему множество значений показательной функции – это множество всех положительных чисел»? (учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно сформулировать свойства под его текущим контролем). | Учащиеся предлагают свои варианты и в качестве верного доказательства выдвигают утверждение «Поскольку из свойства степени (6) следует, что уравнение |
«А почему показательная функция является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если | Учащиеся предлагают свои варианты и в качестве верного доказательства выдвигают утверждение «Поскольку из свойств степени (8,9) следует, что |
4. Усвоение определения и свойств показательной функции через примеры | |
«А теперь давайте построим графики функций у = |
|
5. Мотивация использования показательной функции при описании различных физических процессов | |
«Вы могли встречаться с показательной функцией на уроках физики, так как она часто используется при описании различных физических процессов, с ее помощью выражается зависимость давления воздуха от высоты подъема, ток самоиндукции в катушке после включения постоянного напряжения, находится радиоактивный распад» | Учащиеся подтверждают, встречались ли с данной функцией на уроках физики или нет. |
6. Введение формулы радиоактивного распада и усвоение через пример | |
«Давайте посмотрим, как находится радиоактивный распад, он описывается следующей формулой: | Учащиеся записывают эту формулу себе в тетрадь. |
«Давайте решим задачу. Период полураспада плутония равен 140 суткам. Сколько плутония останется через 10 лет, если его начальная масса равна 8 грамм»? | Учащийся самостоятельно решают в тетради задачу и при помощи микрокалькуляторов вычисляют значение |
7. Отработка материала решением «типовых» задач | |
«Проверим себя, насколько хорошо вы усвоили материал. Давайте с вами вместе устно выполните следующие упражнения из учебника: №195 и №199» (ученики с места дают комментированное объяснение и совместно с учителем происходит устная проверка). | №195. Сравнение чисел при помощи свойств возрастания и убывания функции: 1) №199. Выяснение, функция является возрастающей или убывающей: 1,2,4 – возрастающая; 3 – убывающая. |
«А теперь каждый самостоятельно в своей тетради выполнит упражнения из учебника: №192 и №197(1,3)» (учитель контролирует ход выполнения упражнений и индивидуально осуществляет проверку). | №192. Графики функций №197(1,3). Координаты точки пересечения графиков функций 1) у = 1) |
8. Подведение итогов урока | |
«Давайте с вами вспомним, что мы изучили на уроке, для этого ответим на вопросы»: 1)Какая функция называется показательной, приведите примеры? 2)Каковы области определения и значений функции | Учащиеся посредством фронтального опроса отвечают на поставленные учителем вопросы. |
«А теперь подведем итоги и осуществим рефлексию, что нового вы узнали, что вам было легко усвоить, а что вызывало определенные трудности»? | Учащиеся подводят итоги урока и отвечают на поставленные учителем вопросы. |
9. Постановка домашнего задания | |
«Домашнее задание: изучить п.11, выполнить №194, №196 и 206, в рамках, которых вы осуществите построение графиков функции, сравнение чисел и воспользуетесь формулой радиоактивного распада при решении задачи» | Учащиеся записывают домашнее задание, задают необходимые вопросы. |
- домашнее задание: п.11 изучить, №194, №196, №206.
- решение всех «типовых» задач, задач с урока:
Таблица 4. Вид доски
Изначально записано на доске: у = | |||||||||||||||||||||||||
№2. №5. | №4. а)
б) ОДЗ:
| ||||||||||||||||||||||||
Учащиеся схематично выполняют построение графиков функций:
| |||||||||||||||||||||||||
Свойства показательной функции:
| |||||||||||||||||||||||||
Доказательства свойств: 1) Поскольку степень 2) Поскольку из свойства степени (6) следует, что уравнение 3) Поскольку из свойств степени (8,9) следует, что | |||||||||||||||||||||||||
Учащиеся выполняют построение графиков функций у =
| |||||||||||||||||||||||||
Учащимся на доску выводится формула для нахождения радиоактивного распада: | |||||||||||||||||||||||||
Таблица 5. Вид тетради учащегося
№1. а) №2. №3. а) №5. | №4. а)
б) ОДЗ:
| ||||||||||||||||||||||||
Показательной функцией называется функция вида у = Графики функции:
| |||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||
Свойства любой показательной функции:
Показательная функция является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если | |||||||||||||||||||||||||
Доказательства свойств: 1) Поскольку степень 2) Поскольку из свойства степени (6) следует, что уравнение 3) Поскольку из свойств степени (8,9) следует, что | |||||||||||||||||||||||||
Графики функции у =
График любой показательной функции проходит через точку | |||||||||||||||||||||||||
Формула для нахождения радиоактивного распада: Решение задачи: 1 год = 365 дней; | |||||||||||||||||||||||||
№192. Графики функции 1)у =
| |||||||||||||||||||||||||
№197(1,3). Координаты точки пересечения графиков функций 1) у = Дано: 1) у = Решение: 1) Так как Ответ: 1) | |||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Число е. Показательная функция с основанием е, её свойства и график"
Урок открытия особенной показательной функции, основание которой - новое число....

Конспект урока по теме: Показательная и логарифмическая функции.
Материал урока можно использовать для итогового повторения по данным темам.Урок разработан в виде урока-игры....

Урок по теме "Показательная функция", 11 класс
Разработка урока содержит обобщение понятия степени, понятие показательной функции, описание ее свойств и построение графиков....
Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств."
Урок проводится с использованием компьютера и мультимедийного проектора. В ходе урока проводится тест "Показательная функция" с самопроверкой, работа по вариантам, работа по рядам с проверкой консульт...
Урок по теме "Показательная функция 10 класс"
Урок изучения нового материала с элементами модульной технологии. Цель урока: усвоить определение показательной функции; научиться строить график показательной функции, описывать свойства функции...

Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства"
Повторение и закрепление учебного материала по теме "Показательная функция". Решение показательных уравнений и неравенств....
План-конспект открытого урока по теме: "Показательная функция и ее свойства"
Задачи урока:Образовательные: обеспечить усвоение каждым учащимся знаний о показательной функции, её свойствах, использовании свойств при решении задач.Развивающие: создать условия для раз...








































































































