Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (10 класс) на тему

Беседина Антонина Николаевна
Рабочая программа составлена на основе программы: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_astronomii.docx57.47 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

   Рабочая программа по астрономии ориентирована на учащихся 10 класса и составлена на основе следующих документов:

1) Приказа Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017г. №506 «О внесении изменений в  федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

2) Приказа Министерства образования и  науки РФ  №253 от 31.03.2014 (редакция от 20.06.2017 г) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

3) Письма Министерства образования и  науки РФ  №ТС194/08 от 20.06.2017 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»

4) Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Об утверждении положения по рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения» от 23 марта 2010г № 819;

5) Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тростенецкая средняя общеобразовательная школа»;

6) Учебного плана  МБОУ «Тростенецкая СОШ»;

7)Календарного учебного графика МБОУ «Тростенецкая СОШ».

   Рабочая программа составлена на основе программы: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа.

Рабочая программа составлена с учетом следующего УМК:

  1. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут
  2. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К.Страута «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013.

Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:

— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

— формирование научного мировоззрения;

— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Общая характеристика учебного предмета

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Согласно учебному плану школы предмет астрономия относится к области естественных наук и на его изучение отводится 34 часа (34 учебных недели), из расчета 1ч час в неделю в 10 классе. Уровень обучения - базовый.

2.Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

•  смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

•  смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

•  смысл физического закона Хаббла;

•  основные этапы освоения космического

пространства;

•  гипотезы происхождения Солнечной системы;

•  основные  характеристики  и  строение Солнца, солнечной атмосферы;

•  размеры Галактики, положение и период

обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

•  приводить примеры: роли астрономии в раз­ витии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

•  описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

•  характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

•  находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

•  использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

•  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

3.Содержание программы учебного предмета

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура

и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы

астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и

размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение

Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.

Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Строение и эволюция Вселенной (4 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа

населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.

«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

  1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

  1. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

  1. Рельеф Луны.

  1. Фазы Венеры.

  1. Марс.

  1. Юпитер и его спутники.

  1. Сатурн, его кольца и спутники.

  1. Солнечные пятна (на экране).

  1. Двойные звезды.

  1. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

  1. Большая туманность Ориона.

  1. Туманность Андромеды.

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и темы

Содержание

Часы учебного времени

ЦОР

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

2

http://www.m31.spb.ru

1

Что изучает астрономия

Астрономия, ее связь с другими наука-

ми. Развитие астрономии было вызвано

практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной

1

2

Наблюдения – основа астрономии

Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия

1

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ

5

http://heritage.sai.msu.ru

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

Звездная величина как характеристика

освещенности, создаваемой звездой.

Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках

света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и

склонение. Использование звездной кар-

ты для определения объектов, которые

можно наблюдать в заданный момент

времени.

 Наблюдения невооруженным глазом:

Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

1

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах

Высота полюса мира над горизонтом и ее

зависимость от географической широты

места наблюдения. Небесный меридиан.

Кульминация светил. Определение географической широты по измерению вы-

соты звезд в момент их кульминации

1

5

Годичное движение Солнца. Эклиптика

Эклиптика и зодиакальные созвездия.

Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня ночи на различных географических широтах

1

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

1

Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси —сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений.

Наблюдения невооруженным глазом:

Движение Луны и смена ее фаз.

7

Время и календарь

Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря.

Високосные годы. Старый и новый стиль

1

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

7

http://www.galspace.spb.ru

8

Развитие представлений о строении

мира

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и

дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы

мира. Роль Галилея в становлении новой

системы мира

1

9

 Конфигурации планет. Синодический

период

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и со-

единение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних

планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет

1

10

Законы движения планет Солнечной

системы

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение

скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца

1

11

Определение расстояний и размеров

тел в Солнечной системе

Размеры и форма Земли. Триангуляция.

Горизонтальный параллакс. Угловые и

линейные размеры тел Солнечной системы

1

12

 Практическая работа с планом Солнечной системы

План Солнечной системы в масштабе

1 см к 30 млн км с указанием положения

планет на орбитах согласно данным

«Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год

1

13

Открытие и применение закона всемирного тяготения

Подтверждение справедливости закона

тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы.

Открытие планеты Нептун. Определение

массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

1

14

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

Время старта КА и траектории полета к

планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее

1

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

8

http:// www.chat.ru/~ggreen/

15

 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной

эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы

1

16

Земля и Луна — двойная планета

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны.

Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны

1

17

Две группы планет

Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности.

1

18

Природа планет земной группы

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы.

Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе

1

http://www.df.ru/~alexpolt/

19

Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?»

Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в формировании и сохранении уникальной природы Земли

1

20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников.

Сходство природы спутников с планета-

ми земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец

1

21

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы)

Астероиды главного пояса. Их размеры

и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения

1

22

Метеоры, болиды, метеориты

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды).

Метеорные потоки, их связь с кометами.

Крупные тела. Явление болида, падение

метеорита. Классификация метеоритов:

железные, каменные, железокаменные

1

http://www.meteorite.narod.ru

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ

6

http://www.zgr.kts.ru/astron/index.htm

23

Солнце, состав и внутреннее строение

Источник энергии Солнца и звезд —термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона.

Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики

1

24

Солнечная активность и ее влияние на Землю

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности

1

25

 Физическая природа звезд

Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие

мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст

1

26

Переменные и нестационарные звезды

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период —светимость». Затменно-двойные звезды.

Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем

вокруг других звезд

1

27

Эволюция звезд

Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы.

Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды (пульсары), черные дыры

1

28

 Проверочная работа

Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды»

1

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

4

http://www.astrogalaxy.ru

29

Наша Галактика

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская

и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы»

1

Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд

30

Другие звездные системы — галактики

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик

1

31

Космология начала ХХ в.

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности

Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно

1

32

Основы современной космологии

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение

1

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ

2

http://www.astrogalaxy.ru

33-34

Урок- конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

2

 

5. Формы и средства контроля

  При изучении предмета осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся, включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения предмета. Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие учащихся в дискуссиях и конференциях при обсуждении выполненных заданий.

6. Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут
  2. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К.Страута «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013.

        Таблицы по астрономии

1. Солнце

2.  Астрономические наблюдения и телескопы

3. Космические полеты

4. Земля в космическом пространстве

5. Космический корабль «Восток»

6. Солнечные и лунные затмения

7. Переменные звезды

8. Строение основных типов звезд

9. Солнечная система

10. Млечный путь

11. Планеты

12.Двойные звезды

13. Спектральные исследования

14. Различные типы галактик

15. Солнечная активность

16. Звезды

17. Спутники планет

18. Радиоастрономия

19. Малые тела солнечной системы.

7.Приложение

Примерная проверочная работа №1

I вариант.

  1. Определите созвездия, восходящие 20 декабря 2017 года в 3 часа по местному времени.
  2. Схематически зарисуйте Землю и Юпитер в восточной квадратуре.
  3. Почему на ПКЗН не изображены планеты?
  4. В результате радиолокации было определено расстояние до Марса в 156 млн. км. Найдите время прохождения сигнала.
  5. Почему Земля движется по орбите неравномерно.

II вариант.

  1. Определите границы созвездия Дева.
  2. Почему говорят, что Нептун был открыт на кончике пера?
  3. Изобразите схематически Землю и Венеру в западной элонгации.
  4. Почему взгляды Дж. Бруно оказались не совпадающими с современными взглядами на картину Вселенной?
  5. Определите расстояние до Луны, если в результате лазерной локации время прохождения сигнала составила 2,56с.

Примерная проверочная работа №2

I вариант

1) Состояние, при котором Марс находятся по другую сторону от Солнца, называется:

А) Соединением

Б) Западной квадратурой

В) Верхним соединением

Г) Западной элонгацией

Д) Нижним соединением

Е) Противостоянием

2) Первым идею о шарообразности Земли выдвигал:

А) Николай Коперник

Б) Клавдий Птолемей

В) Джордано Бруно

Г) Михаил Ломоносов

Д) Аристотель

Е) Галилео Галилей

3) Определите продолжительность года на гипотетической планете Х, находящейся на расстоянии, в 2 раза дальше от Солнца, чем Земля.

4) Найдите расстояние между небесным телом и планетой, если лазерный луч вернулся через 4,38 с, отразившись от поверхности небесного тела.

5) Определите размер гипотетической планеты Х, находящейся на расстоянии 15 а.е., если с Земли его диаметр виден под углом 0,5 секунд.

II вариант

1) Отберите из списка верхние планеты:

А) Земля

Б) Марс

В) Венера

Г) Нептун

Д) Плутон

Е) Сатурн

2) Отберите правильный(е) ответ(ы) - Николаю Копернику принадлежит(ат) идея(и) о:

А) шарообразности Земли

Б) перемене фаз Венеры

В) существовании пятен на Солнце

Г) наличии «сферы неподвижных звёзд»

Д) петлеобразности движения планет

Е) здесь они не представлены

3) Определите расстояние между Землёй и гипотетической планетой Х, год на которой длится 13 месяцев.

4) Каков размер гипотетической планеты Х, если с земли её радиус виден под углом 7секунд, а горизонтальный параллакс равен, 5,6 секундам.

5) Сколько времени будет двигаться радиосигнал от Земли до Сатурна, находящегося на расстоянии 9,54 а.е.

Примерная проверочная работа №3

I вариант.

1. Вы увидели диск Луны. Через сколько времени эта фаза (вид) Луны в точности повторится?

2. Как отличить планету от звезды?

3. Почему большинство комет летит хвостом в сторону, противоположную Солнцу?

4. Определите год на астероиде, имеющим большую полуось орбиты 3,2 а.е.

5. Одной из причин гибели древнего мира и оледенения Земли называют упавший на североамериканский континент астероид. Ожидает ли Землю повторение этой катастрофы? Какова вероятность?

II вариант.

1. Зарисуйте типичный лунный кратер.

2. Почему Марс, практически не имеющий атмосферу, Венера, с очень мощной атмосферой и Меркурий, без неё относятся к одной группе планет?

3. Иногда во время лунных затмений, луна окрашивается в Красновато-коричневый цвет. Объясните, почему?

4. На расстоянии 1,5 а.е от Солнца движется искусственная планета. Определите продолжительность 1 витка вокруг Солнца.

5. История зарождения Луны и Земли одинакова. Однако Луна усеяна кратерами, в отличие от Земли. Говорит ли это о том, что на Землю попадало меньше метеоритов?

Проверочная работа №4

I вариант.

1) Почему на поверхности Солнца пятна видны чёрным цветом?

2) Переменно двойные звёзды называются так, потому, что…

3) Почему цефеиды имеют переменный блеск?

4) Рассчитайте расстояние до звезды в км, если до неё 5,6 пк.

5) В чём смысл главной последовательности диаграммы Рессела - Герцшпрунга?

II вариант.

1) Почему на поверхности Солнца факелы видны белым цветом?

2) Почему виновником полярных сияний называют Солнце?

3) Чем отличаются друг от друга цефеиды и долгопериодические звезды?

4) Рассчитайте удалённость от Земли Альтаира в км, если до неё 16 св. лет.

5) При приближении звезды к наблюдателю спектральные линии смещаются в … часть спектра.

Примерная итоговая работа

Вариант 1.

1. Астрономия – наука, изучающая …

А) движение и происхождение небесных тел и их систем.

Б) развитие небесных тел и их природу.

В) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

2. Телескоп необходим для того, чтобы …

А) собрать свет и создать изображение источника.

Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект.

В) получить увеличенное изображение небесного тела.

3. Самая высокая точка небесной сферы называется …

А) точка севера.

Б) зенит.

В) надир.

Г) точка востока.

4. Линия пересечения плоскости небесного  горизонта и меридиана называется …

А) полуденная линия.

Б) истинный горизонт.

В) прямое восхождение.

5. Угол между плоскостями больших кругов, один из которых проходит через полюсы мира и данное светило, а другой – через полюсы мира и точку весеннего равноденствия, называется …

А) прямым восхождением.

Б) звездной величиной.

В) склонением.

6. Каково склонение Солнца в дни равноденствий?

А) 230 27’.

Б) 00.

В) 460 54’.

7. Третья планета от Солнца – это …

А) Сатурн.

Б) Венера.

В) Земля.

8. По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?

А) по окружностям.

Б) по эллипсам, близким к окружностям.

В) по ветвям парабол.

9. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется …

А) перигелием.

Б) афелием.

В) эксцентриситетом.

10. При удалении наблюдателя от источника света линии спектра …

А) смещаются к его фиолетовому концу.

Б) смещаются к его красному концу.

В) не изменяются.

11. Все планеты-гиганты характеризуются …

А) быстрым вращением.

Б) медленным вращением.

12. Астероиды вращаются между орбитами …

А) Венеры и Земли.

Б) Марса и Юпитера.

В) Нептуна и Плутона.

13. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд?

А) гелий и кислород.

Б) азот и гелий.

В) водород и гелий.

14. К какому классу звезд относится Солнце?

А) сверхгигант.

Б) желтый карлик.

В) белый карлик.

Г) красный гигант.

15. На сколько созвездий разделено небо?

А) 108.

Б) 68.

В) 88.

16. Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца?

А) Птолемей.

Б) Коперник.

В) Кеплер.

Г) Бруно.

17. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?

А) Хромосфера.

Б) Фотосфера.

В) Солнечная корона. 

18. Выразите 9 ч 15 м 11 с в градусной мере.

А) 1120 03’ 11’’.

Б) 1380 47’ 45’’.

В) 90 15’ 11’’.

19. Параллакс Альтаира 0,20?. Чему равно расстояние до этой звезды в световых годах?

А) 20 св. лет.

Б) 0,652 св. года.

В) 16,3 св. лет.

20. Во сколько раз  звезда 3,4 звездной величины слабее, чем Сириус, имеющий видимую звездную величину  – 1,6?

А) В 1,8 раза.

Б) В 0,2 раза.

В) В 100 раз

Ответы

Вариант 1

1

В

2

Б

3

Б

4

А

5

А

6

Б

7

В

8

Б

9

А

10

Б

11

А

12

Б

13

В

14

Б

15

В

16

В

17

Б

18

Б

19

В

20

В

 

Рекомендуемые нормы оценивания работы:

 

10 – 14 ответов – «3»,

15 – 17 ответов – «4»,

18 – 20 ответов – «5».

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...