технологическая карта урока по астрономии "Планеты-гиганты"
методическая разработка по астрономии на тему

Балакишиева Алла Викторовна

Разработка содержит технологическую карту урока и приложение к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Планеты-гиганты.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделить сходства: строения и состава планет; особенности атмосфер; спутников и колец.

Вспомнить историю формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет-гигантов; работая с текстом уметь выделять главные сходства планет-гигантов и их отличие от планет Земной группы.

Учиться самостоятельной деятельности на уроке и умению представить подобранную информацию по данной теме. Принимать участие в обсуждении результатов и делать вывод.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

доступ к сети Internet, проектор

  1.       1.   ПО
  2. Презентация к уроку. За основу может быть взята: https://allyslide.com/presentation/_planety__giganty_astronomiya__11_klass_127747_127747_127747

СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Организационно-мотивационный

Организация детей.

Проверка готовности к уроку.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Организовывают рабочее место.

Приветствуют учителя.

1

Актуализация знаний

Актуализировать знания учащихся по физике и астрономии

Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить

Проводит фронтальную и индивидуальную проверку домашнего задания у всех учеников; организует повторение теоретического материала

Фронтальный опрос:

 1. Что общего у планет земной группы?

2. В чём причина более высокой температуры атмосферы Венеры по сравнению с земной?

3.почему на Марсе происходят более резкие, чем на Земле, колебания температуры в течении суток?

4.Что общего у Земли и марса? Чем они отличаются друг от друга?

5. Какие открытия о рельефе Марса сделаны с помощью автоматических станций?

6. Какие сходства и различия в атмосферах Земли и Венеры?

7 В чём особенность атмосферы Меркурия?

8. Какова продолжительность солнечных суток на Меркурии?

Индивидуальное задание: тест(см. приложение 1)

Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы.

7

Первичное усвоение новых знаний

Сформировать представление о рассмотреть вопросы физической природы планет-гигантов, формирование понятий об основных характеристиках планет-гигантов;

Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся.

Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы

15

Первичная проверка понимания

Создать условия для осознания блока новой учебной информации.

Предлагает по результатам освоения нового материала и с использованием учебника заполнить таблицу «Общая характеристика планет»

5. Юпитер

6. Сатурн

7. Уран

8. Нептун

  1. Большой размер и масса (max – Юпитер, min – Нептун, Уран).
  2. Малая плотность (≈Н2О)[max – Нептун, min - Сатурн].
  3. Быстрое вращение вокруг оси (10-15 часов)(экваториальные зоны вращаются быстрее полярных большое сжатие планет).
  4. Очень удалены от Солнца – поэтому на них низкая температура.
  5. Большое число спутников.
  6. У всех планет имеются кольца (предсказаны Всехсвятским в 1960г).
  7. Планеты не имеют твердой поверхности.
  8. У планет сильное магнитное поле имеются мощные радиационные пояса.
  9. Плотная Не - Н атмосфера.

Работа с текстом, умение выделять главные сходства планет-гигантов

7

Первичное закрепление

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 

Предлагает задания для групповой работы (см. приложение 2)

Выполняют полученные задания группе, проводят самоконтроль. 

4

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Определение объема материала, который еще предстоит выучить. 

Предлагает домашнее задание, получают рекомендации

Записывают домашнее задание.

1

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность. 

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые результаты с поставленными задачами и целями. 

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. 

3

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по астрономии на тему «Планеты земной группы» с ответами

1. Планеты земной группы. Как их еще называют?
— внутренние планеты
— внешние планеты
— планеты-гиганты
2. Какие планеты входят в земную группу?
— Земля, Венера, Марс, Меркурий
— Земля, Луна, Венера, Марс
— Земля, Марс, Сатурн, Уран
3. Планеты земной группы:
— обладают высокой плотностью и состоят из кислорода и тяжелых элементов
— обладают низкой плотностью и состоят из водорода и других газов
— обладают низкой плотностью и состоят из кислорода, газов и тяжелых элементов
4. Строение планет земной группы:
— небольшое каменное или металлическое ядро, несколько слоев газов, кольца из пыли и льда
- ядро из железа с примесью никеля, мантия из силикатов и кора из разрушенной мантии
— ядро, мантия, кольца из пыли и льда
5. Количество спутников у планет земной группы:
- у Земли – один, у Марса – два, у Венеры – нет спутников, у Меркурия – нет спутников
— у Земли – один, у Марса – два, у Венеры – один, у Меркурия – нет спутников
— у Земли – один, у Марса – один, у Венеры – один, у Меркурия – нет спутников
6. Атмосфера Земли:
- азотно-кислородная
— углекислотная
— водородная
7. Какая из планет земной группы расположена ближе к Солнцу?
- Меркурий- Земля
— Марс
8.Период обращения Меркурия вокруг Солнца:
- 88 земных суток
— 100 земных суток
— 376 земных суток
9. Период обращения Марса вокруг Солнца:
- 687 земных суток
— 365 земных суток
— 88 земных суток
10. Период обращения Венеры вокруг Солнца:
— 88 земных суток
- 224,7 земных суток
— 687 земных суток
11. Очередность расположения планет земной группы по направлению от Солнца:
— 1. Меркурий, 2. Земля, 3. Венера, 4. Марс
— 1. Меркурий, 2. Венера, 3. Земля, 4. Марс

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вариант 1

1. Планета, масса которой в 318 раз больше массы Земли– это … Юпитер.

2. Эта планета имеет шестой порядковый номер от Солнца — это … Сатурн.

3. Ио спутник планеты … Юпитер .

4. Планета, которая в марте 1999 года Международным Астрономическим союзом была переведена в разряд планет-астероидов … Плутон.

5. Самую низкую плотность изо всех планет Солнечной системы имеет планета … Сатурн .

Вариант 2

1. Планета из планет-гигантов, которая имеет самую маленькую массу– это … Уран.

2. Эта планета имеет седьмой порядковый номер от Солнца– это… Уран.

3. Тритон, спутник планеты … Нептун .

4. Планета зеленовато-голубоватого цвета с температурой атмосферы –217 0С – это … Уран.

5. Большое Красное пятно находится на планете… Юпитер .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...