Мастер-класс
материал по алгебре
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Учхозская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского района Республики Мордовия
«Решение задач с параметрами
в системе «GeoGebra»
Мастер-класс
Исполнитель:
Романчукова Елена Ивановна учитель математики
п. Преображенский 2023
Мастер-класс «Решение задач с параметрами в системе «GeoGebra»
1.Вступительная часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас на своём мастер – классе «Решение задач с параметрами в системе GeoGebra».
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...» так сказал Марк Максимович Поташник - действующий член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор.
Сегодня уже никого не надо убеждать в целесообразности внедрения информационных технологий. Одним из наиболее перспективных направлений в технологиях обучения математике является внедрение и развитие интерактивных геометрических сред.
2.Ознакомление с программой
GeoGebra — бесплатная программа предоставляющая возможность создания динамических («живых») чертежей для использования на разных уровнях обучения геометрии, алгебры и других смежных дисциплин.
Интерфейс программы отличается простотой и понятностью. Geogebra обладает богатыми возможностями. Она предназначена, прежде всего, для решения задач школьного курса геометрии: в ней можно создавать всевозможные конструкции из точек, векторов, отрезков, прямых. Можно строить графики элементарных функций, которые также возможно динамически изменять варьированием некоторого параметра, входящего в уравнение, а также строить перпендикулярные и параллельные прямые, серединные перпендикуляры, биссектрисы углов, касательные, определять длины отрезков, площади многоугольников и т. д.
3.Решение задач
Рассмотрим несколько примеров с применением данной программы. Задачи с параметрами и их решения у учащихся вызывают затруднения, и поэтому графическое решение некоторых из них помогает хорошо осмыслить такие задачи и визуализировать на экране среды GeoGebra, и в целом, учителю и ученикам помогает экономить время при ограниченном количестве отведенных на такие темы часов.
Пример 1. При каком значении a данное уравнение имеет один корень:
x2 + ax + 8 = 0
Для графического решения задачи переформулируем ее:
Постройте график функции y= x2 + ax + 8 и найдите, при каких значениях a, прямая y=0 пересекает параболу ровно в одной точке, т.е. вершина лежит на оси абсцисс.
Решение на экране в среде GeoGebra.
Построение.
1) Создаем ползунок для параметра a (с изменением от -8 до 8, с шагом 0.001).
2) C помощью строки ввода строим график функции y= x2 + ax + 8. На экране появится парабола(управляемый ползунком).
3) Строкой ввода строим график функции y=0. Построение закончено.
Построенного чертежа достаточно, чтобы решить задачу на экране: ползунком перемещаем параболу, смотрим на вершину параболы. Вершина параболы лежит на абсциссе примерно при a=5,6 и a=-5,6.А при других значениях параметра a, парабола и прямая y=0 не пересекаются. Ответ: при a=± 4√2, уравнение имеет ровно один корень.
Пример 2. (Задание из банка ОГЭ) При каком значении a прямая
имеет с параболой
ровно одну общую точку? Найдите координату этой точки.
Решение на экране в среде GeoGebra.
Построение.
1) C помощью строки ввода строим график функции
.
2) Создаем ползунок для параметра a.
3).Строим график функции
. Построение закончено.
Вращая ползунок, находим параметр а, при котором прямая и парабола имеют одну общую точку. На панели управления находим функцию «пересечение», щелкаем на прямую и параболу и программа выдаст координату точки пересечения.
Пример 3. При каких значениях p вершины парабол
и
расположены по разные стороны от оси х?
Решение на экране в среде GeoGebra.
Построение.
1).Создаем ползунок для параметра p.
2).C помощью строки ввода строим график функции 
3).
. Построение закончено. Заметим, что при значении параметра от нуля до 1/9 вершины парабол лежат по одну сторону от оси х. Ответ от 
Пример 4. Постройте график функции
и определите, при каких значениях m прямая
имеет с графиком ровно одну общую точку.
Решение на экране в среде GeoGebra.
Построение.
1).Строим график функции
. С помощью инструмента «точка на объекте» выясняем, что в точке (-1; 3) есть разрыв функции.
2)Создаем ползунок параметра m.
3)Строим график
. Изменяя значение ползунка, видим, что парабола и прямая имеют одну общую точку при m=3 m=-1.
Пример 5. При каких a уравнение
имеет ровно 3 корня?
Решение на экране в среде GeoGebra.
Построение.
1).Строим график функции
.
2)Создаем ползунок параметра а.
3)Строим график
. Изменяя значение ползунка, видим, что графики имеют три точки пересечения при а=0, а=25/12.
4.Решение задач фокус группами
Одна фокус группа выполняет решение задачи с помощью системы GeoGebra, вторая группа письменно.
Задача: При каких значениях параметра a имеет единственный корень уравнение:




5.Заключение
Спасибо за внимание! Надеюсь, мой мастер-класс был полезен для Вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...

мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...





