Конспект урока по теме Показательная функция 10 класс
план-конспект занятия по алгебре (10 класс)

Гилев Максим Сергеевич

Материал содержит конспект урока по теме Показательная функция для учащихся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_pokazatelnaya_funktsiya_10_klass.docx284.27 КБ

Предварительный просмотр:

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ  

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:

«ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, ЕЕ СВОЙСТВА И ГРАФИК»

(для учащихся 10 классов)

 

 

Выполнил

 

Гилев Максим Сергеевич (группа №6)

 

(ФИО) 

 

 

Тюмень

2023        

Конспект разработанного зачетного учебного занятия

(урока ознакомления учащихся с новым материалом)

по теме «Показательная функция, её свойства и график» (10 класс)

  • основная учебная цель: ознакомление учащихся с функцией y = , ее свойствами и графиком.
  • задачи: 
  1. Повторить знания по теме «Степенная функция»;
  2. Ввести понятие показательной функции и ее свойства;
  3. Сформировать умения построения графиков показательной функции;
  4. Сформировать навыки свободного чтения построенных графиков, умения отражать свойства функции на графике;
  5. Рассмотреть простейшие задачи, направленные на усвоение нового изученного материала с учетом актуализации ЗУН.
  • развивающая цель: развитие у учащихся логического мышления, математической речи, умений осуществлять наблюдение, сравнение и делать выводы.
  • воспитательная цель: воспитание у учащихся умения внимательно слушать, воспитание интереса к изучению математики и демонстрация важности изучения рассматриваемой темы в курсе алгебры, воспитание графической культуры, формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.
  • методы и технологии обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, информационно-коммуникативные технологии.
  • средства обучения: учебник, презентация, доска, микрокалькулятор.
  • формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и фронтальная формы.
  • план урока:
  1. Подготовка к изучению нового материала (актуализация ЗУН + постановка целей урока);
  2. Введение определения показательной функции и ее графиков;
  3. Введение свойств показательной функции и их доказательства;
  4. Усвоение определения и свойств показательной функции через примеры;
  5. Мотивация использования показательной функции при описании различных физических процессов;
  6. Введение формулы радиоактивного распада и усвоение через пример;
  7. Отработка материала решением «типовых» задач;
  8. Подведение итогов урока;
  9. Постановка домашнего задания.
  • ход урока:

Таблица 3. Ход урока

Учитель

Ученики

1. Подготовка к изучению нового материала

Учитель сообщает учащимся: «На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым понятием «Показательная функция», подумайте, с каким понятием оно связано».

Учащиеся предлагают свои варианты и в качестве верного ответа на вопрос выдвигают понятие «Степенная функция» (учащиеся записывают в тетради дату и тему урока).

Фронтальная беседа с классом: «Да, вы верно определили понятие, теперь наша задача вспомнить понятия степенной функции, основания и показателя степени, арифметического корня, а также основные свойства степени, при , где  – любые действительные числа».

  1.  = ;
  2.  = ;
  3.  = ;
  4.  = ;
  5.  = ;
  6. ;
  7. , если ;
  8. , если ;
  9. , если

(предполагается, что учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы и осуществляют повторение свойств степени, при необходимости используют учебник).

«А теперь проверим ваши знания на практике, давайте выполним следующее упражнения»:

№1. Вычислите (устно):

а) ;   б)

№2. Упростите выражение:

, при .

№3. Решите (устно):

а) 

б)

№4. Решите:

а)      

б)

№5. Постройте график функции:

Учащиеся выполняют упражнения в тетради, часть учащихся выполняют упражнения у доски, после происходит коллективная форма проверки.

№1. а)    б) ;

№2.  

№3. а)    б)

№4. а) ;

 и

б) ;

ОДЗ: ;

№5.

https://school-assistant.ru/images/zadachi/algebra/7/158/1.gif

«Мы с вами, верно, вспомнили изученный материал, а теперь давайте сформулируем цель нашего урока».

Учащиеся самостоятельно выдвигают основную учебную цель, в зависимости от темы урока: ознакомление с функцией y = , ее свойствами и графиком (выдвинутая учащимися цель грамотно комментируется учителем и подкрепляется словами о развивающей и воспитательной целях).

«Как вы знаете, у степенной функции в показателе степени присутствует число, а аргументом является основание степени. Но также на практике мы можем встретить функции, когда основание степени – это, наоборот, число, а показатель степени – это аргумент функции, приведите примеры таких функций».

Учащиеся предлагают свои варианты (например, у =  и у =  и т.д.).

2. Введение определения показательной функции и ее графиков

На доске сделана запись: у = , .

«Давайте попробуем определение сформулировать и записать в тетрадь, как оно будет, по-вашему, звучать»?

Учащиеся предлагают свои варианты и в качестве верного ответа на вопрос выдвигают «Функция вида у = , где  – заданное число, » (в дальнейшем, эту формулировку записывают в тетрадь).

«А теперь повторите, пожалуйста, данное определение».

Ученики с места повторяют определение. Возможен вариант хорового ответа.

«Что мы с вами можем сказать о значении , если  будет равно 1»?

«Значение  всегда будет равно 1».

«Ознакомившись с графиками функции, давайте сформулируем свойства каждого графика, начнем с первого» (учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно сформулировать свойства под его текущим контролем).

  •  область определения:

;

  •  область значений:

;

  •  функция возрастает, т. е. большему значению аргумента соответствует большее значение функции;
  •  если аргумент стремится к , функция стремится к нулю, если аргумент стремится к , функция стремится также к .

«А теперь рассмотрим свойства второго графика функции» (учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно сформулировать свойства под его текущим контролем).

  •  область определения:

;

  •  область значений:

;

  •  функция убывает, т. е. большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции;
  •  если аргумент стремится к , функция стремится к , если аргумент стремится к , функция стремится также к нулю.

3. Введение свойств показательной функции и их доказательства

«Мы с вами сформулировали свойства для двух основных видов показательной функции, а теперь сформулируем общие свойства для любой показательной функции» (учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно сформулировать свойства под его текущим контролем, учащиеся их записывают в тетрадь).

  •  область определения:

;

  •  область значений:

;

  •  показательная функция является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если , и убывающей,  если .

«Давайте докажем каждое из этих свойств, почему область определения – это множество всех действительных чисел»? (учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно сформулировать свойства под его текущим контролем).

Учащиеся предлагают свои варианты и в качестве верного доказательства  выдвигают утверждение «Поскольку степень , при  определена для всех  (в дальнейшем, эту формулировку записывают в тетрадь).

«А почему множество значений показательной функции – это множество всех положительных чисел»? (учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно сформулировать свойства под его текущим контролем).

Учащиеся предлагают свои варианты и в качестве верного доказательства выдвигают утверждение «Поскольку из свойства степени (6) следует, что уравнение , при  и  имеет корень, при любом , и не имеет корней, при , это значит, что любая прямая , где , пересекается с графиком показательной функции» (эту формулировку учащиеся записывают в тетрадь).

«А почему показательная функция является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если , и убывающей,  если »? (учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно сформулировать свойства под его текущим контролем).

Учащиеся предлагают свои варианты и в качестве верного доказательства  выдвигают утверждение «Поскольку из свойств степени (8,9) следует, что , если ; , если , имеем, что функция возрастает при  и убывает, при »  (в дальнейшем, эту формулировку записывают в тетрадь).

4. Усвоение определения и свойств показательной функции через примеры

«А теперь давайте построим графики функций у =  и у =  и выделим их основные свойства» (учитель вызывает к доске двух учащихся, которые и осуществляют построение).

ax3.png

  •  если  и возрастает, то график быстро поднимается вверх;
  •  если  и убывает, то график быстро приближается к оси Ox (но не пересекает ее);
  •  такой вид имеет график любой функции , если .

ax4.png

  •  если  и убывает, то график быстро поднимается вверх;
  •  если  и возрастает, то график быстро приближается к оси Ox (но не пересекает ее);
  •  такой вид имеет график любой функции , если .

5. Мотивация использования показательной функции при описании различных физических процессов

«Вы могли встречаться с показательной функцией на уроках физики, так как она часто используется при описании различных физических процессов, с ее помощью выражается зависимость давления воздуха от высоты подъема, ток самоиндукции в катушке после включения постоянного напряжения, находится радиоактивный распад»

Учащиеся подтверждают, встречались ли с данной функцией на уроках физики или нет.

6. Введение формулы радиоактивного распада и усвоение через пример

«Давайте посмотрим, как находится радиоактивный распад, он описывается следующей формулой: , где  и  – это масса радиоактивного вещества в момент времени  и в начальный момент времени ,  – период полураспада, т.е. промежуток времени, за который первоначальное количество вещества уменьшается вдвое».

Учащиеся записывают эту формулу себе в тетрадь.

«Давайте решим задачу. Период полураспада плутония равен 140 суткам. Сколько плутония останется через 10 лет, если его начальная масса равна 8 грамм»?

Учащийся самостоятельно решают в тетради задачу и при помощи микрокалькуляторов вычисляют значение  грамм.

7. Отработка материала решением «типовых» задач

«Проверим себя, насколько хорошо вы усвоили материал. Давайте с вами вместе устно выполните следующие упражнения из учебника: №195 и №199» (ученики с места дают комментированное объяснение и совместно с учителем происходит устная проверка).

№195. Сравнение чисел при помощи свойств возрастания и убывания функции: 1) ; 2) ; 3) ; 4); 5); 6).

№199. Выяснение, функция является возрастающей или убывающей: 1,2,4 – возрастающая; 3 – убывающая.  

«А теперь каждый самостоятельно в своей тетради выполнит упражнения из учебника: №192 и №197(1,3)» (учитель контролирует ход выполнения упражнений и индивидуально осуществляет проверку).

№192. Графики функций  и .

№197(1,3). Координаты точки пересечения графиков функций 1) у =  и у = ;  3) у =  и у = :

1) ; 3) .

8. Подведение итогов урока

«Давайте с вами вспомним, что мы изучили на уроке, для этого ответим на вопросы»: 1)Какая функция называется показательной, приведите примеры? 2)Каковы области определения и значений функции ? 3)Что является множеством значений  любой показательной функции? 4)Какова область определения показательной функции? 5)Какими свойствами обладает «наша» функция и где с ней можно встретиться? 6)При каком условии «наша» функция является возрастающей, а при каком условии – убывающей?

Учащиеся посредством фронтального опроса отвечают на поставленные учителем вопросы.

«А теперь подведем итоги и осуществим рефлексию, что нового вы узнали, что вам было легко усвоить, а что вызывало определенные трудности»?

Учащиеся подводят итоги урока и отвечают на поставленные учителем вопросы.

9. Постановка домашнего задания

«Домашнее задание: изучить п.11, выполнить №194, №196 и 206, в рамках, которых вы осуществите построение графиков функции, сравнение чисел и воспользуетесь формулой радиоактивного распада при решении задачи»

Учащиеся записывают домашнее задание, задают необходимые вопросы.

  • домашнее задание: п.11 изучить, №194, №196, №206.
  • решение всех «типовых» задач, задач с урока:

Таблица 4. Вид доски

Изначально записано на доске: у = , .

№2.  

№5.

https://school-assistant.ru/images/zadachi/algebra/7/158/1.gif

№4.

а) ;

 и

б) ;

ОДЗ:

Учащиеся схематично выполняют построение графиков функций: , при  и :

ax1.png   ax2.png

Свойства показательной функции:

  •  область определения: ;
  •  область значений: ;
  •  показательная функция является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если , и убывающей,  если .

Доказательства свойств:

1) Поскольку степень , при  определена для всех ;

2) Поскольку из свойства степени (6) следует, что уравнение , при  и  имеет корень, при любом , и не имеет корней, при , это значит, что любая прямая , где , пересекается с графиком показательной функции;

3) Поскольку из свойств степени (8,9) следует, что , если ; , если , имеем, что функция возрастает при  и убывает, при .

Учащиеся выполняют построение графиков функций у =  и у = , проговаривают их основные свойства:

ax3.png       

x

-2

-1

0

2

3

y

0,25

0,5

1

4

8

       

ax4.png

x

-3

-1

0

1

2

y

8

2

1

0,5

0,25

Учащимся на доску выводится формула для нахождения радиоактивного распада: .

Таблица 5. Вид тетради учащегося

№1. а)    б) ;

№2.  

№3. а)    б)

№5.

https://school-assistant.ru/images/zadachi/algebra/7/158/1.gif

№4. а) ;

 и

б) ;

ОДЗ:

Показательной функцией называется функция вида у = , , где  – заданное число.

Графики функции: , при  и :

ax1.png   ax2.png

  •  область определения:

;

  •  область значений:

;

  •  функция возрастает, т. е. большему значению аргумента соответствует большее значение функции;
  •  если аргумент стремится к , функция стремится к нулю, если аргумент стремится к , функция стремится также к .
  •  область определения:

;

  •  область значений:

;

  •  функция убывает, т. е. большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции;
  •  если аргумент стремится к , функция стремится к , если аргумент стремится к , функция стремится также к нулю.

Свойства любой показательной функции:

  •  область определения: ;
  •  область значений: ;

 Показательная функция является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если , и убывающей,  если .

Доказательства свойств:

1) Поскольку степень , при  определена для всех ;

2) Поскольку из свойства степени (6) следует, что уравнение , при  и  имеет корень, при любом , и не имеет корней, при , это значит, что любая прямая , где , пересекается с графиком показательной функции;

3) Поскольку из свойств степени (8,9) следует, что , если ; , если , имеем, что функция возрастает при  и убывает, при .

Графики функции у =  и у = :

ax3.png             

x

-2

-1

0

2

3

y

0,25

0,5

1

4

8

ax4.png

x

-3

-1

0

1

2

y

8

2

1

0,5

0,25

График любой показательной функции проходит через точку .

Формула для нахождения радиоактивного распада: .

Решение задачи: 1 год = 365 дней; ; ;    г.

№192. Графики функции 1)у =  и 2)у = :

https://sun3-12.userapi.com/WE0FTz-l1XUCxhxIXeSmcrDceBOqYVGUNISrAQ/BMJtviVXtxk.jpg  https://sun3-12.userapi.com/9Ff7lzXg1d3sbu4zGrUJ4RiEyTQP6vl4XtBX9A/YL6ld5PqFA8.jpg

№197(1,3). Координаты точки пересечения графиков функций 1) у =  и у = ;  2) у =  и у = :

Дано: 1) у = , у = 8; 3) у =  и у = .

Решение: 1) Так как  = 8, следовательно,  = , тогда х = 3, тогда точка пересечения графиков функций имеет координаты . 3) Так как  = , следовательно,  = , тогда х = 2, тогда точка пересечения графиков функций имеет координаты .

Ответ: 1), 3) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Число е. Показательная функция с основанием е, её свойства и график"

Урок открытия особенной показательной функции, основание которой - новое число....

Конспект урока по теме: Показательная и логарифмическая функции.

Материал урока можно использовать  для итогового повторения по данным темам.Урок разработан в виде урока-игры....

Урок по теме "Показательная функция", 11 класс

Разработка урока содержит обобщение понятия степени, понятие показательной функции, описание ее свойств и построение графиков....

Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств."

Урок проводится с использованием компьютера и мультимедийного проектора. В ходе урока проводится тест "Показательная функция" с самопроверкой, работа по вариантам, работа по рядам с проверкой консульт...

Урок по теме "Показательная функция 10 класс"

Урок изучения нового материала с элементами модульной технологии. Цель урока: усвоить определение показательной функции; научиться строить график показательной функции, описывать свойства функции...

Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства"

Повторение и закрепление учебного материала по теме "Показательная функция". Решение показательных уравнений и неравенств....

План-конспект открытого урока по теме: "Показательная функция и ее свойства"

Задачи урока:Образовательные: обеспечить усвоение каждым учащимся  знаний о показательной функции, её свойствах, использовании свойств при решении задач.Развивающие:  создать условия для раз...