Программа внеурочной деятельности "Моя Вселенная."
рабочая программа по астрономии по теме

Программа составлена для занятий внеурочной деятельностью в 1 и 2 классах в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_vselennaya.doc84.5 КБ
Microsoft Office document icon moya_vselennaya_2.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Программа  

внеурочной деятельности

познавательной направленности

«Моя Вселенная. Моё Солнышко»

Возраст участников программы 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель: Васькина Оксана Александровна

учитель физики

село Ачаир

2011 год

Точь-в-точь, как тебе,

 Но ещё в старину

 Хотелось узнать звездочётам -

 Смотрели на Солнце они, на Луну

 И тихо шептали:

 А что там?

Неизвестный автор

                                                            2.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ       ЗАПИСКА

   Человек давно живёт на земле. И небо с давних времён интересует человечество.  Многие старшие дошкольники и младшие школьники проявляют большой интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы ни дома,  ни в детском саду, ни в школе.  Поэтому «Твоя Вселенная» - программа внеурочной деятельности для первоклассников является актуальной на сегодняшний день, она значительно дополняет и углубляет знания и представления детей о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел.

   Курс предназначен, прежде всего, интеллектуально развитым детям 6-7 лет, хотя, несомненно, занятия астрономией будут интересны и другим школьникам.

   Этот курс ориентирован на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и  любознательности. Экскурсии, часы общения, практические занятия, викторины - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.

   В процессе обучения учащиеся не получают прямых оценок своей деятельности. Наградой за их старание служит радость и одобрение их родителей, когда дети делятся новыми удивительными для них знаниями, полученными на занятиях. Причём важна не только оценка родителей, но и мнение сверстников. Ребёнок сможет удивить и увлечь их  как только  станет рассказывать о том, что он уже знает о космосе. У слушателей, естественно, появятся вопросы, на которые пока ребёнок не сможет ответить и на занятия он придёт с массой новых вопросов, которые будут его стимулировать на получение новых знаний.

        Цель  - воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Для реализации цели поставлены следующие задачи.

Задачи программы:

  • Развивать внимание, мышление, наблюдательность, воображение, фантазию детей.
  • Привлечь внимание родителей к интересам детей.
  • Пропагандировать астрономические знания среди учащихся.
  • Развивать устную речь.
  • Способствовать развитию чувства патриотизма и гордости за свою страну.
  • Дать первоначальные сведения о Солнце.

Программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия:

Личностные

  • ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного нерасточительного поведения;
  • формирование общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
  • учебно-познавательный интерес к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека;
  • элементарный опыт природоохранной деятельности.

Регулятивные

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • называть существенные признаки предметов;
  • группировать предметы по заданным учителем основаниям;
  • выявлять причины событий (явлений).

Коммуникативные

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, адекватно использовать речь.

   Программа занятий по внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная» разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Начальные классы  2 часть,  М. «Просвещение»   2001год автор программы:  Е. П. Левитан.

   Программа рассчитана на детей школьного возраста от 6 до 7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Срок реализации программы – 1 год.

   Формы и методы работы

Форма работы: коллективная и индивидуальная.

   С целью формирования общеучебных умений включены задания на проведение простейших наблюдений за Солнцем (восходом и закатом), а так же упражнения - закончите предложение «Солнце – это …»  В качестве практических заданий используются моделирование, изображение знаков и символов.

   В развитии мышления и речи детям весьма помогают рассуждения вслух, поэтому используем задания типа «Составь рассказ по рисункам», «Чем отличается».

   Постановка вопросов приводит к инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации.

   Любое дело может принести полное удовлетворение, если оно опирается на потребности самого человека, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Поэтому на внеурочных занятиях  предлагаются задания игровой направленности, ребусы, загадки.

   Оформление выставки рисунков «Моя Вселенная» позволяет получить частичное оценивание результатов.

Прогнозируемые результаты 1 уровня:

        

Планируемые результаты реализации программы «Моя Вселенная. Моё Солнышко» ориентированы на достижение первого уровня.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками знаний о нормах поведения

в совместной познавательной деятельности, о способах действий).

Ученик научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • называть существенные признаки предметов;
  • группировать предметы и их образы по заданным признакам;
  • классифицировать объекты по заданным учителем основаниям;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причины событий (явлений);
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

3.        Учебно-тематическое планирование

       

    Раздел

кол-во

часов

 

  №

урока

Тема занятия

Кол-во  часов

Теория         

Практика

Твоё  Солнышко

Какое оно,

твоё Солнышко

Как Солнышко уже сейчас помогает людям

и чему его будешь учить ты

Солнце необходимо   всему живому

    11

8

   7

 

 7

   1.

   2.

   3.

   4.

   5.

   6.

   7.

   8.

   9.

  10.

  11.

12.

13.

14.

15-16.

   17.

 18-19.

  20.

  21.

 22-25.

   26.  

   27.

   28.

   29.

   30.

   31.

    32.

 

   33.

 

    Солнце – один из источников радости ребёнка.

    Что означает слово «Солнце». Астрономический знак Солнца.                                  

    Предосторожности, необходимые при наблюдении Солнца

     Вид Солнца.

     Элементарное представление о горизонте.

     Положение Солнца относительно выбранных предметов и горизонта.                        

     Движение Солнца по небу осенью, зимой, весной и летом.

     Что можно узнать о Солнце из отрывного (перекидного) календаря.                                

     Как древние объясняли видимое движение Солнца по небу.

 Действительно ли Солнце движется так, как это нам кажется.

      Первоначальное представление о Земле как о небесном теле. Глобус – крошечная   модель Земли.

   

   Народные приметы, связанные с видом Солнца.

      Что думали древние о природе Солнца.

     Солнце очень далеко от нас.

    Солнце – очень большой и тяжёлый шар.                        

 Солнце очень горячее, и оно давно светит и греет.

   

 Солнце ещё долго будет таким, каким ребёнок его видит сегодня.

     Солнце поможет ребёнку не заблудиться на прогулке.

     По расположению Солнца младший школьник сумеет определить время.                              

     Люди уже научили Солнце помогать им в сельском хозяйстве, технике, быту, в космических полётах.

    Солнце способно принести ещё много пользы людям, не загрязняя при этом земную природу.        

Поклонение Солнцу в древности.

Солнце – необходимый людям, животным и растениям источник тепла и света.            

Полезный и вредный для ребёнка загар.

      Что было бы, если бы Солнце вдруг исчезло.

      Миф об Икаре. Можно ли на самом деле долететь до Солнца и нужно ли лететь на Солнце.

      Солнце – небесное тело. Понятие об астрономии как науке, изучающей небесные тела.

       Могут ли астрономы предсказывать погоду. Зачем специально для наблюдений Солнца запускают космические аппараты.

Итого:

1

0,5

1

1

1

1

0,5

1

1

0,5

1

1

2

1

2

0,5

0,5

4

1

1

1

1

1

1

1

1

33 часа

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5


4. Содержание программы:

                            1.  Каким ты видишь  Солнышко.  В этом разделе рассматривается  роль Солнца в жизни ребёнка, идёт знакомство со значением слова  «солнце», его астрономическим знаком. Проводится  практическая работа по изображению знака Солнца. Проводятся наблюдения Солнца, но, обязательно, используется защита для глаз, например, хорошо закопченное стекло. Здесь же мы объясняем  применение тёмных  светофильтров, наблюдения сквозь лёгкую облачность или на  небольшой высоте над горизонтом. По фотографиям рассматриваем, каковы форма, цвет, размеры Солнца и дети рисуют своё Солнышко. Знакомимся с понятием горизонта – видимой границей между небом и землёй,

с высотой Солнца над Землёй в разное время года. С помощью перекидного календаря выполняем практическое задание – определяем время восхождения Солнца, время заката, длительность дня. Рассматриваем в упрощённой форме геоцентрическую систему мира. Вращение Земли вокруг Солнца. Моделируем из пластилина модели Земли и Солнца. Представление о Земле сотни лет назад и в настоящее время.

                            2.   Какое оно, твоё Солнышко. Во втором разделе собираем народные приметы, связанные с видом Солнца. В помощь привлекаются родители детей. Например,  Беловатый круг около Солнца – знак бури (зимой), Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно (летом). Каждая примета объясняется и обсуждается. Представление о Солнце сотни лет назад и современное представление о нём сильно отличаются, дети по картинкам сравнивают и ищут отличия между ними. Наша звезда находится очень далеко от Земли, чтобы школьникам было легче представить себе это, рассматриваем продолжительность  воображаемого путешествия на реактивном самолёте и космической ракете; время, которое требуется лучикам света,  чтобы домчаться к нам от Солнца. Солнечный шар очень большой и тяжёлый,

даже по сравнению с нашим земным  шаром с находящимися на нём городами и странами, морями и океанами, лесами, горами, пустынями. Солнце очень горячее, и оно давно светит и греет, оно ещё долго будет таким, каким ребёнок его видит сегодня.

                            3.   Как Солнышко уже сейчас помогает людям и чему его будешь учить ты. Начинаем этот раздел с     ориентации на местности по Солнцу и определении времени по солнечной тени. Проводятся практические занятия на улице, каждый ребёнок учится этому с помощью учителя. А далее рассматриваем, как Солнышко помогает людям в сельском хозяйстве (парники, теплицы, оранжереи, сушилки), в быту (душевые), технике (плавка металлов), в космических  полётах (солнечные батареи). И рассуждаем о том, где ещё Солнце способно принести пользу людям, не загрязняя при этом земную природу (экологически чистые генераторы на солнечных батареях).

                         

                            4.  Солнце необходимо всему живому на Земле.   Ещё с древних времён люди поклонялись Солнцу, считали его божеством. Например, в Элладе богом солнца был сын Зевса – Гелиос,  имя которого и обозначает – Солнце, а у эллинов – Аполлон, на Руси солнечными богами почитались Даждьбог и Ярило. Никто и не сомневается -

роль Солнца для планеты Земля и всех её обитателей огромна. От Солнца Земля получает не только свет и тепло, а так же ультрафиолетовое излучение, но какое действие ультрафиолетовое излучение оказывает на человеческий организм?

Рассуждаем на тему: «Что будет, если Солнце потухнет». Можно ли на самом деле долететь до Солнца и нужно ли лететь на Солнце. Знакомимся с мифом об Икаре, как он, летя на крыльях, поднялся очень высоко в небо, и как близкое солнце растопило своими горячими лучами воск, скреплявший крылья на плечах мальчика и он упал вниз.

Наблюдения Солнца. Фотографии с космических аппаратов. Вклад русских учёных в развитие науки о космосе. Понятие об астрономии как науке, изучающей небесные тела. Спектрогелиоскоп, спектроскоп, спектрограф, коронограф, радиотелескоп – приборы, которые помогают учёным-астрономам в изучении звёздного неба. Метеорологическая служба России, что это такое и зачем она нужна.

5.  Методическое обеспечение:

  • Энциклопедия    «Я  познаю мир»    Астрономия

Астрель, Москва,  2005 год

  • Детская энциклопедия «Астрономия и космос»

Росмэн,  Москва, 2010 год

  • Иллюстрированная энциклопедия «Звёздное небо»

Мир энциклопедий Аванта+Астрель, Москва, 2010 год  

Для достижения планируемых результатов предполагается использование интернет ресурсов, медиапроектора, показ презентаций.

Список литературы:

  1. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах.- М.: Педагогика, 1986

  1. Игры от и до: - Балашиха: ООО "Издательство Астрель", 2003

  1. Клушанцев П.В. О чём рассказал телескоп.- Л.: Детская литература, 1980

  1. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М.: Просвещение, 1988

  1. Начальная военная подготовка.  под ред. Ю.А. Науменко. Москва. “Просвещение”,

          1984 г.

6. Энциклопедия    «Я  познаю мир»    Астрономия  Астрель, Москва,  2005 год

  1. Детская энциклопедия «Астрономия и космос» Росмэн,  Москва, 2010 год

  1. Иллюстрированная энциклопедия «Звёздное небо»  Мир энциклопедий Аванта+Астрель, Москва, 2010 год  

  1. Е.П.Левитан  «Твоё Солнышко» изд.Белый город 2005 год

  1. Е.П.Левитан  «Луна – внучка Солнышка» изд.Белый город 2005 год

  1. Е.П.Левитан  «Солнышкины сестрички» изд.Белый город 2005 год

  1.  «Солнце»  Москва «Просвещение» 1997

  1.  «Энциклопедия юного астронома» Москва «Просвещение»  1981



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Программа  

внеурочной деятельности

познавательной направленности

«Моя Вселенная. Луна – внучка Солнышка. Звезды – Солнышкины сестрички»

Возраст участников программы 8-9 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель: Васькина Оксана Александровна

учитель физики

село Ачаир

2012 год

Точь-в-точь, как тебе,

 Но ещё в старину

 Хотелось узнать звездочётам -

 Смотрели на Солнце они, на Луну

 И тихо шептали:

 А что там?

Неизвестный автор

                                                            2.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ       ЗАПИСКА

   Человек давно живёт на земле. И небо с давних времён интересует человечество.  Многие старшие дошкольники и младшие школьники проявляют большой интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы ни дома,  ни в детском саду, ни в школе.  Поэтому «Твоя Вселенная» - программа внеурочной деятельности для первоклассников является актуальной на сегодняшний день, она значительно дополняет и углубляет знания и представления детей о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел.

   Курс предназначен, прежде всего, интеллектуально развитым детям 8 – 9  лет, хотя, несомненно, занятия астрономией будут интересны и другим школьникам.

   Этот курс ориентирован на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и  любознательности. Экскурсии, часы общения, практические занятия, викторины - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.

   В процессе обучения учащиеся не получают прямых оценок своей деятельности. Наградой за их старание служит радость и одобрение их родителей, когда дети делятся новыми удивительными для них знаниями, полученными на занятиях. Причём важна не только оценка родителей, но и мнение сверстников. Ребёнок сможет удивить и увлечь их  как только  станет рассказывать о том, что он уже знает о космосе. У слушателей, естественно, появятся вопросы, на которые пока ребёнок не сможет ответить и на занятия он придёт с массой новых вопросов, которые будут его стимулировать на получение новых знаний.

        Цель  - воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Для реализации цели поставлены следующие задачи.

Задачи программы:

  • Развивать внимание, мышление, наблюдательность, воображение, фантазию детей.
  • Привлечь внимание родителей к интересам детей.
  • Пропагандировать астрономические знания среди обучающихся.
  • Развивать устную речь.
  • Способствовать развитию чувства патриотизма и гордости за свою страну.
  • Дать первоначальные сведения о Луне, о строении Солнечной системы, о созвездиях.

Программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия:

Личностные

  • ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного нерасточительного поведения;
  • формирование общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
  • учебно-познавательный интерес к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека;
  • элементарный опыт природоохранной деятельности.

Регулятивные

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • называть существенные признаки предметов;
  • группировать предметы по заданным учителем основаниям;
  • выявлять причины событий (явлений).

Коммуникативные

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, адекватно использовать речь.

   Программа занятий по внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная» разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Начальные классы  2 часть,  М. «Просвещение»   2001год автор программы:  Е. П. Левитан.

   Программа рассчитана на детей школьного возраста от 8 до 9 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Срок реализации программы – 1 год.

   Формы и методы работы

Форма работы: коллективная и индивидуальная.

   С целью формирования общеучебных умений включены задания на проведение простейших наблюдений за Луной (изменение фазы), а так же упражнения - закончите предложение «Луна – это …»  В качестве практических заданий используются моделирование, изображение знаков и символов.

   В развитии мышления и речи детям весьма помогают рассуждения вслух, поэтому используем задания типа «Составь рассказ по рисункам», «Чем отличается».

   Постановка вопросов приводит к инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации.

   Любое дело может принести полное удовлетворение, если оно опирается на потребности самого человека, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Поэтому на внеурочных занятиях  предлагаются задания игровой направленности, ребусы, загадки.

   Оформление выставки рисунков «Моя Вселенная» позволяет получить частичное оценивание результатов.

Прогнозируемые результаты 1 уровня:

        

Планируемые результаты реализации программы «Моя Вселенная. Луна – внучка Солнышка. Звезды – Солнышкины сестрички» ориентированы на достижение первого уровня.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками знаний о нормах поведения

в совместной познавательной деятельности, о способах действий).

Ученик научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • называть существенные признаки предметов;
  • группировать предметы и их образы по заданным признакам;
  • классифицировать объекты по заданным учителем основаниям;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причины событий (явлений);
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

3.        Учебно-тематическое планирование

       

    Раздел

кол-во

часов

 

  №

урока

Тема занятия

Кол-во  часов

Теория         

Практика

    Какой ты видишь Луну

   Какая она, твоя Луна

 Космические полёты к

Луне

В семье Солнышка “танцуют” все

Звезды – Солнышкины сестрички

 

  11

      13

   12

19

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26-27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70

71

72.

73-74.

  Луна – твоё любимое ночное светило.

  Что означает слово «Луна».  Астрономический знак Луны.

  Мифы о Солнце и Луне.

  Вид Луны (форма, цвет, размеры).

  Изменение вида Луны (от узенького серпика до диска). Луна и месяц.

 Что можно узнать о Луне из отрывного (перекидного) календаря.

   Что видно на Луне невооружённым глазом. Что видно  на Луне в бинокль.

   Можно ли ориентироваться по Луне.

   Как отличить «молодую» Луну от «старой».

   Народные приметы, связанные с видом Луны.

Игра «Луна – внучка Солнышка»  1 тур

   Мифы о природе Луны.

   Что дальше от нас: Луна или Солнце. Длительность космического полёта к Луне.

   Что больше: Луна или Солнце. Сравнение  видимых и  действительных размеров Солнца и Луны.

   Непривычный для нас мир Луны (отсутствие воды, воздуха, необычные лунные пейзажи).

   Холодно или жарко на Луне. Своим ли светом светит Луна.

   Можно ли жить на Луне. Что было бы, если бы Луны не было.

  Земля на небе Луны.

  Земля – спутник Солнца. Луна – спутник Земли.

  Сравнительные размеры Земли и Луны.

  Всю ли Луну можно увидеть с Земли. Почему с Земли видна лишь одна сторона Луны.

  Луна, как и Солнце, и Земля, - небесное тело.

  Почему бывают затмения Солнца и Луны.

Игра «Луна – внучка Солнышка»  2тур

  Полёты к Луне – давняя мечта людей.

  Первые полёты в космос и первые полёты на Луну.

  Какими людьми были К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин.

 Как удалось увидеть обратную сторону Луны.

 Первые мягкие посадки на Луну.

 Полёты на Луну американских астронавтов.

 Зачем нужны полёты на Луну.

 Не мог ли кто-нибудь до землян побывать на Луне.

 Будут ли ещё люди летать на Луну.

Что предстоит делать на Луне будущим космонавтам и  астронавтам.

Игра «Луна – внучка Солнышка»  3тур

Меркурий.

Венера.

Земля.

Марс.

Сравнение планет земной группы

Юпитер.

Сатурн.

Уран.        

Нептун.

Сравнение планет-гигантов. Кольца.

Плутон и астероиды.

Спутники планет.

Как отличить на небе планеты от звезд.

Полеты автоматических межпланетных станций к планетам Солнечной системы.

Астероиды- крошечные планеты.

Что такое падающие звезды. Понятие о метеоритах.

«Хвостатые светила»- кометы.

Общее представление о строении Солнечной системы.

Игра «Семья Солнышка»

Из чего «сделано» Солнце?

Звезды – сестрички  Солнца.

Как рождаются звёзды?

Космические чудеса.

Планеты у далёких звёзд.

«Прогулка» по ночному небу.

Что такое созвездие?

Большая Медведица и Малая Медведица.

Полярная звезда. Ориентирование по ней на местности.

Кассиопея – незаходящее у нас созвездие.

Самые красивые созвездия зимнего неба (Орион, Телец, Возничий, Близнецы).

Самые красивые созвездия весеннего неба (Лев), летнего и осеннего неба (Лира, Лебедь,Орел).

Другие  известные созвездия.

Что такое зодиак?

Зодиакальные созвездия.

Ау, инопланетяне, где вы?

Игра  «Звезды – Солнышкины сестрички»

Коллективная творческая работа «Наш звездный дом»

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

1

1

1

 

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

 

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

        

        0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

2

4.     Содержание программы.

                      1. Какой ты видишь  Луну.  В этом разделе рассматривается  роль Луны в жизни ребёнка, идёт знакомство со значением слова  «луна», его астрономическим знаком. Говорим о красоте ночного светила. Проводится  практическая работа по изображению знака Луны. Проводятся наблюдения Луны.  По фотографиям рассматриваем, каковы форма, цвет, размеры Луны и дети рисуют свою Луну. Моделируем из пластилина модели Земли и Луны. Работаем практически – что  можно узнать о Луне из отрывного (перекидного) календаря. Что означает слово «Луна».  Знакомимся с мифами о Солнце и Луне.  Наблюдаем изменение вида Луны на небе. Лунные фазы: новолуние, 1, 2, 3 четверти, полнолуние. Узнаем, как отличить «молодую» Луну от «старой». Собираем  народные приметы, связанные с видом Луны. В помощь привлекаются родители детей.  

                       2.   Какая она, твоя Луна. Что видно на Луне невооружённым глазом. Что видно  на Луне в бинокль. Знакомимся с мифами о природе Луны. Рассуждаем о событиях из произведения Н.Носова «Незнайка на Луне». Отсутствие воды, воздуха, необычные лунные пейзажи.  Температура на Луне. Отражение Луной солнечного света. Условия, необходимые для жизни человека. Есть ли они на Луне? Рассуждаем на тему: Что было бы, если бы Луны не было. Отличается ли вид звёздного неба на Луне от нашего неба? Что является главным украшением лунного неба. Что дальше от нас: Луна или Солнце. Что больше: Луна или Солнце. Сравнение  видимых и  действительных размеров Солнца и Луны. Всю ли Луну можно увидеть с Земли. Почему с Земли видна лишь одна сторона Луны. Вращение Луны вокруг Земли и вокруг своей оси. Образование солнечной тени от Земли. На все эти вопросы ребята получат ответы во втором разделе.

   

                        3. Космические полёты к Луне. Люди давно мечтали о полетах в космос и, в частности, на Луну. Многие десятки лет ученые и конструкторы работали, чтобы спроектировать и сконструировать летательные аппараты. Летчики тренировались день и ночь, чтобы им по силам были космические перегрузки.  Какими  они были людьми: К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин. Какими были первые  полёты в космос и первые полёты на Луну. Как, с помощью чего удалось увидеть обратную сторону Луны. Кем были осуществлены первые мягкие посадки на Луну.

За миллиарды лет существования Земли первоначальные свойства ее поверхности давно изменились под действием ветра, воды, ледников и биологических процессов. Поверхность Луны испытывала воздействие солнечного ветра и бомбардировку метеоритами, выдерживала контрасты температуры. Однако влияние этих факторов было минимальным. На самом деле Луна очень хорошо сохранилась со времени своего образования; она - немой свидетель прошлого. Непосредственное изучение Луны поможет людям лучше понять происхождение системы Земля - Луна, а возможно, и происхождение самой Солнечной системы.

                         4.  В семье Солнышка “танцуют” все. В этом разделе ребята знакомятся со всеми планетами Солнечной системы, с их движениями. Узнают, как отличить на небе планеты от звезд. Что такое планеты. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп. Как совершались полеты автоматических межпланетных станций к планетам солнечной системы. Есть ли планеты у других звезд. Астероиды – крошечные  планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах. «Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян. Общее представление о строении Солнечной системы.

                         5.  Звезды – Солнышкины сестрички. Всегда ли звездное небо одинаково. Понятие о созвездиях. Созвездия, которые всегда видны в данной местности. Созвездия, которые мы никогда не видим на своем небе. Небесные медведицы- Большая Медведица и Малая Медведица. Как найти Полярную звезду и по ней ориентироваться на местности. Кассиопея – еще  одно созвездие, незаходящее у нас. Самые красивые созвездия зимнего неба (Орион, Телец, Возничий, Близнецы). Сириус – самая яркая звезда. Самые красивые созвездия весеннего неба (Лев), летнего и осеннего неба (Лира, Лебедь, Орел). Какие созвездия называются зодиакальными. Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия? Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Звезды - далекие Солнца.

5.  Методическое обеспечение:

  • Энциклопедия    «Я  познаю мир»    Астрономия

Астрель, Москва,  2005 год

  • Детская энциклопедия «Астрономия и космос»

Росмэн,  Москва, 2010 год

  • Иллюстрированная энциклопедия «Звёздное небо»

Мир энциклопедий Аванта+Астрель, Москва, 2010 год  

  • Левитан Е.П. «Путешествия по Вселенной», М., «Просвещение», 2008г

  • Левитан Е. «Сказочная Вселенная», М., «Эксмо», 2012год

Для достижения планируемых результатов предполагается использование

интернет ресурсов, медиапроектора, показ презентаций.

Список литературы:

  1. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах.- М.: Педагогика, 1986
  2. Игры от и до: - Балашиха: ООО "Издательство Астрель", 2003
  3. Клушанцев П.В. О чём рассказал телескоп.- Л.: Детская литература, 1980
  4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М.: Просвещение, 1988
  5. Начальная военная подготовка.  под ред. Ю.А. Науменко. Москва. “Просвещение”, 1984 г.

6. Энциклопедия    «Я  познаю мир»    Астрономия  Астрель, Москва,  2005 год

  1. Детская энциклопедия «Астрономия и космос» Росмэн,  Москва, 2010 год
  2. Иллюстрированная энциклопедия «Звёздное небо»  Мир энциклопедий Аванта+Астрель, Москва, 2010 год  
  3. Е.П.Левитан  «Твоё Солнышко» изд.Белый город 2005 год
  4. Е.П.Левитан  «Луна – внучка Солнышка» изд.Белый город 2005 год
  5. Е.П.Левитан  «Солнышкины сестрички» изд.Белый город 2005 год
  6.  «Солнце»  Москва «Просвещение» 1997
  7.  «Энциклопедия юного астронома» Москва «Просвещение»  1981
  8. Левитан Е.П. «Твоя Вселенная.» Книга для учащихся начальных классов, М., «Просвещение», 2007г
  9. Левитан Е.П. «Путешествия по Вселенной», М., «Просвещение», 2008г
  10. Левитан Е.П. «Наглядное пособие. Планеты – гиганты», М., «Дрофа», 2010 год
  11. Левитан Е.П. «Наглядное пособие. Строение Солнца», М., «Дрофа», 2010 год
  12. Левитан Е. «Сказочная Вселенная», М., «Эксмо», 2012год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Программа дополнительного образования «Вселенная: далекая и близкая»

Программа дополнительного образования «Вселенная: далекая и близкая»   Целью программы является:формирование осознанного отношения обучающихся к объектам на звездном небе; формир...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...