Рабочая программа астрономия 10-11 класс
календарно-тематическое планирование по астрономии (10 класс)

Рабаочая программа по астрономии для 10 класса (35ч), учебник Астрономия 10-11 (Чаругин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_astronomiya_10_35ch.doc521 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральный БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  •  Приказ Минобрнауки России №506 от 07.06.2017 о внесении изменений в Федеральный компонент государственныхобразовательныхстандартовсреднего (полного) общего, образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089;
  • Примерной программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (под ред. В.М. Чаругина);
  • "Письмо" Минобрнауки России от 20.06.2017  N ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» (вместе с «Методическими рекомендациями по введениюучебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования»);
  • Методическое пособие. 10-11 класс,  М: «Просвещение», 2017г.
  • Образовательная программа МБОУ « Гимназия № 29 г.Уссурийска» УГО на 2019-2020 уч. год;  
  •  Положение о рабочей программе педагога по предмету основного общего и среднего общего образования (Приказ ОУ от 10.10.2013г. №352);

Рабочая программа ориентирована на использование линии учебно-методического комплекса «Сферы» по астрономии, учебника  «Астрономия» для  10–11  классов общеобразовательных учреждений автора: В.М. Чаругина,  издательства «Просвещение» 2017г.

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

 — осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

 — овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

 — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

 — использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

— формирование научного мировоззрения;

— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов (1 час в неделю) для изучения астрономии в 10 или 11 классах на базовом уровне. Согласно школьному учебному плану данная рабочая программа составлена на 35 часов для изучения астрономии в 10 классе.

        

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Предмет астрономии

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии

НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ.    Звездная    карта,    созвездия,    использование    компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.

Солнечная система

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.

Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА.

Звезды

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внесолнечные планеты. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение  и  источники  энергии  звезд.   Происхождение  химических  элементов.

ПЕРЕМЕННЫЕ И ВСПЫХИВАЮЩИЕ    ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно-земные связи.

Наша Галактика - Млечный Путь

Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; • смысл физического закона Хаббла;

• основные этапы освоения космического пространства;

• гипотезы происхождения Солнечной системы;

• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

 • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Общая характеристика учебного предмета

Астрономия занимает особое место в системе естественно-научных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. На протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских

школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека,

то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна

пониманию узкого круга образованных людей. Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом зиждутся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология. Чтобы правильно понять современное естествознание, необходимо изучать астрономию, пронизывающую его и лежащую в его основах.


Основное содержание программы

Предмет астрономии

Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами,

Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.

Основы практической астрономии

НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ.    Звездная    карта,    созвездия,    использование    компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по

19 созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также

целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение представления о том, как астрономы

научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён − измерении времени и ведении календаря.

Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.

.

Цель изучения темы — развитие представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.

Гелиоцентрическая система мира. Представления о строении Солнечной системы в античные времена ив средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательствовращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определениерасстояния до них, парсек.

Солнечная система

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.

Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении. Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.

Методы астрономических исследований. Звезды

Электромагнитное излучение, космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внесолнечные планеты. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение  и  источники  энергии  звезд.   Происхождение  химических  элементов.

ПЕРЕМЕННЫЕ И ВСПЫХИВАЮЩИЕ    ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно-земные связи.

Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.

Наша Галактика - Млечный Путь

Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ.

Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас

сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики; получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениямкрасного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.

Строение и эволюция Вселенной

Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.

Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и

противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей

теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.

Расширяющаяся Вселенная

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова

геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения

Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах

эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции

Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних

этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.

Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.

Современные проблемы астрономии

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного

отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.

Обнаружение планет возле других звёзд.

Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни

на них.

Поиски жизни и разума во Вселенной

Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.

Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.

Календарно-тематическое планирование

№ уро-ка

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

Примечание

план

факт

Предмет астрономии (1 ч)

1

Введение в астрономию

КУ

Астрономия - наука о космосе.

Понятие Вселенной. Структуры и

масштабы Вселенной. Далёкие

глубины Вселенной

Знать/понимать:

- что изучает астрономия;

- роль наблюдений в астрономии;

- значение астрономии;

- что такое Вселенная;

- структуру и масштабы Вселенной

Ответы на вопросы

07.09

Основы практической астрономии (5 ч)

Понятие Вселенной. Структуры и

2

Звёздное небо

УОНМ

Звездное небо. Что такое

созвездие. Основные созвездия северного полушария

Знать/понимать: что такое созвездие;

- названия некоторых созвездий,их конфигурацию, альфу каждогоиз этих созвездий;

- основные точки, линии и кругина небесной сфере: горизонт,полуденная линия, небесный меридиан,небесный экватор, эклиптика,зенит,

полюс мира,ось мира,точки равноденствий и

солнцестояний;

- теорему о высоте полюса мира

над горизонтом;основные понятия сферической

и практической астрономии:кульминация и высота

светила над горизонтом;прямое восхождение и

склонение;сутки;отличие между новым и

старым стилями;

- величины:угловые размеры Луны и

Солнца; даты равноденствий и

солнцестояний; угол наклона эклиптики к

экватору;соотношения между мерамии мерами времени дляизмерения углов; продолжительность года;число звёзд, видимых невооружённым взглядом;  принципы определениягеографической широты идолготы по астрономическим

наблюдениям; причины и характер видимого

движения звезд и Солнца, атакже годичного движения.

Уметь: использовать подвижную звёздную карту для решенияследующих задач:

а) определять координатызвёзд, нанесённых на карту;

б) по заданнымкоординатам объектов(Солнце, Луна, планеты)наносить их положение на

карту;

в) устанавливать карту налюбую дату и время суток,ориентировать её иопределять условия

видимости светил.

- решать задачи на связь высотысветила в кульминации сгеографической широтой места

наблюдения;

- определять высоту светила вкульминации и его склонение;

- географическую высоту местанаблюдения;

- рисовать чертёж в соответствиис условиями задачи;

- осуществлять переход к разнымсистемам счета времени.

- находить стороны света поПолярной звезде и полуденномуСолнцу;

- отыскивать на небе следующиесозвездия и наиболее яркиезвёзды в них:Большую Медведицу,Малую Медведицу (сПолярной звездой),Кассиопею,Лиру (с Вегой),Орёл (с Альтаиром),

Лебедь (с Денебом),Возничий (с Капеллой),

Волопас (с Арктуром), Северную корону,

Орион (с Бетельгейзе),Телец (с Альдебараном),

Большой Пёс (с Сириусом)

Устная работа

14.09

3

Небесные координаты

КУ

Небесный экватор и небесный

меридиан; горизонтальные,

экваториальные координаты;

кульминации светил.

Горизонтальная система

координат. Экваториальная

система координат

Фронтальный опрос, решение задач

21.09

4

Видимое движение планет и

Солнца

КУ

Эклиптика, точка весеннего

равноденствия, неравномерноедвижение Солнца по эклиптике

Устная работа

28.09

5

Движение Луны и затмения

УОНМ

Синодический месяц, узлы

лунной орбиты, почему

происходят затмения, Сарос и

предсказания затмений

Самостоя-тельная работа

05.10

6

Время и календарь

КУ

Солнечное и звёздное время,

лунный и солнечный календарь,

юлианский и григорианский

календарь

Индивидуальный опрос

12.10

Законы движения небесных тел (3 ч)

7

Система мира

КУ

Геоцентрическая и

гелиоцентрическая система мира;объяснение петлеобразного

движения планет; доказательствадвижения Земли вокруг Солнца;

годичный параллакс звёзд

Знать/понимать:- понятия:

- гелиоцентрическая системамира;

- геоцентрическая система

- синодический период;

- звёздный период;

- горизонтальный параллакс;

- угловые размеры светил;

- первая космическая скорость;

- вторая космическая скорость;

- способы определения размеров и массы Земли;

- способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;

- законы Кеплера и их связь с законом тяготения.

Уметь:  применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения приобъяснении движения планет икосмических аппаратов;

- решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот),

линейных и угловых размеровнебесных тел, расстояний планетот Солнца и периодов их

обращения по третьему закону Кеплера

Устный опрос

19.10

8

Законы Кеплера движения планет

КУ

Обобщённые законы Кеплера иопределение масс небесных тел

Фронтальный опрос

26.10

9

Космические скорости и

межпланетные перелёты

КУ

Первая и вторая космические

скорости; оптимальная

полуэллиптическая орбита КА к

планетам, время полёта к планете

Фронтальная беседа

09.11

Солнечная система (7 ч)

10

Современные представления остроении и составе Солнечнойсистемы

КУ

Об отличиях планет земной

группы и планет-гигантов; о

планетах-карликах; малых телах;о поясе Койпера и облаке кометОорта

Знать/понимать:

- происхождение Солнечной

системы;

- основные закономерности в

Солнечной системе;

- космогонические гипотезы;

- система Земля–Луна;

- основные движения Земли;

- форма Земли;

- природа Луны;

- общая характеристика планет

земной группы (атмосфера,

поверхность);

- общая характеристика планет-

гигантов (атмосфера;поверхность);

- спутники и кольца планет-гигантов;

- астероиды и метеориты;

- пояс астероидов;

- кометы и метеоры

Уметь:

- пользоваться планом Солнечной системы и

справочными данными;

- определять поастрономическому календарю,

какие планеты и в какихсозвездиях видны на небе вданное время;

-находить планеты на небе,отличая их от звёзд;

- применять законы Кеплера изакон всемирного тяготения приобъяснении движения планет и

космических аппаратов;

- решать задачи на расчёт расстояний по известномупараллаксу (и наоборот),

линейных и угловых размеровнебесных тел, расстояний планетот Солнца и периодов их

обращения по третьему закону Кеплера

Устный опрос

16.11

11

Планета Земля

УОНМ

Форма Земли, внутреннее

строение, атмосфера и влияниепарникового эффекта на климатЗемли

Фронтальный опрос

23.11

12

Луна и её влияние на Землю

КУ

Формирование поверхности

Луны; природа приливов и

отливов на Земле и их влияние надвижение Земли и Луны;процессия земной оси идвижение точки весеннего

равноденствия

Фронтальный опрос

30.11

13

Планеты земной группы

КУ

Физические свойства Меркурия,Марса и Венеры; исследованияпланет земной группыкосмическими аппаратами

Фронтальный опрос

07.12

14

Планеты-гиганты. Планеты-

карлики

КУ

Физические свойства Юпитера,Сатурна, Урана и Нептуна;вулканическая деятельность на

спутнике Юпитера Ио; природаколец вокруг планет-гигантов;планеты-карлики

Фронтальный опрос

14.12

15

Малые тела Солнечной системы

КУ

Физическая природа астероидови комет; пояс Койпера и облакокомет Оорта; природа метеоров и

метеоритов

21.12

16

Современные представления о происхождении Солнечной системы

КЗУ

Современные представления опроисхождении Солнечной

системы

Самостоятельная работа

25.12

17

Методы астрофизических

исследований

УОНМ

Принцип действия и устройствотелескопов, рефракторов ирефлекторов; радиотелескопы и

радиоинтерферометры

Знать/понимать:основные физические

характеристики Солнца:

- масса,

- размеры,

- температура;

- схему строения Солнца ифизические процессы,

происходящие в его недрах и

атмосфере;

- основные проявлениясолнечной активности, их

причины, периодичность ивлияние на Землю;

- основные характеристики звёздв сравнении с Солнцем:

- спектры,

- температуры,

- светимости;

пульсирующие и взрывающиеся

звезды;

- порядок расстояния до звёзд,способы определения и размеровзвёзд;

- единицы измерения расстояний:

- парсек,

- световой год;

- важнейшие закономерностимира звёзд;

- диаграммы «спектр–светимость» и «масса–

светимость»;

- способ определения массдвойных звёзд;

- основные параметры состояниязвёздного вещества:

- плотность,

- температура,

- химический состав,

- физическое состояние;

- важнейшие понятия:

- годичный параллакс,

- светимость,

- абсолютная звёзднаявеличина;

- устройство и назначениетелескопа;

- устройство и назначениерефракторов и рефлекторов

Уметь: - применять основные положения

ведущих физических теорий приобъяснении природы Солнца извёзд;

- решать задачи на расчётрасстояний до звёзд по

известному годичномупараллаксу и обратные, на

сравнение различных звёзд посветимостям, размерам итемпературам;

- анализировать диаграммы«спектр–светимость» и «масса–светимость»;

- находить на небе звёзды:

- альфы Малой Медведицы,

- альфы Лиры,

- альфы Лебедя,

- альфы Орла,

- альфы Ориона,

- альфы Близнецов,

- альфы Возничего,

- альфы Малого Пса,

- альфы Большого Пса,

- альфы Тельца

Устный опрос

18

Солнце

КУ

Определение основных

характеристик Солнца; строениесолнечной атмосферы; законы

излучения абсолютно твёрдоготела и температура фотосферы ипятен; проявление солнечной

активности и её влияние на

климат и биосферу Земли

Сообщения учащихся

19

Внутреннее строение и источникэнергии Солнца

КУ

Расчёт температуры внутри

Солнца; термоядерный источникэнергии Солнца и переносэнергии внутри Солнца;наблюдения солнечных нейтрино

Фронтальный опрос

20

Основные характеристики звёзд

КУ

Определение основных

характеристик звёзд;

спектральная классификация

звёзд; диаграмма «спектр–

светимость» и распределение

звёзд на ней; связь массы со

светимостью звёзд главной

последовательности; звёзды,

красные гиганты, сверхгиганты и

белые карлики

Беседа   по вопросам

21

Белые карлики, нейтронные

звёзды, чёрные дыры. Двойные,кратные и переменные звёзды

КУ

Особенности строения белых

карликов и предел Чандрасекарана их массу; пульсары инейтронные звёзды; понятиечёрной дыры; наблюдениядвойных звёзд и определение ихмасс; пульсирующие переменные

звёзды; цефеиды и связь периодапульсаций со светимостью у них

Беседа   по вопросам

22

Новые и сверхновые звёзды

КУ

Наблюдаемые проявления

взрывов новых и сверхновых

звёзд; свойства остатков взрывовсверхновых звёзд

Устный опрос, решение задач

23

Эволюция звёзд

КЗУ

Жизнь звёзд различной массы иеё отражение на диаграмме

«спектр–светимость»;

гравитационный коллапс и взрывбелого карлика в двойнойсистеме из-за перетекания нанего вещества звезды-компаньона; гравитационныйколлапс ядра массивной звезды в

конце её жизни. Оценка возрастазвёздных скоплений

Самостоятельная работа

Млечный путь (3 ч)

24

Газ и пыль в Галактике

УОНМ

Наблюдаемые характеристики

отражательных и диффузных

туманностей; распределение ихвблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики

Знать/понимать:

- понятие туманности;

- основные физическиепараметры, химический состав ираспределение межзвёздноговещества в Галактике;

- примерные значенияследующих величин:

- расстояния между звёздамив окрестности Солнца, ихчисло в Галактике, еёразмеры,

- инфракрасный телескоп;

- оценка массы и размеровчёрной дыры по движениюотдельных звёзд.

Уметь:

-объяснять причины различия видимого и истинногораспределения звёзд,межзвёздного вещества игалактик на небе;

- находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её

размеры;

- оценивать массу и размерчёрной дыры по движению отдельных звезд

Беседа   по вопросам

25

Рассеянные и шаровые звёздныескопления

КУ

Наблюдаемые свойства

скоплений и их распределение в

Галактике

Решение задач

Доп. урок за 08.03

26

Сверхмассивная чёрная дыра вцентре Млечного Пути

КУ

Наблюдение за движением звёздв центре Галактики в

инфракрасный телескоп; оценкамассы и размеров чёрной дырыпо движению отдельных звёзд

Решение задач

 Наша Галактика (3 ч)

27

Классификация галактик

УОНМ

Типы галактик и их свойства;

красное смещение и определениерасстояний до галактик; законХаббла; вращение галактик и

содержание тёмной материи в

них

Знать/понимать:

- основные физическиепараметры, химический состав ираспределение межзвёздноговещества в Галактике;

- примерные значенияследующих величин:

- основные типы галактик,различия между ними;

- примерное значение ифизический смысл постояннойХаббла;

- возраст наблюдаемых небесныхтел

Уметь:

- объяснять причины различиявидимого и истинногораспределения звёзд,

межзвёздного вещества игалактик на небе

Устный опрос

28

Активные галактики и квазары

КУ

Природа активности галактик;

природа квазаров

Фронтальный опрос

29

Скопления галактик

КУ

Природа скоплений и роль

тёмной материи в них;

межгалактический газ и

рентгеновское излучение от него;ячеистая структура

распределения Галактик и

скоплений во Вселенной

Тест

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

30

Конечность и бесконечность

Вселенной. Расширяющаяся

Вселенная

УОНМ

Связь закона всемирного

тяготения с представлениями оконечности и бесконечности

Вселенной; фотометрический

парадокс; необходимость общей теории относительности для

построения модели Вселенной

Знать/понимать:

- связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности

Вселенной;

- что такое фотометрический парадокс;

- необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной;

- понятие «горячая Вселенная»;

- крупномасштабную структуру Вселенной;

- что такое метагалактика;

- космологические модели Вселенной

Уметь:

- использовать знания по физикеи астрономии для описания иобъяснения современнойнаучной картины мира

Устный опрос

31

Модель «горячей Вселенной» и

реликтовое излучение

КУ

Связь средней плотности

материи с законом расширения игеометрией Вселенной; радиус ивозраст Вселенной

Беседа по вопросам

Современные проблемы астрономии (4 ч)

32

Ускоренное расширение

Вселенной и тёмная энергия

УОНМ

Вклад тёмной материи в массуВселенной; наблюдение

сверхновых звёзд в далёких

галактиках и открытие

ускоренного расширения

Вселенной; природы силы

всемирного отталкивания

Знать/понимать:

- какие наблюдения подтвердилитеорию ускоренного расширенияВселенной;

- что исследователи понимаютпод тёмной энергией;

- зачем в уравнение Эйнштейнабыла введена космологическаяпостоянная;

- условия возникновения планетоколо звёзд;

- методы обнаруженияэкзопланет около других звёзд;

- об эволюции Вселенной ижизни во Вселенной;

- проблемы поиска внеземныхцивилизаций;

- формула Дрейка

Уметь:

- использовать знания,полученные по физике и

астрономии, для описания иобъяснения современнойнаучной картины мира;

- обосновывать свою точкузрения о возможности

существования внеземныхцивилизаций и их контактов снами

Устный опрос

33

Обнаружение планет возле

других звёзд

КУ

Невидимые спутники у звёзд;

методы обнаружения экзопланет;экзопланеты с условиямиблагоприятными для жизни

Фронтальный опрос

34

Поиск жизни и разума во

Вселенной

КУ

Развитие представлений о

существовании жизни во

Вселенной; формула Дрейка и

число цивилизаций в Галактике;

поиск сигналов от внеземных

цивилизаций и подача сигналовим

Выступления учащихся с презентацией

35

Обобщающее повторение

УОСЗ

Повторение и обобщение изученного материала

Знать: теоретический материал, изученный в 10 классе

Уметь: применять полученные знания, умения и навыки на практике

Тест

УОНМ урок ознакомления с новым материалом

УЗИМ –урок закрепления изученного материала

УПЗУ – урок применения знаний и умений

КУ – комбинированный урок

КЗУ – контроль знаний и умений

УОСЗ– урок обобщения и систематизации знаний

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по астрономии

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ― ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.

Оценка «4» ― ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.

Оценка «3» ― ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.

Оценка «2» ― ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.

Оценка «1» ― ответ, решение задачи или результат работы с картой отсутствуют.

Критерии оценивания тестового контроля:

Оценка «1» - от 10 до 20 % правильно выполненных заданий.

Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.

Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.

Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.

Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.

Оценка самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.
  4. Небрежное отношение к оборудованию.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.

Недочеты

  1. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем.
  2. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение

  1. Примерная программа курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (под ред. В.М. Чаругина), М.: «Просвещение», 2017г.
  2. Астрономия.Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2017.
  3. Астрономия. Учебное пособиедля общеобразовательныхорганизаций, 10-11 классы, В.М.Чаругин, М.: «Просвещение», 2017г.
  4. Дидактический материал по астрономии. Малахова Г.И., Страут Е.К.

MULTIMEDIA – поддержка предмета:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа Астрономия 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Астрономия 10-11» для общеобразовательных школ рекомендованной Министерством Образования и Науки РФ (автор В.М.Чаругин, Просвещение...

Рабочая программа Астрономия 11 класс

Рабочая программа по астрономии...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...