Степень и её свойства
план-конспект занятия по алгебре (7 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Алгебра

Класс: 7

Тема: Степень и её свойства

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний

ЦЕЛИ УРОКА

Образовательные:

  • Повторить определение степени с натуральным показателем и степени с показателем 1.
  • Закрепить правила знаков при возведении положительных, отрицательных чисел и нуля в степень.
  • Отработать применение свойств степени: умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями, возведение в степень произведения и степени.

Развивающие:

  • Развивать навыки вычисления и упрощения алгебраических выражений.
  • Формировать умение видеть структуру выражения для рационального выбора свойства степени.

Воспитательные:

  • Продемонстрировать удобство использования степеней для записи больших чисел.
  • Воспитывать внимательность при работе со знаками и показателями степеней.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Алгебра

Класс: 7

Тема: Степень и её свойства

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний

Составитель: Шемет Наталья Сергеевна, учитель математики МБОУ СОШ №1 п. Новозавидовский Тверской области Конаковского муниципального округа

1. ЦЕЛИ УРОКА

Образовательные:

  • Повторить определение степени с натуральным показателем и степени с показателем 1.
  • Закрепить правила знаков при возведении положительных, отрицательных чисел и нуля в степень.
  • Отработать применение свойств степени: умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями, возведение в степень произведения и степени.

Развивающие:

  • Развивать навыки вычисления и упрощения алгебраических выражений.
  • Формировать умение видеть структуру выражения для рационального выбора свойства степени.

Воспитательные:

  • Продемонстрировать удобство использования степеней для записи больших чисел.
  • Воспитывать внимательность при работе со знаками и показателями степеней.

2. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

  • Доска, мел/маркеры.
  • Раздаточный материал (карточки с заданиями по вариантам).

3. ХОД УРОКА

Этап I. Организационный момент и мотивация (5 мин)

Учитель: «В учебнике приводится интересный факт: масса Земли равна кг. Если бы мы не использовали степень, нам пришлось бы записать число с огромным количеством нулей: кг.

Другой пример — из мира технологий. Память компьютеров и телефонов строится на степенях двойки. Например, 1 Терабайт информации — это байт. В обычном виде это число выглядит так: . Согласитесь, запись намного компактнее, понятнее инженеру и исключает ошибку при чтении.

Это делает запись “обозримой”. Сегодня мы повторим инструменты, которые позволяют делать математические записи компактными и выполнять действия с такими числами быстро и изящно».

Этап II. Актуализация знаний и изучение свойств (25 мин)

В главе «Степень с натуральным показателем» мы изучили, как работать с повторяющимися множителями. Вспомним основные определения и свойства (все формулировки приводятся дословно по учебнику).

1. Определение степени

Определение: Степенью числа с натуральным показателем , большим 1, называется выражение , равное произведению множителей, каждый из которых равен . Степенью числа с показателем 1 называется само число .

Пример:

Знак числа возведенного в степень:

  • Степень положительного числа — положительное число.
  • При возведении в степень нуля получается нуль.
  • Степень отрицательного числа с чётным показателем — положительное число.
  • Степень отрицательного числа с нечётным показателем — отрицательное число.
  • Квадрат любого числа есть положительное число или нуль ().

2. Умножение и деление степеней

Основное свойство степени: Для любого числа и произвольных натуральных чисел и :

Правило: При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают.

Пример: .

Свойство частного: Для любого числа и произвольных натуральных чисел и таких, что :

Правило: При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.

Нулевая степень: Степень числа , не равного нулю, с нулевым показателем равна единице ().

Пример: ; .

3. Возведение в степень произведения и степени

Степень произведения: Для любых и и произвольного натурального числа :

Правило: Чтобы возвести в степень произведение, достаточно возвести в эту степень каждый множитель и результаты перемножить.

Пример: .

Степень степени: Для любого числа и произвольных натуральных чисел и :

Правило: При возведении степени в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают.

Пример: .

Этап III. Самостоятельная работа (10 мин)

Учащиеся выполняют задания по вариантам (см. Приложение).

Этап IV. Домашнее задание (1 мин)

С.110 учебника №№3-6

Этап V. Рефлексия (4 мин)

Вопросы классу:

  1. Какое действие мы выполняем с показателями, когда умножаем степени? (Складываем).
  2. Как быстро определить знак результата, если отрицательное число возводится в 10-ю степень? (Знак «плюс», так как показатель четный).
  3. Почему выражение не имеет смысла? (Обсуждение исключения из правила нулевой степени).

ПРИЛОЖЕНИЕ: Раздаточный материал

ВАРИАНТ 1

№ 1. «Запись» Представьте в виде степени произведение:

а)

б)

№ 2. «Вычисление» Найдите значение выражения:

а)

б)

в)

г)

№ 3. «Свойства» Представьте выражение в виде степени, используя свойства:

а)

б)

в)

г)

№ 4. «Упрощение» Упростите выражение:

№ 5. «Дробь» (Дополнительно) Вычислите:

ВАРИАНТ 2

№ 1. «Запись» Представьте в виде степени произведение:

а)

б)

№ 2. «Вычисление» Найдите значение выражения:

а)

б)

в)

г)

№ 3. «Свойства» Представьте выражение в виде степени, используя свойства:

а)

б)

в)

г)

№ 4. «Упрощение» Упростите выражение:

№ 5. «Дробь» (Дополнительно) Вычислите:

ОТВЕТЫ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

Вариант 1:

  1. а) ; б) .
  2. а) 32; б) 81; в) ; г) .
  3. а) ; б) ; в) ; г) .
  4. .
  5. .

Вариант 2:

  1. а) ; б) .
  2. а) 64; б) -32; в) ; г) .
  3. а) ; б) ; в) ; г) .
  4. .
  5. .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Арифметический корень натуральной степени и его свойства".

Повторить и обобщить знания учащихся об арифметическом корне натуральной степени и его свойствах...

Разработка урока "Арифметический корень натуральной степени и его свойства" в форме игры.

Повторить и обобщить знания учащихся об арифметическом корне натуральной степени и его свойствах...

Интегрированный урок алгебры и русского языка по теме «Степенные функции, их свойства и графики».

Задачи урока:  1. Научить оперировать имеющимся потенциалом знаний по теме «Степенные функции» в конкретной ситуации.   2. Учить практически применять функциональные стили речи на уроках математики.  ...

Обобщающий урок по теме "Степень и ее свойства"

Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь. (М.В. Ломоносов)...

Проект урока математики в 8 классе по теме «Арифметический квадратный корень из степени и его свойства» с учетом ФГОС 2 поколения (2012 г.)

Самоанализ урока математики На протяжении своей педагогической деятельности я работаю в сельской школе, условия которой  позволяют детально изучить уровень развития, познавательные...

Степень и ее свойства

Аннотация к уроку Тема урока: « Степень и ее свойства». Тип урока: урок изучения новой темы.  Форма урока: урок – презентация.Цель урока:- повторить понятие степени, свойств...

Электронное пособие по алгебре для учеников 7 класса по теме "Степень и ее свойства"

Данная работа предназначена для учеников 7 класса для лучшего понимания и осваивания материала по теме «Степень и ее свойства».       Целью работы является создание элект...