Рабочая программа по Астрономии
рабочая программа по астрономии (10 класс)
Рабочая программа по Астрономии к учебнику В.М. Чаругин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Ртищево Саратовской области»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО __________/Носкова Я.А./ ФИО Протокол от _______________2020 г. № | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ СОШ 5 ____________/ Шашлова О.М. / ФИО ____________2020г. № | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУСОШ № 5 ____________/ Рощина И. В. / ФИО Приказ от__________2020г. № |
Рабочая программа
по предмету «Астрономия»
(10 класс)
учителя физики
Харитоновой Е.А.
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол от августа 2020г. № |
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.С федеральным законом № 273 «Закон об образовании Российской Федерации»
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3.Примерная программа по учебному предмету - Астрономия. Методическое пособие10–11классы. Базовый уровень: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2017..
Количество часов по плану - 34;
По факту часов – 32; в неделю -1 ч.
Количество часов изменено в соответствии с праздничными днями, школьным расписанием и графиком каникул.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом объединения тем, в соответствии с праздничными днями, расписанием и графиком каникул МОУ СОШ №5.
Цели:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения; — формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
- формирование и развитие у обучающихся астрономических знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.
ЗАДАЧИ:
- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, ко-мета, астероид, метеор, метеорит, метеорит, плане-та, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и периодообращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения ин-формации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, при-чины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание предмета «Астрономия»
Введение в астрономию (1 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (4 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет
- на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (2 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (6 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (6 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (5 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
Тематическое планирование предмета «Астрономия» в 10 классе
№ | Наименование тем, разделов | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Астрометрия | 4 |
3 | Небесная механика | 2 |
4 | Строение солнечной системы | 6 |
5 | Астрофизика и звёздная астрономия | 6 |
6 | Млечный путь | 3 |
7 | Галактики | 3 |
8 | Строение и эволюция Вселенной | 2 |
9 | Современные проблемы астрономии | 5 |
Итого | 32 |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Астрономия» в 10 классе
№ | Тема | Количество часов | Дата | примечание | ||||||||
план | факт | |||||||||||
Введение (1ч) | ||||||||||||
1 | Введение в астрономию. | 1 | ||||||||||
Астрометрия (4 ч) | ||||||||||||
2 | Звёздное небо | 1 | ||||||||||
3 | Небесные координаты | 1 | ||||||||||
4 | Видимое движение планет и Солнца. Движение Луны и затмения. | 1 | ||||||||||
5 | Время и календарь. | 1 | ||||||||||
Небесная механика (2 ч) | ||||||||||||
6 | Тестирование по теме «Астрометрия». Система мира. Законы Кеплера движения планет | 1 | ||||||||||
7 | Космические скорости и межпланетные перелёты. | 1 | ||||||||||
Строение Солнечной системы (6 ч) | ||||||||||||
8 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | 1 | ||||||||||
9 | Планета Земля | 1 | ||||||||||
10 | Луна и её влияние на Землю | 1 | ||||||||||
11 | Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты- карлики | 1 | ||||||||||
12 | Малые тела Солнечной системы | 1 | ||||||||||
13 | Современные представления о происхождении Солнечной системы. Проверочная работа по теме «Строение солнечной системы» | 1 | ||||||||||
Астрофизика и звёздная астрономия (6 ч) | ||||||||||||
14 | Методы астрофизических исследований | 1 | ||||||||||
15 | Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца | 1 | ||||||||||
16 | Основные характеристики звёзд | 1 | ||||||||||
17 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | 1 | ||||||||||
18 | Новые и сверхновые звёзды | 1 | ||||||||||
19 | Эволюция звёзд. Проверочное тестирование по теме «Астрофизика» | 1 | ||||||||||
Млечный путь (3 ч) | ||||||||||||
20 | Газ и пыль в Галактике | 1 | ||||||||||
21 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | 1 | ||||||||||
22 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | 1 | ||||||||||
Галактики (3 ч) | ||||||||||||
23 | Классификация галактик | 1 | ||||||||||
24 | Активные галактики и квазары | 1 | ||||||||||
25 | Скопления галактик. Тестирование по теме «Млечный путь. Галактики» | 1 | ||||||||||
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) | ||||||||||||
26 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | 1 | ||||||||||
27 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | 1 | ||||||||||
Современные проблемы астрономии (5 ч) | ||||||||||||
28 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. | 1 | ||||||||||
29 | Итоговая контрольная работа по курсу «Астрономия» | 1 | ||||||||||
30 | Анализ контрольной работы. Обнаружение планет возле других звёзд | 1 | ||||||||||
31 | Поиск жизни и разума во Вселенной. | 1 | ||||||||||
32 | Итоговое повторение по курсу Астрономия | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/23/picture-88068-1653288280.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553392-1418999199.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179689-1358237293.jpg)
Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-774118-1603822967.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-300609-1385743435.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...