Экологические вопросы на уроках астрономии
статья по астрономии (10, 11 класс)

Савельева Елена Михайловна

Данная статья представляет собой обобщение собственного педагогического опыта работы в средней и старшей школе по вопросам эколгии на уроках астрономии, где деятельность учащихся должна быть направлена на формирование основ экологической культуры на уроках астрономии, реализации и общественной презентации учениками результата своего проекта по проблеме окружающей среды, направленного на решение поставленной проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_voprosy_na_urokah_astronomii.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.853

ББК 74.262.26

С 13

Экологические вопросы на уроках астрономии

Савельева Елена Михайловна, учитель физики муниципальное

автономное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа №35», 670031, Россия, г. Улан-Удэ, Бабушкина,

д. 31, е-mail: elenasaveleva1970@gmail.com

Аннотация. В средней и старшей школе деятельность учащихся должна

быть направлена на формирование основ экологической культуры на уроках

астрономии, реализации и общественной презентации учениками результата

своего проекта по проблеме окружающей среды, направленного на решение

поставленной проблемы.

Ключевые слова: астрономия, экология, окружающая среда, проект,

исследовательская деятельность.

Environmental issues in astronomy lessons

E. M. Saveleva, physics teacher municipal Autonomous educational

institution "Secondary school №35", 670031,Russia, Ulan-Ude, Babushkina,31, е-

mail: elenasaveleva1970@gmail.com

Annotation. In middle and high school, students' activities should be aimed

at forming the fundamentals of ecological culture in astronomy lessons,

implementation and public presentation by students of the result of their

environmental project aimed at solving the problem posed.

Key words: astronomy, ecology, environment, project, research activity.

На сегодняшний день очень остро обозначена экологическая проблема,

которая стоит перед человечеством. Одним из средств борьбы за спасение

своего дома, окружающей нас природы, и планеты в целом является

углубление экологического образования в школе. В данном случае - это разбор

экологических проблем, которые предлагает рассмотреть учитель учащимся

на уроках астрономии.

Астрономия как нельзя более удачно вписывается в экологическое

образование, поскольку на уроках при изучении окружающего нас мира

планет, звезд, галактик всегда стоят вопросы: как человек будет

92

сосуществовать сегодня и в будущем с этим миром; как осваивая космос, не

нарушать то экологическое равновесие, которое было ранее; как бороться с

мусором, образующимся после запуска и в результате эксплуатации

космических аппаратов и т.п.

Какие экологические вопросы можно разобрать на уроках астрономии:

1. На уроке по теме «Земля» рассматриваются проблемы

парникового эффекта, озоновых «дыр»; резкий рост количества углекислого

газа при сгорании топлива; космическое излучение и рентгеновские лучи

Солнца и их влияния на мутацию человека на генетическом уровне, рост числа

онкологических заболеваний, ослабление иммунитета человека. Пример:

озоновая «дыра» над городом Братск в Иркутской области, Забайкалье.

Рекомендации врачей: нежелательна регистрация браков между местными

жителями, что приведет к мутации в последующем поколении.

2. На уроке по теме «Планеты» можно обсудить с учениками

создание условий пригодных для жизнедеятельности человека на планетах и

их спутниках: а) температура окружающей среды; б) наличие пригодной для

человека атмосферы; в) проблема питания и водоснабжения; г) создание

флоры и фауны; д) создание межпланетных станций.

3. На уроке по теме «Метеориты» можно рассмотреть следующие

вопросы:

 падение Тунгусского метеорита (возник гигантский пожар и резко

увеличился радиационный фон, что привело в последующем к образованию

кладбища диких животных. Мутация и резкий рост местной растительности);

 глобальное понижение температуры на Земле, так называемый

ледниковый период на планете (эпоха динозавров закончилась 65 миллионов

лет назад, когда упал метеорит на полуостров Юкатан (современная

территория Мексики). От взрыва разлетелись обломки, произошла вспышка

пожаров и шаровых молний. В результате чего 2/3 видов животного мира

вымерли. Не выжило не одно животное массой больше 30 килограмм. Мелкие

93

млекопитающие размером с мышь выжили, вероятно, только потому, что

прятались в норах. Кроме того, произошло резкое понижение температуры

окружающей среды.

4. На уроке по теме «Искусственные спутники Земли. Орбиты и трассы

космических аппаратов» предлагаем разобрать проблему космического

мусора и космических аэрозолей как продуктов, возникающих в результате

взрывного уничтожения космических аппаратов и функционирования

орбитальных станций, а также выброс твердых частиц при сгорании ракетного

топлива.

Первая ступень ракеты падает на поверхность Земли.

Вторая ступень ракеты сгорает в толще атмосферы.

Третья ступень ракеты остается на орбите Земли в виде космического

мусора.

Скопление отработавших спутников и их деталей на орбите за 60 лет

освоения космонавтики приводит к тому, что они нередко взрываются и это

дает резкое увеличение количества осколков - мусора.

Кроме того, мы считаем важным вопрос о загрязнении природы и

отравлении людей гептилом (не до конца отработанным реактивным

топливом), на котором летают «Протоны». Так как гептил представляет собой

сильное ядовитое вещество.

5. На уроке по теме: «Солнечная активность» целесообразно рассмотреть

проблему глобального потепления климата на земном шаре, а также выявить

связь между солнечной активностью и вспышками эпидемий.

6. На уроке по теме: «Развитие Солнца и звезд» будет интересен вопрос о

смерти Солнца, как звезды через 5 миллиардов лет, за счет резкого увеличения

температуры и объема Солнца, из-за выгорания водорода. В результате чего

размеры Солнца увеличатся в 3 раза, а океаны на Земле выкипят. Умирающее

Солнце поглотит Землю и превратит твердую породу в расплавленную лаву.

В последствии звезда остынет и станет маленьким белым карликом – шар

ядерных отходов, т.к. гелий превратиться в углерод. А жители Земли должны

заблаговременно переселиться на другие планеты к другим новым звездам! Но

это проблема, которую будут решать наши далекие потомки. На наш век тепла

и света Солнца хватит!

В заключении хочется сказать, важность данной темы, так как

современные технологии и наука стремительно идут вперед и сохранность

нашего мира в чистоте как нельзя актуальны.

Выводы:

1. Астрономия с 2019 года стала обязательным предметом в

преподавании в школе, практика нашего преподавания показывает, что

описанные в статье темы интересны ученикам.

2. Предлагаемые нами примеры можно использовать для

межпредметной связи между физикой, астрономией и экологией.

3. Рассмотренные вопросы можно использовать как мини-проекты и

исследовательские работы обучающихся.

4. Отдельные вопросы, затронутые в этой статье, можно

использовать для внедрения национально-регионального компонента в

преподавании астрономии, в связи с современными требованиями ФГОС.

5. Сами ученики могут развивать и углублять данные экологические

вопросы на уроках астрономии. Предложить, пути, а также способы и методы

решения подобных проблем. Кроме того, обучающиеся могут предложить

иные экологические проблемы и их решение в современной астрономии.

Список литературы:

1. Гурштейн, А. А. Извечные тайны неба / А. А. Гурштейн. -Москва:

Просвещение, 1973. – 300 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок астрономия -информатика. Тема урока "Космос.Солнечная система."

"Космос. Луна"Урок-презентация по астрономии, интегрированный с информатикой. Учащиеся  знакомятся с галактикой, с планетами солнечной системы, с космосом.Урок проводится совместно с ...

Презентация к уроку астрономии (физики) по теме "Физические методы исследования в астрономии"

Данную презентацию можно использовать на уроках физики (в теме "Атомы и звезды", 9 класс) и астрономии. Использую этот материал на занятиях курса по выбору "Занимательная Вселенная" (9 класс). Презент...

Экологические вопросы Санкт-Петербурга.

2017 год в России объявлен годом экологии. Указ Президента РФ от 5 января 2016 г №7. В больших городах приходится решать множество вопросов связанных с проблемой охраны окружающей среды.Одна из пробле...

Экологические вопросы на уроках астрономии в школе

Данная статья выпущена в сборнике "Экологические проблемы в России и Германии (тезисы докладов круглого стола с международным участием)" издательством г. Коломна в 2017 г....

Вопросы экологии на уроках астрономии

Сего       Для дня очень остро обозначена экологическая проблема, которая стоит перед человечеством. Одним из средств борьбы за спасение своего дома, окружающей нас природы, своей ...

Презентация к уроку астрономии 11 класса "Введение в астрономию"

Введение в астрономию, основные объекты изучения, способы изучения, развитие науки....

Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии".

Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии" выполнена в технологии проблемного обучения с применением интернет-ресурсов....