Профильная смена "Я и Вселенная"
методическая разработка по астрономии (6 класс) по теме

Родоманова Лариса Александровна

 В данной летнеоздоровительной компании я выступала в качестве руководителя профильной смены "Я и ВСеленная" 2010г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчёт 17.93 КБ
Microsoft Office document icon игра 37 КБ
Файл сертификат участника профильной смены274.17 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

о работе летней профильной смены « Я и Вселенная» при муниципальном общеобразовательном  учреждении «Классическая гимназия №2» г.Тынды

Лето - великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Смена учебной деятельности, являющейся основополагающей в течение учебного года, на альтернативные формы групповой, коллективной и индивидуальной работы в рамках летнего лагеря позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает этот процесс более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Поэтому традиционными стали летние лагеря и профильные смены при  МОУ «Классическая гимназия №2» .

Исходя  из вышеописанных тенденций и беря во внимание то что  , 2011 год объявлен годом российской космонавтики, возникла идея создания  профильной смены «Я и Вселенная»,  нацеленной на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе. К сожалению, школьная программа по физике в данное время не дает возможности в полной мере уделять внимание астрономическому обучению учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей.                                                                                                                                    Реализация программы «Я и Вселенная» позволила создать условия жизнедеятельности таким образом, чтобы интуитивные представления детей и подростков о космосе, подкреплялись научными фактами доступными для их понимания  и стали прочными знаниями, которые ребята смогут осознанно и уверенно применять в дальнейшем в изучении физики и астрономии.

Программа «Я и Вселенная» предполагает в 10-дневный срок проведения ряда мероприятий, направленных на формирование у детей чувства любви к своей Родине, высокой культуры гражданственности и патриотизма. Особый акцент в Программе делается на ценностном ядре воспитания – это общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. 

       Программа была реализована  через проведение следующих мероприятий ;                                                                                                                 1)       Игра-знакомство «Экипаж на орбите»,  посещение бассейна

        «подготовка к выходу в открытый космос»,

мифы о созвездиях, звездное небо на других планетах и в других мирах,

открытие своего созвездия, знакомство с работой и принципом действия телескопа,

проект  изготовление макета «Космический корабль будущего» ,

знакомство с картой звёздного неба     и  работа по карте,

игра «Мой друг инопланетянин»,

«Я и вселенная» рисунки на асфальте,

круглый стол «Одиноки ли мы во Вселенной ?»,

проект «Гостиница для космических туристов» (Моделирование орбитальной космической гостиницы для туристов),

 лекция «Влияние невесомости на живые организмы»(проводил учитель физики),

  интеллектуальная игра «Галактическое путешествие» (с «экипажем» профильной сменой МОУ Школа № 6),

беседа «Сколько раз человек может увидеть одну и ту же комету?», экскурсия в  городскую библиотеку (работа с энциклопедиями),

 спортивные соревнования. «Космические старты» ( среди участников других профильных смен),  беседа-диспут «Космический мусор, меры по его утилизации»,  

игра по приему радиосигналов ВЦ,      в которой одна часть ребят инициировала прием сигналов в виде помех, появлявшихся при работе на компьютерах, а другая, ничего не знавшая об этом, должна была догадаться, что это разумные сигналы, и попытаться расшифровать их,

заочное путешествие на станцию «Байконур»,

игра «Все планеты в гости к нам»,  

 КТД «Здравствуй, Галактика!». "Послание внеземным         цивилизациям"  Написание письма Космическим друзьям, составление словаря понятий – образов, «Почему Луна бывает разная?» диспут, подкреплённый научными знаниями,

 фотоконкурс «ночное небо»,

Работа над проектом  «Жизнь и разум во Вселенной».                          

Как и в предыдущие смены мы придерживались основных принципов концепции психологического аспекта, основанного на свободе выбора вида деятельности, формирующей прежде всего основы духовности ребенка. Этому были подчинены такие мероприятия: тренинг «Давайте познакомимся» (учимся сотрудничать), психологическое занятие «Трубка мира» (профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними), психологическая игра «Люблю- ненавижу» , а также проводились упражнения на сплоченность, контактность, снятие напряжения, упражнения на экстрасенсорику, поднятие эмоционального фона, снятие агрессии. Досуг детей не ограничивался только территорией гимназии. Каждый день проводились прогулки в городской парк, посещение бассейна, драмтеатра, музея.

За время работы смены не было зафиксировано ни одного заболевания, ни одной  травмы.



Предварительный просмотр:

ИГРА-ПУТЕЩЕСТВИЕ

Сегодня мы проводим игру “Путешествие в Космос.

Давайте разделимся на два экипажа и выберем себе название.

Демонстрируется слайд 1.

Наше путешествие будет проходить через семь планет-станций нашей солнечной системы. На каждой планете вас ожидает масса интересных заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать вот такой жетон. По результатам этих конкурсов и будет выявлена команда – победитель.

2. Отправление в полет – Представление команд.

Демонстрируется слайд 2.

Мы с вами живем на планете Земля. Земля – это третья планета от Солнца. Чтобы отправиться в путешествие, прошу экипажей доложить о готовности команд к полету.

(представление и приветствие команд).

Итак, все экипажи готовы, и мы отправляемся в полет вот на таком космическом корабле.

Занимайте свои места на нашем виртуальном корабле, полетели.

Звучит музыка.

3. Планета Марс –

Демонстрируется слайд 3.

Мы подлетаем к планете Марс. Марс – это четвертая планета Солнечной системы. Она немного меньше Земли. На марсе очень холодно: дневная температура поднимается до +25°, к вечеру резко понижается до –90°. Следствием резких температурных контрастов являются сильнейшие ветры и пылевые бури. У Марса два спутника – Фобос и Деймос.

Планета Марс. Станция «Теоретическая» На этой станции проверим, насколько хорошо вы знаете историю космонавтики.  Вам предлагается ответить на несколько вопросов. Каждой команде для обсуждения – 30 секунд. Правильный ответ приносит команде 1 жетон.

Первый космонавт? ( Юрий Гагарин.)

Когда он полетел в космос?(12 апреля 1961г.)

Как назывался его космический корабль?("Восток".)

Генеральный конструктор первого корабля «Восток» (С.П. Королев)

Как звали первую собаку ,отправившуюся в космос? Когда это случилось? ( Лайка, 3 ноября 1957г., на втором спутнике Земли.)

Как называется город где живут и тренируются космонавты?( Звёздный.)

Кто первым вышел в открытый космос?( Алексей Архипович Леонов.)

Сколько планет в Солнечной Системе?(9,перечислить.)

Как называется космодром в Казахстане?(Байконур.)

Ближайшая к Солнцу планета?( Меркурий.)

Самая дальняя от Солнца планета?( Плутон.)

Ближайшая к Земле звезда?( Солнце.)

Кто из ученых нашей страны считается основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский)

Начало космической эры человечества. (4 октября 1957 года: в этот день в СССР был выведен на орбиту первый в мире ИСЗ)

Можно ли на поверхности Венеры ориентироваться по Солнцу и звездам (Нет. Т.к. небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков)

Назовите орбитальные станции (Мир, Салют, Международная космическая станция)

Российские женщины – космонавты (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая)

К какой планете был осуществлен первый межпланетный перелет (Венера 1965 – 1966г.)

4. Планета Юпитер – Станция “Эрудит”.

Демонстрируется слайд 4.

Мы продолжаем наш полет. И следующая планета Юпитер. Юпитер — планета–гигант, которая массивнее в два раза, чем все остальные планеты, вместе взятые. По объему Юпитер больше Земли в 1200 раз, быстро вращается вокруг своей оси (10 час), полный оборот вокруг Солнца совершает за 12 земных лет, имеет большое количество спутников.

Каждый экипаж получает лист бумаги, из которого необходимо за 3 минуты сконструировать самолет. Затем проводятся испытания самолетов на дальность полета.

Станция Эрудит.

Демонстрируется слайд 5. 

На слайде представлен кроссворд, который необходимо разгадать. Вы по очереди называете номер вопроса, который вас интересует. На ответ дается 20 секунд. Если команда не знает правильного ответа, тогда вопрос остается пока без ответа, ход переходит другой команде. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

Кроссворд:

5. Планета Сатурн – Станция “Редактор”.

Демонстрируется слайд 6. 

Мы прилетели на самую эффектную планету Солнечной системы - Сатурн, благодаря своему знаменитому кольцу. Сатурн относится к планетам-гигантам, хотя и уступает по размерам Юпитеру. Масса Сатурна в 95 раз больше массы Земли. Это холодная планета: температура держится на уровне -145°С. Яркие кольца Сатурна распадаются на множества узких и тонких колечек и состоят из водяного льда и покрытых льдом камней. Толщина всех колец около двух километров. Имеет несколько спутников: Титан, Атлас, Пандора, Феба.

Итак, станция Редактор (стих-е о космосе)

Многим из вас, наверное, известно замечательное стихотворение “…..”. Но, к сожалению, оно было испорчено злыми космическими пиратами. Сейчас вы поможете восстановить это стихотворение. Кто быстрее и правильнее выполнит эту работу, тот и побеждает.

Задание конкурса:

Подведение итогов. Звучит музыка.

6. Планета Уран

Демонстрируется слайд 7. Уран седьмая по отношению к Солнцу планета. Он находится на окраине Солнечной системы. Период полного обращения вокруг Солнца 84 земных года. Солнце же поднимается там очень высоко над горизонтом и половину времени освещает то северное, то южное полушария. Поэтому повсеместно бывает продолжительный полярный день и полярная ночь (42 земных года). У Урана 5 спутников.

Мы долетели уже до седьмой планеты солнечной системы. В полете вы должны были составить карту звездного неба. Продемонстрируйте свои карты и покажите, какое новое созвездие вы открыли, расскажите легенду этого созвездия.

Звучит музыка.

7. Планета Нептун

Демонстрируется слайд 8. На окраине планетной системы медленно обращается вокруг Солнца восьмая планета — Нептун. Его размеры и свойства схожи с Ураном, поэтому их иногда именуют гигантами-близнецами. Масса планеты в 17,2 раза больше массы Земли, вокруг Солнца Нептун делает оборот за 165 земных лет. Вокруг Нептуна вращаются 2 спутника – Тритон и Нереида.

На Планете Нептун живут изобретатели. Они изобретают различные машины. Ваша задача представить свою космическую станцию. Рассказать для чего она предназначена.

Подведение итогов. Звучит музыка.

8. Планета Плутон – Станция “Соображай-ка”.

Демонстрируется слайд 10. 

Плутон — самая далекая от Солнца планета. Период обращения вокруг Солнца около 248 земных лет. Плутон изучен плохо, но считают, что температура его близка к абсолютному нулю. Плутон – пока самая маленькая планета Солнечной системы. Его масса чуть больше 0,002 массы Земли. К группе планет земного типа он не принадлежит.

Станция “Соображай-ка”. Командам даются карточки–ракеты с примерами. Какая команда быстрее и правильнее решит получит и запишет результат.

Подведение итогов. Звучит музыка.

9. Возвращение домой – Подведение итогов.

А вот и наша планета Земля. Как вы думаете, мы полностью изучили космический мир? Конечно, нет..

Мы все благополучно вернулись домой. И теперь давайте подведем итоги нашего путешествия.

Подсчет заработанных баллов. Награждение команд.



Предварительный просмотр:

  Настоящий сертификат  выдан 17.06.2011 г.

  И свидетельствует о том, что  ___________

    ________________________________________

  Он(она) являлся(лась) активным участником

   профильной смены «Я и вселенная»,

   посвященной году космонавтики расширил

   свой кругозор и приобрёл знания и умения,

   которые в дальнейшем пригодятся в

   изучении  физики и астрономии.

      Руководитель профильной смены       ______________________

                                                                                      Родоманова Л.А

      Директор МОУ                                              _______________

     «Классическая гимназия №2»                         Фирсова Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта районной оздоровительной профильной смены "Юные туристы-спасатели"

С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. С 9 по 18 июля 2012 года в Сковородинском районе Амурской области на ...

программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»

Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»

МБОУ «Красноярская СОШ»       ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ«ОСТРОВ СОКРОВИЩ»   Составил программу: Пелипенко И. В....

программа математической профильной смены "Эврика"

Данная программа расчитана на 10 дней профильной смены.Освоение программы способствует развитию интеллектуальному и эммоциональному развитию учащихся....

Программа профильной смены для лидеров ДОО "СМАИЛ"

Данная программа расчитана на з дня. К участию приглашаются лидеры детских школьных организаций города и района....

Программа областной профильной смены "Команда XXI века"

Смена была проведена  на базе БУСОЛ "Лесная поляна" летом 2013 года, силами педагогов и методистов Центра детского творчества г. Тары, Омской области. Участниками стали лидеры ДОО северных районо...

Практика организации и проведения профильной смены "Олимпийская неделя"

Организация работы профильной смены по олимпийскому воспитанию...